takya.ru страница 1
скачать файл


Логинова Анастасия Сергеевна

старший преподаватель

кафедра Административного и конституционного права НИУ ВШЭ

pantera-cut84@mail.ru 8920030822
Кадровый потенциал таможенных органов России в условиях интеграции в мировую экономику.
В условиях активной реорганизации таможенных органов возникает необходимость формирования четкого понятия кадрового потенциала в таможенных органах, так как возрастает роль таможенных органов в защите национальной экономики России.
В настоящее время отсутствует законодательное закрепление понятия «кадровый потенциал таможенных органов».

Изначально обратимся к единственному определению кадрового потенциала, которое представлено в курсе лекций по дисциплине «Экономика таможенного дела» М.В. Медведевой: «под кадровым потенциалом понимают способность персонала таможенных органов эффективно использовать и своевременно выполнять поставленные перед ними задачи в меняющихся условиях внешней и внутренней среды». Поэтому, исходя из определения, мы делаем вывод о том, что кадровый потенциал обусловлен такими факторами, как численность сотрудников таможенных органов, стаж работы и средний возраст, уровень образования, квалификация и заинтересованность в результатах труда. Мы полагаем, что необходимо четко определить и закрепить на законодательном уровне определение «кадрового потенциала таможенных органов», в связи с тем, что современный мир вступил в новый этап своего развития - формирование глобального информационного общества. Глобализация охватывает все сферы жизни общества, но наиболее наглядно проявляется в экономической и технологической сферах. Глобализация производства при этом дополняется опережающим развитием мировой торговли.

Процесс интеграции России в мировое экономическое пространство требует соблюдения приоритета национальных интересов и обеспечения взаимовыгодного партнерства на внешнем рынке.

В этих условиях актуализируется задача совершенствования таможенного регулирования и таможенной политики в целом, эффективность которой является важным фактором национальной безопасности. Одним из стратегических направлений реализации таможенной политики становится повышение результативности кадровой политики.

В рамках данного проблемного направления актуальность и значимость для таможенных органов приобретает проблема оценки эффективности использования кадрового потенциала.

Переход к требованиям современных передовых технологий невозможен без эффективного использования потенциальных возможностей, заложенных в человеке. К сожалению, до настоящего времени кадровый потенциал использовался не в полной мере, так как кадровые подразделения таможенных органов были ориентированы в основном на выполнение привычных процедурных функций.

Перспективы развития таможенной службы России во многом будут зависеть от того, какие применяются методы управления кадровым потенциалом.

Реформирование таможенной службы России требует как совершенствования структуры таможенных органов и внедрения передовых технологий в таможенное дело, так и повышения требований к кадровому потенциалу состава таможенных служащих.

В настоящее время деятельность сотрудников таможенных органов, их организационно-штатная численность осуществляется посредством Таможенного кодекса Таможенного союза, ФЗ №311 «О таможенном регулировании в российской Федерации», ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Приказ от 28.11.2007г. №1479 «О регламенте Федеральной таможенной службы «(в ред. Приказов ФТС РФ от 27.11.2008 N 1489, от 24.12.2009 N 2376, от 01.06.2011 N 1163). Ни в одном из перечисленных нормативно-правовых актов не присутствует определения «кадрового потенциала таможенных органов». Мы предлагаем, закрепит данное понятие в ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в главе первой статье 3 «Должностные лица таможенных органов» названного закона.

Для более четкого уяснения сущности проблемы изначально следует разобраться, что такое кадры таможенных органов. Кадры, то есть личный состав и персонал таможенных органов – это все работающие в таможенных органах и занимающие должности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников бюджетной сферы. Сотрудники и федеральные государственные служащие таможенных органов являются должностными лицами. Работники таможенных органов не являются должностными лицами таможенных органов и государственными служащими, но входят в состав работающих (кадровый состав) таможенных органов.

Согласно ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» правом на поступление на государственную гражданскую службу обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям устанавливаемые федеральным законодательством.



Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.  Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Исходя из требований установленных законодательством, следует сделать вывод о том, что нет определенного требования предъявляемого к образованию поступающего на службу в таможенные ораны. Мы говорим именно о сотрудниках занимающие должности федеральных государственных гражданских служащих, а не работников бюджетной сферы.

Далеко не все сотрудники таможенных органов обладают профильным образованием. В основном на службу таможенных органов поступают лица, имеющие юридическое, экономическое или педагогическое образование.

8 июня 2009 г. был проведен всероссийский семинар-совещание руководителей кадровых подразделений таможенных органов РФ, на котором начальник Управления государственной службы и кадров ФТС России Геннадий Кириллов говорил о том, что кадровый потенциал ФТС России высок и обеспечит выполнение задач, поставленных перед таможенными органами РФ. На наш взгляд, является весьма спорным суждение Г. Кирилова о том, что «абсолютное большинство сотрудников таможенных органов – это профессионалы, т.е. люди с экономическим, юридическим образованием или закончившие Российскую таможенную академию, имеющие практический опыт работы в таможне и вполне успешно справляющиеся с поставленными задачами». Мы полагаем, что данное высказывание противоречит само себе исходя из того, что на службу в таможенные органы, следует привлекать лиц, обладающих профильным высшим образованием.

Кадровой службе в системе таможенных органов отводится особая роль. В настоящее время Федеральная таможенная служба решает не только внутриведомственные задачи, но и сталкивается с проблемами, связанные с внешними факторами, такими, например, как угроза национальной безопасности и борьба с коррупцией, в следствие чего, квалификационные требования предъявляемые к сотрудникам таможенных органов возрастают.

ФЗ РФ от 25.12.2008 г. №273-ФЗ « О противодействии коррупции» впервые дается определение коррупции и конфликта интересов. Мы считаем целесообразным включать из них основные понятийные инструменты, при определении понятия «кадрового потенциала таможенных органов».

Следующим, основным элементом понятия «кадрового потенциала», является численность занятых на службе в таможенных органах. Поэтому считаем необходимым обратить особое внимание на штатную численность таможенных органов и ее качество при определении понятия «кадрового потенциала таможенных органов».
Штатная численность ФТС России превышает 73,5 тысячи единиц.  В ближайшее время грядет сокращение штата таможенных органов. В связи с внедрением электронного декларирования и сокращением внутренних таможенных постов, не потребуется то количество сотрудников, что работает сейчас. И таможня получила задание от правительства оптимизировать свою структуру и сократить количество инспекторов на 20%. Что касательно Приволжского таможенного управления таможенные органы Приволжского региона с 25 декабря 2012года будут сокращены.

К этой дате, согласно Приказу Федеральной таможенной службы, численность таможенных органов, расположенных в ПФО, сократится на 712 человек. Так, в Нижегородской таможне будет упразднено 110 должностей, в Башкортостанской и Ульяновской таможнях по 89 должностей.



Предстоящие преобразования – это очередной этап реорганизации таможенных органов в соответствии с указом Президента «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов». Первый этап произошел в октябре 2010 года. Тогда численность таможенных органов региона сократилась на 22%. В 2013 году общая численность персонала ПТУ составит 4690 человек, или 67% к численности на 1 января 2010 года.
Далее следует рассмотреть эффективность использования сотрудников таможенных органов. В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы»  был утвержден Регламент Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2007 г. N 1479. Регламент устанавливает общие правила организации деятельности ФТС России по реализации полномочий, отнесенных к компетенции ФТС России, и взаимодействия ФТС России с иными федеральными органами исполнительной власти. Согласно данному регламенту утверждается структура и штатное расписание центрального аппарата ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов, а также зарубежных представительств ФТС РФ; определяются полномочия руководства ФТС РФ; разрабатываются административные регламенты и стандарты государственных услуг; определяет порядок планирования и организации работы таможенных органов и т.д.

Следует отметить то, что планирование численности должностных лиц и работников таможенных органов осуществляется с учетом объемов таможенных услуг, показателей производительности труда и норм обслуживания. Общую численность работающих в Федеральной таможенной службе, кроме отдельных категорий вспомогательного персонала, устанавливает правительство РФ. Оно также устанавливает в целом число должностных лиц таможенных органов, имеющих специальное звание, количество заместителей руководителя ФТС РФ.



Михеева Н.П., Плотников В.А. в своем исследовании «Внедрение системы менеджмента качества таможенных услуг» говорят о том, что эффективность работы таможенных органов следует оценивать через внедрение системы менеджмента качества оказываемых таможенных услуг. Они полагают, что одной из основных целей улучшения качества деятельности таможенных органов является повышение качества предоставляемых таможенными органами услуг. Но в настоящее время еще недостаточно разработаны теоретические основы управления качеством таможенных услуг. Отсутствует нормативное понятие «государственные услуги в сфере таможенного дела» и единообразный доктринальный подход к пониманию их правовой природы и содержания. Нет классификации таможенных услуг, а также предусмотренного Регламентом ФТС РФ перечня услуг, предоставляемых таможенными органами. Не существует четкого разграничения между таможенными услугами и таможенными функциями.

Михеева Н.П. и Плотников В.А. совершенно верно подмечают, что оценка эффективности административно-управленческого потенциала таможенной службы должна разложить общую эффективность на составные части в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов деятельности (стратегий, программ, проектов, функций, технологий, методов). При этом основная задача состоит в том, чтобы проанализировать результативность каждого подразделения таможенной службы как взятого по отдельности, так и в их взаимодействии с точки зрения сложения сил для достижения целей таможенной политики и таможенного администрирования.

Что касательно квалификационных требования сотрудников таможенных органов, то на наш взгляд здесь ведется активная работа по повышению уровня квалификации сотрудников таможенных органов.

Ранее издавались приказы Государственного таможенного комитета об утверждении планов об обучении сотрудников таможенных органов в Российской таможенной академии, ее филиалах, учебных центрах и отделах подготовки кадров региональных таможенных управлений и таможен. В настоящее время данный процесс происходит несколько иначе. Профессиональная подготовка, переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации сотрудников таможенных органов осуществляются в образовательных учреждениях Федеральной таможенной службы, учебных подразделениях таможенных органов, а также в образовательных учреждениях высшего профессионального образования или среднего профессионального образования на основе договоров между Федеральной таможенной службой и соответствующим образовательным учреждением. На наш взгляд, данное право сотрудника таможенного органа, а именно на переподготовку, является несколько не эффективным, в связи с тем, что в настоящее время существует ВУЗы осуществляющие профессиональную подготовку по специальности «Таможенное дело», а финансирование подобных курсов переподготовки, для сотрудников таможенных органов, впервые поступивших на службу в таможенные органы и не имеющих профильного образования финансируется за счет средств федерального бюджета

Перед руководителем ФТС РФ Бельяниновым А.Ю., не единожды ставился вопрос о том, что на службу в таможенные органы следует принимать лиц имеющих высшее профессиональное образование по специальности таможенное дело. По нашему мнению, только после этого стоит судить о квалификации сотрудников таможенных органов.

Также в связи с активной экономической интеграцией, вступлением во Всемирную торговую организацию, стоит говорить о том, что к сотрудникам таможенных органов следует предъявлять требование касательно уровня владения иностранным языком. Было бы логичным при аттестации сотрудников таможенных органов ввести контроль знаний иностранного языка.

Таким образом, после проведения анализа законодательной базы и мнений ученых-теоретиков и практиков касательно кадрового потенциала таможенных органов, следует определить понятие кадрового потенциала таможенных органов – это способность должностных лиц таможенных органов, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих высшее профильное образование, своевременно и эффективно выполнять поставленные перед ними задачи, в области таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, прошедших коррупционную комиссию.

Примечание:

  1. Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнова учебник «Экономика таможенного дела» РТА Владивостокский филиал. Владивосток 2006. – С. 171

  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 22.11.2011) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета", N 162, 31.07.2004

  3. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Российская газета" N 146, 31.07.1997

  4. www.customs.ru (Электронный ресурс на 04.11.2012г).

  5. ФЗ РФ от 25.12.2008 г. №273-ФЗ « О противодействии коррупции» // Российская газета 30 декабря 2008 г. №4823 

  6. http://ptu.customs.ru/index.php?option=com_

  7. Приказ ФТС РФ от 28.11.2007 N 1479 (ред. от 01.06.2011) «О Регламенте Федеральной таможенной службы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 17, 28.04.2008.

  8. Михеева Н.П., Плотников В.А. Внедрение системы менеджмента качества таможенных услуг. Регион в глобальной архитектуре современного мира. Материалы межвузовской практической конференции 2011. // chebnik-besplatno.com

  9. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Российская газета" N 146, 31.07.1997





скачать файл



Смотрите также:
Кадровый потенциал таможенных органов России в условиях интеграции в мировую экономику
120.46kb.
Решение о целесообразности вступления России в вто принято политическим руководством страны в качестве необходимой предпосылки интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему
22.45kb.
Ведомости 29. 03. 12 Путинские стипендиаты
25.37kb.
«Саморегулирование таможенных представителей»
119.21kb.
«Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России. Пути формирования у сотрудников пограничных органов федеральной службы безопасности патриотизма и верности воинскому долгу в современных условиях»
291.69kb.
Из материалов интернет-сайтов международных профцентров и зарубежной профсоюзной печати, поступивших в аппарат ВКП в январе 2014 года Международные вопросы
200.51kb.
Семинар «Кадровый менеджмент на предприятии. Опыт Швейцарии»
19.79kb.
Образование на наших глазах превращается в один из главных ресурсов экономики. Его успешное развитие основа достойной жизни современного россиянина, социально-экономического процветания России
21.82kb.
Тематика курсовых работ по макроэкономике
63.58kb.
Национальная идея россии от анатолия некрасова
168.48kb.
Г-н Евсеев оказывал содействие российским компаниям и отраслевым ассоциациям при корректировке ставок ввозных таможенных пошлин на территории России и Таможенного союза
10.65kb.
Национальная образовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал россии»
56.62kb.