takya.ru страница 1
скачать файл
РАЗВИТИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ МАГИСТЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Н. Гладченкова, докторант кафедры педагогики

Педагогический институт Южного федерального университета, Россия
Компетентностный подход в современной образовательной парадигме рассматривается как совокупность общих принципов определения его целей, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки его результатов (В.П. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, Т.Е. Исаева и др.). Это означает переориентацию профессионального образования с “входных” показателей (сроки, содержание, цели обучения, сформулированные для вуза и преподавателя) на параметры студентоцентрированного образования - повышение трудоустраиваемости выпускников, формирование их гражданственной культуры, переход от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции и т.д. С позиции компетентностного подхода результатом образования становится компетентность выпускника как способность (умение) действовать на основе полученных знаний в ситуации неопределенности. В контексте нашего исследования под “компетентностью” понимается совокупность когнитивного, предметно-практического и личностного опыта магистранта как результата его образования и саморазвития.

Согласно ГОС ВПО 2005г. [7] выпускники магистратуры, обучающиеся по направлению 540700 Педагогика, подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации: научно-исследовательской, преподавательской, коррекционно-развивающей, консультационной, культурно-просветительской, организационно-воспитательной, социально-педагогической. Образовательная программа 540704М Высшее образование предполагает специализированную подготовку магистров, способных к исследованию психолого-педагогических проблем системы высшего образования, к педагогической и научной деятельности в высших учебных заведениях. Магистр педагогики подготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает: освоение методологии педагогической науки и навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующих широкого образования в соответствующем направлении; владения умениями формулировать и решать задачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности, обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных и т.д.

Очевидно, что ориентирами и показателями качества магистерского образования в университете призваны стать не только традиционные критерии – уровень знания, количество выпускников магистратуры и их дальнейшее трудоустройство в соответствии с полученной квалификацией, но и “человеческие измерения” - проявления субъектности, внутренних механизмов саморегуляции личности, ее способность к самореализации и социальной и профессиональной мобильности [9]. Эти составляющие, по нашему убеждению, образуют новый показатель качества обучения в магистратуре – акмеологическую компетентность ее выпускника.

Рассмотрение в единстве процессов профессионального и личностного развития и определение пути достижения профессионального мастерства в процессе реализации творческого потенциала личности составляет суть выделенного в психологии в конце XX в. акмеологического направления. Появление и развитие акмеологии обусловлено обращением современных исследователей не к проблеме “объективной” природы деятельности, а особенностям пребывания в ней человека. В этом ключе, в частности Л.М. Митина отмечает [4], что существуют различия между профессионалом и специалистом: первый, в отличие от второго, является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений.

Профессионализм с позиции акмеологии – это свойство саморазвивающейся личности, осуществляющей движение к “акме”, или вершине мастерства в профессии. Акмеология как наука изучает основные подходы к развитию профессионала, а также те факторы, условия, механизмы, которые определяют успешность совершенствования и самосовершенствования личности, полноту ее самореализации в профессии и жизни в целом [1].

Изучение теоретических основ и практическое освоение акмеологических технологий самопознания, саморегуляции и самореализации студента на этапе магистратуры способствуют выявлению стратегии и тактики достижения высокого профессионального мастерства педагога, необходимого в условиях глобального развития образовательной сферы, а также - получению опыта проектирования процесса профессионально-личностного саморазвития в контексте специализированной подготовки. Педагогическая акмеология, как одно из направлений новой интегративной науки о человеке, изучает сущность, содержание и технологии акмеологических аспектов подготовки будущих учителей во взаимосвязи с самопроектированием личностного развития, профессионального успеха и жизненного пути в целом.

В ходе опытно-экспериментальной работы, направленной на становление акмеологической компетентности магистранта, нами разработан и апробируется курс “Педагогическая акмеология” [3]. Курс “Педагогическая акмеология” представлен в блоке специальных дисциплин (СДМ.00), состав и содержание которых определяется требованиями специализации студентов в системе магистерской подготовки по направлению 540700 Педагогика, программа 540704М Высшее образование.

Актуальность включения курса “Педагогическая акмеология” в содержание образования магистра педагогики обусловлена наличием противоречий:



  • между возрастающей ролью личности в обществе знаний, ее мировоззрения, нравственно-этической, творческой деятельности и недостаточным отражением этих тенденций в стратегии развития высшего образования;

  • между традиционными формами обучения в вузе, которые, как правило, ориентированы на репродуктивные способы учения, и необходимостью использования продуктивных (рефлексивных, эвристических, проектных и других) технологий, направленных на развитие и саморазвитие у студентов профессиональных компетенций;

  • между потребностью студентов к профессионально-личностному саморазвитию в образовательном пространстве магистратуры и недостаточным вниманием вузов к самостоятельной активности студентов и к воспитанию личностных качеств магистрантов в профессиональном контексте и т.д.

Методологическую основу для разработки содержания курса составили принципы научности, культуросообразности, профессионально-личностной ориентации, субъектности, открытости, проблемности, интегративности, преемственности. Содержание “Педагогической акмеологии” представлено в трех взаимосвязанных блоках - концептуально-контекстном, технологическом и рефлексивно-проектировочном.

Концептуально-контекстный блок нацелен на раскрытие теоретико-методологических основ акмеологии, исследующей особенности личностного развития в профессии. Раскрывается сущность акмеологии как науки, излагаются основные положения акмеологической концепции развития профессионала, а также тех факторов, условий, механизмов, которые определяют успешность совершенствования и самосовершенствования педагога в профессии и жизни.

Технологический блок направлен на познание магистрантами методов диагностики и технологий профессионально-личностное развития. С позиции акмеологии магистранты осваивают технологии достижения вершины мастерства в профессии, максимальной творческой самореализации специалиста и достижения высшей жизненной самореализации. Технологический компонент содержания курса предполагает изучение и овладение методиками диагностики, анализа, рефлексии, обобщение опыта на лекционных и практических занятиях, осуществляемых в форме тренинга, дискуссий, различных форм Интернет-коммуникации и т.д.

Проектировочно-рефлексивный блок нацелен на развитие профессионально-личностной рефлексии педагога, а также психолого-педагогического проектирования, в центре которого оказывается не только педагогическая профессия как таковая, но и способы самопроектирования личности, профессиональной позиции, межличностных отношений и пр. Магистранты включаются в процесс составления индивидуальных акмеограмм, профессиограмм, карт самооценки и участвуют в экспертной оценке индивидуальных проектов сокурсников и т.д.

В ходе реализации содержания “Педагогической акмеологии” мы исходим из того, что аудиторные занятия – это, прежде всего, предпосылки к заинтересованному овладению знаниями, ориентирующие магистрантов на самостоятельный поиск смысла педагогических явлений, своего места в профессии и выборе стратегии личностного саморазвития. В этой связи задача преподавателя состоит в обеспечении проблемной, исследовательской направленности учебной деятельности магистранта, организуя ее преимущественно в форме диалога или полилога.

В основе изложения лекционного материала, помимо представленных выше лекционных ориентиров, должны быть положены компоненты, побуждающие к творческой активности, выбору, самопрезентации - углубленное описание педагогических феноменов, создание ситуаций, стимулирующих процессы принятия качественных педагогических решений и пр. Для этого информация о знаниях сообщается в неполном виде, а создаются условия для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и индивидуальным опытом магистрантов. Внимание акцентируется на зависимости рассматриваемого явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития и т.д. Таким образом, осуществляется введение собственных смыслов магистрантов в контекст сообщаемой информации [2].

В основе конструирования семинарских/практических занятий для магистрантов - создание условий, побуждающих и стимулирующих самостоятельную смыслопоисковую деятельность. В ходе занятий магистрант получает возможность для оценивания, осмысления, выстраивания и развития определенных типов отношений - критичности, мотивирования, самоутверждения и пр. - всего того, что предлагается в качестве содержания курса «Педагогическая акмеология». Одновременно содержание практических занятий позволяет ознакомиться с некоторыми методики диагностики личностных и профессионально-значимых качеств педагога и освоить технику самопознания.

Важнейшим элементом занятий-тренингов становится организация рефлексии, позволяющая обратиться к новому опыту магистранта - “Я-концепции” его как учащегося, как педагога и как исследователя. В этом случае важен настрой, особая доверительная атмосфера, активность участников. В ходе совместной практической работы преподавателю и магистрантам желательно опираться на правила, сформулированные А.С. Прутченковым [8]:

— доверительный и искренний стиль общения за счет конфиденциальности всего происходящего в группе;

— общение по принципу «здесь и сейчас»;

— персонификация высказываний;

— недопустимость непосредственных оценок человека;

— уважение говорящего, определение сильных сторон личности каждого участника;

— активное участие в происходящем, установление как можно большего числа контактов с другими участниками.

Современная образовательная ситуация меняет инфраструктуру учебной и научно-исследовательской деятельности магистранта, поэтому с особо остро стоит вопрос обращения студентов к цифровым книгам, электронным учебникам, материалам конференций, образовательным сайтам. Задания для самостоятельной работы с использованием информационных технологий рассматриваются не как цель обучения, а как его средство саморазвития магистрантов: электронные лекции и практикумы, журналы, справочники и энциклопедии, различные информационные базы данных, электронные библиотеки, а также тестирующие психологические сайты - все это позволяет расшить «поле» профессионально-личностного саморазвития в рамках курса, в частности, и пространства магистерского образования, в целом. Психологическое самотестирование на основе Интернет-ресурсов позволяет не только быстро и эффективно использовать данный инструмент личностного самопознания и профессионального саморазвития, но и приобрести необходимые знания и опыт по практическому применению.

Одной из индивидуализирующих процесс обучения технологий является формирование, оценивание и учет результатов обучения магистранта в форме портфеля достижений. Портфолио (portfolio), как подтверждают исследования петербургских ученых [6], в большей степени нацелено на выявление следующих показателей: объективно существующего уровня владения умениями и навыками, пробелов в подготовке и трудностей усвоения учебного материала, мотивов учения и интереса к изучаемому курсу, уровня мыслительной деятельности, критического отношения к учебной деятельности и пр. Портфолио как образовательный продукт и технология контроля результатов подготовки магистранта способствует “опредмечиванию” компетенций в области самоорганизации и самооценки - умения анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Внутренним механизмом аутентичного оценивания выступает рефлексия собственной образовательной траектории, учебной деятельности, академических и личностных достижений магистранта.

Таким образом, становление акмеологической (профессионально-личностной) компетентности магистранта в логике реализации задач курса выстраивается в триединстве его компонентов - рефлексивности, интерактивности и проективности.

Помимо подходов, предложенных в рамках курса “Педагогическая акмеология”, для реализации данной задачи необходимо использовать и другие модели организации активного обучения.

В частности, модель “Мозаика” - это исследовательское обучение через сотрудничество. Каждый из членов группы становится экспертом по определенной части темы, изучаемого в данный момент, и обучает остальных сокурсников, принимая на себя ответственность за освоение материала. Магистранты распределяются по экспертным группам, цель работы которых - освоить данную подтему и приготовить краткое сообщение для последующего обучения остальных [5].

Модель “Познание через ощущение и переживание” позволяет конструировать материал учебных блоков таким образом, чтобы поставить магистранта центром этой учебной модели и способствовать проведению им научных исследований. Выбираются такие темы, которые стирают общепринятые разграничения между философскими, социальными, психологическими и педагогическими дисциплинами, сосредотачиваясь на явлениях и примерах из повседневной жизни и педагогической практики. Занятия строятся таким образом, чтобы магистранты учились решать возникающие проблемы в пространстве “живой” педагогики. Эта модель подчеркивает междисциплинарную суть научно-педагогического познания.

И еще важен следующий момент. Кроме решения основных учебных задач курса “Педагогическая акмеология”, направленных на самопознание и саморазвитие личности в профессии и через профессию и на формирование аутокомпетентности магистранта, содержание аудиторной и внеаудиторной работы в достаточной степени ориентировано на подготовку будущих специалистов профильных школ, школ-гимназий, лицеев, средних специальных и высших учебных заведений. В этой связи по окончанию изучения учебного курса в качестве показателей готовности магистрантов к профориентационной педагогической деятельности выступают: наличие личностно значимой потребности в педагогической деятельности; понимание сущности профориентационной деятельности и механизмах ее реализации в собственной профессиональной практике; владение способами проектирования, осуществления и анализа результатов профориентационной работы.



В ходе итоговой аттестации магистранты демонстрируют следующие ожидаемые результаты:

  • Овладение теоретическими основами акмеологии в контексте педагогической профессии.

  • Умение отбирать и применять современные методы диагностики профессионально-личностного развития и анализировать полученные результаты.

  • Способность к сотрудничеству с коллегами (однокурсниками) и учащимися (студентами) в процессе решения профессиональных задач.

  • Осознание собственного профессионального потенциала и возможностей реализации личностных ресурсов.

  • Способность проектировать процесс саморазвития в профессии, основанную на ценностном отношении магистрантов к преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

В качестве критериев оценивания результатов обучения, направленных на становление акмеологической компетентности, выступают следующие показатели:

  • магистрант демонстрирует осознанное понимание методологии акмеологии и специфики педагогической деятельности как особой сферы человеческой деятельности и саморазвития личности, основные категории и понятия соответствующих разделов дисциплины, требования к профессиональной компетенции педагога;

  • магистрант демонстрирует умение анализировать педагогические явления на основе акмеологического подхода, выбирать цели и способы их достижения в гуманистической парадигме педагогической деятельности, обосновывать и проектировать собственную педагогическую деятельность, устанавливать и развивать контакты в педагогическом общении и исследовательском поиске, творчески использовать современные разработки педагогических технологий и ресурсов Интернет;

  • магистрант демонстрирует личностные «приращения», связанные с проявлением собственной педагогической позиции к рассматриваемым явлениям педагогической действительности, с осмыслением роли педагога как созидающей и саморазвивающееся личности, с критической рефлексией результатов собственного движения к «акме» и построением собственной стратегии профессионального и личностного роста.


Литература:


    1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

    2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 1999.

    3. Гладченкова Н.Н. Педагогическая акмеология: Программно-методические материалы для магистратуры.– Ростов-н/Д: Амарант, 2006.

    4. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова; Под общ. ред. Л.М. Митиной.- М.: Академия, 2005.

    5. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения. Ч. 2. Программно-методические аспекты профильного обучения. Учеб.-метод. пособие / Под редакцией С.В. Кривых. – СПб.: Изд-во СПбАППО, 2005.

    6. Педагогика в профессиональной подготовке бакалавра и специалиста в области образования: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

    7. Перечень магистерских программ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования с аннотациями. -М.: Высшая школа, 2002.

    8. Прутченков А.С. “Школа Жизни”. - http://som.fsio.ru/item.asp?id=10014958

    9. Субетто А.И. Основания социального менеджмента качества образования. Научный доклад.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
скачать файл



Смотрите также:
Компетентностный подход в современной образовательной парадигме рассматривается как совокупность общих принципов определения его целей, отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки его результатов В
121.72kb.
Обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной образовательной системы «Перспективная начальная школа». Определять, как
164.75kb.
Оснащенность образовательного процесса
339.78kb.
Обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения Образовательной программы, позволяющих вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования
161.7kb.
Принято на педагогическом Введено в действие: совете мбоу удосош. Директор мбоу удосош
77.99kb.
Вызванный концептуальными документами об образовании интерес к качеству (как уровня процесса) проявился в появлении большого числа исследователей категории качества
90.26kb.
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу
2805.73kb.
Средней общеобразовательной школы №84 г
297.42kb.
1. Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации Образовательный процесс
528.8kb.
Утверждено решением педагогического совета
3115.31kb.
Инновационный подход в современной педагогике направлен на мобилизацию потенциала самоорганизации детей. Из ведомого обучаемый превращается в инициативного партнера, вступающего в диалог
79.89kb.
Предназначение школы и средства его реализации
518.4kb.