takya.ru страница 1
скачать файл
id_039

Цепенкова Ирина Павловна, учитель математики и информатики школы №45, г. Тольятти


Конспект урока для учащихся 6-7 классов

Урок-путешествие «Комбинаторика вокруг нас»


Цель: развитие навыка решения комбинаторных задач, развитие логического мышления, повышение интереса к математике.
Оборудование: карта, медали, фишки с баллами
Правила игры:

Формируются 5 команд по 5 человек, жюри. На решение задачи даётся время. По окончании времени решения отдаются жюри. Командам присваиваются баллы. Если задача решена правильно – 5 б., если неверно – 0 б. При условии, что задачи решены правильно, можно прибавить баллы за скорость решения: 1-й – 5 б., 2-ой – 4 б., 3-й – 3 б.

Во время подсчёта очков ведущий проводит викторину по математике среди участников игры за личное первенство. За правильный ответ участник получает медаль. В конце игры ученик, набравший больше всех медалей, награждается призом.

Награждается команда, набравшая больше всех очков.


Задачи:
Страна Математика

Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 4, 6, если никакую цифру не использовать более одного раза? Сколько среди этих чисел будет чётных? Сколько - нечётных?

Решение: всего 4*3*2=24 числа, среди них 6 нечётных (четверть) и 18 чётных
Страна Русский язык

Слог называется открытым, если он начинается с согласной буквы, а заканчивается гласной. Сколько открытых двухбуквенных слогов можно написать, используя буквы «а», «б», «в», «г», «е», «и», «о»? Выпишите эти слоги.

Решение: 4(количество гласных) * 3(количество согласных) = 12. Все слоги легко выписать, если заполнить таблицу





А

Е

И

О

Б

Ба

Бе

Би

Бо

В

Ва

Ве

Ви

Во

Г

Га

Ге

Ги

Го


Страна Литература

Вспомните басню И. Крылова «Квартет»:

Проказница Мартышка,

Осёл,


Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.



«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. –

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так

Сидите».


Сколькими различными способами могут попытаться сесть эти музыканты? Может ли это улучшить качество их игры?

Решение: 4*3*2*1=24


Страна География

Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде четырёх вертикальных полос, одинаковых по ширине, но разных по цвету: белый, синий, красный, зелёный. У каждой страны свой, отличный от других, флаг.

а) Сколько всего стран могут использовать такую символику?

б) Сколько всего стран могут использовать такую символику с верхней белой полосой?

в) Сколько всего стран могут использовать такую символику с нижней зелёной полосой?

Решение: а) 4*3*2*1 =24 страны, б) 6 стран (четвертая часть), в) 6 стран


Страна Спорт

Из группы теннисистов, в которую входят пять человек – Антонов, Борисов, Григорьев, Сергеев, Фёдоров, тренер выделяет пару для участия в соревнованиях. Сколько существует вариантов выбора такой пары? Записать все варианты.

Решение: АБ, АГ, АС, АФ, БГ, БС, БФ, ГС, ГФ, СФ – 10 вариантов.
Привал (перерыв на обед)

В школьной столовой на обед приготовили в качестве вторых блюд молочную кашу, плов и макароны. На сладкое – пирожное, фрукты, йогурт. Можно выбрать одно второе блюдо и одно блюдо на десерт. Сколько существует различных вариантов обеда? Нарисуйте дерево вариантов.

Решение: 3*3=9 вариантов.
Вопросы для борьбы за личное первенство:

1)Говорят, что математика - царица всех наук, а царица математики ...? (Арифметика.)

2)Русские шифровальщики считаются лучшими в мире. Это­му способствуют три совершенно необходимых условия ­качества, в которых они традиционно сильны: . .. , музыка и шахматы. Назовите первое. (Математика.)

3)Как называется система вычислений, названная именем латинского среднеазиатского математика Аль-Хорезми? (алгоритм.)

4)Назовите страну - родину математических знаков, кото­рые используются во всем мире, как учеными, так и просты­ми смертными. (Индия.)

5)Два тысячелетия назад в древнем мире была выведена зна­менитая формула единого архитектурного целого, включаю­щая три компоненты: польза - красота - …, Назовите тре­тью компоненту, рассчитываемую математиками. (Проч­ность.)

6)Как называется графический знак числа? (Цифра.)

7)Число по-латински - номер, а как это будет звучать по-гре­чески? (Арифмос, отсюда арифметика «искусство чисел».)

8)Обычно из двух противоположных утверждений одно не­верно. Вот пример: «Все простые числа четные» и «Все про­стые числа нечетные. Какое из них неверно? (Оба неверны: 2 - четное простое число. Это необычный случай!)

9)Какие числа, открытые за 600 лет до н. э. в Индии и назы­ваемые «ненастоящими», впервые ввел в обращение Д. Кар­дано? (Отрицательные.)

10)Появление дробей было связано с жизненной необходимо­стью справедливого раздела имущества. Как вы думаете, с чем связано появление в математике отрицательных чисел? (Они возникли для записи долга.)

11)В 1557 году английский математик Рекорд изрек: «Нет ничего более равного, чем две параллельные прямые». Какое изобретение принадлежит ему? (Знак равенства.)

12)Какие математические знаки бывают круглыми, квадрат­ными и фигурными? (Скобки.)

13)Что англичане называли «ленивой восьмеркой»? (Знак бесконечности)


14)Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получи­лось число, которое больше 2 и меньше 3? (Запятую: 2,3.)

15) Какое число без остатка делится на 9 - 1008 или 1009? (1008.)

16)Что на Руси раньше называли «ломаными числами»? (Дро­би.)
17)Как называется дробь, в числителе которой единица, а в знаменателе число, показывающее, во сколько раз длина ли­нии на карте меньше длины линии на местности? (Масштаб.)

18)Что, по Шопенгауэру, составляет 9/10 нашего счастья? (Здоровье.)

19)Как ни странно, многие народы называли «полная рука» именно это число. Какое? (20.)

20)Отношение диаметра Земли к диаметру Луны равно 3,66. Нормальная температура тела человека равна 36,6 градусов. Какое еще известное вам число состоит из тех же цифр? (366 ­число дней в високосном году.)

21)Назовите наименьшее порядковое числительное. (Первый.)

Карта-схема путешествия





Id_039

Цепенкова Ирина Павловна

Г. Тольятти,

МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов № 45.


Конспект урока для 6-7 классов «Комбинаторика

вокруг нас».





скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока для учащихся 6-7 классов Урок-путешествие «Комбинаторика вокруг нас»
55.4kb.
Планеты Солнечной системы
82.85kb.
Конспект урока для 3 класса по курсу «Окружающий Мир»
155.03kb.
Разработка урока по теме: «Животноводство» (урок окружающий мир в 3 классе) Учитель начальных классов
151.04kb.
Методическая разработка урока по теме: «Животноводство» (урок окружающий мир в 3 классе) Учитель начальных классов
151.04kb.
Учащиеся 5-11 классов могли принять участие в викторинах по биологии, географии, химии и физике. В рамках Недели прошли познавательные уроки и конкурсы для разных классов
15.55kb.
Конспект урока информатики в 8 классе на тему
44.47kb.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского. III класс. Тема года «Искусство вокруг нас». IV четверть. Тема четверти «Художник и музей». Сценарий урока изобразительного искусства
111.85kb.
Урок для учащихся 4 5 классов. Цель урока: познакомить учащихся о том, когда возникла письменность, кто создал
74.77kb.
Конспект урока по истории отечества для учащихся 7 класс
169.68kb.
Учебный курс «мир вокруг нас»
114.49kb.
Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 6-8 классов «Умники и умницы»
39.9kb.