takya.ru страница 1
скачать файл

Планирование уроков ОБЖ 5 класс. МАОУ СОШ №31 Великого Новгорода. Учитель Фёдоров Р.А.

Педагог Фёдоров Ромил Анатольевич,

учитель ОБЖ высшей квалификационной категории.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

На 2010-2011 учебный год

СОЗДАНО НА ОСНОВЕ программы курса ОБЖ для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор А.Т.Смирнов. М., Дрофа, 2010

Учебники:

5 класс: Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс. Авторы: В.В.Поляков, М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук. М., Дрофа, 2006

6 класс: Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс. Авторы: А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И. Кузнецов. М., Дрофа, 2007

7 класс: Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс. Авторы: С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. М., Дрофа, 2008

8 класс: Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс. Авторы: Авторы: С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. М., Дрофа, 2008

9 класс: Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс. Авторы: Авторы: С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. М., Дрофа, 2008



5 КЛАСС. (1 час в неделю, всего 34 часа)

№ урока

Тема раздела, части

Элементы обязательного минимума образования

Дата проведения

Примечания

План

Факт

1-25

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях ( 25 часов)











1

Город как источник опасности.

С: Отличия в условиях жизни горожанина и сельского жителя. Источники опасности в современном городе.

Телефоны городских служб безопасности надо знать наизусть:

• Служба защиты от пожаров (пожарная охрана) 01

• Служба охраны правопорядка (милиция) 02

• Служба охраны здоровья (скорая помощь) 03

• Служба газа 04

К районным коммунальным службам относятся: водообеспечение, электроснабжение, система газификации, дорожная служба. Кроме того, каждый район делится на микрорайоны, где при эксплуатационных управлениях действуют службы лифтов, службы по электросетям, теплосетям и канализационным сетям.

Порядок вызова соответствующей службы :

1. Снять трубку телефона и набрать нужный номер.

2. Сообщить причину вызова.

3. Назвать свои имя и фамилию.

4. Сообщить куда прибыть и номер телефона.


ЗУН: учащиеся должны:

а) знать:

• источники и зоны опасности в современном городе;

• службы, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове;

б) уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города о создавшейся опасной ситуации.











2

Дом, в котором мы живём.

С: Основное содержание урока.

Основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире:

• небрежность (незакрытый кран, не выключенный утюг, кипящий чайник, заливший газовую плиту);

• неправильное обращение с техникой и бытовыми приборами;

• неосторожное обращение с огнем и химическими препаратами;

• криминальные ситуации ( взлом, ограбление). Причины возникновения опасных ситуаций следует излагать с использованием примеров из жизни.

Какие опасные ситуации случаются дома (в квартире)? Чаще всего - это:

• пожар (неисправная электропроводка и электротехника, неосторожное обращение с огнем);

• взрыв газа (утечка газа, невыключенная плита);

• затопление (неисправный водопровод или включенная в сеть и оставленная без присмотра стиральная машина);

• отравление (газом или химическими препаратами);

• поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);

• разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

ЗУН: должны знать:

• об основных причинах возникновения опасных ситуаций в квартире;

• о том, какие опасные ситуации возможны в квартире и каковы их источники.











3

Пожар: поражающие факторы и причины пожаров.

С: Основные пять поражающих факторов пожара, вредно воздействующих на людей: открытый огонь, высокая температура среды, токсичные продукты горения, потеря видимости из-за задымления, понижение концентрации кислорода. Основные причины пожара в доме:

• неосторожное обращение с огнем;

• нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;

• нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;

• утечка бытового газа;

• беспечность, небрежность и недисциплинированность при пользовании огнем;

• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

правил пожарной безопасности:

• не играть с открытым огнем (спичками, зажигалками, не жечь бумагу, не зажигать свечи и т.п.);

• пользоваться только исправными электроприборами и электрооборудованием;

• не оставлять без присмотра включенными электронагревательные приборы (утюг, электрический чайник, электроплитку, отопительные приборы и др.);

• не пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином, растворителем, ацетоном, бытовыми аэрозолями и проч.);

• не включать без необходимости газовые плиты и не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;

• соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями (петардами, бенгальскими огнями, хлопушками, фейерверками и т.п.);

• устанавливая новогоднюю елку, не украшать ее игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды и бенгальские огни. Не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка .

ЗУН: а) знать:об основных причинах и последствиях пожара;

об основных мерах пожарной безопасности в быту;

в) иметь представление об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей.











4

Безопасное поведение при пожаре.

С: Действия, если в квартире возник пожар. Действия при эвакуации из задымлённого помещения. Основное правило тушения огня следующее: накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь. Действия, если при пожаре невозможно покинуть квартиру. Что делать, если загорелся (взорвался) телевизор?

Особое внимание учащихся необходимо обратить на то, чего нельзя делать при пожаре:

• тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар);

• пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен);

• спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок, если в этом нет острой необходимости, ведь при отсутствии навыков падение почти всегда неизбежно;

• выпрыгивать из окон (по статистике, начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен).



ЗУН: а) знать: правила поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;

б) уметь:

• правильно действовать в случае пожара в доме;

• эвакуироваться из горящего здания;













5

Правила пожарной безопасности.

С: Правила пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения. Огнетушители. Огнестойкость зданий.

ЗУН: а) знать: Основные правила пожарной безопасности.

б) уметь: пользоваться первичными средствами пожаротушения (пенными и углекислотными огнетушителями);

в) иметь представление: об огнестойкости строительных конструкций.











6

Затопление квартиры.

С: Порядок подачи воды в квартиру. Устройства, через которые она поступает для обеспечения бытовых потребностей (краны, смеситель, сливной бачок). Причины затопления.

Правила поведения в случае затопления (схема в учебнике).

Чтобы не допустить затопления, следует:

Не бросать посторонние предметы в канализационную систему; Не засорять раковину бытовыми отходами; Не допускать протечку труб и кранов.



ЗУН: учащиеся должны:

а) знать: основные причины затопления жилища и меры по его предотвращению;

правила поведения при затоплении жилища;

б) уметь правильно действовать в случае затопления жилища.












7

Электричество.


С: Применение электроэнергии. Опасность электроэнергии. Электротравмы. Более тяжелые и даже трагические последствия вызывает электрический удар. Чтобы уберечь себя от поражения электрическим током, запомните:

• не прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу;

• не использовать неисправные электроприборы;

• не трогать включенный электроприбор мокрыми руками;

• не играть вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов.

ЗУН: учащиеся должны:

а) знать:

• почему опасно электричество и в чем это заключается;

• как уберечь себя от поражения электрическим током;

б) иметь представление об электротравмах.











8

Опасные вещества.


С: Опасные вещества в доме: средства бытовой химии, горючий (бытовой) газ, лекарства. Отравление продуктами питания.

Условное деление веществ:

• безопасные (не имеют предупредительных надписей);

• относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определенные участки, например, в глаза);

• огнеопасные (имеют предупредительные надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);

• ядовитые ( с надписями «яд» или специальной маркировкой ).

Меры безопасности при обращении со средствами бытовой химии.

Горючий (бытовой) газ. Опасность отравления газом.

Действия при запахе газа в квартире.

ЗУН: учащиеся должны знать:

• в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека;

• какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления;

б) уметь: правильно обращаться с опасными веществами;

грамотно действовать в случае появления запаха газа.











9

Взрыв и обрушение дома.

С: Причины и последствия взрывов. Опасность использования взрывчатых веществ и устройств.

Как себя вести, если произошел взрыв в вашей или соседней квартире, а вы находитесь в сознании?

Отключите электричество, газ, перекройте воду. Посмотрите: не пострадал ли кто-нибудь рядом с вами; кому из людей, находившихся вместе с вами в квартире, нужна помощь. Если работает телефон, то сообщите о случившемся по телефонам 01, 02 или 03. Не пытайтесь воспользоваться лестницей, а тем более лифтом, чтобы выйти на улицу, так как и лестница, и лифт могли оказаться серьезно поврежденными, а для вас это может стать очень опасным.

Покидать помещение следует только, если начался пожар или есть угроза обрушения конструкций здания.

Держитесь подальше от шкафов и застекленных перегородок. Если есть возможность — спуститесь вниз по лестнице, в противном случае — устройтесь в надежном месте и ждите спасателей. Не паникуйте: спасатели придут к вам на помощь обязательно, надо только набраться терпения. Экономьте силы. Если вас завалило упавшей перегородкой или мебелью, попробуйте помочь себе сами. Подавайте сигналы (стучите по металлическим предметам, перекрытиям), чтобы вас услышали и обнаружили. Пытайтесь делать это при остановке работы спасательного оборудования («минуты тишины»). Если вы получили травмы, постарайтесь оказать себе посильную первую помощь: остановите кровотечение, устройтесь поудобней, уберите от себя острые, твердые предметы, укройтесь.
ЗУН: а) знать, почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях;

б) уметь действовать при взрыве в квартире (доме).














10

Опасные ситуации на улице.

С: Захлопнулась дверь, сломался замок. Гололёд. Опасности гололеда. Смягчение падения.

Правила безопасности при встрече с собаками. В последние годы стало популярным иметь собак, как охранников людей и жилья. Ввозят и разводят собак бойцовских, сторожевых пород, обладающих повышенной злобностью. Они могут стать опасными для людей. Серьезную опасность представляет появление в общественных местах собаки в сопровождении ребенка. Что делать, если на вас напала собака? Ситуационная задача.

Вы гуляете зимой рядом с парком, вдруг на вас выбегает с лаем большая собака. У вас в руках клюшка, сумка с коньками.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

1. Замахнуться клюшкой и отогнать собаку.

2. Убежать от нее.

3. Закричать, отгоняя ее клюшкой, бросить в нее сумкой.

4. Упасть на землю.

5. Остановиться, повернувшись к собаке лицом в пол-оборота.

6. Подразнить собаку.

7. Громко позвать хозяина.

8. При подготовке собаки к прыжку упереться, закрыв горло и лицо согнутой в локте рукой.

9. Сохранять спокойствие.

10. Если собака вас укусила, надо промыть рану и обратиться к травмпункт по месту жительства.

11. При покусах узнать, где живет хозяин собаки, сделаны ли ей прививки от бешенства.

(5,9,7,8,11,10)

При рассмотрении опасностей, которые могут возникнуть во время пребывания на массовых мероприятиях с большим количеством людей, предложите учащимся решить следующую ситуационную задачу:

Вы с родителями пошли на футбольный матч. По окончании на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на землю сумка.

Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

1. Кричать, звать родителей.

2. Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее.

3. Попытаться растолкать людей и найти родителей.

4. Наклониться и поднять сумку.

5. Искать своих родителей после окончания сутолоки.

6. Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду.

7. Стремиться покинуть толпу, используя столб, тумбу, памятник.

8. Позвонить домой, сообщить, что все в порядке.

9. Обратиться в милицию и заявить о том, что вы потерялись.



(6, 2, 5, 8, 9)

ЗУН: знать правила безопасного поведения если захлопнулась дверь, во время гололеда, при встрече с собакой.










11

Опасные ситуации на улице.

С: Толпа. Как уцелеть в толпе?Если вы упали, следует немедленно защитить голову руками и встать! Если подняться невозможно, сгруппируйтесь, прижав колени к груди и защитив голову руками.

Находясь в толпе, старайтесь придерживаться следующих правил:

• избегать края толпы, уклоняться от стен, решеток, оград, витрин (особенно стеклянных!), набережной;

• избегать всего неподвижного на пути;

• не цепляться ни за что руками - руки согните в локтях и прижмите к телу, а кисти рук сцепите в замок;

• продумать заранее на концерте, стадионе, как вы будете выходить - стремитесь не оказаться у сцены или раздевалки; если паника все же началась, оцените обстановку и попытайтесь принять верное решение.

Если толпа плотная, но неподвижная, то, чтобы выбраться, начните импровизировать, сохраняя самообладание: притворитесь, например, больным, сумасшедшим, сделайте вид, что вас тошнит и т.п.

ЗУН: знать правила безопасного поведения в толпе.











12

Контрольная работа №1 «Опасные ситуации»

Вариант 1.

1. В каких случаях следует вызывать службы безопасности города (района)? Как правильно это сделать по телефону?

2. Назовите причины опасных ситуаций, которые могут случиться в доме (квартире).

3. Как следует выходить из задымленного помещения?

4. Какие необходимо предпринять меры, чтобы избежать затопления в квартире?

5. Можно ли отравиться лекарствами? Чем опасна ртуть?

6. Что надо делать, если загорелся телевизор?
Вариант 2.

1. Какие службы безопасности (аварийные службы) создаются в городах и районах для оказания помощи людям, попавшим в опасные ситуации?

2. Назовите основные причины пожаров в жилых домах.

3. Что необходимо предпринять, если в квартире начался пожар?

4. Расскажите об основных причинах затопления в доме (квартире).

5. Чем опасен горючий (бытовой ) газ? Перечислите основные правила пользования газовой плитой, газовой колонкой.

6. Что полагается делать, если нельзя покинуть квартиру при пожаре в доме?
Вариант 3.

1. Какие опасные ситуации возможны в городских условиях и на селе? Каковы их причины?

2. Расскажите о поражающих факторах пожара.

3. Как нужно себя вести, чтобы избежать поражения электрическим током?

4. Сформулируйте правила обращения со средствами бытовой химии.

5. Как следует действовать, если в квартире появился запах бытового газа?

6. Что нельзя делать при загорании в квартире?

4. Какие продукты питания могут стать причиной пищевого отравления? Как его избежать?

5. Как следует действовать, если в доме (квартире) произошел взрыв?

6. Что нельзя делать при загорании в квартире?












13

Безопасность участников дорожного движения.

С: Правила дорожного движения – закон для всех. Светофор. Дорожная разметка. Опасные места на дороге, на улице. Правила перехода.

ЗУН: знать правила безопасного перехода дороги, улицы. Уметь определять опасные места по маршруту своего передвижения.










14

Пешеход. Пассажир. Общие правила безопасности.

С: Понятия «пассажир», «пешеход». Правила безопасного поведения участников дорожного движения.

ЗУН: знать правила безопасного перехода дороги, улицы. Уметь определять опасные места по маршруту своего передвижения.










15

Транспорт – зона повышенной опасности.

С: Основные причины транспортных аварий:

• невнимательность участников дорожного движения;

• невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств и пассажирами;

• нарушение правил дорожного движения пешеходами;

• поломка транспорта;

• неудовлетворительное состояние проезжей части улиц и дорог;

• плохие погодные условия.

Особенности современного транспорта: высокая скорость, огромная разрушительная сила из-за резкой остановки и столкновения, высокая пожароопасность.

Особенно опасно транспортное средство в следующих случаях:

• во время посадки и высадки;

• при экстренном торможении, особенно в сырую погоду и во время гололедецы;

• во время движения на автомобиле, имеющем неисправности, при которых запрещена эксплуатация.

Что делать, если вы оказались заложником террористов?

Оставаться на месте, не привлекать к себе внимания. Спрашивать разрешение на любое своё действие. Не мешать контртеррористической операции, выполнять все указания группы по борьбе с терроризмом. Выходить, оставив вещи.



ЗУН: а) знать основные причины транспортных происшествий и правила безопасного поведения при пользовании транспортом;

б) уметь правильно действовать в случае захвата транспортного средства террористами.












16

Общественный транспорт.

С: Автобус. Поведение в автобусе. Поведение при авариях, при затоплении салона.

Троллейбус и трамвай, как наиболее безопасные виды транспорта. Электропитание. Опасность электричества на транспорте. Как покидать вагон, чтобы избежать удара электрическим током.

Действия при пожаре на транспорте.

Будьте осторожны! В троллейбусах и трамваях металлические части могут быть под напряжением

Метро- зона повышенной опасности. Поведение на платформе, эскалаторе.

Автомобильный транспорт. Безопасное поведение в нём.



ЗУН: а) знать об основных видах опасных и аварийных ситуаций в общественном транспорте (автобусе, трамвае, троллейбусе, метро) и правилах безопасного поведения;

б) уметь правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте












17

Железнодорожный и авиационный транспорт.

С: Железнодорожный транспорт, вари и катастрофы на нём. Высокая скорость. Опасные места: железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Причины опасностей.

Безопасное поведение при крушении поезда.

• попытайтесь выбраться через окно в своем купе;

• не думайте о багаже — жизнь дороже;

• не уходите далеко от места аварии; выбравшись из опасной зоны, постарайтесь быть рядом со взрослыми;

• не выпрыгивайте из движущегося поезда, если нет прямой опасности для жизни.

Что делать в случае пожара в поезде?



При пожаре в поезде нельзя

• спасать багаж, если огонь угрожает вашей жизни и здоровью;

• выпрыгивать из вагона движущегося поезда и залезать на крыши вагонов;

• сеять панику.

Самолёты, аварии и катастрофы самолётов. Безопасное поведение в салоне.

При аварийной посадке ваша задача - принять безопасное положение: тело согнуть, голову наклонить как можно ниже, и прикрыть ее руками, ногами упереться в спинку переднего сиденья. Убрать от себя все острые, колющие, а также громоздкие и тяжелые предметы, способные нанести ранения. По возможности надеть на себя верхнюю одежду. После аварийной посадки не паниковать, выполнять все команды экипажа самолета, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покидать самолет необходимо только через аварийные выходы. После этого нужно отойти на безопасное расстояние, так как не исключается взрыв самолета. Ваши действия должны быть четкими, осознанными, быстрыми - ведь от этого зависит жизнь ваша и других людей.

При разгерметизации самолета во время полета у вас есть лишь несколько секунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.

При пожаре на самолете выполняйте команды экипажа. После приземления самое главное - быстрее покинуть самолет. Для этого нужно направиться к ближайшему аварийному выходу. Пробираться к нему надо на четвереньках и пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше. Не берите с собой ручную кладь, будьте решительны и дисциплинированны.

При посадке на воду следует одеть спасательный жилет, но надуть его — лишь слегка, чтобы он не мешал при эвакуации из самолета.



ЗУН: а) знать:

• об аварийных ситуациях, которые могут возникнуть на железнодорожном и авиационном транспорте;

• правила безопасного поведения пассажиров во время следования железнодорожным и авиационным транспортом;

б) уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном и авиационном транспорте.












18

Морской и речной транспорт.

С: Современные корабли — достаточно надежные средства передвижения, аварийные ситуации. Причины аварийных ситуаций.

Средства спасения: спасательные круги, спасательные жилеты и костюмы, шлюпки и надувные плоты. Порядок пользования ими, который доводят до сведения пассажиров. Безопасное поведение при авариях судов.

Что нужно делать, если вы оказались за бортом?
Любой, кто первым заметил падение человека за борт, должен действовать четко, быстро и правильно (схема 14).



ЗУН: а) знать: о спасательных средствах, применяемых при авариях на морском или речном транспорте; правила поведения при посадке в любое спасательное средство, а также в случае, если человек оказался за бортом судна;

б) уметь: пользоваться спасательным жилетом; правильно действовать в аварийной ситуации.












19

Контрольная работа №2 «ЧС на транспорте»

Вариант 1.

1. Назовите характерные черты, присущие современному транспорту, и основные причины транспортных аварий.

2. Каким опасностям подвергается человек, пользуясь автобусом? Какими способами можно эвакуироваться наружу при аварии (пожаре) в автобусе?

3. Что нужно сделать в случае крушения поезда?

4. Какие аварийные ситуации возможны на морском и речном транспорте и каковы их причины?
Вариант 2.

1. Назовите правила безопасного поведения в любом транспортном средстве.

2. Какие чрезвычайные ситуации могут случиться при пользовании трамваем, троллейбусом? Что необходимо сделать в случае пожара в трамвае, троллейбусе?

3. В чем заключается опасность авиационного транспорта? Как следует вести себя в салоне самолета?

4. Что нужно сделать, если человек оказался за бортом судна?
Вариант 3.

1. Какие виды общественного городского транспорта вы знаете? Охарактеризуйте опасности, которые могут возникнуть, если воспользоваться этими видами транспорта.

2. Знаете ли Вы, какие зоны опасности существуют в метро? Назовите наиболее характерные для каждой зоны опасные ситуации и причины их возникновения.

3. Какие аварийные ситуации могут случиться на воздушном судне во время полета? Что необходимо делать пассажирам во время аварийной посадки самолета?

4. Сформулируйте правила пользования спасательным жилетом.














20

Психологические основы самозащиты.

С: О манере поведения и о языке жестов. Внешний вид человека. Манера поведения и жесты - важное орудие самозащиты. Задумайтесь над своей мимикой и манерами. Манеры поведения жертвы. Спокойная улыбка и уверенное выражение лица, подтянутая поза и прямой взгляд - предупреждение для правонарушителя. Самозащита - это уверенность в себе и отказ стать жертвой.

Типичные ответы уверенного человека на непрошеные уговоры и угрозы: «Не приставайте ко мне», «Нет. Я с вами никуда не пойду», «Нет. Я вас не знаю, отойдите от меня», «Нет. Я вам не открою». Умение убедительно сказать «нет».

Умение сердиться и показывать гнев.

Преодоление страха. Настрой при самозащите. Что надо делать в опасных ситуациях?

• умейте вовремя увидеть опасность;

• не ждите, когда вам подскажут - действуйте сами;

• учитесь быстро принимать решения;

• умейте преодолевать усталость, страх, дурное настроение;

• будьте настойчивы и упорны в достижении цели;

• умейте подчиниться, если это необходимо;

• старайтесь импровизировать, находить новые решения;

• не сдавайтесь до конца.

Чего не надо делать в опасных ситуациях?

• надеяться на других, ждать, что кто-то придет и все за вас сделает;

• нервничать и суетиться;

• отчаиваться и паниковать даже в самых безнадежных случаях;

• решать вопросы силой, если есть хотя бы малейшая надежда решить их миром.
ЗУН: а) знать основные психологические приемы самозащиты (язык жестов и манера поведения, уверенность и спокойствие, преодоление страха);

б) уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях.













21

Ситуации криминогенного характера в доме, в подъезде.

С: Безопасность жилища: укрепить входные двери, балконные двери и окна (установить надежные замки, цепочку, дверной «глазок», окна на первом этаже оборудовать решетками, установить входную металлическую дверь).

Что не рекомендуется делать?

• открывать дверь, находясь дома без взрослых, незнакомому человеку, кем бы он ни представлялся;

• выходить из квартиры в «странных» ситуациях (звонят, а за дверью - никого, или на лестничной площадке погас свет);

• вступать в разговоры через дверь (если человек начинает разговаривать, значит, его можно уговорить, поэтому на вопросы отвечайте просто и односложно);

• пускать постороннего человека в квартиру, если он хочет воспользоваться вашим телефоном (узнайте номер телефона и скажите, что позвоните сами);

• упоминать в присутствии посторонних о доходах вашей семьи, об отъезде родителей, хвастаться имеющимися дома ценностями, дорогой аудио- и видеоаппаратурой;

• сообщать в разговорах по телефону с незнакомыми какие-либо сведения (номер телефона, информацию о родителях и т.п.);

Криминогенные ситуации в подъезде, на лестнице, в лифте.

Что делать, если на вас напали?

• действуйте решительно и бесстрашно, ведь успех зависит только от вас, дайте отпор всеми возможными способами (громко кричите, убегайте);

• используйте технические особенности лифта (если во время движения резко подпрыгнуть и ударить ногами об пол, то кабина может застрять, и тогда нападающему придется иметь дело с механиками, так как по-другому из лифта в этом случае не выбраться);

• попробуйте вступить в переговоры с преступником, может быть, ему не чуждо чувство здравого смысла.

Что не надо делать, если ключ от квартиры потерян?

• обращаться за помощью к незнакомым людям;

• пытаться залезть в квартиру через форточку, если это не первый этаж;

• пробовать забраться домой по балкону.
ЗУН: а) знать о характерных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть в доме (подъезде, лифте, лестничной клетке, квартире);

б) уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях.












22

Ситуации криминогенного характера к улице.

С: Опасное время - ночь, поздний вечер или раннее утро. Степень опасности в разных местах в разное время суток. Опасные и безопасные места

Незнакомые люди – те, кого вы не знаете. Они могут притворяться знакомыми. Научитесь не доверять на улице ни женщинам, ни сверстникам, ни тем, кто младше. Как не оказаться жертвой преступления?

• никогда не разговаривать с незнакомыми людьми;

• запомните, что любая вещь, которую у вас хотят отнять, не стоит вашего здоровья и безопасности;

• соблюдать меры предосторожности, когда идете из школы:.

• не ходить в одиночку через плохо освещенные места;

• не отвечать и не поддаваться на провокацию, если к вам грубо обращаются и насмехаются;

• не подходить близко к стоящему автомобилю, особенно если в нем сидят люди и работает двигатель;

• не садиться в пустые вагоны трамваев, метро и электричек в позднее время, стараться находиться ближе к водителю;

• не садиться отдельно от всех в кинотеатре, если на сеансе мало зрителей;

• не давать адреса и домашнего телефона незнакомым лицам без явной необходимости.

Как следует избегать опасных домогательств и насилия.

Как правило, то, что делается против нашей воли, оставляет в душе неприятный осадок. Точно также и действия, совершаемые вопреки нашему желанию, бесцеремонные по отношению к нашему телу, вызывают чувство унижения, обиды, недоверия. Такие действия случаются в самых разных местах и в любое время суток, будь то прижимание, поглаживание, прикосновение к интимным местам, принуждение к разглядыванию порнокартинок, порновидеофильмов и т. п. Подобные посягательства на личность бывают направлены как на мальчиков, так и на девочек, причем физического насилия может и не быть.

Насильники. Их поведение. Завоевание доверия жертвы. Внешне не отличаются от других людей. К сожалению, иногда случается, что насильник бывает и знакомым человеком.

Если неизвестные вам лица приглашают послушать музыку, сняться в кино, посмотреть видеофильм, поиграть в компьютерные игры, показать собаку или другое животное (возможен и любой другой предлог) - не спешите соглашаться. Рассказывайте родителям или людям, которым вы доверяете, о повышенном к вам интересе со стороны кого бы то ни было (знакомого или незнакомого, взрослого или подростка) - и они подскажут, как правильно себя вести в этих случаях. Всегда предупреждайте родных, к кому и куда вы уходите в гости, чтобы взрослые знали адрес или телефон, по которым вас можно разыскать.
ЗУН: а) знать: об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности; правила безопасного поведения на улице;

б) уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников.













23

Изменение среды обитания человека в городе.

С: Вода, загрязнение воды. Санитарные нормы воды. Очистка воды в домашних условиях:

• с помощью фильтров (следует помнить, что ни один из них не очищает воду от всех примесей, поэтому при покупке нужно проконсультироваться со специалистом);

• отстаиванием в течение не менее трех часов;

• кипячением в открытой посуде в течение 10—15 минут;

• вымораживанием в холодильнике

Воздух. Загрязнение воздуха. Снижение вредного воздействия загрязнённого воздуха:

• проветривать помещение по утрам, когда большая часть пыли осела, или после дождя;

• чаще проводить в доме влажную уборку;

• если вы занимаетесь бегом по утрам, следует делать это как можно ближе к лесным массивам - воздух вдоль магистралей слишком насыщен вредными веществами и при глубоком дыхании оказывает особенно вредное воздействие;

• не ломать деревья и кустарники, не рвать цветы и не ходить по зеленым газонам;

• поменьше находиться рядом с работающими автомобилями, особенно в гараже, в туннеле;

• не заходить без необходимости на территорию промышленных предприятий и производств;

• рекомендуется для очистки воздуха от бытового загрязнения установить на кухне воздухоочиститель, особенно если в квартире имеется газовая плита;

• загерметизировать окна и балконные двери, если в вашем районе случился выброс в атмосферу вредных веществ.

Загрязнение почвы вредными веществами и опасными микроорганизмами.

ЗУН: а) знать о влиянии загрязненной воды, загрязненного воздуха и загрязненной почвы на организм человека;

б) иметь представление о требованиях, предъявляемых к качеству питьевой воды и воздуха, способах очистки воды и воздуха в быту.













24

Фильтрующие противогазы.

С: Назначение и принцип действия противогазов. Противогаз ГП-7, ГП-7В, ПДФ-2Ш Подбор противогаза по размерам. Порядок надевания противогаза. Команда «Газы!»



ЗУН: а) знать: о назначении и принципе действия детского противогаза ПДФ-2Ш и гражданского противогаза ГП-7; правила пользования противогазом;

б) уметь: подбирать размер шлем-маски противогаза; одевать и снимать противогаз.












25

Контрольная работа №3. «Криминогенные ситуации»

Вариант 1.

1. Почему язык жестов и манера поведения являются важным «оружием» самозащиты?

2. Как надо будет действовать, если вы в доме один, а квартиру пытаются открыть?

3. Назовите опасные места в городе. Почему они опасны? Какие места в городе остаются безопасными в любое время суток и почему?


Вариант 2.

1. В чем заключается уверенное поведение в криминальных ситуациях? Назовите основные качества уверенного в себе человека.

2. Вы пришли из школы домой, а дверь квартиры открыта. В квартире находятся посторонние люди. Что необходимо предпринять?

3. Кого можно считать знакомым человеком, а кого -незнакомым? Назовите правила безопасного поведения с незнакомыми людьми.


Вариант 3.

1. Назовите основные правила поведения в опасных ситуациях. Чего нельзя делать в опасных ситуациях?

2. Вы подошли к лифту одновременно с незнакомым человеком. Как надо вести себя в этом случае?

3. Кто такие насильники? Что следует делать, если незнакомые люди приглашают вас послушать музыку, в кино или покататься на машине?


Вариант 4.

1. Что рекомендуется сделать хозяевам жилища для повышения безопасности своего дома (квартиры)?

2. Назовите основные правила безопасного поведения в подъезде (на лестничной площадке).

3. Как нужно вести себя, чтобы не стать жертвой преступления?














26-35

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. ( 10 часов)











26

Характеристика ранений. Оказание первой помощи пострадавшему.

С: Раны, как открытые повреждения. Виды ран. Причины ранений.

Признаки: боль, кровотечение, видимое или скрытое разрушение тканей.

Закрытые повреждения: ушибы, растяжения и разрывы связок, закрытые переломы костей, вывихи. Признаки закрытых повреждений - болезненность, изменение цвета кожи (синева), возможно появление большой шишки

Первая медицинская помощь при ранениях и закрытых повреждениях. Обработка раны, наложение повязки, наложение холода на место травмы, давящая повязка. Остановка кровотечения.



ЗУН: а) знать:

• общую характеристику повреждений и их последствия для здоровья человека;

• основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений;

б) уметь оказать первую помощь при незначительных ранениях;

в) иметь представление о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при ушибах и растяжениях.











27

Общая характеристика кровотечений.

С: Артериальное, венозное, капиллярное и смешанное кровотечение. Признаки и отличия. Способы остановки кровотечений.

ЗУН: а) знать правила оказания помощи пострадавшему при кровотечениях и способы временной остановки кровотечения;

б) иметь представление о видах кровотечений;

в) уметь:

• останавливать кровотечение различными способами;

• оказывать первую медицинскую помощь при носовом кровотечении.











28

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

С: Первая медицинская помощь при кровотечениях. Наложение жгута, наложение давящей повязки. Время наложения жгута – 2 часа летом. 1 час зимой. Сгибание конечности.

Остановка кровотечения из носа.



ЗУН: а) знать правила оказания помощи пострадавшему при кровотечениях и способы временной остановки кровотечения;

б) иметь представление о видах кровотечений;

в) уметь:

• останавливать кровотечение различными способами;

• оказывать первую медицинскую помощь при носовом кровотечении.











29

Движение и здоровье.


С: Движение - естественная потребность организма человека. Избыток или недостаток движения - причина многих заболеваний. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни. Гигиеническая норма двигательной активности. Влияние физических упражнений и спорта на развивающийся организм. Гиподинамия. Сформулируйте вместе с учащимися правила их активной деятельности:

• регулярно заниматься физкультурой в школе и дома; чаще играть в подвижные игры со своими друзьями;

• научиться кататься на велосипеде, играть в мяч и плавать;

• пользоваться иногда вместо лифта лестницей;

• ежедневно хотя бы часть пути преодолевать пешком;

• помогать своим родителям по дому, квартире, таким образом упражняя свои мышцы и кости и одновременно делая полезное дело (если обычную домашнюю работу выполнять энергично, то в этом случае с успехом сжигаются лишние калории);

• научиться танцевать — это не только прекрасное развлечение, но и отличная физическая подготовка.
ЗУН: иметь представление о важности двигательной активности для здоровья человека:











30

Различные виды неправильной осанки и причины ее нарушения.

С: Осанка - это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях: сидя, во время ходьбы и игр. Важнейшее условие правильной осанки - нормальное развитие позвоночника. Сколиоз. Причины, вызывающие изменения в состоянии костей и мышц: различные заболевания, вызванные слабым физическим развитием в том случае, если человек пренебрегает занятиями физкультурой и спортом.
ЗУН: иметь представление о правильной осанке и причинах ее нарушения.












31

Охрана репродуктивного здоровья подростков.

С: Все живое на Земле существует много миллионов лет, но ведь живые существа не живут вечно. Почему же тогда жизнь вечна? Потому что все живое: человек, животные и растения — способно размножаться. Органы, отвечающие за размножение, объединены в одну общую систему. Такая система существует и у человека. Изменения в организме. Особенности развития девочек и мальчиков. Первая влюблённость. Угревая сыпь.

Как ухаживать за своим телом в период физиологического созревания организма?

Во время приема ванны или душа нужно помнить следующее:

• не рекомендуется мыться хозяйственным мылом -оно не столько очищает кожу, сколько вредит ей;

• не слишком сильно трите кожу при мытье, чрезмерно энергичное воздействие может ее повредить;

• не следует подолгу сидеть в ванне, когда вода уже остыла, — это верный способ простудиться и заболеть;

• нестрашно, если мыло попадет в глаза: это не принесет вреда.

После ванны необязательно пользоваться лосьонами и дезодорантами, поскольку чистое тело пахнет приятнее, чем любая парфюмерия.


ЗУН: а) знать правила ухода за своим телом в подростковом возрасте;

б) иметь представление:

• об изменениях, происходящих в организме при половом созревании, и различиях опорно-двигательного аппарата у мальчиков и девочек в подростковом возрасте;

• о взаимоотношениях между подростками в период полового созревания, о чувстве первой влюбленности














32

Контрольная работа №4.

«Основы ПМП и ЗОЖ»



Вариант 1.

1. Какие повреждения считаются открытыми (приведите примеры) и каковы их признаки?

2. Назовите правила наложения жгута при артериальном кровотечении.

3. Как правильно оказать первую медицинскую помощь при носовом кровотечении?

4. Какое значение для роста и развития человека имеет движение?

5. Как лучше организовать просмотр телепередач?



Вариант 2.

1. Какие повреждения называются закрытыми (приведите примеры) и каковы их признаки?

2. Максимальное сгибание конечностей как способ временной остановки кровотечения. Когда его применяют?

3. Для чего пользуются пальцевым прижатием артериальных сосудов? Как и когда можно остановить кровотечение этим способом?

4. Назовите причины, которые могут вызвать искривление позвоночника. Как называется это заболевание?

5. Как правильно работать за компьютером?



Вариант 3.

1. Какие виды кровотечений вы знаете? Чем отличается венозное кровотечение от артериального?

2. Каким образом правильно оказать первую медицинскую помощь при мелких ранах, ссадинах?

3. Назовите правила бинтования индивидуальным перевязочным пакетом.

4. Перечислите причины, из-за которых нарушается осанка человека.

5. Как правильно принимать ванну или душ?














33

Резервный час

С:

ЗУН:










34

Резервный час

С:

ЗУН:










35

Резервный час

С:

ЗУН:













Итого 35 часов, контрольные работы – 4 часа.






























скачать файл



Смотрите также:
Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов на 2010-2011 учебный год
366.74kb.
Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов
229.92kb.
Календарно-тематическое планирование Алгебра, 7 класс 2010 / 2011 учебный год Класс: 7г учитель: Чеботарева Фаина Мэлсовна
477.4kb.
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2010/2011 учебного
302.78kb.
Календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе 2009-2010 учебный год. 2 часа в неделю
131.39kb.
Календарно-тематическое планирование Алгебра, 8 класс 2009 / 2010 учебный год Класс: 8 а учитель: Чеботарева Фаина Мэлсовна
293.89kb.
Календарно-тематическое планирование Алгебра и начала математического анализа, 10 класс 2009/2010 учебный год Класс: 10А
465.37kb.
Учебный год календарно-тематическое планирование
831.5kb.
Календарно тематическое планирование уроков английского языка в 4 классе на 2012-2013 учебный год по умк м. З. Биболетовой, О. А. Денисенко и Н. Н. Трубаневой Enjoy English
182.34kb.
Тематическое планирование рабочего варианта государственной программы по английскому языку в 11 классе на 2010-2011
38.79kb.
Календарно- тематическое планирование по информатике и икт составлена на основе Программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова
162.78kb.
Анализ воспитательной работы моу «Гимназия №2 г. Торжка» за 2010-2011 учебный год в 2010-2011 учебного года воспитательная работа планировалась и велась в соответствии с темой работы гимназии
100.62kb.