takya.ru страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Исторический факультет

Кафедра истории

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.



ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Программа учебной дисциплины федерального компонента

для специальности 050401.65 «История»
(заочное отделение)

Составитель: Тяжких С.А., старший преподаватель


Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета исторического факультета

(протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____

Ульяновск, 2012



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «История древнего мира» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050401.65 для специальности «История» утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46.

Цели и задачи изучения дисциплины
Изучение курса истории древнего мира студентами заочного отделения исторического фа-

культета педагогического университета должно быть направлено на достижение следующих основных целей:

1. Получение целостного представления о развитии человеческого общества в период перво-

бытнообщинного строя и в эпоху древних цивилизаций.

2. Понимание основных закономерностей развития древних обществ.

3. Знание общих и особенных черт в развитии цивилизаций и народов древности.

4. Получение объёма научно-исторических знаний, умений и навыков, достаточного для даль

нейшей работы в качестве учителя истории в основной и средней школе.

5. Формирование эмоционально-ценностного отношения к истории человеческого общества и его достижениям в различных сферах общественной жизни.
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
ДПП.Ф.01 История древнего мира
История первобытного общества. Природа и человек в древности. Антропо- и расогенез.

Расселение древнейшего человека. Центры палеолитической культуры. Развитие материальной культуры и ее своеобразие в различных регионах расселения человека. Эволюция общественной организации. Виды социальных связей. Возникновение элементов государственности, новых политических институтов. Ранние формы религиозных представлений. Первобытное искусство.



Древний Восток. Древнейшие цивилизации Восточного Средиземноморья, Азии, Цен-

тральной и Южной Америки. Специфика природно-географических условий и этнические процессы в регионах возникновения ранних государств. Государство и общины, функции и формы древнейших государств. Особенности социальной структуры. Вклад древнейших цивилизаций в развитие мировой культуры.



Древняя Греция. Особенности природных условий и население древней Эллады. Ахейская

культура и ≪гомеровская≫ Греция. Становление греческих городов-государств. Греческая колонизация и специфика древнегреческого полиса. Специфика рабства в Афинах и Спарте.

Расцвет афинской демократии, ее институты и особенности. Возвышение Македонии. Особенности эллинизма и сущность эллинистического периода в истории античной цивилизации.

Формирование понятия античной культуры. Мифология, религия и культура древней Эллады.



Древний Рим. Древнейшее население Апеннинского полуострова. Основание Рима и его

борьба за гегемонию в Италии. Этнические процессы и формирование Римского рабовладельческого государства, латинской культуры. Политические институты в Риме. Социальная структура римского общества. Типы рабовладельческого хозяйства и особенности рабства в Риме.

Развитие экономики и роль свободного труда. Гражданские войны и переход к монархической форме правления. Принципат и доминат. Раннее христианство и его особенности. Развитие римской культуры как заключительный этап формирования античной культуры.
Требования к уровню освоения дисциплины:
В результате изучения курса истории древнего мира обучающийся должен:

знать:

-даты основных событий;–имена основных исторических

деятелей, основные факты ихбиографии;

– основные понятия, изученныев рамках курса;

– основные достижения духовной культуры на каждом этапе

истории человечества;

– факторы, определяющие развитие той или иной цивилизации

или общества в догосударственный период его истории, особенности социальной струк-

туры изучаемых общностей людей, государств и цивилиза-

ций;


– основные направления внутренней и внешней политики изу-

чаемых государств;

– основные источники по истории той или иной цивилизации и

особенности их использования;

– особенности экономического развития изучаемых человече-

ских общностей и цивилизаций

– точки зрения в исторической науке на изученные проблемы и

их авторы;

– механизмы, форма и результаты взаимодействия различных

народов государств, цивилизаций;

– итоги развития мировой цивилизации в древности, их влияние

на последующую историю человечества

- уметь

использовать карты в качестве источника информации;

– излагать и описывать основные события, явления, процессы, изу-

ченные в рамках курса;

– раскрывать причины, характер и значение важнейших измене-

ний в жизни общества, той или иной страны, цивилизации

объяснить различия в социальной структуре населения изу-

чаемых государств;

– показывать взаимосвязь внешней и внутренней политики изу-

чаемых государств;

– извлекать из исторического источника необходимую науч-

ную информацию;

– самостоятельно работать с научной и научно–популярной литературой

- описывать менталитет изученных народов, его особенности;

– сравнивать однотипные явления в истории различных стран и

народов.


-уметь ставить вопрос

-уметь поставить проблему в общем виде

-уметь за частным вопросом увидеть проблему

-уметь работать с ошибками как историков, так и исторических деятелей

-уметь работать с понятиями

-уметь отбирать материал, отделять главное от второстепенного

-уметь оценивать то или иное явление в истории

-уметь определять значение и место тех или иных явлений в истории

-уметь осуществлять методологический анализ учебников и учебных пособий по истории

-уметь в каждой теме ведеть элементы теоретико-медодологического плана


владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения; - способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;



- способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Объем дисциплины

Общая трудоемкость

374

Аудиторные занятия

30

Лекции

26

Практические занятия

4

Самостоятельная работа

344

Курсовая работа

5-6 семестр

Вид итогового контроля

Экзамен 1 семестр


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование темы

Всего часов

лекции

практические

Самостоятельная работа

Первый семестр

1

Вводное занятие




2




4

История первобытного общества

2

Происхождение человека










4

3

Стадная община










4

4

Раннеродовая (материнская родовая) община










4

5

Позднеродовая (патриархальная родовая) община










4

6

Основные проблемы социогенеза




2




4

7

Духовная жизнь первобытного общества










4

8

Итоговое занятие










4




Всего




4




32

История Древнего Востока

9

Вводное занятие




2




4

10

Древний Египет в эпохи Раннего и Древнего царств










6

11

Древний Египет в эпоху Среднего царства










6

12

Народное восстание в Древнем Египте в середине XVIII

в. до н.э. по данным письменных источников













6

13

Древний Египет в эпоху Нового царства




2




6

14

Древний Египет в эпоху Позднего царства










6

15

Культура Древнего Египта










6

17

Древнейшие государства Шумера и Аккада










6

18

Старовавилонское царство










6

19

Древневавилонское общество и государство по ≪Законам

Хаммурапи≫













6

20

Шумеро-вавилонская культура










4

21

Хеттское общество и государство










4

22

Хозяйственная жизнь и общественный строй хеттов

по ≪Хеттским законам≫













4

23

Урарту и древнейшие государства Закавказья










4

24

Восточное Средиземноморье в древности










4

25

Древняя Ассирия










4

26

Нововавилонское царство










4

27

Иран и Средняя Азия в древности










4

28

Держава Ахеменидов во второй половине VI – начале V

вв. до н.э.







2




4

29

Древняя Индия




2




4

30

Социально-экономический и политический строй Древ-

ней Индии по ≪Законам Ману≫ и ≪Артхашастре≫













4

31

Древний Китай




2




4

32

Итоговое занятие










4




Всего




8




110


История Древней Греции


1

Вводное занятие




2




4

2

Греция в крито-микенскую эпоху










6

3

Гомеровская Греция










6

4

Греция в VIII – VI вв. до н.э










6

5

. Древняя Спарта




2




6

6

Древняя Аттика




2




6

7

Зарождение и становление афинской демократии в

VII – VI вв. до н.э.













6

8

Греко-персидские войны










6

9

Социально-экономическое развитие Эллады V–IV

вв. до н.э.













6

10

Расцвет Афинской демократии










6

11

Пелопоннесская война










6

12

Древняя Греция в первой половине IV в. до н.э










6

13

Возвышение Македонии










6

14

Завоевания Александра Македонского










6

15

Эллинистические государства










6

16

Культура Древней Греции










6

17

Итоговое занятие










6




Всего




6




100
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
История древнего мира программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65
829.66kb.
Вспомогательные исторические дисциплины программа учебной дисциплины федерального компонента по специальности 050401. 65 История
439kb.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч год
385.58kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 Физическая культура
174.08kb.
Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050706 Педагогика и психология
302.44kb.
Б в история древнего мира (семестр История Античности) общие сведения цели освоения дисциплины
857.48kb.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины федерального компонента «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
58.87kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования по истории, федерального компонента базисного учебного плана по предмету
338.95kb.
1. Цели освоения дисциплины «Источниковедение отечественной истории XI –xx вв.»
298.15kb.
Программа составлена для преподавания предмета «История Древнего мира» в 5 общеобразовательных классах
121.93kb.
К программе учебной дисциплины: «Дискретная математика»
33.71kb.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения квалификации и переподготовки воспитателей дошкольных учреждений
38.27kb.