takya.ru страница 1
скачать файл
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
Гончар-Быш Лариса Николаевна, Россия, Белгородская область, Новооскольский район, с.Великомихайловка, учитель биологии МОУ «Великомихайловская СОШ».
Воспитать бережное отношение к природе, повысить культуру личности помогает использование краеведческого материала во внеурочной деятельности. В основе лежит простая истина, что свое, близкое и родное в природе понятнее и яснее, чем чужое и далекое. Среди воспитательных задач краеведения на первое место ставится эмоциональное отношение учащихся к окружающему миру. Именно эмоциональный элемент психики ребенка позволяет формировать личность и взгляды, стимулировать активность учащихся. Методы и приемы сбора краеведческого материала способствуют развитию наблюдательности и формированию навыков поисково-исследовательского характера.

Внеклассное мероприятие проводится среди учащихся 9-11 классов. Проведению мероприятия предшествует научно-исследовательская деятельность учащихся по изучению состояния местных водоемов.



Цель: актуализировать знания учащихся о современном состоянии природной среды, развитие навыков учебно-исследовательской деятельности, воспитание экологической культуры.

Применяемые технологии: технология проектного обучения.

Методы: проблемно-исследовательские.

Оборудование: компьютер, проектор для проецирования слайдов, видеофильмы института консалтинга экологических проектов «Чистая капля воды», «Думая о воде», стенд для размещения работ учащихся.

Классный час: «Вода-это жизнь».

На фоне музыки и слайдов с пейзажами выходят ведущие.

1 ведущий. Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.



2 ведущий. Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей.



1 ведущий. На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!



2 ведущий. Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!



1 ведущий. Вы ее в пруду найдете,

И в сыром лесном болоте

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!



Демонстрация фрагменты фильма «Чистая капля воды»

1 ведущий. К сожалению, проблема загрязнения воды не обошла стороной и наше село.

2 ведущий. Учащиеся старших классов на протяжении нескольких лет занимаются изучением проблемы загрязнения воды и сохранения биоразнообразия наших водоемов.

1 ведущий. И сегодня они поделятся с вами результатами своих исследований.

Выступление учащихся на темы: «Экологическое состояние малых рек с.Великомихайловка» и «Изучение состояния водонакопителя Новооскольского рыбхоза биоиндикационными методами». На экране демонстрируются слайды по проблеме исследования.

1 ведущий. В настоящее время мы часто слышим о проблеме парникового эффекта и потеплении климата. Анализ данных метеорологической обсерватории МГУ и ряда других источников пока­зывает, что в Москве за 100 лет среднегодовая температура воздуха выросла на 2,3 °С, тем­пература апреля - на 3,2 °С, годовые суммы осадков - на 150 мм Происходит увеличение количества проливных дождей и снегопадов в средних и высоких широтах Северного полушария (кроме восточной части Азии), в то время как в тропиках и субтропиках обоих полушарий количество дождей сократилось. В обширных районах Восточной Европы, западной части России, центральной Канады и Калифорнии, пиковые значения речных стоков сдвинулись с весны на зиму, так как большее количество осадков выпадает в виде дождя, а не снега, и поэтому быстрее достигает русла реки.

Выступление учащихся на тему: «Влияние климатических и антропогенных факторов на реки с.Великомихайловка».

2 ведущий. 2 февраля 1971 года в городе Рамсаре (Иран) была принята конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц. Основной целью конвенции является сохранение рациональное использование водно-болотных угодий как средство достижения устойчивого развития во всем мире. Наши водоемы богаты разнообразными видами птиц и все они нуждаются в нашей защите.

Выступление учащихся на тему: «Мониторинг орнитофауны водонакопителя с.Великомихайловка». На экране демонстрируются слайды по проблеме исследования.

1 ведущий. «Вода – это жизнь» - гласит старая восточная мудрость. Древние китайские философы приписывали воде высшие моральные качества.

  • Вода – бесцветная и прозрачная, она образец чистоты.

  • Вода смывает с человека грязь – в этом ее гуманность.

  • Вода обнимает вас в летнем пруду, давая прохладу, - в этом ее нежность.

Демонстрация фильма «Думая о воде».

2 ведущий. Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только любоваться природой, нужно приложить все силы, чтобы была она еще краше и богаче на радость людям.

В ходе проведения данного мероприятия реализуется теоретическое и практическое изучение родного края, что дает возможность более глубоко подойти к изучению своей местности. Через внеклассное краеведенье учащиеся не только изучают природу своего края, но и активно применяют приобретенные знания и умения в общественно полезной природоохранной деятельности.
скачать файл



Смотрите также:
Использование краеведческого материала с целью формирования экологической культуры учащихся гончар-Быш Лариса Николаевна
38.38kb.
Пояснительная записка Тема: инновационно-образовательная модель системы формирования экологической культуры в мкоу «Любинская сош №1»
120.14kb.
Ноу «Родник» му илья-Высоковская сош на 2011-2012 учебный год
51.99kb.
Брусничкина Лариса Николаевна учитель русского языка и литературы
653.29kb.
Уточненный состав участковых избирательных комиссий Павловского муниципального района Нижегородской области
123.79kb.
Основная образовательная программа начального общего образования «начальная школа 21 века»
5464.74kb.
Цель: Воспитание экологической культуры и формирование экологической ответственности
47.19kb.
Формирование экологической культуры учеников при изучении химии
54.4kb.
«цор как средство формирования развивающей парадигмы»
64.43kb.
Программа первого национального форума "Музеи Беларуси"
29.3kb.
Иван Николаевич родился в 1902 году в городе Галиче в семье священника. Здесь, в Галиче, закончил гимназию. Кроме него, в семье были сестра Лариса Николаевна и брат Василий Николаевич
9.55kb.
«Мы за здоровый образ жизни»
19.09kb.