takya.ru страница 1
скачать файл
Мастер – класс

учителя химии МОУ«СОШ №2 г.Ершова Саратовской области»

Белохвостовой Светланы Викторовны,

призера районного конкурса «Учитель года- 2007»

8 класс , первый урок химии.


Тема: Предмет химии.

Цель урока: дать понятие о предмете химии, мотивировать учащихся на изучение химии.

Оборудование и реактивы: репродукция картины К.Брюллова «Гибель Помпеи», репродукция картины «Сожжение на костре Джордано Бруно», медные и железные пластинки, стихотворение о воде по четверостишьям, для опыта «Самовозгорание костра» - фарфоровая чашка, КМп04,2мл конц. Н2S04, металлический поддон, стружки, вата, спирт; для опыта «Превращение воды в золото» - р-р КI, р-р ацетата свинца, большой стакан; для фокуса с платком - р-р карбоната натрия, платок, фенолфталеин, р-р кислоты; для опыта «Вулкан» - подставка, бихромат аммония, магний, спички, лучина, большой лист бумаги . Оформление доски: тема урока, репродукции, высказывание, слово «алхимия». Мультимедийная установка.

Ход урока

Слово учителя:

Ребята, вы сегодня пришли в самый удивительный кабинет нашей школы и начинаете изучать самый интересный предмет, который называется химия. Что же изучает химия, и почему начинают ее изучать в 8 классе? На эти вопросы мы должны ответить.



Рассказ учителя:

Итак, давайте представим, что мы оказались в первобытном обществе. ( 1 слайд)

Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадала в дерево, и оно загоралось(2слайд). Сейчас вы увидите опыт «Самовозгорание костра»

Опыт «Самовозгорание костра»

В фарфоровую чашку поместить немного кристаллов КМп04: Аккуратно смочить кристаллы 2мл конц. Н2S04 (соль должна быть залита кислотой). ..- Фарфоровую чашку поместить на 'металлический поддон и замаскировать ее, уложив сверху и вокруг древесные стружки? внимательно следя, чтобы стружку не попали внутрь фарфоровой чашки. Незаметно смочить кусочек ваты спиртом и быстро выжать несколько капель спирта над фарфоровой чашкой. Руку сразу убрать; Костер ярко вспыхивает и быстро сгорает

Первобытные люди постепенна привыкли к огню, научились разводить


его и готовить на нем пищу(3слай). Потом с помощью огня стали выплавлять медь и
железо. ( демонстрация медных и железных пластинок)
В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших
лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики. Алхимики
пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах
алхимиков, чтобы они получали золото.(4слайд) Я вам покажу опыт «Превращение
воды в золото»

Опыт «Превращение воды в золото»

Но алхимики не могли превратить все металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах.



(демонстрация репродукции картины «Сожжение на костре Джордано Бруно»)

Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова «алхимия» приставку «ал» , и получилось название «химия».



(учащиеся могут сами сказать, какое слово получилось, на доске в слове «алхимия» убрать приставку «ал»)

Так сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователь. Теперь познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.



Небольшой фокус.

Вы видите на подставке стакан с жидкостью, очень похожий на воду. Аккуратно накрываем стакан платком, говорим волшебные слова, снимаем платок – жидкость в стакане стала малиновой. Кажется это чудо! Нет, просто в стакане было вещество, которое называется щелочь, а в платке вещество , которое называется фенолфталеин. А теперь добавим в стакан вещество, которое называется - кислота. Что произошло? Кислота нейтрализовала щелочь.

У химиков есть одно важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравлялись ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ «по вкусу»: кислые – кислоты, соленые – соли.

А сейчас я вам покажу известное из географии явление – извержение вулкана. Вы, конечно, знаете какое это грандиозное зрелище. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи.



(демонстрация репродукции картины К.Брюсова «Гибель Помпеи»)

Опыт «Вулкан»

- Красиво? Интересно? Так что изучает наука – химия?



(ответы учащихся)

- А какое вещество самое распространенное на Земле? (вода)

- Давайте вместе прочитаем стихотворение о воде:
1 чтец 2чтец
В кружево будто одеты Безбрежная ширь океана

Деревья, кусты, провода. И тихая заводь пруда,

И кажется сказкою это, Каскад водопада и брызги фонтана,

А в сущности – только вода А все это – только вода


3чтец 4чтец

Высокие гребни вздымая, Как пухом зимой одевает

Бушует морская вода Снег белый родные поля

И топит, как будто играя Но время придет, все растает,

Большие морские суда И будет простая вода
-Молодцы! А какие еще вещества вы знаете?

- Ребята, так почему мы такую интересную науку начинаем изучать только в 8 классе? ( при изучении химии необходимы знания физики, истории, географии, биологии, экологии и т.д.)

- Вот и закончился наш урок. Понравился он вам?
Мы все б тусклей гораздо жили

Или не жили бы давно,

Когда б на миг предположили

Что все уже совершено,

Что за далекими горами

Не блещет новая гора

Что завтра повторим мы с вами

Лишь то, что сказано вчера.

Настанет день, свершится чудо,

Нам всё представится иным.

Ещё неведомый покуда

Мы с вами подвиг совершим.


- Я надеюсь, что каждый из вас достигнет своей вершины при изучении химии!
скачать файл



Смотрите также:
Конкурса «Учитель года- 2007» 8 класс, первый урок химии. Тема : Предмет химии. Цель урока: дать понятие о предмете химии, мотивировать учащихся на изучение химии
43.26kb.
3. философские проблемы химии
17.99kb.
«Решение задач егэ по химии повышенного и высокого уровней»
37.15kb.
Рекомендации по подготовке к итоговой аттестации по химии
54.45kb.
Цель: Осуществление профильного обучения химии для учащихся по выбору
97.95kb.
Рабочая программа пропедевтического курса химии в 7 А, б классе на 2011/2012 учебный год
258.46kb.
Экзаменационные билеты по химии г. Красноярск 2012
106.14kb.
1 Предмет и задачи химии. Основные этапы развития химии как науки. Роль химии в современном обществе. Химическая промышленность и проблемы окружающей среды. Основные понятия химии. Атомно-молекулярное учение
36.69kb.
Химический вечер
134.67kb.
1. введение. Важнейшие понятия органической химии
680.25kb.
" Факторы, влияющие на скорость химической реакции ". Жабоева Р. М. учитель химии и биологии мкоу сош с п. Кара-Суу
28.9kb.
Повышение профессиональной компетентности педагога необходимое условие развития современной школы Соболева Элла Анатольевна, руководитель Городской педагогической Ассоциации учителей химии, учитель химии мбоу сош №152
38.48kb.