takya.ru страница 1
скачать файл
Особенности духовно-нравственного воспитания и образования

в сельской школе в контексте ФГОС

Пустовалова Галина Ивановна,

Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ

в селе Новоюрьево Староюрьевского

района Тамбовской области

руководитель Центра духовно-нравственного

воспитания, учитель русского языка и литературы

В  Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.[1]

Какими возможностями и какими особенностями обладает сельская школа в деле формирования духовно-нравственных качеств школьников? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своем докладе.

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности любой школы.

В нашей школе организованы подпространства, которые позволяют учащимся:


  • изучать символы российской государственности и символы родного края; историю, культурные традиции. Этой цели служат Зал боевой славы, историко – краеведческая комната;

  • осваивать эстетические ценности красоты, гармонии помогают творческие объединения «Бисероплетение», «Лепка из соленого теста», «Изобразительное искусство», «Театр и дети»;

  • формированию ценности здорового образа жизни служат специально оборудованные спортивный и тренажерный залы. В этом году на базе школы начал свою работу школьный спортивный клуб «Витязь»;

  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности учащиеся могут в актовом зале, где проходят фестивали, концерты, беседы со священником, встречи с выпускниками школы, воинами - интернационалистами, и компьютерный класс, где дети демонстрируют свои исследовательские работы;

  • прививать трудовые навыки, воспитывать любовь и уважение к труду и людям труда помогает работа на учебно – опытном участке.

Школьная библиотека – центр воспитания. На ее базе проводятся встречи, беседы, выставки, праздники, назидательные чтения, просматриваются фильмы.

В учебный план школы включены предметы: Основы православной культуры (4-5 классы); МХК с акцентом изучения истории русской культуры, Историческое краеведение, Литературное краеведение, Тамбовские писатели детям.

Все предметы работают на общий результат: благодаря им соблюдается историческая преемственность поколений, дети имеют возможность брать пример с людей, живших в прошлом, узнают, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Одно из важных положений Стандарта - ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся заключается в определении основных направлений данного развития и воспитания, организации совместных мероприятий, праздников, акций (праздник «Первого звонка», традиционные Дни здоровья, «Праздник Букваря», театральные постановки ко Дню славянской письменности и культуры, Дню учителя, Дню мамы и т.п.).

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Формы работы по данному направлению разнообразны. Детская организация школы носит имя нашего земляка Героя Советского союза Г.А.Сутормина. Стали традиционными мероприятия: военно-спортивная игра «Зарница», Вахта Памяти у мемориала павшим воинам, конкурс строя и песни, конкурс патриотической песни. Учащиеся школы оказывают шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим узникам фашистских лагерей, вдовам.

Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. В школе имеется историко-краеведческая комната, зал Боевой Славы, которые располагают материалами по истории великой и малой Родины и служат для организации работы с обучающимися по военно-патриотическому воспитанию. Историко-краеведческая комната постоянно пополняется новым материалом. Налажена работа поискового отряда «Факел», которым руководит учитель математики Братищева А.С.

Ключевым моментом в решении проблемы духовно-нравственного воспитания является привлечение учащихся к добровольческой деятельности, которая влияет на нравственное становление   подростков,  обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и  оказании помощи другому человеку, способствует  познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие качества русского характера, как открытость, душевная чистота, искренность, щедрость, жертвенность, милосердие, сострадание, любовь к Родине.[2] Недавно школа приняла участие в конкурсе на открытие областных экспериментальных площадок. Тему эксперимента мы определили так: «Духовно-нравственное становление подростков через привлечение их к добровольческой деятельности».

Где – то прочитала о необходимости напоминать нашим детям, что человек обязан учиться, получить образование, чтобы впоследствии быть полезным ближним, творить благо, ведь в этом заключается исполнение заповеди любви к ближнему. Если мы не будем обращать внимание на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах мы не получим никакого результата, они будут просто напросто не интересны нашим детям. Очевидно, что состояние души, которое обходится молчанием в наших образовательных учреждениях, — одна из тех фундаментальных задач, которые стоят перед всеми нами. Это не просто задача, например, повышения качества гуманитарного образования, когда нужно ввести какие-то духовно-нравственные дисциплины, а это та задача, которая стоит сейчас в самой основе нашей жизни. Если мы ее не решим, можем просто потерять и детей наших, и Россию. Я полностью согласна с этим утверждением.

Сегодня все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством только научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Считаю, что сельская школа вполне располагает всеми возможностями для воспитания у детей духовности и нравственности. Необходимо только строить свою работу по следующим принципам:


  1. подходить к этому вопросу всем, сообща, и родителям, и педагогам, и общественности;

  2. вести воспитательную работу по формированию духовно – нравственных ценностей систематически, а не время от времени;

  3. знать, что никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

  4. всем педагогам школы демонстрировать образцовое служение детям и людям в целом, ведь именно взрослые создают в школе среду духовности, добропорядочности, контролируют эмоции, бережное и добросердечнее отношения к окружающим. Моральные нормы, которыми учитель руководствуется в жизни и профессиональной деятельности, его отношение к своему труду, ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение.

«Знание без любви есть зимнее солнце,
которое не оживляет и не возвращает.
Итак, аще кто учится, аще учит,
с любовию сие да творит».

Архиепископ Феофан Полтавский


Литература
1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 23 с.

2. Паршина Ю.В. Волонтерское движение и его истоки в России [Текст] / Ю.В. Паршина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. – 2009. – № 9(43). – С. 106-109.
скачать файл



Смотрите также:
Какими возможностями и какими особенностями обладает сельская школа в деле формирования духовно-нравственных качеств школьников? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своем докладе
55.42kb.
Классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»
96.7kb.
Настроение в картине во многом зависит не только от того, какими цветовыми ассоциациями обладает художник, но и от того, как он положит краску на бумагу или холст
40.68kb.
Структура программы на Turbo Pascal
71.27kb.
Сценарий классного часа ко Дню Матери «Самый добрый урок»
81.25kb.
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
48.24kb.
«Изготовление игрушки
113.29kb.
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о православной культуре в контексте прошлого и настоящего нашей Родины»
1399.66kb.
Что ждёт россиян в 2014 году?
73.04kb.
1. информация об опыте условия возникновения, становления опыта
216.27kb.
Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личностИ
348.65kb.
Подготовка к контрольной работе Тест
17.02kb.