takya.ru страница 1
скачать файл

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/13 учебного года



Номинация:  педагогические идеи и технологии: среднее образование



Организация деятельности гендерного воспитания девочек, проживающих в условиях детского дома: освещение содержания

педагогического направления «Я и моя семья»
I. Введение. Актуальность проблемы

Каждое общество обладает определенной системой нравственных ценностей-принципов, норм и правил поведения, соблюдение которых необходимо для его существования и функционирования.

Мы, педагоги детских домов, всегда надеемся, что воспитали детей высоконравственными личностями, умеющими соблюдать нормы и правила нашего общества, сформировали такие социально-значимые умения и навыки, как готовность к самостоятельной трудовой деятельности. Но как часто забываем о личной жизни выпускников, готовы ли они принять правильно, с точки зрения нравственности и морали нашего общества, отношения полов.

Одним из аспектов личной жизни являются брачно-семейные отношения. Куда включаются понятия: любовь, дружба, нормы морали, семейный долг, личная честь, добрачная целомудренность, нравственные установки, счастье в будущей семейной жизни.

Подготовка к личной жизни – сложное и деликатное дело. Нам отмахнуться от него нельзя, мы заменяем детям родителей, они зависят от нас полностью, доверяют нам, надеются и верят нам. По статистике 3 тысячи четырнадцатилетних девочек за прошлый год стали матерями, около 300 тысяч детей рожают матери-одиночки. Всё чаще в социально-педагогической литературе и, особенно в периодической печати появляются слова «аморальность», «половая распущенность», «отсутствие стыда и высоких нравственных устоев» и что греха таить, выпускники детских домов имеют самое непосредственное отношение к этим слова. Выходя из стен детского дома многие сразу же находят себе партнера, сразу всё дозволено: «Мы за свободную любовь». Отсюда и легкомысленное отношение к браку, добрачной половой жизни. Что же делать? Если ни школа, ни другие профессиональные образовательные учреждения не занимаются подготовкой молодёжи к брачной семейной жизни, на первое место ставят образование, зачастую забывая даже об общем воспитании личности, не говоря уже о половом воспитании.

В своё время П.П. Блонский писал: «Подавляющее число питомцев школы впоследствии будет строить семейную жизнь, но об этом подготавливающая их к жизни школа им ничего не говорит». И тут встает вопрос: «С какого возраста надо начинать подготовку к брачно-семейным отношениям?» «Кому можно доверить деликатное, тонкое дело подготовки к брачно-семейным отношениям воспитанников детского дома?» В семье - это дело родителей, матери. А детям лишённых родительского крова - улице, будут искать ответы у таких же сверстников? Я долго искала пути решения этой проблемы: как подготовить воспитанников к личной жизни в условиях детского дома. Поймут ли? Стоит ли обсуждать с выпускниками проблему интимных отношений. Трудно было решиться на более откровенные разговоры, отвечать на «неудобные» вопросы, интимного, личного характера, и если уж возникал такой разговор, в таких случаях вела индивидуальные беседы. Требовалось большая подготовка, соблюдение особого педагогического такта, умение слушать, предостерегая себя от легковесных ответов и советов.



II. Программное обеспечение

Мною составлена и реализовывается целевая программа по направлению «Я и моя семья». Данная программа помогает достигнуть цели - освещение вопросов взаимоотношения полов как комплексной нравственной, социальной и гигиенической проблемы, изложение основ гигиены половой жизни, профилактики венерических заболеваний и абортов, морально-этических вопросы и гигиены брака.

Перед собою ставила решение таких сложных задач, как:

- помочь осознать всю серьезность семейной жизни и осмыслить свою будущую жизнь как матери;

- вооружить знаниями по проблемам семейной жизни, помочь представить модель семьи, на которую нужно ориентироваться при вступлении в брак;

-сформировать убеждение в том, что любовь, семья дети – самое большое счастье в мире;

- помочь принять такие понятия как «любовь», «чувство ответственности за других.

Программа включает в себя такие темы:

- «Поговорим о сокровенном»

- «Я изменилась: девочка, девушка, женщина»

- «Юная мама, детская беременность»

- «История брачно-семейных отношений»

- «Социальная сущность семьи»

- «Любовь как общественная проблема и нравственная основа семьи»

- «Культура добрачных отношений»

- «Дисгармония супружеской жизни»

- «Психология половой жизни»

- «Любовь и влюбленность»

- «Дети – подарок судьбы»

- «Как вы понимаете, что такое женственность»

- «Ваш идеал девушки, юноши».

Содержание каждой беседы позволяет получить практические представления о брачно-семейных отношениях. Необходимо не только и не столько половое просвещение, сколько именно половое воспитание в широком смысле, который в данном случае надо понимать как процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, установок личности определяющих отношение человека к представителям другого пола.

Стремлюсь, чтобы у выпускников появилось чувство социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми, выработалось адекватное понимание взрослости, таких понятий, как мужественность и женственность.
Воспитатель в данной ситуации является главным инструментом формирования личности, достойной быть счастливой. Как научить вчерашних школьников быть счастливыми в будущей жизни? Ответ банально прост: воспитатель сам должен быть подготовлен к такой жизни. Подготовкой выпускников к личной жизни должен заниматься воспитатель, тот, кто сам обладает солидной информацией в этой области, обладает высоконравственными качествами и готовностью привить их своим воспитанникам.
III. Пример образовательной встречи с использованием элементов социально-педагогического тренинга

Тема: «Семья глазами ребенка»

Цель: воспитание отношения к семье, как базовой ценности общества.

Задачи: Развивать способности коммуникативного общения.

Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.





  1. Приветствие в круге, взяться за руки, улыбнуться, сказать приятные слова.

Упр. «Молекулы» - походить по группе хаотично, встретить и поздороваться так, как будто встретили самого дорогого, родного человека.

2. Погружение.

- поднимите руки те, у кого хорошее настроение

- похлопайте в ладоши те, у кого есть друзья

- поднимите руки те, кто уверен в себе.

- похлопайте в ладоши те, кто знает, чем будем заниматься сегодня,

- похлопайте в ладоши те, кто не знает, чем будем заниматься сегодня.



3. Объявляю тему сегодняшней встречи. «Семья глазами ребенка», т.е. вашими глазами.

Зачитываю притчу о старике и его детях.

«В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей пытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.

- что хотел сказать этим поступком отец? Чему хотел научить?(ответы детей)

…Тогда отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А по одиночке вас легко сломать, как эти прутья»



а/«Народная мудрость»

Вспомните и назовите поговорки и пословицы о семье.

- Вся семья вместе – так и душа на месте.

- В семье и каша гуще.

- Мой дом – моя крепость.

- Свято храни честь семьи.

- В тесноте да не в обиде.

- Домом жить – не лукошко шить.

- Дом вести - не лапти плести.

- Домом жить – не развеся уши ходить.

Как много пословиц и поговорок сказано, я тоже подготовила несколько высказываний, давайте прочтем их. (читаем вывешенные пословицы) О чем они говорят, как вы их понимаете? (ответы детей) Это говорит о значимости семьи в жизни каждого человека.



4. Кластерный анализ.

Вспомните слово «кластер», кто помнит что оно обозначает. (вспоминаем)

«Кластер» - это гроздь, графическое изображение, систематизация, обобщение материала. Сейчас мы составим кластер на тему «Семья»

Скажите, какая ассоциация возникает при слове «семья»,

Семья – это… (составление кластера, записываю все предложения, напоминаю, что на тренинге все принимается и ничего не отвергается.

а/Упр. «Погода в доме».

-раздаю карточки с записью погоды, прошу дать характеристику атмосфере в доме: *ясная, *ветреная, *дождливая, *переменная облачность, *гроза, *пасмурная.

-от чего, от кого зависит «погода» в доме?

-что нужно делать, чтобы сохранить ясную погоду в доме?

-что нужно сделать, чтобы улучшить «погоду» в доме?

б/Задание «Растопить камин»

Теперь разведем огонь в нашем домашнем камине. На поленьях необходимо написать обязанности, и объяснить, кто эту обязанность может выполнять в доме. (напоминаю, что принимаются любые высказывания)

Обсуждение, вывод: Если в доме обязанности распределены, и каждый член семьи имеет свой участок работы, а не свалено на одних плечах – мамы, папы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония.

«Там, где заботы лежат на одних плечах, там царят раздражение, непонимание».



в/Упр. «Ролевое моделирование»

Распределите, кто из вас будет играть роль родителя - «мамы», кто роль ребенка.

*раздаю карточки с вариантами поведения родителей (агрессия, подкуп, безразличие, компромисс, «я- подход».

Разыгрывание мини-сценок. Ситуация: «Ребенок не убрался в комнате».



Обсуждение.

г/Упр. «Рецепт семейного счастья»

Дети делают запись в свою тетрадь. Зачитывают.



д/Задание: Придумать прилагательные к каждой букве в слове семья.

С- счастливая, славная, спортивная, справедливая,

Е – единая, единственная, единомыслящая,

М – маленькая, милая, многодетная, монолитная,

Я – ясная, яркая,

«ПОДАРОК»



Сейчас станьте в круг и рассчитайтесь по порядку, запомните свой номер. Здесь в комнате находиться подарок. Вспомните свой номер и найдите подарок под своим номером. (сердечки с пожеланием спрятаны в укромных местах)

Рефлексия «Мне сегодня…»

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Каждый ребёнок должен завершить фразу «Мне сегодня…» подведение итогов занятия


скачать файл



Смотрите также:
Конкурс педагогического творчества 2012/13 учебного года
311.08kb.
Конкурс педагогического творчества 2012/13 учебного года
73.87kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
89.94kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
86.15kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
60.98kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
89.04kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
146.1kb.
Г. Пугачев Развлечение в средней группе
52.49kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
27kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
189.66kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
234.12kb.
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
57.89kb.