takya.ru страница 1
скачать файл
Использование игр и упражнений с элементами ТРИЗ в развитии фонематических процессов у дошкольников

Кладовщикова Ирина Сергеевна

Для формирования фонематических процессов у дошкольников мы, помимо традиционных игр и упражнений, предлагаем использовать игры и упражнения с элементами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)



Игра «Да-нетка». (1-й и 2-й варианты – авторские разработки)

Цель: формирование навыков фонематического анализа и синтеза; умения задавать вопросы, развитие слухового внимания и памяти.

Ведущий - педагог или ребёнок загадывает звук (слово). Дети задают вопросы, используя схему. Ведущий отвечает только «да» или «нет».

1вариант: Отгадывание задуманного слова (из предложенных слов).

В этом слове есть звук П? (нет) – убираются картинки, на которых слова со звуком П. В этом слове последний звук А? (да) – оставляются слова, в которых последний А. И т.д.

2 вариант: Отгадывание звука, буквы. На доске записываются буквы и снизу обозначаются символами (красный, синий, зелёный кружок). Может быть загадан звук в одном слове. Дети задают вопросы: «Это звук гласный? Звонкий? Мягкий? И т.д. По ходу ответов, не соответствующие характеристике звука буквы вычёркиваются, чтобы не повторялись вопросы.


Есть ещё варианты, когда игру можно использовать и по значению слов.

В этих случаях детей учат задавать вопросы такие, как: «Это живое? Это рукотворный предмет? Посуда? И т.д.



Игра «Строители слова» (приём эмпатии)

Цель: Формировать навык фонематического анализа. Учить задавать вопросы, правильно их строить, слушать и слышать друг друга, обращаться вежливо.

Детям предлагается назвать в слове по порядку звуки и превратиться в буквы их обозначающие. Дети, которые «не превратились», берут интервью у детей «букв». Например: «Скажите, пожалуйста», [Н], вы гласный или согласный звук? (ответ: я согласный.). А у вас есть друзья? (ответ: «да, я дружу с [О]» - если это слово «нос»). Скажите, пожалуйста, [С], в каких вы ещё словах бываете? И т.д.
Игра «Теремок» (по аналогии со сказкой.)

1-й вариант (авторская разработка). Цель: Формировать навыки фонематического анализа и синтеза, учить характеризовать звук по все его параметрам.

Дети исполняют роль звука – буквы. Свою роль узнают, доставая из «чудесного мешочка» объёмные буквы (или определяют букву по наждачной бумаге, или надевают маску буквы, или др.). Педагог начинает сказку: «Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок. Как по полю – полю, буква бежит, у ворот остановилась и стучит»… Слово, которое «живёт в теремке» может быть известно детям. Педагог заранее сообщает, что в теремке решило поселиться слово…, тогда дети сами определяют, кому бежать к теремку первым, 2 –м и т.д. А также слово может быть и неизвестно, тогда педагог называет, какая «буква» первой бежит, 2 – ой и т. д. А в конце дети читают полученное слово. Каждая приходящая в теремок «буква» рассказывает о себе (какой звук она обозначает) и просится в теремок.

Другой вариант этой игры – когда дети «превращаются» в предметы и приходят в теремок по принципу схожести-непохожести. Дети сами определяют, чем они похожи на предыдущий предмет. Например, в теремочке живёт гвоздь. «Я – карандаш, - говорит ребёнок, - я такой же острый, как ты гвоздь. Пусти меня к себе жить». «А я – стол деревянный, как карандаш» «Я – самолёт. Моё название начинается на звук С, как и у слова «стол» И т.д.



Игра «Пресс-конференция»

Цель: формирование фонематических процессов, развитие коммуникативных навыков.

Эту игру можно организовать при работе над любым звуком. Часть детей становятся корреспондентами. Они задают вопросы другой части детей, которые по выбору выполняют роль слов, подобранных на звук (например: [ш] – шкаф, шуба, шалаш и т.д.). Дети учатся задавать вопросы, обязательно давать ответ – реальный или фантастический. (Например, скажите, пожалуйста, шкаф, какие вещи хранятся внутри вас? И т.д.) На таких занятиях целесообразно использовать магнитофон или видеокамеру – это даёт возможность детям ощутить себя настоящими корреспондентами, а также проанализировать своё поведение и речь в ходе «пресс конференции» (по видео или аудиозаписи).

Игру можно организовать по любой лексической теме («Посуда», «Мебель», «Птицы», «Домашние животные» и другие)


Игровое упражнение «Волшебные очки».

Цель: формировать умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным.

Детям предлагается надеть очки разного цвета (формы), нарисовать (или просто назвать) предметы на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы). Например: [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака.… Далее можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т.д.
Игра «Сказка-калька». (Идея Дж. Родари)

Цель: формировать фонематические представления. Учить символическому моделированию сказок. Воспитывать самостоятельность мышления при выборе символического обозначения.

Педагог вспоминает с детьми хорошо им знакомую сказку и предлагает её рассказать. Один-два ребёнка будут рассказывать, а все остальные за это время её «записывают». Первый раз это показывает сам педагог на доске. Затем, дети создают как бы портрет этого героя, украшая каждую букву (соответствующую первому звуку в названии героя) элементами, характеризующими именно этого сказочного персонажа. Вечером для родителей устраивается выставка – пусть отгадывают, какую сказку «записали» дети.
Игра «Рассказ из слова». (Метод ТРИЗ – синектика, символическая аналогия).

Цель: формирование навыка фонематического анализа, развитие образного мышления, связной речи.

Педагог загадывает любое слово, дети называют его по звукам и записывают большими буквами на доске, листе или рулоне обоев. Затем педагог предлагает детям придумывать слова, начинающиеся на каждый звук - букву. Одно из слов зарисовывается под буквой картинкой, понятной для всех. После этого каждый из рисовавших детей составляет 1-2 предложения со своим словом, так чтобы в целом получился рассказ.

Например:

М А К

Мама автобус кот



Фотозапись рассказа детей:

Однажды мама отправилась погулять. Она ходила по улицам и смотрела по сторонам. Ножки у неё устали и она села в автобус. Долго мама ехала и вдруг увидела кота. У него не было хозяина, и мама взяла его к себе. Она назвала его Пушок.

.

Более сложный вариант, когда в рассказе обязательно необходимо задействовать или сделать главным героем, тот предмет, который обозначили ключевым словом.



Когда дети затрудняются в придумывании слов на звуки, можно подготовить картинки и помочь им отобрать нужные.
Обратная игра «Рассказ в слово» (авторская разработка)

Педагог (а затем это могут делать и дети) предлагает послушать рассказ и записать первые буквы слов, которые он произнесёт громко (тихо, нараспев и т.п.) Например:



Ослик встретил Собачку. И угостил её Арбузом. (ОСА)
Игра «Зашифрованная буква» (символическая аналогия) – авторская разработка.

Цель: формирование фонематических процессов, закрепление буквы; развитие воображения.

Буква зашифровывается (зарисовывается) по предмету (в – варежка, т – топорик…), по признаку (п – пушистая, полосатая, к – кудрявая…), по действию (д – дрожит, п – ползёт, с – смеётся…). Дети не только запоминают образ буквы, но и учатся подбирать слова (предметы, признаки, действия) на звук, которой соответствует данной букве, развивается их творчество, воображение, так как нужно придумать, как изобразить, чтобы было видно, например, что это буква П и она пушистая.

Игровое упражнение «Чья это тень?»

Цель: развитие умения определять наличие звука в слове, формирование фонематических представлений.

Тени можно показывать детям на стене, используя лампу как прожектор. Детей лучше посадить на ковёр ближе к стене, подальше от лампы – в этом случае они не будут видеть предметов. Между стеной и лампой располагают предмет, отбрасывающий тень. Дети отгадывают, что за предмет. Ориентир для них – наличие в слове какого-либо звука.

Можно использовать контуры предметов на карточках.



«Волшебный телевизор» (Системный оператор. Его называют «схемой талантливого мышления» / Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. /Наука 1991г.)

Цель: формировать фонематические процессы; системные знания о единицах языка; упражнять в анализе слогов, слов, предложений…

ОБРАЗЕЦ:

Прошлое Будущее


Слово


(кубик, кудрявая, кушает)

НС

Слова предметы

(признаки, действия)


Текст (здесь можно нарисовать картинку и составить рассказ, используя данное предложение.

Слог:


КУ

С

Слово:


КУБИК

Предложение:

Кубик лежит на столе






ПС


Мы используем 9-тиэкранное прозрачное пособие, в которое вставляем по мере ответов картинки, символы (звуков, слогов, слов, предложений), рисунки детей.

В центре – система (С). Сверху – надсистема (НС) – то, к чему относится данная система. Снизу – подсистема (ПС)– то, из чего состоит данная система. Слева – прошлое системы. Справа - будущее системы.

Необязательно задействовать сразу все экраны, достаточно поэтапно, фрагментарно, вставлять элементы системного подхода к предмету изучения. Можно оттолкнувшись от заполнения одних экранов, плавно перейти к другой теме занятия, заодно повторив предыдущую.

С помощью системного оператора можно рассмотреть предмет или явление по любой лексической теме. Например, цыплёнка. Его надсистема – птенец домашней птицы. Подсистема – голова, туловище, клюв, гребешок, пух….В прошлом – это было яйцо, которое состояло из белка, желтка и скорлупы. В будущем – это петух или курица и т.д.

Это научит ребёнка мыслить системно, будет способствовать развитию связной речи.


Игровое упражнение «Сказка о себе»

Цель: снятие скованности; развитие умения пользоваться имеющимися знаниями, развитие связной речи.

Детям предлагается поставить себя на место какого-либо звука (слова) и рассказать о себе. Можно использовать алгоритм (схему-карточку) рассказа.

Рассказ может быть, например такой: «Я – звук А, я гласный, я могу баюкать малыша «аааааа», могу плакать «ааа», меня можно петь и тянуть. Я дружу с У. Мы похожи. Нас вместе можно петь: АУ…

Рассказывая о слове, можно рассказать о звуковом составе, значении, пофантазировать.

«Кольца Луллия».

Цель: формирование фонематических представлений.

Используются кольца разных размеров, вращающиеся по отношению друг к другу (они нанизаны на стержень). Начинаем работу с 2-х колец, затем можно увеличить. На кольцах могут быть картинки, буквы, символы гласных и согласных звуков, символы слова (предмета, признака, действия), сверху – стрелка. Что попадает в эту стрелку, то и обсуждается.

Можно, вращая кольца, придумать на выпавший звук имена, подарки ко дню рождения и т.д. Можно использовать кольца для составления рассказов.

Например, выпадает сочетание (по теме «Семья»): бабушка – в – действие. Дети составляют предложение, придумывая действие на [в]: «Бабушка вяжет, воспитывает, варит…» Дедушка – м – признак: мужественный, молодой, милый….

«Кольца Луллия» можно использовать для занимательного чтения, разместив на кольцах буквы, звуковые символы, слоги, вращать их и читать, что получается или искать возможные концовки слов.




Игра «Горки» (системный подход)

Цель: упражнять в отборе слов на заданный звук; развивать словесно-логическое мышление через нахождение общей надсистемы.


?

Детям предлагается отобрать слова на заданный звук. Например, на звук Ф: валенки, филин, фен, вата, фокусник, василёк, туфли. Отобранные слова расставляются на доске. Каждые рядом стоящие слова объединяются горкой. Далее обсуждаем с детьми, где мы можем встретить два этих слова вместе. Например: Филин и фокусник выступают в цирке. Фен и туфли купили в универмаге. Фокусник пришёл в парикмахерскую, и ему феном уложили волосы. И т.д. (см. рисунок).
Игра «Весёлая встреча» (с использованием таблицы)

Цель: развитие фонематического восприятия; воображения, умения составлять предложения.

На полу мелом чертится или выкладывается верёвочкой таблица. Детям предлагается отобрать слова похожие по звучанию и расположить один ряд вертикально, другой горизонтально. Затем дети прыгают в любой пустой квадрат и составляют предложение со словами, попавшими в точку пересечения.





лимон

вагон

батон

билет










букет









пакет









Например: букет – билет. Букет лежит в вагоне. Мы с букетом стоим у вагона. Букет – лимон. Папа подарил бабушке букет роз и лимон. И т.п.




Примерные конспекты организованной образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ (авторские разработки).

Звук и буква Ы.

Цель: познакомить со звуком Ы.

Задачи: Образовательные:

1) Учить выделять звук в середине и в конце слов.

2) Учить соотносить звук и букву.

Коррекционно-развивающие:

1) Развивать фонематический слух на основе выделения звука в ряду гласных, в слогах, словах.

2) Развивать внимание, память через д/и «Что изменилось», «Назови и запомни», «Да – нетка».

3) Развивать логическое мышление через решение противоречий.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятиям.



Ход: Орг. момент. – Сегодня мы отправимся в звуковой лес. (Педагог бросает клубок ниток. Дети заходят по ниточке. На «кочках» - картинки).

– Дальше мы сможем продвигаться, назвав какой звук спрятался в середине этих слов (мак, дуб, мох, сук…) Дети произносят протяжно слово, выделяют звук и прыгают с кочки на кочку.

1. – Ну, вот мы и в лесу. Закройте глазки и послушайте, кто это рычит.

Ы Ы Ы ( дети высказывают предположение кто так рычал). Это медведь зовёт своих медвежат (уточнение артикуляции).

2. – А медвежата откликаются (дети берут символы звука – медвежат).

Если услышите песенку папы - медведя, произносите Ы и поднимайте кружок с медвежонком. А, Ы, У, Ы, Ы, О… ма, мы, вы, но, ты…

3. – Как произносили звук Ы? (напевно, протяжно, при произношении нет преград). Какие ещё звуки, которые мы изучили, бывают протяжными?

Как называют эти звуки? Что ещё бывает таки протяжным, длинным? Найдите среди вещей медвежат (дети выбирают). Значит: Ы тянется, как шарфик, паровозик, верёвочка, книжка – раскладушка.

4. – Медвежата любят предметы – слова со звуком Ы. Посмотрите, правильно они нашли слова со звуком Ы. (игры с картинками «Найди ошибку», «Что изменилось»)

5. – Перевернём картинки, в которых Ы в конце поётся. Отложим картинки для папы - медведя, в которых звук Ы в серединке.

6. – Ну, вот мы отложили картинки – слова (бык, дым, тыква). У папы есть слова и на другие звуки: ослик, облако - ? Усы, улей - ? Азбука, аист - ? (картинки все выставляются в ряд). Папа загадал слово, а медвежатам нужно отгадать его. Поможем им? Поиграем в «Да – нетку» (дети задают вопросы о наличии в слове изученных звуков. Картинки, в которых нет данного звука, убираются).

Физкультминутка: (автор стихотворного текста «Озорная азбука» - Рыбак Е.В.)

«Ы»,- сказала буква Ы (показ буквы), дети качают головой.

Озорная буква Ы.

Я не просто буква Ы – прыжки

Я несчастная, увы… присели

Я в начале не бываю: ходьба на месте

Своих слов не начинаю – повороты головой

Всё в конце, увы, увы, пальцы сжимают в кулаки

Ставят чаще Ы-Ы-Ы. Хлопки

Что мы узнали из стихотворения?

7. На что она похожа Ы?

Из чего можно построить букву в лесу? (дети строят букву из листиков, из ягод рябины, камешков) Обведем букву большим пальцем, мизинцем, локотком, носиком. Из чего необычного в лесу можно построить букву? (дети предлагают). Построим букву из ребят.

Обыгрывание стихотворения: Ты худой, а я толстяк, ешь поменьше натощак.

Чем хороша (плоха) буква из ребят? (обсуждение). Скоро нам уходить из леса. Как сделать так, чтобы буква из ребят осталась? (фото, обвести мелом...)

8. Итог. Что узнали о звуке Ы? Припоминание слов со звуком Ы.

По звуковому лесу прогуляемся и эхом пооткликаемся: АЫУ, ЫУО… (дети повторяют ряд гласных и уходят из «леса»).


Звуки К – Г – Х.

Цель: учить дифференцировать звуки К, Г, Х



Задачи: Образовательные:

1. Учить выделять звуки в разных позициях в словах.

2. Учить соотносить звуки и буквы.

Коррекционно-развивающие:



  1. Развивать фонематический слух на основе дифференциации К – Г – Х

  2. Преодолевать речевую замкнутость, развивать внимание, память и воображение посредством приёмов ТРИЗ (символиче­ская аналогия, эмпатия).

  3. Развивать мелкую моторику рук

Воспитательные:

1)Воспитывать вежливых собеседников.

2)Воспитывать интерес к звуковой оболочке слов.

Ход: Орг. момент. Появление крота. (Подвижная картинка)

– Ой! Попал я не туда! Я серый крот. И не красавец, не урод.

Как и все кроты, рою я ходы.

1. – Уважаемые строители, постройте скорее слово «ходы», чтобы крот нашёл воду. (Дети называют по порядку звуки, берут соответствующие буквы – «превращаются» в них. Уточняется, что 2-ой звук А, который обозначается буквой О. Строятся по порядку. (На картинке появляется «вода») Дети, которые не участвовали в строительстве слова, берут интервью у звуков-букв:

«Скажите, пожалуйста, вы звонкий или глухой?»

«Скажите, пожалуйста, вы твёрдый или мягкий?» и т.д.)

– Звук Х убежал из слова, прибежал Г. Какое слово получилось? (показ картинки «годы»). Вместо Г прибежал К. Что получилось? (картинка «коды»-уточнение значения слова).

2. Какие согласные были в начале слов? Нарисуйте свои портреты в окошечках. (Дети записывают буквы Г, К, Х на доске.)

Чем же похожи эти звуки? (обращаю внимание детей на символический план рассказа о звуке). Положим на тарелочку то, в чём их сходство (синий кружок – согласные, камень – твёрдые, язычок – преграда при произношении этих звуков). Почему не положили ниточки? (только Х – протяжный, К Г – отрывистые).

– Почему не положили колокольчик? (Г – звонкий, К Х – глухие).

3. – Стану я сейчас водить, звуки, слоги и слова произносить.

Вы, ребята, угадайте, чья в них песенка, узнайте. (Дети поднимают кружочки – символы: К – каблучок, Г – гусь, Х – хоккеист).

К, х, г, ха, га, ка, кастрюля, гладиолус, художник, гости, мох, моток, вагон… Ваши ушки внимательными были, звуки правильно определили.

4. – А теперь внимательно посмотрите и звуки в картинках определите. (Дети переворачивают картинки на столах и отбирают на К, Г, Х - выставляют на доску в ряд).



Физкультминутка (автор текста «Озорная азбука» - Рыбак Е.В.:

(дети изображают букву К).

Королева буква К (раздвинутые пальцы рук поднимаются над головой, изображая корону)

Колдовала – к – к – к, (выпрямленные руки, пальцы сжимаются в кулак и

разжимаются)

Ключ искала – к – к – к (повороты вправо, влево)

К королевству – к – к – к. (руки – домиком над головой)

Говорила буква Г (изображают букву)

Как гимнастка –г – г – г

Гнула шею г – г – г (наклоны головы)

Хохотала буква Х (изображают букву)

Ха-ха-ха да ха-ха-ха, (прыжки – ноги в стороны и перекрёст)

Ходит – ходит буква Х, (ходьба)

Хороводит буква х – х – х . (кружатся)

Вот какие буквы (полуприседания)

Озорные буквы.

5. «Да-нетка» (по отобранным словам). Дети отгадывают задуманное слово, задавая вопросы по наличию в них звуков. Педагог отвечает только «да» или «нет». (Картинки, в которых нет названного звука, убираются. Остаётся слово-отгадка).

6. Переход на коврики. Отгаданное слово называется детьми по звукам и записывается на ватмане буквами. На каждую букву дети придумывают слова. Наиболее подходящие слова дети зарисовывают под буквами.

7. «Рассказ из слова»: по нарисованным словам – картинкам дети придумывают рассказ по цепочке.

8. Разгадывание зашифрованного звука (К, Г или Х) и лепка соответствующей буквы. Оживление буквы (добавление глазок, ручек). Педагог тоже участвует в лепке: «Я буква К. Я могу красить, кушать, купать… А ты?» Обыгрывание букв детьми. Придумывание действий на звук.

9. Итог. Оценка деятельности детей.

Звуки ЛЬ - Й.

Цель: дифференциация ль-й

Задачи: Образовательные:

Закреплять представления о мягкости согласных.

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать фонематические процессы на основе дифференциации звуков.

2.Развивать диалогическую речь через игру «Пресс-конференция»

Воспитательные:

Воспитывать внимательного собеседника.

Ход: Орг. момент (припоминание картинок на Л, Л`)

1. Дети заходят в кабинет, задевают струну балалайки и превращаются в звук Л`.

– Уважаемые звуки, расскажите, пожалуйста, о себе, своих путешествиях в словах. (Игра «Сказка о себе»- уточняется характеристика Л Например, «Я – звук ЛЬ – мягкий, нежный, когда меня произносят язычок поднимается в верх за зубки. Живу в словах лев, лебедь, альбом, ель» и т.д.)

2. Послушайте рассказ и назовите слова, в которых вы есть.



Лене на день рождения подарили лейку, куклу Лиду, льва и юлу.

В названии какого подарка нет мягкого ЛЬ?

Правильно, юлы.Какой звук издаёт юла?(Й) Мы будем различать ЛЬ – Й.

3. Поиграем с юлой: делаем вращательные движения указательным пальцем и произносим: й-й…(уточняем артикуляцию, характеристику, сходство и различие с [л`])

4. «Заведи юлу, если услышишь Й». Дети выполняют вращательное пальчиковое упражнение на звук Й. Педагог произносит звуки, слоги, слова.

5.- Звуки бегали, как белки, И играли все в горелки.

Завертелись, закружились, Не в том месте очутились.

Разбежались впопыхах, Не в своих стоят словах.

Педагог произносит слова, заменяя в нём звук, и бросает ребёнку мяч. Тот должен произнести слово правильно и вернуть мяч. Слова: ляблоко, топой, юди, тюйпан, угой, пайто, ваенки, лягоды, ебедь…

Физкультминутка: (Рыбак Е.В)

Вот красотка буква Л – изображают букву, далее действия по тексту.

Озорная буква Л! Льёт водичку –ЛЬ – ЛЬ – ЛЬ

Моет личико ЛЬ – ЛЬ. Лобик гладит Л – Л,

Лаком ногти красит Л. В волосах у буквы Л

Лучший в мире новый гель.

Ох, красотка буква Л, полуприседания и повороты

Озорная буква Л! (Какие слова со звуком ль запомнили?)

6. «Звуковой магазин» - отбор картинок на Л` и Й. У детей кружки-символы звуков: «балалайка»-ль; «юла»-й. На символы дети «покупают» картинки.

Побуждаем детей к развёрнутым предложениям: «Дайте, пожалуйста, майку, потому что в этом слове есть звук Й».

7. Детям предлагается выбрать роли «купленных» слов, часть детей становятся корреспондентами.

-Внимание, дорогие друзья, мы начинаем нашу пресс-конференцию. У нас в гостях сегодня МАЙКА, ЮБКА, ЛЕБЕДЬ, ПАЛЬТО, ПОПУГАЙ (дети, выполняющие эти роли, встают и кланяются). А также корреспонденты газет и журналов: корреспондент журнала «Весёлые картинки» - Анна и т.д. Они хотят больше узнать о наших гостях и написать об этом в своих газетах и журналах. Итак, прошу задавать вопросы.

(Напоминаю, что вопрос нужно задавать вежливо, на вопрос нужно обязательно давать ответ – в случае, когда не знаешь что ответить, можно сказать: «Затрудняюсь ответить»). Вопросы могут быть любые, например: Скажите, пожалуйста, пальто, вы для мальчиков или девочек?

8.-Мы заканчиваем нашу пресс-конференцию. Очень интересные вопросы сегодня задавали.…А какие звуки мы различали? Какие гости со звуком ЛЬ (Й) у нас были? Спасибо за внимание.



Литература:

  1. "Педагогика+ТРИЗ" N3, 1997, Гомель, Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий

  2. А.М.Горчакова. Формирование фонематических процессов //Логопедия – 2003 № 1-2

  3. Страунинг А.М. Программа по ТРИЗ – РТВ «Росток» для детей дошкольного возраста. Обнинск: 1995г

  4. Страунинг А.М. Методы активизации дошкольников. Обнинск: 1996г.

  5. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. /Наука 1991г.
скачать файл



Смотрите также:
Использование игр и упражнений с элементами триз в развитии фонематических процессов у дошкольников
173.28kb.
Развитие фонематических процессов. Дидактический материал Абрамова Наталия Викторовна, учитель-логопед
229.46kb.
Международная Ассоциация триз ООО «ключевые технологии триз»
15.04kb.
1 Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательного интереса Глава 2
1093.89kb.
Программа направлена на развитие детского музыкального слуха и голоса. Программа по дополнительному музыкальному образованию детей дошкольного возраста создана по запросу родителей
299.28kb.
Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики
440.64kb.
Чернышёва А. А. Тема: «Использование цор в музыкальном воспитании дошкольников»
49.15kb.
Руководство по эксплуатации Назначение: для игр и спортивных упражнений детей и взрослых
76kb.
«Использование инновационных приемов пальчиковой гимнастики»
136.96kb.
Годовые задачи по оздоровлению дошкольников мдоу №28
62.71kb.
Актуальность коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста
92.43kb.
Использование сюжетно-ролевых игр при обучении английскому языку в 1 классе
55.02kb.