takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Погромская средняя общеобразовательная школа

им. А.Д. Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»





Рабочая программа

Андрющенко Татьяны Ивановны

по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 4 класса

(базовый уровень)

2013год


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования 2004г., авторской программы Т. Я. Шпикаловой, Е. В. Алексеенко,Л. В. Ершовой, Н. Р. Макаровой, А. Н. Щировой «Изобразительное искусство и художественный труд», издательство «Просвещение» 2007г., в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2013-2014 учебном году».



Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).



Основные содержательные линии

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт начального общего образования по предмету «Искусство» (ИЗО).

2. А.А.Плешаков Концепция и программы для начальных классов «ШКОЛА РОССИИ». – М.: Просвещение, 2009.

3. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.

Цели и задачи изучения курса

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям,

героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.



Задачи, реализуемые в 4 классе:

Познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.

Познакомить обучающихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.

Познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока.

Познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики.

Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Русский музей) и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.

Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Изменения, внесённые в авторскую программу. Увеличено количество часов со 34 до 35 в связи с продолжительностью учебного года (35 учебных недель).

Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой:


  1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Величкина Г. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»,2009



Количество учебных часов, на которое рассчитана программа.
Тематический план (35 ч)



Название раздела программы

Количество часов

1

Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

8

2

На дворе осень – погод восемь

8

3

Что было, видели деды; что будет, увидят внуки

10

4

Повернись к мирозданию!

9




Всего

35 ч

Формы организации учебного процесса

Для реализации рабочей программы на уроках «Искусство (ИЗО)» используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения.



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

• доступные сведения о памятниках культуры и ис­кусства в связи с историей, бытом и жизнью своего на­рода; о ведущих художественных музеях России и свое­го региона;

• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

• приемы смешения красок для получения разнооб­разных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

• основные правила станковой и декоративной ком­позиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства компози­ции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обра­ботке различных материалов;

• разнообразные средства выразительности, исполь­зуемые в создании художественного образа (формат, фор­ма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

• основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование); глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);



уметь:

• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, пеп­лом, кистью для клея, стекой, иголкой;

• правильно определять, рисовать, исполнять в мате­риале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учиты­вать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

• рисовать кистью без предварительного рисунка эле­менты жостовского орнамента, придерживаться последо­вательности исполнения росписи;

• решать художественно-творческие задачи на проек­тирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с уче­том простейших приемов технологии в народном творче­стве;

• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представле­нию, иллюстрации к литературным и фольклорным про­изведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

• выполнять тамбурный шов и украшать изделие

народной вышивкой;

• лепить и украшать декором сосуды по мотивам кера­мики Гжели, Скопина, конструировать изделия из солом­ки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;

• конструировать динамические и статические иг­рушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

• выражать свое эмоционально-эстетическое отноше­ние к произведениям изобразительного и народного де­коративно-прикладного искусства, к окружающему ми­ру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очерта­ниях, пропорциях и форме предметов;

• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посеще­нии художественных музеев, музеев народного декора­тивно-прикладного искусства;

• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям наро­да своего края, своей страны и других народов мира;



• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.

Календарно – тематическое планирование

4 класс (35 ч)

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание

По плану

Факти чески

1

Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

8










1

Целый мир от красоты

1







Учиться передавать образ пространства в искусстве цветными карандашами, фломастерами, мелками

2

Дерево жизни- символ мироздания

1







Различать символическое и реалистическое изображение. Выполнять наброски и зарисовки графическими материалами

3

Мой край родной – моя земля

1







Учиться определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве, создавать пейзаж, используя графические средства

4

Цветущее дерево – символ жизни

1







Учиться изображать растительные мотивы городецкой росписи (ветки, цветы, бутоны, листья)

5

Пава-краса, птица счастья

1







Учиться изображать городецких птиц, включать их в композицию

6

Конь-огонь – символ солнца, плодородия и добра

1







Применять специфические средства выразительности в изображении мотива коня в технике городецкой росписи

7

Образ мира в городецкой прялке

1







Учиться определять средства художественной выразительности и использовать в своих работах. Расписывать панно по мотивам городецкой росписи

8

Знатна русская земля своими мастерами

1







Учиться показывать отражение пропорций и мимики лица в портрете, творческую фантазию, иметь представление о традиционной народной одежде

2

На дворе осень – погод восемь

8










9

Вольный ветер – дыхание земли

1







Развивать умение выполнять графические наброски на передачу динамики

10

Движение – жизни течение

1







Учиться выполнять живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники

11

Осенние метаморфозы

1







Выполнять пейзаж с изображением людей и техники в движении, определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве

12

Родословное древо

1







Учиться показывать отражение пропорций и мимики лица в портрете, творческую фантазию, учиться подбирать художественные приемы для изображения семейного портрета

13

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди

1







Использовать приём уподобления. Выполнять зарисовки силуэтов старинной мужской одежды, выполнять поисковые эскизы к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»

14

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди

1







Иллюстрировать сказку. Гармонично сочетать цвета

15

Новогодние импровизации

1







Ознакомиться с колоритом. Экспериментировать с красками

16

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди

1







Конструировать новогоднюю открытку и её цветовое оформление

3

Что было, видели деды; что будет, увидят внуки

10










17

Зимняя прогулка

1







Выполнять наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти заснеженных домов, деревьев, людей

18

Зимняя прогулка

1







Составлять сюжетную многоплановую композицию: городской или сельский пейзаж с архитектурными строениями, фигурами людей в движении

19

Вещи старого дома

1







Упражняться в передаче конструктивных особенностей формы, объёма в рисовании предметов с натуры

20

Вещь во времени и пространстве

1







Совершенствовать навыки работы с гуашью, соблюдать последовательность операций при выполнении декоративного натюрморта.

21

Да, были люди в наше время…

1







Выполнять зарисовки по представлению русских и французских воинов времён Отечественной войны 1812г. графическими и живописными материалами по выбору

22

Да, были люди в наше время…

1







Учиться изображать настроение героев, подбирать сюжет рисунка, строить сюжетную композицию к фрагменту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

23

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома

1







Выполнять зарисовки по наблюдению образов-символов резьбы в декоре фасада дома, резных наличников

24

Потешные листы

1







Осваивать графические упражнения на выразительность лубочной линии и штриха

25

Потешные листы

1







Выполнять декоративную композицию: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне

26

Вода - жизнь

1







Упражняться по выполнению плакатного шрифта

4

Повернись к мирозданию

9










27

Вода – жизнь

1







Учиться составлять композицию плаката в технике коллажа или фотомонтажа

28

За весной, красой природы, лето красное придёт

1







Передавать композицию и колорит весеннего пейзажа живописными материалами

29

За весной, красой природы, лето красное придёт

1







Передавать композицию и колорит весеннего пейзажа живописными материалами

30

Этот праздник со слезами на глазах

1







Уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, учиться компоновать части в единое целое. Передать образ защитника Отечества, выполнить эскиз памятника героям Великой Отечественной войны по представлению

31

Медаль за бой, за труд из одного металла льют

1







Овладевать медальным искусством. Выполнить эскиз памятной медали

32

Резьба по ганчу

1







Ознакомиться с орнаментами народов мира: шедеврами архитектуры Узбекистана в технике сквозной и рельефной резьбы

33

Символика ганчевых арабесок

1







Применять повтор, вариации и импровизации по мотивам узбекских ганчевых узоров

34

Круглый год

1







Наблюдать образ времени года в искусстве. Выполнять эскиз декоративного панно, использовать материалы и технику по выбору

35

Круглый год

1







Наблюдать образ времени года в искусстве. Выполнять эскиз декоративного панно, использовать материалы и технику по выбору

Содержание учебного курса.

Ведущая тема года: «Вечные и любимые образы искусства»

Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (18 ч)

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы-символы, образы-архетипы, заключённые в произведениях разных типов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов (образы растений, птиц и животных, природных стихий), образы человека, его дела (труд, отдых, праздники, ремёсла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).

Расширение знаний и представлений:

о цвете, многообразии цветотоновых оттенков. Приём получения звучных, чистых, сложных цветовых сочетаний для передачи объёма и освещённости реальных предметов. Понятие локального цвета. Освоение различных приёмов акварельной живописи, изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приёмы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, «мазок с восковым рисунком»);

о графических средствах выразительности. Линия силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Простейшие приёмы передачи объёма, светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Приёмы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приёмы передачи динамики с помощью линий, штрихов. Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т.д.);

о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). работа по чтению и составлению композиционных схем;

о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приёмы организации декоративной композиции; множественность времени, многосюжетность, трактовка элементов композиции и т.д. выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость цвета, особенности композиции – соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.

Опыт художественно-творческой деятельности в процессе рисования с натуры, по памяти и представлению:

Опыт художественно-творческой деятельности:

изображение пейзажа (отдельных элементов и композиции) по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами. Отражение образа мироздания в произведениях изобразительного и народного искусства, фольклора и литературы. Создание композиции, отражающей собственное видение мира («Я все люблю, что мне земля дала...»). Создание композиций пейзажа по памяти с отражением характерных признаков природы родных мест: один и тот же природный мотив в пору золотой и поздней осени («Осень — перемен восемь»); зимняя картина («Зимняя прогулка»); главный герой пейзажа — дерево (древо жизни — символ мироздания) («Величие и красота могучего дерева»); уголок природы ранней или поздней весной («Апрельский сон с его улыбкой маю...»). Передача в рисунке динамики, движения. Работа над графическими образами неба, воздуха, облаков («Вольный ветер — дыхание Земли»);

изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (предметы быта и домашней утвари) с передачей характерных признаков формы, объема («Ожившие вещи»). Рисование с натуры тематического натюрморта графическими материалами («Вещи старого дома»). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов современного быта («Вещь во времени и в пространстве») и выполнение ее из материалов на выбор (гуашь, черная тушь);

изображение человека. Выполнение набросков и зарисовок сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армий времен Отечественной войны 1812 г. («Доблесть русских воинов. Бородино»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, в предметном окружении. Выбор и передача поворота головы, движения фигуры, ситуации («Знатна Русская земля своими мастерами»). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Знакомство с монументальным искусством в скульптуре. Создание эскиза памятника воину-освободителю («Это праздник со слезами на глазах...»);

составление сюжетно-тематических и декоративных композиций: иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы в конкретный месяц с помощью цвета и декора («Двенадцать братьев друг друга не обходят»). Выполнение эскизов и композиций иллюстраций к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Передача в сюжетной композиции реальных или вымышленных образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Рисование иллюстрации к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» («Да, были люди в наше время...»). Создание композиции картинки в технике лубка («Потешные листы»). Выполнение поисковых эскизов и работа над композицией: плаката в технике коллажа («Вода — жизнь»); памятной медали («Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»). Создание композиции образа одного из времен года с использованием характерных признаков, особенностей колорита («За весной, красой природы, лето красное придет...»). Выявление сходства и различий в создании художественного образа времени года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).



Основы народного декоративно-прикладного искусства (17 ч)

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается представление народа о строении мироздания (трехчастная картина мира — небо, земля, подземный мир), символах-архетипах, природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.

Формирование представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания — древо жизни, жилище русского крестьянина, прялка, народный костюм. Отражение в орнаменте элементов мироздания (образы-символы неба, солнца, звезд, воды, осадков, земли, птиц, животных), сходство их расположения на фасаде избы и в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в прялке), симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, изображение человека).

Опыт художественно-творческой деятельности:

ознакомление с орнаментом в резьбе по дереву (домовая резьба, прялка), по ганчу. Выполнение зарисовок элементов деревянной архитектуры (фасад дома, резные наличники, причелины) на основе повтора, вариаций и импровизаций, группировка изображаемых орнаментальных элементов соответственно их расположению на фасаде дома. Нахождение аналогий в размещении, символическом содержании орнамента в декоре избы и народного костюма, выполнение по наблюдению зарисовок фасада дома («Изба и народный костюм как образ вселенной»). Своеобразие символики узбекских орнаментов в резьбе по ганчу. Сходство орнаментальной символики в искусстве разных народов;

ознакомление с искусством изготовления русской прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская прялки), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо жизни, птица счастья) по мотивам вологодской и пермогорской прялок;

ознакомление с искусством городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшение интерьера, подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Сходство художественных образов пряхи в изображении лаковой миниатюры и песне. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Упражнения по освоению последовательности росписи (подмалевка, разживка черным цветом, разживка белилами). Выполнение на основе повтора и вариаций изображений растительных мотивов («Купавки, розаны, бутоны, листочки...»), птицы («Пава-краса»), коня («У меня базарна прялочка... на ней кони...»). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация) с передачей образа мироздания;

ознакомление с искусством резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре узбекских мастеров и других народов Востока. Своеобразие ганча как поделочного материала (эластичность, прочность, белизна). Отражение в работах мастеров природных стихий, любви к родной природе. Особенности резного орнамента (арабески — символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).



7. Формы и средства контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки.

Формой проведения занятий по программе является урок. Реализуя творческую инициативность, провожу свои уроки в виде:

уроков – викторин, уроков-сказок, творческой мастерской.

Разнообразные типы уроков, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом.

Рабочей программой предусмотрено чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут - быть разных видов:

- индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общей работы.

Такая совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ.

Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

Поскольку изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:

обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий;

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки по композиции, колориту и т.д.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются 4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.



Учебно-методическое обеспечение


Для реализации содержания предмета «Искусство (ИЗО)» в 4 классе используется следующий учебно-методический комплекс:

Для учителя:

1. А.А.Плешаков, «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях. –М.: «Просвещение», 2007.

2. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:«Просвещение», 2009.

3. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Методическое пособие к учебнику "Изобразительное искусство. 4 класс"». – М.: «Просвещение», 2008.



Для обучающихся:

1. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2009.



Цифровые образовательные ресурсы

Сайт «Про школу.ру»

Сайт «Открытый урок».

Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/

Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm

Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое.





скачать файл



Смотрите также:
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации
296.05kb.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского. III класс. Тема года «Искусство вокруг нас». IV четверть. Тема четверти «Художник и музей». Сценарий урока изобразительного искусства
111.85kb.
Книги окружают нас повсюду: входят в нашу жизнь с детских лет и сопутствуют нам до конца дней. Они с нами в часы отдыха, они наши помощники в труде и учебе
61.31kb.
Аналитическая справка об итогах работы за 2010-2011 год
250.79kb.
Образовательная программа в области изобразительного искусства
1175.77kb.
Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре
165.88kb.
5-7 класс, 105 часов разработана учителем изобразительного искусства моу сош №19 г Тверь Александровой Н. Е
1198.35kb.
Урок изобразительного искусства, 3 класс
64.37kb.
Программа по дисциплине утверждено
178.96kb.
Общие черты китайского современного искусства
73.82kb.
Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А. С
29.55kb.
Северюхин дмитрий Яковлевич Художественный рынок Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда, его роль и значение в развитии отечественного изобразительного искусства
621.35kb.