takya.ru страница 1
скачать файл
МОУ «ДАВЫДОВСКАЯ БСОШ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

КОНЦЕПЦИЯ
Воспитание культуры речевого общения на уроке

УЧИТЕЛЬ


культуры общения

I КК:


МАЖЕЙКЕНЕ СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

Содержание



  1. Пояснительная записка……………………………………….стр.3

  2. Цели, задачи, требования…………………………………….стр.4

  3. Реализация концепции:………………………………………стр.5-8

    1. речевая разминка, как структурный элемент урока;

    2. риторизация;

    3. риторика в школе;

  4. Урок культуры общения и жизнь…………………………….стр.8

  5. Аннотированная библиография…………………………… стр.9

  6. Приложение……………………………………………………стр.10



Воспитание культуры речевого общения на уроке.
Древний мудрец Аристотель сказал: " Мы слушаем не речь, а человека, который говорит". Известен и другой афоризм: "Хочешь узнать человека, заговори с ним". "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь" -гласит русская пословица. Следовательно, не всякая
речь хороша, продуктивна, действенна, а только та ,в которой пульсирует мысль.
А как учиться речи, в которой гармонично сливаются чувство и мысль? Ведь не менее мудрый Гельвеций говорил: "Мысль входит вратами чувств" – значит твоя мысль должна будить в собеседниках сначала чувства, эмоции, а потом ответную мысль. Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления - оригинальное решение актуальной для определённой области жизни проблемы, точно и понятно для всех сформулировать его, вызвать к нему интерес соответствующих лиц и сделать их своими единомышленниками.

Слово учителя-словесника действенно лишь в том случае, если оно стройно с логической точки зрения, безупречно с точки зрения норм литературного языка (произношения, грамматического строя), выразительно и содержательно.

Еще Цицерон в своем трактате об ораторском искусстве отмечал: "...Красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека... опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такой силой, что напор его движет слушателей в любую сторону. Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять ее с честностью и высокой мудростью; а если бы мы дали обильные средства выражения людям, лишенных этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие".

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.

Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Развитие речи – составная часть единой системы учебных предметов. Оно направлено на осуществление всестороннего умственного и эстетического развития и воспитания.

Исходя из данных аспектов культуры речи, можно сформулировать несколько правил, которые будут приняты обучающимися в процессе общения , на уроках культуры общения и риторики.

Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для слушателя.



  • Обучающийся свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, выбирает языковые средства и несёт ответственность за свой выбор.

  • Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности.

  • В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания.

Не исключено, что кто-то будет против правил. Необходимо объяснить их полезность. Если подобные уроки проводятся систематически, то проблем не возникает, необходимо потратить время, чтобы все участники общения осознали, что правила способствуют плодотворному общению, а не мешают ему.

Работа по развитию речи требует времени. Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода.

Уровень развития речи значительного числа школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи школьников является для меня важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Цель: Формирование умений школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих и индивидуальных способностей ребенка через осуществление деятельностного подхода и переход от совместной с учителем деятельности к самостоятельной деятельности учащихся.

Задачи:


  • Формировать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;

  • Развивать интеллектуальные способности, эмоционально-волевые и нравственные качества личности;

  • Формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.

  • Создать систему разноуровневых заданий, повышающих грамотность речи.

При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

  • Упражнения, обучающие ребенка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;

  • Задания, направленные на активизацию словарного запаса обучающегося;

  • Упражнения, где ребенок находит и исправляет различные ошибки;

Развитие речи - ориентировано на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня.

В основе лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у школьников умения писать грамотно, поскольку овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода.

При работе решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную. Кроме того, работа помогает научиться хорошо писать в будущем.

Важно, чтобы во всех этих видах работы ребенок мог самостоятельно добиваться результатов. Но прежде чем ребенок овладевает умениями самостоятельной работы над развитием речи, протекает процесс сотрудничества учителя и этого ребенка.

Что такое самостоятельная работа над развитием речи? Это умение применить приобретенные в процессе сотрудничества знания, умения и навыки. Потому является важным, на мой взгляд, так построить этот процесс, чтобы каждый ребенок в классе почувствовал, что он приобретает необходимые ему навыки. Сотрудничество в обучении – это совместный труд педагогов, взаимодействие учащихся друг с другом, с учителями.

Этот процесс необходим для того, чтобы ученик быстрее стал сильным и самостоятельным, чтобы умел трудиться и в большом коллективе, и в малой группе, и самостоятельно. Для реализации выработаны требования:



Первое требование – требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем ребенок говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Второе требование – выразительность. Это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фраз, выбором слов.

Третье требование – ясность речи – доступность тем людям, к кому она обращена.
Программа предмета «Культура общения» представляет собой целостный курс, построенный с учетом возраста уча­щихся и развивающий идею изучения культуры общения от более простых, легко «обучаемых» форм к более сложным.

Кроме того, предмет культура общения имеет специфические структурные элементы уроков: речевую разминку; задания на ассоциации, правильное произношение, импровизацию; обогащение речи.



Например:

Понимание главной мысли в иносказательной форме.

Задание 1. Сформулируйте "своими словами ''Общий смысл каждой пары или тройки пословиц.



1 ).Язык беду приводит (китайская). Язык мой -враг мой (русская).

2) Лучше плотва в кадке, чем щука в озере (финская). Лучше синица в руках, чем журавль в небе (русская).

3 ) Пока сад зацветет, садовник сгорбится.(афганская). Пока солнце взойдет, роса очи выест (русская). Пока травка подрастет, кобылка с голоду помрет (русская).

4 ) На бедного сироту все камни летят (афганская). На бедного Макара все шишки валятся (русская).

Задание 2. Прочтите китайские пословицы. Вспомните русские пословицы, соответствующие им по смыслу.



1) У себя на голове верблюда не заметит, на другом иголку увидит.

2) И живи до старости, и учись до старости.

3) В тихом месте зло таится.

4) Когда много каменщиков, дом получается кривой.

5) Раненная из лука птица боится кривой ветви.

6) Сытый не знает, как хо­чется есть голодному.

7) Пошел дождь — поздно бежать за зонтом.

8) По котлу и черпак.

Ответы.

В чужом глазу соломинку видит, а у себя бревна не замечает.

Век живи - век учись.

В тихом омуте черти водятся.

У семи нянек дитя без глазу.

Пуганая ворона куста боится.

Сытый голодного не разумеет.

На охоту ехать -собак кормить.

По Сеньке и шапка.

В речевой разминке чрезвычайно важна произносимая сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил.

Развитие этих способностей предполагает развитие мышления. Однако отождествлять развитие речи и развитие мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Но работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления, а, следовательно, и индивидуальных творческих способностей.

Культуре речи, а еще шире - культуре общения нужно учить. Мне кажется ,что низкая речевая культура непростительна для человека любой профессии, ее уровень должен учитываться при характеристике деловых качеств и профессиональных навыков каждого человека. Сейчас устанавливается прямая связь между демократизацией общества, открытости обсуждения злободневных проблем развития государств и повышением культуры общения. И в этом смысле основы знаний риторики приобретают самую серьезную значимость.

Можно реализовать положения риторизации, связанные со структурой, содержанием, системой методических приемов, на уроке культуры общения, к примеру, на уроке с речевой темой "Качества языковой личности". Не нарушая дидактических задач урока, можно риторизировать урок за счет отбора материала для словарной работы на уроке: по теме "Достоинства языковой личности" активизируются на уроке слова: эрудиция, компетентность, творчество, коммуникативный, речевой, языковой. Это могут быть - словарная работа, составление словосочетаний, предложений, текста, высказывания - от лица ученого, учителя, журналиста, поднимающего вопрос о необходимости воспитания в себе языковой личности. Тексты для работы на уроке можно отобрать из учебного пособия "Риторика". Полезна в этом аспекте и целенаправленная работа с фразеологизмами в речевой разминке.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: риторизированная технология способствует формированию высокого уровня речевой компетенции, позволяя воздействовать в первую очередь на увеличение степени активности обучающегося в учебном процессе, эффективно повышают уровень развития речевой культуры .

При определении содержания работы по развитию речевой культуры, речевого общения нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики практически уже владеют родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи, поставленные перед современной школой государством и обществом.

Я пришла к теме « Воспитание культуры речевого общения на уроке» , столкнувшись с проблемами у большинства учащихся в выражении своих мыслей как в устной, так и в письменной форме. Стало ясно, что без усиленной систематической работы по развитию речи учащихся (на уроках культуры общения , риторики, развития речи, при изучении других тем, во внеурочное время) ни о каком прочном усвоении знаний и приобретении устойчивых навыков не может идти и речи. Эта проблема стала актуальной ещё и потому, что от обучающихся требуются следующие умения:

анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

оценивать языковые явления с точки зрения нормативности; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

использовать основные приёмы переработки текста, оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

осуществлять речевой самоконтроль.

Следовательно, на уроках по риторике и культуре общения мы должны учить школьников изобретать речь, а значит - учить диалектически, критически мыслить, вникать в суть понятий, составляющих предмет рассуждения, устанавливать их иерархию, выявлять внутренние противоречия, толкающие мысль к выбору способа решения основной проблемы, искать концептуальный подход к ее решению.

Следует также иметь ввиду и то обстоятельство, что в самой среде учителей-словесников с большим трудом происходит осознание необходимости овладевать искусством влиятельной речи, умением риторически препарировать учебные и художественные тексты. Трудность также заключается не только в овладении самим предметом риторики, сколько методикой его обучения. Но осознание необходимости овладения риторическими знаниями и умениями витает в умах школьников. И сегодня учителя уже не могут игнорировать этот запрос. Культуре речи, а еще шире - культуре общения нужно учить. Низкая речевая культура непростительна для человека любой профессии, ее уровень должен учитываться при характеристике деловых качеств и профессиональных навыков каждого человека. Сейчас устанавливается прямая связь между демократизацией общества, открытости обсуждения злободневных проблем развития государств и повышением культуры общения. И в этом смысле основы знаний риторики приобретают самую серьезную значимость.

В связи с этим настала необходимость научного осмысления концепции дисциплин языкового цикла в русле и контексте риторики - предмета, который регламентировал бы речевое поведение. Методологическую основу риторизации - технологии обучения риторизированному языковому курсу составляют синтез лингвистических и риторических знаний в их содержании, алгоритм формирования экстралингвистических умений и навыков, осложнение традиционных для методики обучения русскому языку приемов за счет содержания предмета "Риторика"и культура общения.

В школе за счет школьного компонента введен урок риторики. Главная задача этого предмета - обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Риторика направляет детей на то, чтобы они оценивали свою и чужую речь, развивает аналитические навыки. Анализируя речевую ситуацию, ребенок учится адекватному речевому поведению, так как учитывает, с кем он говорит, с какой целью, где, когда и как. Тем самым этот важный предмет помогает ребенку вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении, а значит, и меньше подверженную стрессам.

Одним из средств, способствующих развитию языковой личности, ораторских качеств являются дебаты. Их можно проводить и на уроке, и во внеклассном мероприятии, можно использовать технику дебатов в ориентации на развитие языковой личности, которая понимается как "человек, рассматриваемый с точки зрения его способности совершать речевые действия - порождения и понимания высказываний". (Т.В. Матвеева).

Например, выбрана тема: “Всегда ли правы взрослые?” Тезисы команд не обязательно должны быть взаимоисключающими, они могут просто раскрывать разные стороны проблемы, например:

1. Взрослые в отношении детей всегда правы

2. Взрослые в отношении детей не всегда правы

3. Взрослые правы тогда, когда они говорят о “взрослых” вещах

4. Взрослые в отношении детей всегда неправы

5. Взрослые правы тогда, когда они используют свои знания и опыт

6. Взрослые неправы, когда они сердятся.

7. Взрослые всегда считают себя правыми, потому что у них есть опыт и знания

Важно, чтобы оба тезиса, сформулированные командами для защиты в ходе дебатов, были разными, раскрывали разные стороны избранной для обсуждения проблемы.

Каждая команда знает тезис, который будут защищать их оппоненты.

Чем более обобщенный тезис избран для защиты, тем больше аргументов можно привести в его защиту, но тем менее целенаправленной оказывается аргументация и тем менее определенным окажется вывод.

Я стараюсь проводить целенаправленную систематическую работу в данном аспекте, это позволит развить интеллектуальные возможности учащихся, вооружит их логикой речи и основами ораторского искусства, расширит круг интересов, повысит их культуру мышления и речи, значительно обогатит их словарный запас. И тогда такие серьезные пробелы, как: полное отсутствие умения вести диалог, дебаты, дискуссии на самых различных уровнях; неумение строить монолог в разных жанрах, написать письмо, небольшую статью, деловое послание, произнести торжественную речь в разных жизненных ситуациях - все это можно исправить путем обучения основам риторики. И как бы ни были трудны задачи, стоящие перед учителями, которые решились обучать риторике, их надо разрешать. Потому что сегодня уроки по риторике и культуры общения - это веление времени.

Проведение предметных декад и школьного Фестиваля риторики в нашей школе стало традицией. Цель проведения данного мероприятия: воспитание социально-активной, творческой личности. Мной разработан план проведения школьного Фестиваля риторики

( приложение 1)

Одним из средств индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, использую «портфолио достижений ученика» (защита с использованием презентации).

Нетрадиционные уроки основаны на совместной обобщающей деятельности педагога и учащегося, реализуют личностно-ориентированный подход в обучении. Нетрадиционные уроки позволяют уходить от классно-урочной системы, свойственной традиционному обучению, тем самым позволяет использовать различные формы, что способствует активизации процесса обучения, к ним можно отнести:

урок - деловая игра,

урок - конференция,

урок – соревнование…

На своих уроках я провожу всевозможные викторины , дети решают и составляют кроссворды, выполняют творческие задания, па зачеты проходят в игровой форме. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. Ко всему этому прибавилась проектная деятельность. Работа над проектом - продуктивный способ организации учебной деятельности, возможность применять практически полученные на уроках знания и развивать творческие способности детей. В работе над проектом степень участия учителя зависит от возраста и подготовленности учеников, но нельзя подменять детей, навязывать свое видение проекта, сводить их участие лишь к выполнению воли учителя. Учитель выступает в роли незаметного руководителя и наблюдателя. Чем больше в нем творчества, тем проект ценнее.

Учитель должен раскрыть заложенные в ребенке способности, и в этом тоже специфика профессии. Также он должен помочь раскрыть свои способности ребёнку. «Помоги» - именно эта заповедь помогает двигаться по пути профессионального совершенствования. Никому не дано знать, сколько талантов осталось нераскрытыми, сколько потенциала осталось, не реализовано только потому, что рядом с ребёнком не оказалось учителя, способного оказать ему своевременную поддержку, сумевшего разглядеть, направить, выпестовать. В этом я вижу суть успешности учителя. А успешный учитель воспитает успешного ученика.



И в заключении. В своей концепции я ни в коей мере не отрицаю традиционный урок, который имел и имеет быть в школе, но сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых. Работая с учениками, стараюсь заинтересовать детей своим предметом, найти в их лице верных слушателей и вырастить из них интересных собеседников.

АННОТИРОВАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
В мире мудрых мыслей. М.: Знание, 1961.

Дейл Карнеги. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1990.

Жизнь в свете, дома и при дворе. Репринт. изд.: СПб., 1890.



Иванова С. Ф. Риторика завоевывает место в школе /{/ 1991. № 2.

Статья содержит информацию о теоретических основах школьной риторики. Автор делится опытом проведения уроков красноречия и предлагает программу по риторике для учащихся гимназий и лицеев.



Коренева А. В. Урок по культуре речевого общения «Учимся благодарить» // 1993. № 4.

Читателю предлагается конспект урока, который может быть про­веден с учениками начальных классов. В процессе урока учитель а иг­ровой форме знакомит ребят с ситуацией благодарности и теми рече­выми формулами, которые в данной ситуации необходимо использо­вать.



Коренева А. В. Урок, посвященный речевому этикету // 1991. № 4.

Народные пословицы и поговорки. М.: Москов­ский рабочий, 1956.



Оссовская М. Рыцарь и буржуа (исследования по истории морали) /Пер. с польского. М.: Прогресс, 1987.

Стер ним И. А. Практическая риторика. Воронеж, 1993. — 144 с.

Данное издание представляет собой курс лекций, раскрывающих содержание науки о публичном выступлении — риторики. Лекции со­держат конкретные рекомендации по практическому овладению рито­рическими навыками, поведению оратора в аудитории, учету особен­ностей аудитории и др. В пособии имеется приложение с рекоменда­циями и материалами для практических занятий по ораторскому искус­ству. Пособие подготовлено в соответствии с разделом «Практическая риторика» программы' «Культура общения», подготовленной ВИПКРО, и предназначено Для учащихся 10 классов, изучающих риторику.



Стер нин И. А. Коммуникативное поведение. Воронеж, 1994. — 6с.

Программа курса «Коммуникативное поведение» для классов с углубленным изучением иностранных языков. Программа содержит ос­новную проблематику курса, рекомендации по обучению коммуникатив­ному поведению и описание основных особенностей коммуникативного поведения русских, англичан, американцев, немцев, французов, испанцев.



Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет // 1993. № 5.

Автор знакомит читателей с тем, какую социальную информацию несут речевые формулы, составляющие русский речевой этикет, а также обращает внимание на опасность несоблюдения норм речевого этикета.

( приложение 1)
План проведения школьного Фестиваля риторики



№ п/п

Мероприятия

1.

Оформление сменного стенда

“И мы сохраним тебя, русская речь…”



2.

Выступления на линейке

“Минутка русской речи”



3.

Конкурс чтецов

“Цвети, мой край!”



5.

Защита творческих проектов

“Русский язык вокруг нас”



6.

Турнир “Ораторское искусство”

7.

Тематические перемены

“Говорун-шоу”



8.

Интеллектуальная игра

“Дебаты”


(9-е классы)

9.

Конкурс исполнителей собственных сочинений

(5-9 классы)



10.

Компьютерное тестирование “Культура речи”

(8 классы)



11.

Заочная викторина для учителей “Грамотеи”

12.

Подведение итогов фестиваля. Награждение.


скачать файл



Смотрите также:
Концепция здорового образа жизни. Кодекс здоровья
315.37kb.
По объективной роли Дальнего Востока в разделении труда концепция эндогенного развития региона имеет выраженную ресурсную основу и стимулы реализации
79.29kb.
Концепция содержит основные положения, касающиеся организации и проведения превентивного обучения в области вич/спида в образовательной среде
148.66kb.
Закономерности формирования и концепция освоения промышленных рассолов
829.34kb.
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л
403.14kb.
Рабочая концепция одаренности под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2002
838.96kb.
-
256.62kb.
Летняя концепция – 2012
42.78kb.
Лекции по исследованию фитотерапии
16.09kb.
Паспорт комплексно-целевой программы
207.71kb.
Современная концепция обучения русскому языку в средней школе предусматривает совершенствование содержания и методов преподавания
55.7kb.
Воспитательная деятельность образовательного учреждения цели и задачи воспитания
384.58kb.