takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл



Памятки

по профориентационной работе

с учащимися

в помощь классному руководителю

Как готовим молодежь к жизни – так и живем!
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «professio» – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле – длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях – общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:



  • сформировать положительное отношение к труду;

  • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

  • научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

  • Профессиональная информация.

  • Профессиональное воспитание.

  • Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, о личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование– изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Что касается форм работы, то это могут быть:


  • профориентационные уроки;

  • экскурсии;

  • классный час по профориентации;

  • встречи со специалистами;

  • профессиографические исследования;

  • родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

  1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

  2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

  3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

  4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

  5. Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с потребностью)

1 раздел
Работа с учащимися.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ



Этапы работы классного руководителя


Основные направления в работе

Методы изучения и перевоспитания, формы работы

I этап (начальный)

1. Изучить общие сведения об учащемся



Ф.И.О., возраст, состав семьи, состояние здоровья.

Идейная направленность, цели, идеалы.
Интересы и склонности учащихся.

Отношение к учебе.


Отношение учащихся к коллективу и к себе.


Анкета.


Беседа.
Наблюдение. Беседа.
Анализ результатов деятельности, беседа.

Социометрия, индивидуальная беседа (с психологом).




2. Изучить особенности личности

Взаимоотношения с педагогами.

Умение управлять своими чувствами и настроением.

Дисциплинированность.

Умственное развитие и способность подростка.

Память, внимание, наблюдательность.

Культура речи.

Отклонения в характере:

- каналы положительного влияния на подростка;

- каналы отрицательного влияния.

Методы воспитания:

- принимает;

- не принимает.


Основные направления педагогической коррекции.


Беседы, анализ.
Наблюдение, анализ.

Наблюдение, анализ. Совместный анализ с предметниками.

Тестирование. Беседы с учащимися, с родителями.
Метод независимой характеристики (родителей, учащихся, свое мнение).
Метод переубеждения, беседы, методы стимулирования (поощрения и высказывания). Метод личного примера, метод педагогического требования.

Индивидуальные беседы.



II этап (промежуточный)

Формирование доверительных отношений с подростком.

Создание ситуации успеха в учебной деятельности с учетом индивидуальных трудностей в обучении.

Переубеждение подростка в необходимости изменения прежнего поведения.

Раскрыть перспективы учащихся на основе его потребностей.




Совместное с учителями-предметниками обсуждение.

Индивидуальные беседы.


Метод переубеждения.


Анкета ''Изучение реализации социальных потребностей подростка''



III этап (заключительный)

Обсуждение результатов деятельности с подростком и планирование дальнейшей совместной работы по исправлению недостатков.

Помощь в самовоспитании.



Анализ результатов.




План проведения индивидуальной консультации

с учащимися
Содержание работы.


  1. Уточнить профессиональные намерения, т.е. узнать, что собирается делать учащийся после окончания 9-го класса (учиться в 10-ом классе, ПТУЗе, техникуме).

  2. Узнать о том, что советуют выбрать родители после окончания 9-го класса, согласен ли учащийся с их мнением.

  3. Выявить познавательные интересы («любимые» и «нелюбимые» предметы); есть ли интересы, связанные с выбором профессии; как развивает интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, встреча со специалистом, посещение учебных заведений и др.). Оказывают ли помощь родители в развитии учебных и профессиональных интересов.

  4. Определить склонности (какие склонности выявляются в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учёбы время). Есть ли склонности, связанные с выбором профессии? Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей и какой-либо профессиональной деятельности? В чём она заключается?

  5. Уточнить способности (какие способности находит у себя учащийся в учебной деятельности). Есть ли профессиональные способности, то есть способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии. Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии и др.). Совпадают ли интересы, склонности и способности учащегося? Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением? Оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей?

  6. Определить, как учащийся оценивает достигнутые успехи в учебной деятельности? По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности? Считает ли он, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать? В случае неосуществления основных планов, есть ли запасные?

  7. Обсудить личностные качества учащегося (например, его общительность, трудолюбие и др.). Какие личностные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные и отрицательные). Какие качества, по его мнению, необходимо развивать для успешного освоения избираемой профессии? Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности? Занимается ли самовоспитанием? Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личностных качеств?

  8. Дать учащемуся советы по подготовке к выбору профессионального пути (рекомендовать список литературы для чтения, кружок или специальную детскую школу, тему доклада в классе об избираемой профессии, встречу со специалистом, дать совет по развитию индивидуальных качеств). Дата повторной индивидуальной беседы позволит классному руководителю не только уточнить показатели подготовленности учащегося к выбору профессии (интересы, склонности, намерения, идеалы), но и найти соответствующие педагогические приёмы, способствующие формированию устойчивых профессиональных намерений. С этой целью классный руководитель совместно с учащимся составляет план и программу самоподготовки.

Схема работы по развитию склонностей учащихся


Этапы

Содержание работы на каждом этапе

Выявление основных склонностей

На основе изучения личности учащегося, успехов в учебной и внеурочной деятельности, сведений от учителей и родителей определяется преобладающая направленность склонностей

Оказание помощи учащемуся в составлении плана самоподготовки

Дать основные рекомендации по дальнейшему развитию склонностей

Методы педагогического стимулирования развития склонностей

Конкретная помощь учащемуся в ознакомлении с содержанием избираемой профессии (организация консультации со специалистом, привлечение к кружковой работе)

Контроль за выполнением рекомендации

Проведение индивидуальных бесед (даты проведения, краткое содержание, основные выводы)

В процессе консультации классный руководитель выясняет интересы и склонности учащегося, личностные качества, состояние здоровья. Часто подростки отмечают, что у них недостаточно развиты такие личностные качества, как сила воли, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, целеустремлённость. В этой связи в беседе следует дать рекомендации учащемуся по самовоспитанию, самооценке в соответствии с выбором профессии, корректировать его действия по развитию соответствующих склонностей или, в случае необходимости, переориентировать в выборе профессии.

В каждом конкретном случае программа самоподготовки индивидуальна, но на основе вышеизложенного содержания работы можно выделить в общем такие её разделы:


  1. Повышение информированности об избранной сфере профессиональной деятельности, соответствующие формы и методы повышения информированности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов и докладов, сочинений на тему о выборе профессии, участие в «Днях открытых дверей» и др.).

  2. Организация посильного участия в избираемой профессиональной деятельности (факультативные занятия по предметам, кружковая работа, занятия в специальных школах).

  3. Развитие самопознания учащегося в связи с выбором профессии, обоснование учащимся своего решения о выборе той или иной специальности.

Рекомендации учащимся по самовоспитанию

«Если ты хочешь изменить мир к лучшему, начинай это благородное дело с самого себя».

( М. Дудин )

Каждый выбирающий профессию, если он строго оценивает себя, может отметить, что ему для избранного дела не достает каких-то знаний, способностей, каких-то качеств. Однако одной строгой самооценки недостаточно. Необходимо заниматься самовоспитанием.



Самовоспитание – это сознательная, продолжительная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков.

Этапы самовоспитания:

  1. Самоанализ уровня развития своей личности.

  2. Составление перечня тех качеств, которые нужно в себе укрепить и развивать, и тех, которые необходимо подавить, преодолеть.

  3. Составление плана определенных действий для тренировки ценных качеств и преодоления недостатков.

  4. Периодическое подведение итогов работы над собой.

  5. Постановка перед собой более усложненных задач.

Приемы самовоспитания:

  1. САМОПРИКАЗ: «Сказано – сделано!». Этому правилу нужно следовать ежедневно. По телевизору показывают интересный фильм, а тебе нужно решать задачи. Заставь себя выключить манящий экран и ты одержишь победу. Психологи утверждают, что стоит научиться приказывать самому себе, и вырабатывается прочная привычка быстро, даже с удовольствием выполнять собственные команды.

  2. САМОКОНТРОЛЬ: В одном из философских трактатов есть такие мудрые слова: «В конце концов каждый остается один; вот тут-то и важно, кто этот один». Старайся всегда следить за самим собой, за своими поступками и действиями даже когда остаешься один. Постоянно подводи итоги каждого прожитого дня. Для этого лучше всего перед сном (пусть это станет привычкой!) придирчиво просмотри свой план и проверь: что успел выполнить, а что нет. Проанализируй причины неудач и постарайся преодолеть их.

  3. САМООБОДРЕНИЕ: Иногда очень полезно самому себе подсказать: « Я должен сделать это, я смогу». Знай, что безнадежных ситуаций не бывает. Будь оптимистом!

  4. САМОКРИТИКА: Внимательно всматривайся сам в себя, отмечай свои достоинства и недостатки. Первое – для совершенствования. Второе – для устранения. Самокритично относясь к своим слабостям или плохим привычкам, старайся их преодолеть. Одновременно умей радоваться своим положительным качествам, совершенствуя и приумножая их.

  5. САМОВНУШЕНИЕ: Восточная пословица гласит: «Кто скажет себе: «Сломай препятствие» - сломает его. Но кто остановится в нерешительности – тому придется отступить». Внушить что-то себе – значит поверить в это. Когда веришь, легче добиваться поставленной цели.

  6. САМООБЯЗАТЕЛЬСТВО: С юных лет надо учиться быть верным слову. «Верность слову – твоя личная честь»,- говорил В.А. Сухомлинский. Помни об этом и старайся всегда выполнять все свои обещания, пусть даже и незначительные. Прежде чем обещать, подумай, сможешь ли его выполнить. В противном случае легко прослыть обманщиком.

Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Совершенствовать свои духовные и физические качества нужно всю жизнь.

ПОСТРОЕНИЕ ЛИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

УЧАЩЕГОСЯ
По тому, как человек относится к своему будущему, можно судить об уровне его социальной зрелости, проблемы формирования которой должны находиться в центре внимания школы. Отсутствие серьезного представления школьника о дальнейшем жизненном пути – признак инфантильности. Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего – ближайшего и отдаленного – человек не может рассчитывать на успех в жизни. Именно в способности «рассудочного ожидания будущего» усматривал И. Кант решающий признак преимущества человека перед животными.

Предлагаем схему построения личного профессионального плана учащегося, которая поможет сформировать выпускнику обоснованный и реальный профессиональный план.



  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение).

  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

  5. Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели.

СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

( методические рекомендации)


Предполагает сообщение учащимся конкретных сведений о возможностях получения специального образования, об учебном заведении, его местоположении, по правилам приема, продолжительности и условиях обучения, о требованиях к учащимся, перспективах квалификационного роста.

Примерный план консультации

  1. Установление контакта

Представиться, сообщить о цели профконсультации, об имеющихся информационных материалах.

  1. Ознакомление учащихся с информационными материалами по учебным заведениям.

Рассказать о возможностях получения профессионального образования после окончания базовой (средней) школы.

Используемый материал:

  • перечни специальностей, которые можно получить в профессионально-технических учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, высших учебных заведениях;

  • рейтинги и конкурсы в профессионально-технических учебных заведений, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений;

  • информация по лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением отдельных предметов и профильным обучением;

  • справочники для поступающих в ПТУЗы, ССУЗы, ВУЗы.

1.ИНФОРМАЦИЯ ПО ПТУЗам.

  • краткая характеристика ПТУ и профессионально-технического колледжа (лицея);

  • ознакомить с перечнем специальностей;

  • правила приема, вступительные экзамены, собеседование;

  • ознакомить с рейтингом, ситуацией на рынке труда.

2. ИНФОРМАЦИЯ ПО ССУЗам.

  • краткая характеристика среднего специального учебного заведения (разница между колледжем и высшим колледжем);

  • ознакомить с перечнем специальностей;

  • правила приема, вступительные экзамены, требования к ответу абитуриента;

  • порядок зачисления (обратить внимание на льготы при зачислении);

  • ознакомить с рейтингом средних специальных учебных заведений, конкурсом; объяснить, что такое конкурс, проходной балл;

  • рассказать о подготовительных курсах.

  1. ИНФОРМАЦИЯ ПО ВУЗам.

  • перечень ВУЗов, краткая характеристика высшего учебного заведения;

  • правила приема, вступительные экзамены, централизованное тестирование, требования к ответу абитуриента;

  • порядок зачисления (обратить внимание на льготы при зачислении);

  • ознакомить с рейтингом высших учебных заведений, конкурсом; объяснить, что такое конкурс, проходной балл;

  • рассказать о подготовительных курсах.

  1. ИНФОРМАЦИЯ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИЦЕЯХ, ГИМНАЗИЯХ, ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ.



  1. Психофизиологические и психологические аспекты консультации.

Указать на необходимость учитывать состояние здоровья, физиологические особенности организма, психологические качества личности при профессиональном самоопределении.

IV. Заключительный этап-- ответы на вопросы учащихся.


Элементы профконсультационной беседы



  • Знакомство, установка контакта.

  • Получение социальной информации.

  • Выяснение успеваемости, соотношение с субъективной оценкой знаний.

  • Выяснение уровня информированности (дезинформированности) о различных факторах, обуславливающих выбор профессии.

  • Получение информации об интересах и склонностях.

  • Выявление мотива выбора профессии и их значимости для учащегося.

  • Получение информации об уровне развития личности учащегося (мировоззрение, социальная зрелость и т.п.).

  • Выяснение сформированности моральных понятий, выявление идеала.

  • Выявление ценностных ориентаций и стимулирование работы по освоению общественно значимых ценностей.

  • Выявление уровня сформированности понятий, характеризующих человека как личность (способности, характер, воля).

  • Формирование адекватной самооценки.


Протокол профконсультационной беседы.


  1. Ф.И.О.

  2. Номер класса, школы.

  3. Какие школьные предметы нравятся Вам больше всего?

  4. Какие школьные предметы даются Вам легче всего?

  5. Какие предметы Вам не нравятся?

  6. Какие предметы Вам трудно даются?

  7. Всегда ли у Вас была такая успеваемость, как в этом году?

  8. Какой средний балл Вы поставили бы себе, учитывая все школьные предметы?

  9. Какие занятия доставляют Вам наибольшее удовольствие или неудовольствие (нравятся, не нравятся)?

  10. Чем Вы чаще занимаетесь в свободное время?

  11. Какие свои качества или черты характера Вы считаете наиболее ценными?

  12. Что Вы умеете делать лучше своих знакомых?

  13. Какие кружки, секции, факультативы Вы посещаете и как долго?

  14. Какие телепередачи Вам нравятся?

  15. Какие книги, журналы, газеты Вы любите читать?

  16. Есть ли у Вас близкие друзья, сколько их. Что вас сближает?

  17. Наметили ли Вы для себя какую-нибудь профессию и когда Вы это сделали?

  18. Какие другие профессии Вам могли бы подойти?

  19. Какую профессию Вы предпочли бы, если бы всё зависело от Вашего желания?

  20. Какие профессии Вам не подходят, не нравятся?

  21. Кто по профессии Ваши родители, где они работают?

  22. Помогает ли кто-нибудь Вам выбрать профессию (родители, знакомые, друзья и пр.) и что они советуют?

  23. Какие качества необходимы для специалистов выбранных Вами профессий, есть ли они у Вас?

  24. Что Вы делаете для подготовки к овладению профессией (занимаетесь ли на курсах, самостоятельно, с преподавателем, читаете ли специальную литературу)?

  25. Какое учебное заведение (ПТУ, техникум, институт) Вы выбрали для себя в качестве первой ступени Вашего образования, укажите название и местонахождение?

  26. Знаете ли Вы условия поступления в данное учебное заведение (виды экзаменов, проходной балл и др.)?

  27. Как Вы реально оцениваете для себя возможность поступления в данное учебное заведение?

  28. Если Вам не удастся поступить в выбранное учебное заведение, что Вы будете делать в этом году, в следующем году?

  29. Каков состав Вашей семьи?

  30. Назовите обязательные условия, которым должна удовлетворять Ваша работа?

  31. Есть ли у Вас отклонения в здоровье?

32. Ваш домашний адрес, телефон.

Технология работы с трудными подростками
Задача: Убедить ребёнка работать руками, думать головой, подобно тому, как никто за него не может ни есть, ни спать, ни общаться.
Содержание:

  1. Изучить возрастно-психологические особенности подростка с последующей коррекционной работой.

  2. Проанализировать семейные взаимоотношения и условия воспитания подростка, определить пути индивидуального взаимодействия с родителями. Составить социально-психологический портрет семьи.

  3. Проанализировать социально-психологические связи подростка.

  4. Составить карту воспитанности (направленность личности, ведущие моральные качества и черты характера) и карточку индивидуального воспитания.

  5. Провести психолого-педагогический консилиум (обсуждение полученных результатов, прогнозирование развития, поиск средств коррекционного воздействия).

  6. Определить «шаги контакта» (ключевые шаги установления общения) с трудным ребёнком.

  7. Разработать коррекционные программы с помощью психолога («Помочь познать самого себя», «Воля, эмоции, темперамент, способности, уровень развития», вычленение негативных черт характера (Почему мне трудно в общении…), помочь найти идеал, пример для подражания (ответить на вопрос: Каким я хочу быть?), помочь найти друга, который поможет в самовоспитании, помочь найти дело, которое поможет подростку заставить окружающих взглянуть на него другими глазами, помочь удивить себя).

8.Разработать комплексно-целевую программу самовоспитания.

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
1-4 классы

  1. Мир моих интересов.

  2. Все работы хороши - выбирай на вкус.

  3. Профессии наших родителей.

  4. О профессиях разных, нужных и важных.

  5. Путь в профессию начинается в школе.

  6. Моя мечта о будущей профессии.

  7. Труд на радость себе и людям.

5-8 классы

  1. Мир профессий. Человек-техника.

  2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в отделение связи.

  3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. Конкурс. Экскурсия в парикмахерскую.

  4. Мир профессий. На страже закона. Встреча.

  5. Мир профессий. Книга-выставка.

  6. Мир профессий. Электронные помощники.

  7. Астрономия наших дней. Экскурсия в планетарий.

  8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча. Экскурсия в аптеку.

9-11 классы

  1. Познай самого себя.

  2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии. Анкетирование.

  3. Профориентация и медицинская профконсультация.

  4. Мотивы выбора профессии.

  5. Психологические характеристики профессий.

  6. Они учились в нашей школе.

  7. Выпускники школы-учителя.

  8. Профессии с большой перспективой.

  9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.

  10. Что век грядущий нам готовит?

  11. Труд и творчество как главный смысл жизни.

  12. Сотвори свое будущее.

  13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

Классный час «Профессии наших родителей»



Цели: привести в систему знания учащихся о мире профессий на примерах профессий родителей.
Организация мероприятия.

  1. Определение содержания классного часа. Цели и задачи, формы и методы организации данного мероприятия.

  2. Создание временной инициативной группы по проведению классного часа с включением в неё учащихся и родителей.

  3. Составление плана-конспекта классного часа.

  4. Заседание инициативной группы:

а) коллективное обсуждение и разработка плана проведения классного часа с учётом мнений коллектива учащихся и родителей;

б) распределение обязанностей в решении организационных вопросов (среди учащихся, родителей);

в) определение сроков проведения мероприятия, форм проверки готовности на разных этапах.


  1. Предварительная встреча с родителями, которые будут выступать перед учащимися:

а) разъяснение конкретных задач участия родителей в беседах с учениками;

б) обсуждение плана рассказа о своей профессии;

в) составление проблемных вопросов для учащихся с целью активизации их познавательной деятельности во время беседы;

г) рекомендации по ознакомлению с опубликованными материалами по данной профессии (предварительную встречу проводит классный руководитель, член родительского комитета, председатель временной инициативной группы учащихся).



  1. Подготовка помещения.

  2. Проведение мероприятия:

  • Организационный момент (встреча гостей, проверка работы технических средств и т.д.).

  • Выступление родителей по плану (см. ниже)

  • Система подготовки (пути получения профессии, связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе, уровень и объём профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для начального квалифицированного разряда по данной профессии. Перспективы профессионального роста. Где можно продолжить ознакомление с профессией? Что можно прочитать о профессии?).

  • Ответы на вопросы, просмотр подготовленных материалов.

  1. Обсуждение итогов. Удачи и промахи. Оценивается вся работа по реализации плана.


План выступления родителей.
Общие сведения о профессии (краткая характеристика отрасли народного хозяйства группы профессий, в состав которой входит данная профессия. Значение профессии в народном хозяйстве, потребность в кадрах. Краткий исторический очерк и перспектива развития профессии. Основные умения и навыки, входящие в состав профессии. Специальности. Область их применения. Примеры биографии лучших представителей данной профессии. Производственное содержание профессии (место в технологическом процессе производства). Предмет, средства и продукт труда. Содержание и характер деятельности. Что должен уметь и знать специалист. Влияние автоматизации и механизации на содержание и характер труда).

Условия работы и требования, предъявляемые к человеку (Гигиенические условия труда. Психологическая характеристика. Социальные условия. Экономические условия. Краткие сведения из законодательства о труде).



Профессиональные интересы и склонности

(материал для беседы)


Каждый может научиться многим и разным делам, но не всем сразу. Поэтому и приходится делать выбор. Творить, бороться, строить, искать можно только на определенном трудовом пути, среди определенных людей. Исторически складывается так, что разные трудовые пути требуют от человека определенных личных качеств, определенных интересов и склонностей.

Так, например, хороший слесарь-ремонтник - это тот, кого тянет к технике, кто хорошо "держит в уме" ясные представления о деталях, узлах, механизмах, машинах, инструментах. И не только "держит, но и мысленно оперирует ими.

Продавец, педагог, организатор производства должны отличаться особым интересом к людям, их поведению, нуждам. Люди этих профессий должны быть общительными и сдержанными.

Для бухгалтера, экономиста мир документов, цифр, вычислений выступает как полный живого интереса. Здесь нужна способность к сосредоточенной работе в одиночку, точность, аккуратность, способность ясно представлять, что кроется за сухими колонками цифр, документальными записями, нужна особая наблюдательность к тонкостям оформления документов.

Маляр по художественной отделке стен увлечен миром красок, линий, форм. Он делает росписи зданий, помещений. Ему нужны хороший художественный вкус и умелые руки.

В 14-18 лет у человека уже имеется немало способностей, заметно отличающих его от сверстников. Например, у тебя в каких-то делах меньше опыта, знаний, а в каких-то больше, в каких-то делах, занятиях ты менее успешен, быстрее устаешь или начинаешь нервничать, а в других за тобой не угонишься, и, главное, ты ими занимаешься с удовольствием, не замечая времени и усталости. Все это результаты твоего индивидуального развития, твоих интересов и склонностей.

Интерес - избирательная направленность человека к явлениям действительности, проявляющаяся в его положительной эмоциональной реакции и умственной активности. Иными словами: ИНТЕРЕС - ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Интересы могут носить временный, эпизодический и устойчивый характер.

Временные, эпизодические интересы могут угасать, например, с окончанием интересного урока, с уходом "интересного" учителя и т.д. Устойчивые интересы характеризуются тем, что часто для своего удовлетворения требуют преодоления определенных трудностей, но при этом не угасают. Например, кто-то интересуется физикой, и, в частности хочет узнать о состоянии физической науки за рубежом из зарубежных специальных журналов, книг, т.е. ему необходимо знание иностранного языка. И хотя это связано с определенными трудностями, человек преодолевает их.

Интересы, которые носят устойчивый, стержневой характер, могут вырастать, переходить в соответствующую склонность. Например, многие школьники явно предпочитают определенные предметы и учебные занятия, стремятся выйти за рамки учебных заданий, почитать дополнительную литературу, проявляют личную инициативу в овладении знаниями. Такие признаки устойчивого интереса сближают его со склонностью.

СКЛОННОСТЬ - ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Результат любой работы зависит от степени интереса к ней. Например, один ученик ходит в школу, потому что его заставляет родители, а другой потому, что у него есть интерес к содержанию программного материала, познанию новых открытий в науке, литературе и т.д.

Результат учения у этих двух ребят тоже различный. Ваше мнение: у кого он лучше и почему?

Интересы делятся на виды



По содержанию:

- технические;

- музыкальные;

- спортивные;

- художественные;

- общественно-политические.



По предмету:

- педагогические;

- сельскохозяйственные;

- административные и др.


По объему:

- широкие;

- узкие.

По времени действия:

- устойчивые;

- неустойчивые.

О склонности говорят, когда работа нравится человеку, когда человек испытывает влечение к ней. Деятельность может нравиться приносимой ею пользой, тем, какое общественное признание она несёт. Более того, деятельность сама по себе может становиться притягательной. Деятельность, обусловленная склонностью, может быть отнюдь не легкой, и тогда человек проявляет волю, настойчивость, готовность пожертвовать чем-то ради успеха деятельности.

Склонность имеет следующие признаки и проявления:


  • длительное и устойчивое стремление человека к определенной деятельности;

  • успешность выполнения этой деятельности;

  • стремление к творчеству и творческий характер деятельности;

  • проявление устойчивого интереса к определенной области знаний;

  • стремление к постоянному накоплению этих знаний.

Если эта деятельность связана с какой-либо профессией, то эти склонности будут называться профессиональными.

Возникновение интереса —- накопление отвечающих интересу знаний, умений —- развитие соответствующих способностей — успешность в соответствующей деятельности -— развитие склонности к ней — эмоциональная привлекательность деятельности —- подчинение всех поступков и помыслов личности данной склонности — призвание.

Разобрать с учащимися, пользуясь данной схемой, несколько примеров перерастания интереса к спорту, к музыке, к рисованию, к фотографии, к математике и т.д. в склонности и, в конечном итоге, в призвание.

ВОПРОС: Какое отличие интересов и склонностей?

ОТВЕТ: Интерес - хочу знать, т.е. стремление к познанию.

Склонность - хочу делать, т.е. стремление к практической деятельности.



КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ

(материал для беседы)


В поликлинике работают два врача. Оба молодые, умные, способные. Отличает их только призвание: первый любит свое дело, второй мечтал о работе журналиста, но волей случая попал на медицинское поприще. Первый радуется удачно поставленному диагнозу, для второго – это скучная обязанность. Для первого каждый новый больной – близкий человек, которому надо помочь, для второго только нагрузка. В конце дня устают оба, но первый возвращается домой удовлетворенный любимым делом, с радостным чувством хорошо исполненного долга, второй – разбитый и сердитый, он долго не может отдохнуть. Нет необходимости доказывать, что первый врач принесет людям, обществу несравненно больше пользы, чем второй. Да и сам он будет более счастлив, чем врач-неудачник.
Как не ошибиться в выборе профессии? Прежде всего, изучайте профессии. Существует более 40 тыс. профессий. Для ознакомления возьмите более близкие – те, которым посвятили свою жизнь ваши родители, знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного. Вот примерная программа изучения профессии:

  1. место и значение данной профессии в народном хозяйстве страны, района; потребность в людях этой профессии;

  2. основное содержание деятельности работников данной профессии, применение техники, связь с людьми других профессий;

  3. требования, которые предъявляет данная профессия к человеку: какими способностями, знаниями, умениями и навыками, чертами характера должен обладать специалист;

  4. что дает эта профессия для духовного и физического развития человека;

  5. где и как овладеть этой профессией;

  6. спросите честно самого себя: ''Чем меня привлекает данная профессия?''.

Возможно ответы: творчество в работе, интерес к делу, работа в коллективе, романтика профессии, значение ее для народного хозяйства, возможность трудоустроиться, высокая зарплата. Человек растет в соответствии с целью, выше цель – большего достигнешь. Не соблазняйтесь материальными выгодами от профессии. Творчество – вот что достойно человека. Недаром М. Горький писал, что работа только тогда и может доставлять истинное наслаждение, когда она становится творчеством.

Не обманывайтесь и внешней стороной профессии. У некоторых ребят сложилось представление об отдельных профессиях как о легких и романтичных. О профессиях врача, летчика они судят по успехам, операциям, открытиям, виртуозным полетам, которые видели в кино или о которых читали.

Будничный, чаще всего тяжелый труд людей этой профессии им неизвестен. Некоторых просто привлекает модное слово, и тогда дело доходит до смешного: ''Хочу стать кинематографом''; ''Где нужно учится, чтобы стать дальтоником''; ''Мы с подругой твердо решили стать интуристами''; ''Решил всю жизнь сниматься в многосерийных кинокомедиях. Скажите, с кем поговорить?''; ''Решила уехать из поселка. Хочу стать горным инженером. Я не виновата, что родилась далеко от гор''. Это строки из писем ребят в газеты.

Не разделяйте профессии на модные и не модные, почетные и второстепенные. К первым относят, например, профессии космонавта, физика, кибернетика, врача, учителя, инженера. Ко вторым – профессии продавца, портнихи, кассира, прачки, обувщика, телефонистки, почтальона. Это предрассудок, и его надо преодолеть. Некоторые выпускники школ считают позорным для себя работать в сфере обслуживания. А ведь, честно говоря, в наше время трудно установить грань сферы обслуживания. Разве только почтальон обслуживает врача? А сам врач в больнице кого обслуживает?

В книге Е. Пермяка ''Кем быть?'' рассказывается о том, как один известный артист на примерке костюма спросил своего школьного товарища – портного:


  • Володя, скажи по совести, доволен ли ты своим портновским делом?

  • Вполне, - ответил тот.

  • А тебя не унижает, что ты шьешь, что тебе приходиться примерять на меня? Все-таки, что не говори, носить костюм куда приятнее, чем его шить…

На это портной ответил своему школьному товарищу-артисту:

  • Вася, а тебя не унижает, что приходиться надевать забавные парики, наряжаться в невесть какую одежду, говорить не своим голосом, разыгрывать разных прощелыг и смешить меня, когда я сижу в театре? Не унижает ли тебя то, что тебе приходится развлекать меня? Ну, не стесняйся, скажи!

Артист обнял своего товарища и сказал:

  • Прости меня, Володя, за то, что я задал тебе такой подлый вопрос. – Потом, помолчав, добавил.- Каждый из нас друг для друга – артист и портной.

Некоторые считают, что есть профессии интеллектуальные и неинтеллектуальные. Многие, например, думают, что профессия слесаря не требует особого напряжения ума. А при ближайшем знакомстве с этой профессией оказывается, что 70% рабочего времени у слесаря-ремонтника приходится на умственный труд. А возьмите механизатора широкого профиля в сельском хозяйстве – разве ему не надо знать основ агротехники, зоотехники, не говоря уже просто о механике?

К современному рабочему предъявляют такие требования, как умение выполнять необходимые расчеты, читать чертежи, вносить предложения по усовершенствованию техники, технологии и организации труда. Все дело в отношении человека к своему труду, его любви к своей профессии, стремления больше знать и лучше трудиться. Недаром еще В.Г. Белинский писал, что честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет ремеслом, выше плохого генерала, выше дурного стихотворца.

В наше время ''модными'' становятся профессии, необходимые для общественного развития: механизатор, строитель, станочник, продавец, связист и т.п.
Изучите свои способности и возможности. Разные профессии требуют от человека не любых, а строго определенных качеств. Конечно, если человек стремится к строго определенной профессии, которая не соответствует его задаткам, темпераменту и способностям, он может в определенной мере преодолеть свое несоответствие. Но выбор профессии по способностям облегчает овладение мастерством. Каждая профессия требует нового комплекса качеств. Так, квалифицированный продавец должен обладать общительностью, доброжелательностью к людям, хорошо развитым эстетическим вкусом, энергичностью, аккуратностью, отличной памятью (особенно зрительной), выдержкой, тактом, способностью принимать быстрые и правильные решения. Ясно, что медлительность, нерешительность и излишняя застенчивость помешают стать отличным работником прилавка.

Телефонистка, например, должна обладать другими качествами: хорошим зрением и слухом, надежными голосовыми связками, четкой дикцией, а также выдержкой и вежливостью и т.д.


Выбирая профессию необходимо учитывать состояние своего здоровья. Существует около 3 тыс. профессий, по которым имеются медицинские противопоказания. Профессии противопоказаны не потому, что человек не сможет выучиться или работать по той или иной профессии, а потому что эта работа может усугубить недостатки его здоровья. Ни обществу, ни человеку это не нужно. Имеются справочники, содержащие сведения о том, какие профессии противопоказаны при тех или иных особенностях организма. Указанные справочники предназначены для врачей, а не для массового читателя. Поэтому, выбирая профессию важно проконсультироваться с врачом. Медицинская профессиональная консультация проводится заблаговременно, чтобы дать возможность человеку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из рекомендаций врача.

Не откладывайте решение вопроса ''кем быть?'' на потом. Говорят, что нет ничего случайнее этого выбора. Если вы не нашли себе труда по душе, учась в школе, то после ее окончания можете попасть под влияние случая: пойдете работать или учиться ''за компанию'', устроитесь на предприятие потому, что туда удобно ездить и т. д.

Из сказанного следует вывод: идите работать или учиться туда, где вы нужнее и где наиболее полно раскроются ваши способности. Но уже в школе найдите возможность испытать свои силы в избранной профессии. Если хотите стать механизатором – поработайте на комбайне или тракторе, шофером – его помощником, врачом – санитаром в больнице, геологом – поработайте летом в экспедиции.

Главное же заключается в том, чтобы полюбить работу, познать ее и стать ее мастером.


Для самовоспитания старшеклассникам полезно рекомендовать следующее:

  1. Составьте перечень желательных для себя профессий.

  2. По литературе и беседам со специалистами составьте описание 2-3 профессий, установите, что требуют от человека эти профессии.

  3. Самокритично изучайте свои способности и возможности (интересы, достижения в учебе и труде, здоровье и пр.) и сопоставляйте их с требованиями выбираемой профессии.

  4. Овладевайте некоторыми профессиональными умениями и навыками.

Мудрые мысли


  1. ''Без труда не может быть чистой и радостной жизни''. (А.П. Чехов)

  2. ''Всю мою жизнь я видел настоящими героями только тех людей, которые любят и умеют работать''. (М. Горький)

  3. ''Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды''. (Ф. Вольтер)

  4. ''Чем выше культура, тем большим почетом пользуется труд''. (В.Ромэр)

  5. ''Устают, изнемогают не только от того, что много работают, а от того, что плохо работают''. (Н. Введенский)

  6. ''Если не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе понравится то, что ты делаешь'' (английская пословица).

  7. «Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии». (Н. Чернышевский)

  8. «Труд - отец голода , дед пищеварения , прадед здоровья.». (Сафир)

  9. « Долг человека – трудиться и, по мере сил, превращать землю в небеса». (Р. Браушенг)

  10. «Свобода может быть у того, кто сам выбирает свое дело». (Восточная мудрость)

  11. «Жизнь есть настоящий труд, и только тот понимает ее вполне, кто смотрит на нее с этой точки зрения» ( Д. П. Писарев )

  12. «Нет ничего более невыносимого, чем безделье». (Ч. Дарвин)

  13. «Будем трудиться, потому что труд - это отец удовольствия». (Стендаль)

  14. «Чтобы дойти до цели, нужно прежде всего идти». (О. Бальзак)

  15. «Лень привычка отдыхать перед усталостью». (Ж. Ренар)

  16. «Талант без труда - это фейерверк: на мгновенье ослепляет, а потом ничего не остается». (Р. Дю Гар)

  17. Лень как ржавчина: быстрее разъедает, чем труд изнашивает.


29

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Профориентация через учебный предмет - одно из ведущих направлений профориентации школьников. В ходе преподавания учебных дисциплин должны достигаться задачи трудовой подготовки школьников, ознакомление их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирования у них трудовых умений и навыков, побуждение к сознательному выбору профессии. Каждый учебный предмет содействует решению задач профориентации различными средствами.

Предметы естественно-математического цикла преимущественно знакомят учащихся с содержанием труда по ведущим профессиям отраслей экономики конкретного экономического региона, формируют знания, умения, навыки, необходимые для успешного овладения этими профессиями.

Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного, мировоззренческого фундамента профессиональной направленности, активизируют процесс ее развития, усиливают воздействие отдельных социально-экономических факторов профессионального самоопределения.

Обеспечивая помощь учащимся в сознательном выборе профессии, учитель-предметник должен:



  • знакомить учащихся с различными видами труда и профессиями;

  • изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у школьников общественно-значимые мотивы выбора профессии;

  • консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Данные требования предполагают соответствующую теоретическую и практическую подготовку учителя-предметника к проведению профориентационной работы в рамках своего предмета.

Теоретическая подготовка предполагает прежде всего знание цели, задач и путей профориентации, методов ее осуществления в условиях преподавания определенного предмета, психолого-педагогических основ проблемы.

В соответствии с задачами профориентации в учебном процессе выделяются следующие этапы работы учителя-предметника:


  1. Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.

  2. Определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы. Подбор соответствующих наглядных пособий.

  3. Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету. Особое внимание при этом уделяется профессиям своего экономического региона.

  4. Изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями.

  5. Регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям.

  6. Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.

  7. Углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

Работу по профессиональной ориентации учителю следует начинать с уяснения для себя перечня профессий и специальностей, с которыми в процессе учебной деятельности возможно будет ознакомить школьников. Необходимо показывать связи массовых профессий и профессий, требующих среднего и высшего специального образования. Отношение профессий и специальностей можно изображать в виде схем, таблиц, альбомов с кратким текстовым материалом, характеризующим деятельность ближайших учебных заведений.

Отбор профессий для ознакомления с ними учащихся на уроках и во внеклассной работе следует проводить с учетом характера программного материала и конкретных условий района, города.

Поэтому желательно работу по профориентации начинать с изучения экономики своего района, города, их потребностей в кадрах, возможностей получения специального образования. Одновременно следует проанализировать программу учебных предметов с целью выяснения возможностей ознакомления с различными видами труда и основными профессиями, а также формирования трудовых и профессиональных интересов и намерений учащихся.

Большую помощь учителям-предметникам могут оказать профессиографические карточки, имеющие такую структуру:



Класс


Предмет

Тема урока

Отрасль, профессия (специальность) с которой учитель знакомит учащихся

Краткое содержание информации о профессиях
















Профессиографические карточки классифицируются по учебным предметам. Составляют их наиболее опытные учителя-предметники, эти материалы постоянно пополняются, совершенствуются на основе передового опыта учителей. Это дает возможность любому учителю независимо от стажа работы проводить профессиональную пропаганду, планомерно и органически связывать ее с содержанием изучаемых предметов.

Урок является основной формой организации познавательной деятельности учащихся. Каждый урок, проведенный на высоком уровне дает учащимся определенную сумму знаний, пробуждает умственную активность, творческую деятельность, побуждает к поискам новых знаний.

Профориентационные задачи, решаемые в ходе урока:

а) сообщение учащимся определенных знаний о наиболее массовых профессиях, раскрытие социальных, экономических, технологических и психологических сторон профессий;

б) информирование учащихся о путях овладения избранными профессиями - об учебных заведениях, профилирующих профессиях, сроках обучения, перспективах профессионального роста и др.;

в) формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и конкретно - к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном экономическом регионе;

г) формирование стойких профессиональных интересов и правильно мотивированных профессиональных намерений, которые бы базировались на осознании социально-экономических потребностей общества, а также на знании психофизиологических особенностей учащихся.

Успех профессиональной ориентации на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владения методами обучения. Но вместе с тем эффективность профориентационной работы в преподавании зависит от объективных факторов - содержания профориентационного материала и особенностей его включения в каждый предмет. Выделяются следующие условия введения профориентационного материала в содержание урока.

Профориентационный материал должен:

- быть органически связан с учебным материалом, обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством;

- расширять политехнический кругозор учащихся и возможности формирования политехнических умений и навыков, развития технического мышления школьников;

- включаться поэтапно в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их развития.

Основными формами и методами профориентационной работы учителя-предметника при изучении программных тем являются:

- беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;

- решение различного рода задач с практическим содержанием;

- участие в олимпиадах, конкурсах, теоретических конференциях;

- просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности людей;

- участие школьников в работе клубов «Юный физик» (химик и др.);

- экскурсии на предприятия;

- встречи со специалистами;

- проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов, круглых столов;

-оформление стендов, альбомов, плакатов и другой наглядной агитации профориентационного характера.

Выбор метода зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществить во время объяснения нового материала, закреплении его или на итоговом занятии. Важным средством информации о мире труда и различных профессиях является библиография. Учащийся должен знать, осмысливать, продумывать и критически оценивать прочитанное. Научить подростка этому, а также умению подбирать нужную ему литературу, пользоваться справочниками и каталогами - профориентационная задача учителей литературы в общеобразовательной школе.

Беседа. Профориентационная беседа должна быть логическим продолжением изучаемого материала и готовиться заранее по определенному плану.

1. Знакомство с историей развития профессии, связанной с изучаемым материалом.

2. Основное содержание труда. Что делают специалисты этой профессии, в каких секторах экономики работают? Потребность предприятий города в кадрах данной профессии.

3. Какие орудия труда и материалы используются специалистами этой профессии?

4. Условия труда.

5. Какими общетрудовыми, общетехническими и специальными знаниями, умениями и навыками должен обладать работник данной профессии?

6. Психофизиологические требования профессии к человеку. Медицинские противопоказания.

7. Экономические сведения о профессии.

8. Подготовка кадров и этапы профессионального роста.

В старших классах можно использовать метод подготовки сообщений профориентационного характера самими учащимися. Это дает возможность живее провести беседу, так как учащиеся являются не только ее слушателями, но и активными участниками, познающими какие-то первые, маленькие секреты профессии.

Этот метод требует тщательной подготовки и должен производиться по рекомендованному учителем плану. Он может включать те же вопросы, что и план беседы, приведенный выше.

Материал для сообщений о профессиях учащиеся могут брать из справочников, журналов и газет, радио- и телепередач, бесед со знакомыми, родственниками и т.д. Полученная таким образом информация о профессии способствует развитию большего интереса к ней, её лучшему изучению. Поэтому следует приобщать учащихся к чтению справочников о профессиях, литературы профессиографического содержания.

Во время беседы учащиеся должны получить общие сведения о профессиях, заинтересоваться ими. Поэтому беседа должна проводиться в доступной форме, образно, эмоционально, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Такие беседы о профессиях продолжаются и при выполнении лабораторных, практических работ в виде кратких профориентационных комментариев, контрастных выставок. Пользуясь этими приёмами, учитель рассказывает, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны работникам, выполняющим эти операции в производственных условиях.

Беседа не является "чистым", обособленным методом, а используется в сочетании с различными другими методами. При проведении беседы о конкретной профессии желательно применять технические средства (телевидение, видеофильмы и кинофильмы), а также профессиограмму этой профессии.



Экскурсии - одна из важных форм ознакомления учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями разных предприятий. Для успешного проведения экскурсии надо четко определять тему, учебную, воспитательную и профориентационные цели, дату проведения экскурсии.

Встречи со специалистами - одна из форм пропаганды профессий, необходимых городу.

В проведении профориентационной работы в школе важное место занимают внеклассные занятия по интересам, которыми руководят учителя-предметники.



При их планировании и организации преподаватель должен создать все условия для творческого развития индивидуальных способностей учащихся: конструкторских, изобретательских и других. Внеклассные занятия не регламентированы рамками обязательной программы, и учитель, проводя их в занимательной форме, вызывает интерес учащихся. В процессе проведения таких занятий имеется возможность вовлечь учащихся в деятельность, по своему характеру близкую к профессиональной, воспитывать трудолюбие, любознательность, творческое отношение к делу, исследовательскую жилку, мастерство в выполнении работ.

Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы


  1. Языки и литература. Языкознание, литературоведение. Журналистика. Библиотековедение. Перевод. Логопедия. Литературная критика. Редактор, корректор, литработник. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Научный референт. Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист.

  2. Математика. Математика и ее специализации. Программирование. Экономика. Бухгалтерский учёт. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Геодезия. Мелиорация. Землеустройство. Смежные области физики, химии и биологии. Научная работа и преподавание.

  3. Физика. Специальности механики, электроники, радиоэлектроники. Фототехнология. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология. Фотодело.

  4. Химия. Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслуживание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание.

  5. Биология. Биология и её специализации. Биохимия. Биофизика. Агрономия. Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Экология. Ландшафтное проектирование и архитектура. Фитодизайн. Научная работа и преподавание.

  6. География. География и её специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Горное дело. Торфяное производство. Геодезия и картография. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Политическая работа. Внешнеэкономическая деятельность. Дипломатическая работа. Научная работа и преподавание.

  7. История. История и её специализации. Архивная работа. Правоведение. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание.

  8. Труд. Специальности дерево- и металлообработки. Строительство. Сантехника. Машиностроение. Текстильные специальности. Основные специальности пищевой промышленности. Швейные и другие специальности бытового обслуживания населения.

  9. Музыка. Сочинительство. Исполнительская работа. Преподавательская деятельность. Работа в кино, театре, на радио, на телевидении.

  10. Изобразительное искусство. Художник. Декоратор. Дизайнер. Архитектор. Ландшафтный архитектор. Фотограф. Парикмахер. Модельер. Преподавательская работа. Работа в театре и кино. Декоративно-прикладное искусство. Реклама. Полиграфия.

  11. Хореография. Исполнители. Преподаватели.

  12. Физкультура. Тренерская и преподавательская работа. Культурно-массовая работа. Спортивная медицина. Туризм.


37

Темы уроков, дающие возможность знакомить

учащихся с профессией




п\п

Предмет, тема урока

Наименование профессии

1.

Русский язык и литература

Звуки и буквы. Упражнения в правильном произношении.

Белинский о творчестве А.С. Пушкина.

Некоторые синтаксические различия русского и родного языка.


Логопедия.


Критика худ. литературы.

Особенности труда переводчика.



2.

Математика

Системы квадратных уравнений.

Уравнения и неравенства первой степени.

Реальные числа.

Тригонометрические функции любого аргумента.

Функции и их пределы.

Геометрическое изображение квадратного уравнения.

Векторы и действия с ними.


Прогрессии.

Теоремы о подобии треугольников.

Теорема Пифагора.

Круглые тела.

Метрические зависимости треугольников и круга.

Комплексные числа.

Многогранники.

Разные инженерные специальности (подбираются по потребностям экономического региона).

Астрономия.
Механика, научные исследования.

Экономика.

Мелиорация.

Строительство.


Строительство мостов.

Математика.



3

Физика.

Свободное падение тел (Галилей).

Первый закон Ньютона.

Мощность и её единицы.

Реактивное движение, его применение в авиации и ракетной технике.

Сопротивление. Запас сопротивления.

Твёрдость.

Передача механической энергии при ударе.

Движение по окружности.

Достижения советской науки и техники, задачи по освоению космического пространства.

Резонанс. Электромагнитные явления.

Подъёмная сила, действующая на крыло самолёта.


Начальные знания о конструкции гидротурбины.

Электрические явления в вакууме.

Электрический ток в электроплитах.
Электрический ток в газах.

Законы освещённости.

Рассеяние света, рентгеновские лучи.

Свойства светового потока.



Астрономия.

Автовождение.

То же.


Авиация.
Строительство.
Механика.

Космонавтика.

Радиотехника.
Пополнение знаний о работе лётчика.
Электротехника.

Электроника.

Работа в гальванических целях.

Сварка электрической дугой.

Фототехника.

Рентгенология.


Киномеханика.

4.

Химия.

Действие растворов в быту, промышленности, жизни растений и животных.

Состав, свойства и промышленное производство стекла и цемента. Керамические изделия.

Металлургия.

Экскурсия в цех химической чистки комбината бытового обслуживания.

Технология пищевой промышленности.

Химия, химическая технология.
Бытовое обслуживание.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Как готовим молодежь к жизни – так и живем!
834.67kb.
В последнее время далеко не малое влияние на молодежь оказывает так называемая мистика. Как и почему это происходит? Я попробую ответить на этот вопрос
63.09kb.
Социальный портрет молодежи Иркутской области Основные показатели социальной жизни молодежи представлены в Государственном докладе «Молодежь Иркутской области»
87.1kb.
Конспект урока для 4-го класса по теме: "Водоемы Тымовского района и их охрана"
64.05kb.
О. Н. Арефьев образовательная миссия колледжа в условиях модернизации российского образования
199.02kb.
«Конфликт поколений на примере взаимоотношений родителей и детей подростков. Сущность, причины, пути выхода» «Подростки ещё не догадываются, что в один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как их родители»
47.21kb.
Богатство нации в здоровье ее населения. Дети и молодежь основа генофонда. Очевидно, что пропаганда здорового образа жизни именно среди этих слоев населения наиболее актуальна
86.96kb.
В настоящее время современная молодежь мало читает исторических, литературно-художественных книг, которые необходимы в жизни. А ведь благодаря им люди становятся умнее и опытнее
6.78kb.
Как распознать компьютерную и интернет-зависимость
21.97kb.
Из дальних странствий возвратясь
89.63kb.
Расширять представления детей о своем районе «Хорошево-Мневники»
51.57kb.
Сценарий урока по обществознанию на тему: «Голосует молодежь!»
102.75kb.