takya.ru страница 1страница 2
скачать файл


«Это было недавно, это было давно…»

Становление и развитие СГПТУ № 121 в первые десять лет его существования



Автор: Иллариошин Аркадий

II курс, ГУ НПО ПУ № 121


Научный руководитель: Лещинский Е.Л.,

преподаватель общественных дисциплин

ГУ НПО ПУ № 121


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3



  1. Жизнь магнитогорцев в последнее десятилетие существования СССР ……………..4

  2. Характеристика педагогического коллектива……………………………………...….4

  3. Характеристика контингента учащихся…………………………………...…………...5

  4. Производственное обучение ……………........................................................................6

  5. Теоретическое обучение……………………………………………...............................7

  6. Общежитие. Внеклассная работа………………………………...…..............................8

Заключение……………………………………………………………………………….……....9

Глоссарий………………………………………………………………………………………..10

Библиографический список. ……………………………………..............................................11

Приложения……………………………………………………………………………………..13



Введение

Работа посвящена созданию, становлению и развитию Магнитогорского СГПТУ№121 в первые десять лет его существования в 1981-1991 гг.

Это были последние десять лет существования казавшейся несокрушимой великой советской страны, которые включили в себя и завершение брежневского застоя, и горбачевскую перестройку. При внешней стабильности первой половины 80-х годов в стране нарастали внутренние проблемы, которые привели к перестройке. Для профтехучилищ нашего города первая половина 80-х — время расцвета. Они пополняются новым производственным и учебным оборудованием. [I] [51] В 1986 году в стране существовало свыше 7800 училищ [3]. В нашем городе было 21 училище [50].

В августе 1989 г. открывается училище. В начале его существования «в нем не было никакой материальной базы, только стены». Коллектив училища все начинал с «нуля» [19]. Кабинетов для проведения кружков не хватало, что отмечалось в газете «Магнитогорский рабочий» [44, 18].

Училище №121 выпускало работников общественного питания (ПОП) для градообразующего предприятия Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Потребность в кулинарах была настолько велика, что этих специалистов готовили три профессиональных учебных заведений города: СГПТУ №98, новообразованное училище №121 и торговый техникум. Большая часть выпускников девятых и десятых классов поступала в училища [18,16].

Во время перестройки перемены коснулись профтехобразования (ПТО), «ухудшилось материально техническое оснащение» [50]. Много написано о ПТО в годы войны и в послевоенные годы, а о ПТО 80-х практически ничего не писали. Только в учебно-методическом пособии «Программе созидания — высококвалифицированные рабочие кадры», посвященном рекомендациям преподавателям специальных и общеобразовательных дисциплин, а также мастерам производственного обучения по использованию материалов XXVII съезда КПСС, можно увидеть некоторые стороны деятельности начального профессионального образования в СССР в 80-е годы ХХ века [4].



Актуальность работы заключена в том, что она касается малоизученных сторон ПТО в городе Магнитогорске, а также жизни обыкновенного магнитогорца в это нелегкое время. Для автора эта работа представляет особый интерес, как для учащегося современного училища №121.

Объект исследования — ПТУ №121в 80-е годы.

Предмет исследования — становление и развитие СГПТУ №121.

Цель исследования — выявление особенностей подготовки специалистов в первые десять лет существования ПТУ№121.

В процессе исследования автором решались следующие задачи:

1.Проанализировать литературу, посвященную развитию общественного питания в Магнитогорске. 2. Провести опрос учащихся 80-х гг. и ветеранов училища, об организации теоретического и производственного обучения и воспитательной работы в период его становления. 3. Опросить магнитогорцев-современников. 4. Провести сравнительный анализ теоретического обучения в первые годы существования училища в сравнении с нашим временем.



В работе рассматривались следующие вопросы: 1. Жизнь магнитогорцев в последнее десятилетие существования СССР. 2. Характеристика педагогического коллектива. 3. Характеристика контингента учащихся. 4. Производственное обучение. 5. Теоретическое обучение. 6. Общежитие. Внеклассная работа.

В основе работы: интервью выпускников, ветеранов училища и жителей города Магнитогорска, публикации в газете «Магнитогорский рабочий», личные дела работников училища, журналы теоретического обучения, отчеты за 80-е годы.

1.Жизнь магнитогорцев в последнее десятилетие существования СССР

Люди в 80-е одевались по-разному, но, в основном, добротно. В моде были ткани из кримплена, трикотина, шелка, а также зимняя одежда из натуральных мехов. Купить качественные товары в Магнитогорске было трудно, т.к. существовал дефицит хорошей одежды [13].

Многие дефицитные вещи ММК закупал для своих работников по бартеру. «Я помню, как на бригаду, в которой работали 22 женщины, пришли 4 шубы из каракуля. На эту шубу я участвовала в жеребьевке, т.е. одна женщина не участвовала в жеребьевке и держала 21 спичку, из которых 4 были поломанные, кто вытягивал поломанные спички, тому доставалась шуба, кто же вытягивал длинную, тот ничего не получал. Одну короткую спичку вытянула я и смогла купить шубу за 615 руб. в беспроцентную рассрочку», — рассказывала Дубинина В.Н. [14].

Несмотря на наличие больших универмагов, не было большого выбора товаров. Из-за этого в городе многие люди обращались в ателье, перекупали вещи намного дороже [17]. В городе были «вечные очереди» в магазинах. За молоком в магазин «Юбилейный» надо было приходить в 2 часа дня, т.к. завоз у них был в 3 часа, стоять в очереди иногда приходилось по 2 часа, а иногда и больше. Молоко стоило 15 копеек, кефир — 16 копеек, сметана 100 гр. — 14 копеек. Зарплата мастера п/о в то время была от 90 до 120 рублей, в зависимости от категории.

Ассортимент продуктов был ограниченным, например, было всего лишь 7 видов колбасы, но на прилавке было не более 4 видов колбасы: «Хлебная», «Докторская», «Вареная», иногда «Столовая» [12, 20, 24]. Овощи и мясо покупали в рынках. В 80-е годы выдавались талоны на сахар, мясную продукцию, алкоголь и табак…

На праздничном столе традиционно были: пельмени, винегрет, заливное, «Сельдь под шубой»…[17].

Досуг проводили интересно. Ездили на поезде «Здоровье» в зону отдыха Абзаково. На выходные можно было поехать отдохнуть на озеро Банное в санаторий «Березки». Также можно было сходить в кино, театр, цирк, филармонию. Билеты были недорогие, и каждый ученик мог посещать кино или цирк каждый месяц. В отпуск можно было съездить отдохнуть на юг к морю и по туристической путевке по стране [12, 13, 27].

В 80-х популярными у молодежи были фильмы о войне «В бой идут одни старики», «Щит и меч», индийские фильмы: «Зита и Гита», «Бродяга».., комедии: «Афоня», «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука»… [22, 1513,14].

По телевидению шли научно-популярные фильмы, транслировали съезды Советов, показывали детские передачи… [28]. В конце 80-х начали появляться первые телесериалы, их смотрело большинство магнитогорцев, на телеэкране появилась очень популярная в то время телепередача «Взгляд». В ней правдиво рассказывалось, как люди живут в нашей стране и как на Западе, выходили передачи на злободневные темы [14, 13, 49] [II].

2. Характеристика педагогического коллектива

Основной педагогической фигурой училища является мастер производственного обучения (п/о). Он проводит производственную практику и играет важную роль, подобную классному руководителю в школе: следит за дисциплиной, поддерживает связь с родителями, занимается производственным обучением и воспитанием учащихся[28] [III].

В 1982-1983 учебном году в училище работали 32 мастера п/о. Из них 31 со средним специальным образованием и один с высшим, что соответствует требованиям квалификационных характеристик мастера п/о. [29]. Все они — женщины. Возрастной состав: от 21 до 30 лет включительно — 6 человек; от 30 до 40 лет — 20 человек; от 40 до 50 — 6. Партийность: 2 члена КПСС и 30 беспартийных. [39]. Педагогический стаж: до 3 лет включительно — 12 человек, имели трудовой стаж от 3 до 15 лет — 20 человек. Анализ трудового пути мастеров производственного обучения Шмелевой С.М и Макаровой И.С. показывает, что они в начале получили профессиональное начальное образование в ПТУ, работали на производстве, значительная часть мастеров п/о имела солидный педагогический стаж [33, 34].

Абсолютное большинство мастеров п/о перешли из училища № 55 в училище № 121. Многие мастера п/о — это или бывшие выпускники Магнитогорской школы торгово-кулинарного ученичества(МШТКУ), или профтехучилища №55, которые работали в ПОП и только потом пришли работать в училище № 121 [18].

В 1982-1983 учебном году в училище работало 15 преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, из них трое мужчин. Такое сравнительно небольшое количество преподавателей объясняется тем, что спецпредметы, такие как кулинария и оборудование, вели мастера п/о и руководители училища по совместительству [24].

Из преподавателей 3 коммуниста, остальные — беспартийные. 13 преподавателей имели высшее образование, 2 — среднее. По разрешению руководства директор и завучи проводили уроки по совместительству. Как правило, эти люди имели большой педагогический опыт и авторитет. Примером этого может послужить директор училища Норец Н.Л., которая работает в системе ПТО с 1959 года.

Из 15 преподавателей только один работал до училища в школе, все остальные начинали свою педагогическую деятельность в системе ПТО [3].

Примером типичной трудовой биографии преподавателя СПТУ № 121 могут служить биография Ширяевой Т.П. и Гаргуна И.С. Таисия Петровна, выпускница физмата Магнитогорского пединститута за 38 лет трудовой деятельности сменила 3 места работы, из них 22 года в ПУ121. Гаргун И.С., имевший 2 высших образования много раз менял места работы, «искал себя» [33]. Подобными являются биографии многих преподавателей училища.



3. Характеристика контингента учащихся

Контингент учащихся училища постоянно увеличивался с 451-го учащегося в 1982-1983 учебном году до 633-х 1990-1991 учебном году. [3, 39, 48]

Контингент учащихся был двух категорий: учащиеся, пришедшие на базе неполной средней школы — для получения профессии и полного среднего образования, учащиеся с полным средним образованием, получавшие только профессиональную подготовку [20].

Растет число профессий для предприятий общественного питания (ПОП). От 2-х профессий в первые годы его существования (повар, пекарь), до 6 профессий в 1990-1991 учебном году (повар, повар детского питания, кондитер, повар — кондитер, аппаратчик молочного производства, бухгалтер по учету производства). С 1988-1989 учебного года начинается подготовка по совмещенным профессиям - повар-кондитер.

В первые годы существования училища более половины учащихся были иногородними, например, в группе 19/20 [7, 8, 9] на первом курсе из 30 учащихся было 10 магнитогорцев, а остальные — приезжие. Особенно было много приезжих в группах на базе ТУ. [8,6]. Спустя 8 лет магнитогоцев стало большинство (график №1). По этому графику видно, что в группе № 37/38 в 2005-2006 учебном году не было иногородних. Это связано с отсутствием у училища своего общежития, в 1980-е годы было арендовано 200 мест в общежитиях города, а сейчас снимается всего сорок мест в общежитии ПЛ. №17 [12,15].

Сокращение приезжих учащихся было связано с тем, что многие училища в сельской местности стали готовить кулинаров. В группах учились подростки разных национальностей, например, в группе №19/20 первого курса в 1985-1986 учебном году обучались 20 русских, 1 украинец, 6 башкир, 2 казаха и 1 татарин. [7] В училище также учились сироты. В группе №21/22 первого курса 1985-1986 учебного года из 26 детей было 22 детдомовских [24]. В группе №19/20, которую мы условно принимаем за эталонную, из 30 учащихся шесть учащихся воспитывались пенсионерами, у одного не было матери, по четырем данные отсутствуют, три - семьи пенсионеров-одиночек. Остальные дети были из рабочих семей, только у одной девочки мама была служащей, работала в школе №24 [7].


График 1. Соотношение городских и иногородних учащихся среди учащихся в группе №19/20 в1985- 1986 учебном году и в группе №37/38 в 2005- 2006учебномгоду[7,10]

Сравнительно небольшое количество учащихся группы 19/20 [7] пошло по стопам мам- стали кулинарами. В группе 27 комсомольцев. Из 30 учащихся 3 юноши. Рост контингента учащихся можно объяснить тем, что в это время была большая нехватка кулинаров [26].

Абсолютное большинство учащихся было из рабочих семей, часть из них неполные, многих заставляло пойти учиться по этой профессии то, что она обеспечивала верный «кусок хлеба», так как надеяться было не на кого и не на что. Бесплатное питание и форменная одежда играли большую роль [19].

4. Производственное обученние

Практика в 80-е гг. была трех видов: в кухне при столовой училища, в столовых города, предвыпускная (сплошная).



Практика в столовой училища

Многие группы проходили практику в столовой училища. Столовая была на 120 мест[20]. Столовая была оборудована в соответствии с требованиями того времени (мармиты, откидывающийся кипятильник, котел, электрические плиты , автоклав…) [19].

Группы работали в столовой три месяца по два дня в неделю и даже в воскресенье — для тех, кто жил в общежитии. Городским Трехразовое питание было комплексным. Завтрак мог состоять из манной каши, вареного яйца, какао и булочки, обед — из супа горохового или щей, рыбы запеченной, гречневой каши, чая с выпечкой[23] На ужин могли дать салат, кашу, выпечку и чай[24].

Учащиеся проходили практику на выпуске полезной продукции. Эта практика имела большое значение в привитии и умении навыков повара учила ответственности, воспитывала чувство гордости за выбранную профессию.



Практика в столовых ММК и треста «Магнитострой»

Дети должны были приходить на практику без косметики и украшений. Практиканты носили белую, как снег, накрахмаленную специальную одежду. Она состояла из белого колпака для юношей и косынки для девушек, куртки, белых штанов и фартука с двумя карманами, с обязательной сменной обувью [26]. Практика проходила так: месяц – изучение на теории, месяц -практика на производстве. Девочек на практике было абсолютное большинство, примерно 80-90%.[21]. В столовой очень строго соблюдали санитарные правила: практиканты и работники обрабатывали столы, стеллажи, стены раствором уксусной кислоты перед началом работы и в конце смены. За состоянием помещений следил санврач. [21,24] Учащиеся могли брать по талону обед из трех блюд или купить в буфете выпечку. Стоимости талона — 1 руб. 6 коп. Предполагалось, что позавтракать можно было на 40 копеек и пообедать на 66 копеек. На эту сумму на завтрак можно было взять котлету с картофельным пюре, порцию оладий и чай. На обед на указанную сумму можно было взять 100 граммов сметаны, одно первое блюдо (щи, борщ или рассольник), а также бифштекс, биточки с капустой и компот.



Цены на некоторые блюда в столовых: котлета — 7 копеек, картофельное пюре — 2 копейки, чай — 3 копейки, компот — 3 копейки, сметана — 14 копеек (сто граммов), булочка — 5 копеек, каша молочная — 6 копеек, [24].

В конце месяца сдавали экзамен или зачет [26]. Практиканты готовили три блюда, например, щи по-уральски, кашу рисовую, запеканку. В основном практиканты получали оценки «пять» и «четыре», и редко «тройки» [28].

Во время такой практики учащиеся осваивали приемы самостоятельной практической деятельности по массовому приготовлению и отпуску 5-6 первых, 10-11 вторых и третьих блюд [24]. Практика в столовых ММК и треста «Магнитострой» была важным этапом на пути подготовки будущих кулинаров.

Сплошная или предвыпускная практика

Продолжительность этой практики 3-4 месяца, начиная с марта, после окончания теоретических занятий. Выпускники на практике вливались в производственный коллектив и работали наравне с работниками столовой. Незадолго до экзаменов проводились пробные работы, позволявшие хорошо подготовиться к выпускным квалификационным экзаменам. Качественная успеваемость по пробным работам была ниже, чем по производственному обучению. Это объясняется тем, что она проходила в большой действующей столовой, где не всегда были условия для проведения пробных работ. [1] В конце сплошной практики сдавали экзамены: готовили первое, второе и третье блюдо — это называлось итоговой проверочной работой. Если ученики проявляли себя на практике хорошо, т.е. готовили качественно, вкусно, быстро, аккуратно, экономно, сдавали экзамены на «4» и на «5», то таких выпускников оставляли в своем коллективе очень охотно [26].

Цель предвыпускной производственной практики — подведение итогов производственного обучения и подготовки будущего рабочего к самостоятельной работе Абсолютное большинство учащихся заканчивало училище с четвертым разрядом. [28] Она позволяла подготовить к высокой производительности труда, к выпуску качественных блюд.

5. Теоретическое обучение

Теоретическое обучение обычно начиналось с октября, т.к. в сентябре занимались обычно сельхозработами. [19] Учебная нагрузка учащихся была больше, чем у их сверстников в школе, т.к. они изучали и общеобразовательные дисциплины, и специальные, связанные с их будущей профессией. Для будущих поваров важнейших предметов была кулинария, которой уделялось большее внимание. Количество часов по кулинарии намного сократилось с конца 1980-х гг., когда начали готовить по совмещенным профессиям повара и кондитера. Из-за этого установочный разряд снизился с 4-го на 3-й. В 80-х на кулинарию выделялось 379 часов, сейчас — 198 часов. Из-за этого сократилось количество часов на многие учебные темы, некоторые темы «ушли» совсем или перешли в спецтехнологию.



График 2. Абсолютная и качественная успеваемость. [7,8,10,11].

Поначалу это вызвало падение качественной успеваемости по кулинарии, но в начале десятилетия она увеличилась (график 2). Это можно объяснить использованием ИКТ и цифровых образовательных ресурсов, изменение в рабочих программах, а также формах и методах работы преподавателей, повысилась мотивация учащихся к получению профессионального образования.



Лаборатория

В лаборатории училища выполнялись работы по кулинарии для поваров и спецтехнологии для кондитеров [11]. По воспоминанию ветерана училища Сиргалиной Л.И и других, «на третьем или четвертом году существования училища была создана на первом этаже поварская лаборатория. Она была достаточно оснащена электрическими плитами, жарочными шкафами, взбивательной машиной, холодильным оборудованием, то есть необходимым оборудованием, сборниками рецептур, технологическими схемами, дидактическими материалами и посудой…» [12. 18, 21, 24, 28].

Длительность лабораторных занятий зависела от темы [9,5, 8,7]. У каждого ученика в распоряжении была посуда, выданная в училище (сковородка, кастрюля, кокотница, брешет, баранчик…), а также рабочее место: часть разделочного стола и одна конфорка электрической плиты. Учащиеся готовили под наблюдением преподавателей спецдисциплин, мастера п/о группы и лаборанта. Продукты учащимся выдавало училище. [28,16, 6,7,8].

Закончилось время больших столовых, началось время маленьких кафе и ресторанов, где нужен в одном лице и повар, и кондитер. Качественная успеваемость в последнее время улучшилась. Это можно объяснить тем, что стало меньше приезжих детей, а также внедрением нового оборудования, использованием ИКТ и новых методов обучения. [10, 11, 12] [V]

В общеобразовательных дисциплинах в начале 1990-х годов произошел принципиальный поворот от линейной системы обучения к системе концентров, который был связан с принятием закона об обязательном 9-летнем образовании вместо полного среднего ранее. Это привело к сокращению учебного времени по многим дисциплинам. Переломные, кризисные моменты в жизни страны в середине 90-х и изменение в содержании и формах обучения вызвали резкое падение успеваемости. [V, VI] [9, 10, 19]. По истории и литературе темы давались в зависимости от духа времени, примером такой темы по истории служит «Война СССР с Финляндией» [VII].

Для закрепления знаний учащихся проходили предметные недели и олимпиады, научно-практические конференции, выставки предметных газет, тематические вечера…



6.Общежитие. Внеклассная работа

Общежитие

Училище №121 не имело своего общежития и арендовало места в общежитиях других училищ [18], чаще всего у училища№66. В общежитии жило около 200 приезжих. Здание общежития №66 было 4-этажным. Половина здания была арендована нашим училищем, в другой проживали учащиеся училища №66 [25]. В нашей половине общежития работали 3 воспитательницы. В комнате жили по четыре человека. В ней была одна розетка, четыре кровати, возле каждой стояла тумбочка, также шкаф и письменный стол.

На первом этаже в комнате отдыха находился телевизор. Абсолютное большинство детей по нему смотрели сериалы [25]. «В комнате не хватало мест для просмотра телевизора. Те, кому не хватало мест в комнате, смотрели телевизор из коридора», — рассказывала Чмурова А.С. [25].

Внеклассная работа

Для учащихся в училище работали кружки: хоровой, танцевальный, духовой.… При каждом кабинете были предметные кружки. При кабинете литературы работал театральный кружок «Сверстник».

Семь лет просуществовала агитбригада «Леди», созданная по образцу одесской команды «Джентльмены». Эта агитбригада пропагандировала культуру поведения. [22] Самодеятельность училища имела успех на городских смотрах ПТО. Профсоюзная и комсомольская ученические организации положительно воздействовали на учебу и дисциплину учащихся училища. Комсомольцами было большинство учащихся [7]. Они на своих собраниях обсуждали все стороны жизни группы, в первую очередь учебу и дисциплину. Комсомольские организации призваны быть активными проводниками партийных установок во всех сферах производственной и общественной жизни. На комсомольских собраниях разъясняли среди учащихся материалы очередного съезда КПСС. В каждой группе в апреле накануне дня рождения В.И. Ленина проводился Ленинский зачет, где каждый учащийся комсомолец отчитывался о том, как он учится, ведет себя, участвует в кружках и секциях, повышает свой культурный уровень, т.е. готовится стать квалифицированным работником ПОП [5].

Профсоюзная организация группы ежегодно в сентябре или октябре принимала социалистические обязательства, которые затрагивали учебную и производственную деятельность учащихся группы. В них подробно описывали, с какими показателями по теории и практике учащиеся собирались закончить учебный год, сколько из них постараются учиться без троек, сколько будет проведено культпоходов в кино, театр, на концерт, поездок за город [20].

В училище проводилась атеистическая работа с учащимися [36].

Особое место занимали первомайская и октябрьская демонстрации трудящихся города. В этих демонстрациях учащиеся участвовали «добровольно-принудительно». Многие из них несли портреты руководителей страны, флаги СССР и союзных республик, эмблемы училища, гирлянды искусственных цветов, транспаранты. [24]. Весь город был украшен флажками, лентами. С одной стороны, был праздник, играла веселая музыка, вокруг были празднично одетые люди, следом должно было идти семейное застолье. С другой стороны, перед этим отрабатывали хождение строем, не всем нравилось носить флаги и транспаранты. Праздник превращался в рутину. [15]

Система воспитательной работы с учащимися: повышение общеобразовательного уровня путем вовлечения их в предметные кружки и факультативы, самообразование, повышение уровня политических знаний, выполнение постоянных и временных поручений общественно-политического характера, научно-техническое и художественное творчество [36].

Социалистическое соревнование позволяло выявить лучших учащихся и учебные группы, которых награждались туристическими поездками по стране. «Трудные» учащиеся, вовлекались в кружки, секции… для того, чтобы удержать их от «приключений». Большую роль играли субботники, где учащиеся после уроков проводили генеральную уборку на закрепленной территории. В апреле накануне дня рождения Ленина, по всей стране проводился коммунистический субботник. Это означало, что учащиеся училища проводили генеральную уборку в здании и во дворе училища, а также на закрепленной территории города. Это не только позволяло бесплатно убрать весной город, но и воспитывало чувство бережного отношения ко всему в городе, как к своему [22].Особняком стояла уборочная компания, когда коллектив работников и учащихся училища выезжал в сельскую местность по решению городских властей для уборки овощей. Учащиеся полный трудовой день убирали в одном из пригородных совхозов картофель, морковь, свеклу, капусту… Учащиеся питались за счет своих заработков. Это было суровым испытанием для городских мальчиков и девочек, сплачивавшим их в то же время. Уборочная рассматривалась как государственная обязанность, и по участию в ней оценивался уровень сознательности и физической подготовки, сила воли каждого ее участника [20].


Заключение

С момента организации училища прошло более 27 лет. С точки зрения истории, это немного. С точки зрения перемен, произошедших за последние годы, — «дела давно минувших дней».

СГПТУ№121 возникло в 1981 году в результате реорганизации СГПТУ№55 для обеспечения столовых ММК и города кулинарами. За первые десять лет существования было подготовлено около 2000 специалистов общественного питания. За эти годы училище стало готовить специалистов по большему числу профессий — с 2-х до 6-ти [1, 3, 39, 40, 41, 42, 43].

В начале существования училища в нем работал профессиональный, сравнительно молодой педагогический коллектив. Абсолютное большинство педагогов — женщины. Низкая партийная прослойка как в большинстве педагогических коллективов города [3]. В начале истории училища среди учащихся преобладали иногородние постепенно соотношение менялось в пользу магнитогорцев. Контингент учащихся вырос с 431 человека в 1982-1983 учебном году до 639 в 1990-1991 учебном году [3, 49]. Большинство учащихся было из малообеспеченных семей. Мальчики среди учащихся были редки, что соответствовало числу поваров-мужчин в столовых. Практика позволяла подготовить за три года квалифицированного кулинара. Все в училище: и работа педагогов, и деятельность партийной, комсомольской и профсоюзной организаций — было направлено на одну цель: подготовить квалификационного рабочего со средним образованием. Внеклассная работа способствовала воспитанию культуры и тому, чтобы у учащихся, особенно «трудных», оставалось бы как можно меньше времени для «приключений» [28]

В 80-е годы выпускники работали в общепите ММК, во многих столовых Магнитогорска, городов и сел Челябинской области и Башкирии [VIII].

Многое изменилось с тех пор — стала другой страна, изменился государственный строй, нет государственного распределения выпускников... Ушли в прошлое комсомольские и профсоюзные организации для учащихся, но каждый год по-прежнему ПУ №121 производит выпуск квалифицированных работников ПОП, которые востребованы в городе и области.


Глоссарий

Автоклав — герметически закрывающийся варочный сосуд, в котором приготовление пищи осуществляется под давлением, превышающим атмосферное.

Баранчик — глубокая металлическая посуда с крышкой для подачи и приготовления блюда.

Бартер — способ торговли товарами и услугами в виде непосредственного взаимообмена этими товарами и услугами без использования денег.

Белая мойка — моечная столовой посуды, в которой подается блюдо (тарелки, баранчики, брешет, кокотница и др.).

Брешет — вертел.

Кокотница — небольшой огнеупорный ковшик для запекания яиц, приготовления суфле и муссов, а также подачи в них муссов.

Обвалка - отделение мяса полутуши от кости.

Мармит — технологическое оборудование. Предназначен для кратковременного сохранения в горячем состоянии первых и вторых блюд, гарниров, соусов.

Пятиминутка — обслуживание рабочих, пришедших на обеденный перерыв на короткое время в силу специфики их работы.

Черная мойка — моечная кухонной посуды функциональных емкостей (пищеварочные котлы, сковороды, противни…).
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Жизнь магнитогорцев в последнее десятилетие существования СССР
314.96kb.
Проблемы подготовки специалистов электронного профиля в украине
78.98kb.
Последнее десятилетие характеризуется резким изменением структуры преступности в России, ее ростом, появлением с принятием нового Уголовного кодекса РФ новых видов преступлений и способов их совершения
96.96kb.
Панюшов С. П. Тюмин В. Б. Агеев И. С. Гришаев А. А. Царапкина Ю. В. Заболеваемость раком гортани в Пензенской области
25.99kb.
Госстрой СССР
257.93kb.
Человечество имеет дело с проектами еще с давних времен. Строительство Египетских пирамид, возведение Большой китайской стены и др
272.85kb.
В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей
174.96kb.
Образовательная система нашего общества в последнее десятилетие кардинально изменилась. Она учитывает интересы государства, общества и семьи. Я, одна из тех, кто работает в этой системе, преобразует и формирует её
34.99kb.
Абибок Л. м с. Ссср (биатлон ); Абрамов В. м с. Ссср, член сб
143.39kb.
В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций
890.76kb.
Строительные нормы и правила строительная теплотехника
2232.84kb.
Здравствуй, дорогой наш читатель! Ты, наверное, не ожидал снова встретиться с нами. Но, как поется в известной песне Олега Митяева, лето это маленькая жизнь
88.75kb.