takya.ru страница 1
скачать файл



Как понимают свободу герои романа М. Булгакова Мастер и Маргарита

Сочинение.Как понимают свободу герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Человек не бывает вполне свободен, потому что его свобода всегда ограничена; к примеру, он свободен выбрать себе то или иное кушанье, но у него нет свободы вообще отказаться от еды. А. Ривароль В роман «Мастер и Маргарита» М.Булгаков вложил немало душевных сил.Создавая своё итоговое произведение, Михаил Афанасьевич до конца своихдней искал лучшее отображение своих замыслов. Он постоянно вносил поправки,вводил новые персонажи, менял название романа для того, чтобы наиболееполно донести до читателя свои морально-философские мироощущения. Булгаковдостиг своей цели, так как это подтверждает Г.Лесскис, который пишет всвоей статье «Последний роман Булгакова», что «Мастер и Маргарита» -бесспорно, лучшее произведение Булгакова». Одна из главных идей автора романа – свобода. Та самая возвышенная,идеализированная свобода, о которой мечтало и будет мечтать человечество,которой посвятили свои бессмертные труды гениальные мастера пера и кисти,ради которой проливалась кровь в многочисленных революциях и войнах. Ах,это сладкое слово свобода! Как же понимают и «чувствуют» свободу герои романа? Возможна,осуществима ли она в той мере, параметры которой видятся обществом вмечтах? Пожалуй, самой яркой и самобытной личностью является Иешуа Га-Ноцри –прототип библейского Иисуса Христа. Его продают за тридцать монет,арестовывают по ложному обвинению, истязают и, наконец, приговаривают ксмерти. И, тем не менее, Иешуа никого не винит, ни на кого не «держитзуб». В глубине его глаз искриться никем непостижимая тайна, когда онговорит Понтию Пилату, что жизнь может отнять лишь тот, кто дал её.Поэтому, несмотря ни на что, Га-Ноцри считает себя свободным: свободомыслиеи свобода духа – это два крыла вольной птицы, ни арестовать, ни казнитькоторую невозможно. Превыше всего Иешуа ценит полную внутреннюю свободу,исключающую следующие понятия: трусость, злость, обида, зависть, ненависть.То есть всё то, что свойственно негативному и тёмному. Это главное качество Иешуа мы можем наблюдать в Мастере. В добровольнойизоляции от внешнего мира, окружённый любовью и заботой любимой женщины онсоздаёт роман, ценность которого заключается, прежде всего, в том, что этопродукт, плод независимого от догм, партийно-идеологической ориентациисоветской литературы того времени творчества, свободного полётаМельпомены. Только в союзе вдохновения и отсутствия всякого насилия надсобой Мастер мог написать свой роман. Для него свобода – это творить то,чего хочется, несмотря ни на какие трудности.Именно поэтому время созидания романа для Мастера и Маргариты было самымсчастливым. Это было простое человеческое счастье, ощутить которое онивновь хотели сполна, попросив Воланда вернуть их в любимый, уютный подвал.Но всё течёт, всё меняется. Поэтому после всего пережитого им вряд липришлось бы испытать прежнее чувство свободы и любви в прежнем помещении, впрежних условиях. Однако вольнолюбивая натура Маргариты отвергает чувственный, духовныйзастой. За право жить так, как она хочет, за право любить и быть любимойона отказывается от всего, что, казалось бы, нужно женщине для счастья:щедрый, обожающий её муж, шикарная квартира в престижном доме, деньги. Унеё было всё, о чём мечтает женщина, но не было любви, не было ощущениясвободы. Поэтому она, не оглядываясь, без сожаления порывает со старой,комфортной, благоустроенной, сытной и красивой жизнью в «золотой клетке»,вырывается на волю во имя своего любимого человека, которого «угадала» изтысяч людей. Именно в праве самостоятельного выбора образа, направления жизниМаргарита видит цель и смысл свободного существования. Она сделала свойвыбор и ни о чём не жалеет.В крохотной подвальной квартирке, затерянной в переулках Арбата, двалюбящих сердца купаются в счастье, щедро наполненном свободой, независимымтворчеством и безусловной любовью. И Маргарита, и Мастер ради сохранениясвободы и любви готовы принять предложение Воланда, посулившего им полную,недоступную в реальной жизни свободу. «Когда люди совершенно ограблены, какмы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласенискать там», - не зная радоваться или огорчаться, говорит Мастер. Идя по направлению к вечному дому, дарованному Воландом, слушаяструящиеся, как ручей, слова идущей рядом Маргариты, Мастер чувствовал, чтокто-то отпускал его на свободу, как сам незадолго до этого отпустил имсозданного героя. И теперь, приближаясь к своему вечному дому, обвитомувьющимся виноградом, призывно и многообещающе смотрящему венецианскимокном, Мастер надеется обрести покой, покой и ещё раз покой. Ну что ж, весьгруз пережитого даёт ему право на эту надежду.И Иешуа Га-Ноцри, и Мастер, и Маргарита считают себя вполне свободными. Нодействительно ли они свободны по-настоящему?Многовековые размышления наимудрейших умов человечества над понятием«свобода» пришли к стойкому его определению: свобода – способность человекак активной деятельности в соответствии со своими желаниями. Прочитав жероман от корки, до корки, мы обнаруживаем, что трио вышеназванных героев несовсем свободно: полной, абсолютной свободы нет и быть не может. Абсолютнаясвобода – миф, мечта, необходимые человеку в суровой действительностижизни.К примеру, Иешуа несвободен обращаться к прокуратору Иудеи в соответствиисо своими желаниями и убеждениями: добрый человек. Крысобой его заставляет,ударив «небрежно и легко»: «Римского прокуратора называть - игемон», -принять общепринятое обращение. Таким образом, свобода Иешуа ограничиваетсязастенками, становясь ограниченной.Свобода Мастера уязвима также. Критики от литературы безжалостно ихладнокровно втаптывает её в одинаковую серость «советчины». В стенах домасумасшедших Мастер может смело говорить всё, что желает, но территория этойсвободы не выходит за рамки, границы владений профессора Стравинского.Имея связку ключей, Мастеру легко вырваться из клиники, однако он этого неделает. «Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мнеудирать некуда», - говорит он своему соседу, прекрасно понимая, чтовозврата в отвергнувший его мир нет.Мы видим, что и с Маргаритой не всё однозначно. Во-первых, летая надМосквой и совершая хулиганские проделки, её свободный полёт, дарящийощущение совершенного освобождения от всего, ограничен временем действиямази из золотой коробочки и прихотью сатаны. Во-вторых, её счастье, любовьи свобода, наконец, находятся в полной зависимости от Мастера. Достаточновспомнить, как Маргарита постарела за то время, когда Мастер находился вклинике для душевнобольных.Из всего вышесказанного следует, что для булгаковских героев свобода –свобода желания, духа, мыли и творчества. В этом их право, достойноеподражания. Свобода их частична лишь потому, что той свободы, о котороймечтает, быть может, каждый человек, нет в природе.Существует только всегда и везде ограниченная либо законами государства,либо моральными критериями свобода. Это так и должно быть, это правильно.Ибо с воцарением всеобъемлющей свободы, когда каждый будет делать иговорить всё, что ему вздумается, наступит анархия, и человечество ждёттрагический конец. А нам это надо?
скачать файл



Смотрите также:
Как понимают свободу герои романа М. Булгакова Мастер и Маргарита Сочинение. Как понимают свободу герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
45.89kb.
Программа дисциплины «Роман М. А. Булгакова \"Мастер и Маргарита\": философское понимание»
118.18kb.
Крестные муки Михаила Булгакова c пророческим романом Ф. М. Достоевского «Идиот» перекликается роман-предупреждение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
1011.25kb.
Нравственные проблемы и библейские сюжеты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
106.37kb.
Б. И. Матвеев цветопись в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Главная книга
235.28kb.
Герои романа "Война и мир"
33.3kb.
Мастер и маргарита
160.13kb.
Київ Михаїла Булгакова
128.18kb.
М. А. Булгаков Мастер и Маргарита Kнига начинается с того, как двое друзей гуляют на Патриарших прудах в Москве. Михаил Александрович Берлиоз, редактор журнала, и Иван Николаевич Понирев, "Бездомный", поэт
19.2kb.
Слайд Цель работы в данной работе осуществляется попытка доказать, что в одном произведении (повести) могут быть совмещены элементы романа воспитания и приключенческого романа
35.84kb.
Война глазами Героя Советского Союза Григория Георгиевича Телегина
82.62kb.
Мастера: Гл мастер Nightgel Мастер Рэйвен Мастер Зверь
151.2kb.