takya.ru страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать файл
Реферат по отчету об экспериментальной деятельности

Оценка качества, критерии оценки качества, служба мониторинга, инструментарий опытно-экспериментальной деятельности, взаимодействие с социумом, показатели оценки качества, причины снижения уровня качества образования, рекомендации по повышению качества образования.

Тема исследования: исследование оценки качества образования социумом.
Цель: разработка и апробация механизма оценки качества образования в условиях взаимодействия с социумом путем создания службы мониторинга.
Методология проведения исследования

  1. Разработка единых критериев и показателей оценки качества образования МОУ «СОШ № 3» станицы Советской (ПРИЛОЖЕНИЕ 1):

- изучение методики оценки эффективности деятельности образовательного учреждения, разработанной профессором В.В. Елисеевым и кандидатом педагогических наук В.А. Основиной, основанной на исследованиях ученых-педагогов в области педагогического менеджмента – Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева,М.М. Поташника, В.П. Симонова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, В.Н. Шамардина и др. (см. п.8 данного реферата «Литературные источники»);

- определение объектов оценки качества образования МОУ «СОШ № 3» станицы Советской;

- разработка критерий оценки качества образования МОУ «СОШ № 3» станицы Советской;

- разработка показателей оценки качества образования МОУ «СОШ № 3» станицы Советской;

- приказ от 27.06.2011 года № 90-од «Об утверждении положения о системе оценки качества образования МОУ «СОШ №3» станицы Советской».

2. Создание нормативно-правовой базы экспериментальной деятельности

Для определения количественного результата по некоторым критериям и показателям оценки качества образования недостаточно обычного сбора информации. Необходима отработка критериев измерения степени успешности по следующим направлениям:

- специальная профессиональная компетентность и компетенция;

- степень психологического комфорта учителей и учащихся;

- уровень воспитательного процесса;

- уровень взаимодействия с социумом.

Обязательными условиями для проведения экспериментальной деятельности являются: отслеживание динамики наблюдаемых критерий и показателей качества образования, сравнение результатов, формирование системы накопления информации, формирование рекомендаций по устранению негативных результатов.

Возникла необходимость в сборе и накоплении информации с целью определения эффективности деятельности школы, т.е. в организации службы мониторинга экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 3» станицы Советской (Приказ № 28ле от 28.02.2011 года «Об утверждении положения о службе мониторинга экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 3» станицы Советской»).

3. Разработка и апробация аналико-диагностических материалов для проведения мониторинговых исследований по достижению образовательных результатов
3.1. Создание инструментария оценки качества образования

Система оценки качества образовательного учреждения складывается из определения уровня качества взаимодействия основных составляющих учебного процесса: учеников, учителей, родителей. Поэтому, необходимо определение количественного выражения качества деятельности каждого участника образовательного процесса.

Качество образовательной деятельности учащегося зависит от следующих параметров:

- показатели обученности по учебным предметам (сбор информации),

- результаты участия в олимпиадах (сбор информации),

- степень психологического комфорта (анкетирование),

- уровень тревожности (анкетирование),

- уровень здоровья (сбор информации),

- уровень воспитанности (анкетирование),

- включенность в систему дополнительного образования (сбор информации).

Качество образовательной деятельности учителя зависит от следующих параметров(с указанием способов отслеживания):

- показатели обученности по учебным предметам (сбор информации),

- показатели качества преподавания (анкетирование),

- результаты участия в олимпиадах (сбор информации),

- степень психологического комфорта (анкетирование),

- уровень успешности (анкетирование),

- уровень готовности к изменениям (анкетирование),

- уровень здоровья (сбор информации),

- эффективность воспитательной системы (анкетирование),

- профессиональная компетентность, качество работы классного руководителя (анкетирование).

Качество образовательной деятельности родителей зависит от следующих параметров:

- запрос родителей на модель выпускника (анкетирование);

- удовлетворенность родителей обучение его ребенка в школе (анкетирование);

- участие родителей во внеклассных мероприятиях (сбор информации);

- информированность родителей (анкетирование).

Для того чтобы определить количественное выражение некоторых критериев оценки эффективности деятельности образовательного учреждения, необходимо использовать информацию, предоставленную всеми участниками образовательного процесса. Для этого проще всего использовать анкетирование.

Службой мониторинга были использованы авторские методики:

- диагностическая программа изучения уровня воспитанности учащихся (автор М.И.Шилова);

- анкета «Диагностическая анкета успешности учителя» (авторы В.И. Зверева, Н.В. Немова);

- анкета «Изучение психологического климата в классе» (автор Н.А. Кандашова);

- анкета «Диагностика уровня тревожности учащегося» (опросник Айзенка).

Также, службой мониторинга были разработаны и апробированы следующие анкеты (авторы зам.директора по ОЭР Зайцева О.В., педагог-психолог Цысь Е.А. МОУ «СОШ №3»):

- анкета «Определение комфортности в коллективе» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);

- анкета «Психологическая готовность коллектива к изменениям» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3);

- анкета «Качество работы классного руководителя» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4);

- анкета «Взаимодействие школы с родителями» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5);

- анкета «Запрос родителей на модель выпускника» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6);

- анкета «Информированность родителей» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

Все тесты и методы их обработки сводятся к определению количественного (процентного) выражения и его соответствию уровню показателя оценки качества:

- низкий уровень качества меньше 45 %;

- средний уровень качества 45 – 65 %;

- высокий уровень качества - выше 65 %.

Для удобства в объединении результатов исследований были разработаны единые требования к оформлению результатов анкетирования:

Заключение по результатам исследования


  1. Причина исследования.

  2. Разработка плана исследования, обоснование выбора методик .

  3. Сроки проведения исследования.

  4. Методики.

  5. Результаты исследования:

А) количественные данные представленные в таблицах.

Б) обобщенная интерпретация данных:

В) аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

Г) рекомендации по результатам исследования.



  1. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы.)

3.2. Проведение мониторинговых исследований

Исследования по выявлению уровня качества деятельности учащихся школы проведены впервые по следующим критериям:

- степень психологического комфорта – 56%, средний уровень;

- уровень тревожности – нормальный уровень – 74 %.

Мониторинг уровня воспитанности показал следующую динамику:



Таблица 1.1

Динамика уровня воспитанности учащихся МОУ «СОШ № 3» станицы Советской


2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

1. Показатель уровня воспитанности в начальной школе (1-4 классы)

3,5 баллов

3,6 баллов

3,9 баллов

2. Показатель уровня воспитанности в среднем звене (5-8 классы)

3,3 балла

3.4 балла

3,2 балла

3. Показатель уровня воспитанности в старшем звене (9-11 классы)

3,4 балла

3.3 балла

3,9 баллов

4. Общий показатель по школе

3,4 балла - 50 %

- средний уровень



3,4 балла - 50 %

- средний уровень



3,6 баллов – 52 %

- средний уровень


При сохранении среднего уровня воспитанности на протяжении 3-х лет, все же наметился рост процентного соотношения (таблица № 1)




Таблица 2.1

Включенность учащихся в систему дополнительного образования



2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

80 %

67 %

41 %

Снижение показателей происходит из-за уменьшения количества кружков по интересам учащихся (таблица 2).


Таблица 2.2


Исследования по выявлению уровня качества деятельности педагогического коллектива школы проведены впервые по следующим критериям:

- степень психологического комфорта в коллективе - 60 %, что соответствует высокому порогу среднего уровня комфортности;

- уровень готовности коллектива к изменениям - 46,5 %, что соответствует низшему порогу среднего уровня, однако 90 % коллектива отмечают неизбежность роста самообразования;

- профессионально-важные личностные качества отмечены на высоком уровне - 72 %;

- мотивационные источники - 69 %, что соответствует высокому уровню;

- качество работы классного руководителя составляет - 57 %, что соответствует среднему уровню.


Мониторинг уровня успешности учителя показал следующую динамику:
Таблица 3.1

Динамика уровня успешности учителя МОУ «СОШ № 3» станицы Советской



2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

1. Педагогическая компетентность

62 %

50 %

2. Затруднения в решении учебно-воспитательных задач

19 %

24 %

3. Необходимость в методической помощи

18 %

9,6 %

4. Успешное решение поставленных задач

78 %

59 %

5. Желание и возможность поделиться опытом работы

16 %

2,7 %

6. Социально-коммуникативная компетентность. Педагогика сотрудничества

86 %

61%

7. Информационная культура (умение находить информацию)

84 %

86%

Общий уровень успешности учителя

74 % - высокий уровень

50 % - средний уровень


Таблица 3.2


Произошло снижение самооценки по всем показателям определения уровня успешности учителя по следующим причинам:

- произошла переоценка результатов собственной деятельности в связи с новыми требованиями к аттестации учителей;

- низкая удовлетворенность процессом и результатами своего труда;

- отмечается тревожность коллектива связанная с оплатой труда и сохранения здоровья;

- пассивность коллектива в вопросе планирования инновационной деятельности;

- боязнь трудностей при реализации инноваций;

- неуверенность в пользе инноваций; (нет компенсации за инновационную деятельность)

- снижение интереса к работе;

- невозможность использования ИКТ;

- отсутствие времени для изучения инновационных технологий.


Для определения уровня качества работы учителя недостаточны показатели обученности по учебным предметам, необходимы также показатели качества преподавания. Для определения качества преподавания были разработаны: карта наблюдения и анализа урока, индивидуальная диагностическая карта учителя (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

Предполагается, что в течение учебного года в индивидуальную диагностическую карту учителя будут внесены результаты наблюдения и анализа посещенных уроков. Анализируя критерии показателей урока, можно будет определить проблемные аспекты для каждого учителя, а также определить уровень качества и уровень эффективности урока. К концу учебного года можно будет определить уровень преподавания каждого учителя и всего пед.коллектива школы.


Исследования по выявлению уровня качества деятельности родительской общественности проведены впервые по следующим критериям:

- удовлетворенность родителей обучение его ребенка в школе – 61 %, что соответствует среднему уровню;

- информированность родителей – 38,5 %, что соответствует низкому уровню;

- оценка эффективности воспитательной системы родителями – 55 %, средний уровень. Пэффективности, пнижения родителей, истемы родителями - ные аспекты для каждого учителя, а также определить уровень качества и о мнению родителей, негативные показатели

- недостаточное количество кружков, секций, клубов по интересам учащихся;

- не развита система самоуправления;

- недостаточно прочные школьные традиции;

- отсутствие атмосферы взаимоуважения и сотрудничества между участниками учебно-воспитательного процесса (учитель – ученик, учитель – родитель, родитель – ученик).

- запрос родителей на модель выпускника - исследования показали, что большинство родителей хотят видеть выпускника школы следующей модели: образованного, здорового, обладающего нравственными качествами, почитающего семейные ценности, востребованного на рынке труда. Предпочтения родителей в выборе профильного обучения определились в пользу гуманитарного и универсального профилей.
4. Создание условий для реализации программы эксперимента: взаимодействие с социумом
4.1. Проведение очередного заседания УС: обсуждение результатов проведения мониторинговых исследований по оценке качества образования

На очередном заседании Управляющего совета были рассмотрены результаты мониторинговых исследований: состояния воспитательного процесса школы; состояния психологического климата в детском коллективе; информированности родителей о деятельности школы (протокол № 4 заседания УС МОУ «СОШ № 3» станицы Советской от 13.05.2011 года). Члены УС приняли активное участие в обсуждении обозначенных проблем школы и вынесли следующее постановление:



  1. Организовать совместные рейды работников школы (зам.директора по ВР Ненашевой Н.Д., соц.педагога Каравич Е.Н.), членов родительского комитета, участкового, членов казачества по выявлению подростков курящих, употребляющих спиртные напитки, использующих в речи нецензурные выражения и находящихся в общественных местах после 22.00. (статья № 3, закон Ставропольского края № 52-кз от 29.06.09 года) в срок с 20 мая по 1 сентября 2011 года.




  1. Председателю Управляющего совета (главе Советского сельсовета) Старцеву С.Л. ужесточить контроль над торговыми точками по факту продажи сигарет и алкогольной продукции детям школьного возраста (статья № 4, закон Ставропольского края № 52-кз от 29.06.09 года) в срок с 16 по 30 мая 2011 года.




  1. Зам.директора по ВР Ненашевой Н.Д., классным руководителям информировать родителей учащихся, нарушающих общественный порядок учебного заведения, приглашать родителей на совет профилактики.




  1. Зам.директора по ВР Ненашевой Н.Д.включить в план воспитательной работы школы на 2011-2012 учебный год мероприятия с участием родителей учащихся, классным руководителям приглашать родителей на внеклассные мероприятия.




  1. Директору школы И.И.Долгановой издать приказ «О школьной форме» и довести до сведения родителей на общешкольном родительском собрании 27 мая 2011 года.




  1. Провести совместные рейды зам.директора по ВР и членам Совета старшеклассников по выявлению учащихся, нарушающих нормы поведения в срок с 16 по 30 мая 2011 года.




  1. Членам Совета старшеклассников внести предложения по проведению культурно-массовых мероприятий с учетом интересов подростков для включения их в план воспитательной работы школы на 2011-2012 учебный год в срок с 20 мая по 20 июня 2011 года.




  1. Включить в план работы школы на 2011-2012 учебный год мероприятия по осуществлению рекомендаций, направленных на повышение уровня воспитанности учащихся, уровня комфортности классного коллектива и уровня информированности родителей.




  1. Провести повторные мониторинговые исследования уровня воспитанности учащихся в октябре 2011 года и апреле 2012 года, уровня комфортности классного коллектива и уровня информированности родителей в марте – апреле 2012 года, сравнить с результатами 2010-2011 учебного года, сделать выводы и довести до сведения членов УС на заседании Управляющего совета в апреле-мае 2012 года.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Материалы предоставлены интернет проектом
41.83kb.
Занятие по теме: «Симптоматология заболеваний органов дыхания»
38.56kb.
Необходимыми и достаточными условиями для определения любой отрасли знаний как науки является наличие: предмета исследования, метода исследования и средств для реализации этого метода
179.03kb.
Как подготовиться к проведению рентгенологического исследования?
20.16kb.
Методы научного исследования
60.6kb.
Пояснительная записка Область исследования, объект исследования Актуальность темы
237.11kb.
Турусова О. В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: в 3-х т. Самара, 1994. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования
993.95kb.
Исследование закупок розничных лекарственных средств аптеками 9 > 2 Маркетинговые исследования в больницах 9 > 2 Исследования оптовых закупок 10 > 2 Исследования розничной продажи рецептурных средств 11 > 2 Опрос врачей 12 > 2 Опрос
217.84kb.
Тематический план № п/п Наименование разделов и тем
71.89kb.
Линейный ускоритель Московской мезонной фабрики
707.78kb.
Природно-климатические условия района исследования 8 Общая физико-географическая характеристика района исследования 8
235.86kb.
Аналитическая записка по результатам социологического исследования по изучению состояния социально ориентированных некоммерческих организаций в Камчатском крае Обоснование проблемы исследования
282.13kb.