takya.ru страница 1
скачать файл
Подробный конспект урока.


Организационная информация

Тема урока

Основные операции по ручной обработке древесины

Предмет

Профессиональный модуль «Выполнение столярных работ»

Класс

1 курс

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Юрьева Лилия Владимировна, преподаватель

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Хакасия

«Техникум коммунального хозяйства и сервиса»



Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Сибирский ФО

Республика/край

Республика Хакасия

Город/поселение

Г. Абакан

Методическая информация


Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)



Цели урока:

Образовательные: углубление, обобщение и систематизация знаний по ручной обработки древесины;

проверка общего уровня эрудиции.



Развивающие: развитие алгоритмического и логического мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;

развитие творческого мышления;

развитие интереса к предмету.

Воспитательные: воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование умения взаимодействовать и принимать групповые решения;

воспитание чувства сплоченности и коллективизма.





Задачи урока (мероприятия, занятия)

  1. Обобщить и закрепить знания о ручной обработке древесины.

  2. Формировать навыки позитивных типов учебного взаимодействия (работа в группе, сотрудничество, соревнование)

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Игровые, проблемно-поисковые, групповые, компьютерные.

Методические приёмы: интерактивная игра, беседа, решение компетентностных задач.



Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

1. Актуализация знаний студентов о ручной обработке древесины.

2. Повышение интереса к специальности

3. Формирование ключевых компетенций, т.е. готовности к мобилизации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.


Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиа-проектор, экран

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

1. Б.А.Степанов Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: учебник для НПО, М.: Академия,2010.- 336 с.

2. Компьютерная презентация с содержанием игры

3. Карточки рефлексивной оценки деятельности


Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учеников

1.Мотивация студентов

Преподаватель знакомит студентов с целью и задачами урока.

Урок проходит в необычной форме по версии телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на три команды. Познавательная игра-соревнование трёх команд стимулирует деятельность учащихся на уроке и направлена на создание ситуации переживания успеха для учеников с разным уровнем подготовленности.



2.Знакомство с правилами игры

Преподаватель знакомит обучающихся с правилами игры.

Правила игры: три команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из трёх раундов:1 раунд, 2 раунд и финальный раунд. 1 раунд содержит 20 вопросов: 5 тем по 4 вопроса в каждом, 2 раунд содержит 16 вопросов: 4 темы по 4 вопроса в каждом. Каждый вопрос имеет свою стоимость. Цена варьирует от 5 до 20 баллов. Команды называют тему и цену вопроса в баллах и отвечают на озвученный учителем вопрос. На обсуждение вопроса даётся 30 секунд, столько же - на ответ. Команды отвечают по очереди. При правильном ответе команда получает фишку с выигранным числом баллов, при неправильном - штраф на данное число баллов. Если выпадает «Кот в мешке», команда передаёт вопрос одному из соперников по своему выбору. Тема «Кота», как правило, не совпадает с выбранной темой, команда обязана отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неправильному ответу. Цена «Вопроса-аукциона» не может быть ниже номинала и не должна превышать суммы на счету у игрока. Другая команда может перекупить этот вопрос, если даст за него большую цену. В финальном раунде команды выбирают один из девяти вопросов, обдумывают вопрос 1 мин. Цену вопроса назначают сами игроки, начиная от 1 балла и до всей своей суммы (ва-банк). Цену вопроса и ответ записывают на листе бумаги. После обсуждения ответы проверяются, объявляется победитель и зачитывается правильный ответ.


3.Обобщение и закрепление знаний по ручной обработки древесины, изученных в профессиональном модуле «Выполнение столярных работ» имеющих важное практическое значение.


Обобщение и закрепление знаний происходит в процессе самой игры. Ребята работают в командах и отвечают на вопросы разного уровня сложности.

1 раунд

Тема «Разметка»

5 баллов. Назовите инструмент. (Рейсмус.)

10 баллов. Каким инструментом можно разметить окружности и дуги на заготовках? (Циркулем.)

15 баллов. Какой инструмент используют для проверки горизонтальности и вертикальности поверхностей строительных конструкций и элементов? (Уровень.)

20 баллов. Инструмент, используемый для измерения наружных диаметров круглых цилиндрических деталей и изделий. (Кронциркуль.)

Тема «Пиление»

5 баллов. Назовите инструмент (Ножовка - наградка.)

10 баллов. Какой пилой выпиливают криволинейные детали и вырезают отверстия различной формы? (Узкой ножовкой.)

15 баллов. «Кот в мешке». Тема «Строгание». Цена вопроса 20 баллов. Чем проверяют прямоугольность углов заготовок при строгании? (Угольником.)

20 баллов. Определите правильную последовательность подготовки пилы к работе:

  1. Развод зубьев

  2. Фугование

  3. Заточка зубьев

(б) Фугование, а) Развод зубьев, с) Заточка зубьев)

Тема «Строгание»

5 баллов. Назовите инструмент. (Фуганок.)

10 баллов. «Кот в мешке». Тема «Пиление». Цена вопроса 20 баллов. С помощью чего можно точно проверить правильность развода зубьев? (Индикатор - разводомер .)

15 баллов. Какой инструмент применяют для первого и грубого строгания древесины? (Шерхебель.)

20 баллов. Для чего подошву рубанка делают из твердой породы древесины? (Для защиты подошвы от быстрого износа.)

Тема «Долбление»

5 баллов. «Вопрос – аукцион»

Какой инструмент используют для заточки пил? (Трехгранный напильник.)



10 баллов. Какой инструмент используют для зачистки закругленных шипов и обработки выпуклых и вогнутых поверхностей? (Полукруглые стамески.)

15 баллов. Что учитывают при выборе ширины долот? (Ширину вырабатываемого гнезда.)

20 баллов. На каком расстоянии от разметочной риски начинают долбление? (1-2 мм.)

Тема «Сверление»

5 баллов. Назовите инструмент. (Коловорот.)

10 баллов. Какой инструмент используют для сверления глубоких отверстий, в основном в бревнах и брусьях? (Бурав.)

15 баллов. Каким сверлом сверлят грубые отверстия, например для установки нагелей? (Перовые сверла.)

20 баллов. «Вопрос – аукцион» Назовите инструмент. (Электрорубанок.)

2 раунд

Тема «Материал»

5 баллов. Назовите основные разрезы ствола дерева? (Поперечный, радиальный, тангенциальный.)

10 баллов. Назовите материал, представляющий собой листовой материал, изготовленный методом горячего прессования или сушки массы из древесных волокон, сформированный в виде ковра? (ДВП.)

15 баллов. Какую фанеру применяют для изготовления многократно используемой опалубки и деревянных строительных конструкций? (Бакелизированную фанеру.)

20 баллов. «Вопрос – аукцион» Отыщите пробку, которая может не только плотно закрыть любое из трех изображенных отверстий, но и пройти насквозь. (Ответ Г)

Тема «Черчение»

5 баллов. На основании чего производят разметку детали?

(На основании чертежа.)



10 баллов. Задача «Кубики»

Два мышонка, сидя в норке, клеят кубик из развертки. (Три готовых вижу я). Не похож ли будет новый на какой-нибудь готовый? Присмотритесь-ка, друзья! (Кубик 2.)



15 баллов. «Кот в мешке». Тема «Резание». Цена вопроса 20 баллов. Чему равна сумма углов заднего, переднего и заточки? (90°)

20 баллов. Сколько видов должно содержать изображение какой-либо конкретной детали? (Минимальное, но достаточное для однозначного уяснения конфигурации детали.)

Тема «Загадки»

5 баллов. «Вопрос – аукцион» Как называются защитные средства, предохраняющие древесину от возгорания? (Антипирены.)

10 баллов. Если бы сосны да ели

Бегать и прыгать умели,

Они от меня без оглядки умчались бы,

И больше со мной никогда не встречались бы.

Потому что, скажу вам не хвастая,

Я стальная и злая, и как щука - зубастая! (Пила.)



15 баллов. Я любопытный инструмент: узнаю все в один момент:

Везде сую свой нос витой, проткну дыру в стене,

Чтобы узнать, а что на той, обратной стороне! (Сверло.)

20 баллов. Что за слово, угадай,

Части в нем — загадки:

Первая — нота, Вторая - игра.

Целое встретится у столяра. (Долото.)



Тема «Резание»

5 баллов. Какой угол заострения является оптимальным

для ножей рубанков и лезвий стамесок? (25 ±5°.)



10 баллов. «Кот в мешке». Тема «Материаловедение». Цена вопроса 20. Что такое хлыст? (Ствол срубленного дерева, у которого отделены корни и сучья.)

15 баллов. Как называется резание, если в процессе обработки резцом образуется одна поверхность резания и стружка срезается со всей обрабатываемой поверхности? (Открытое резание.)

20 баллов. Какая древесина обрабатывается легче: сухая, полусухая, влажная? (Влажная.)

«Финальный раунд»

Тема «Разметка»

Какой разметочный инструмент применяют в комплекте с ярким меловым порошком? ( Разметочный шнур.)



Тема «Пиление»

Какие вы знаете виды ножовок? (Ножовки широкая, узкая, с обушком, наградка.)



Тема «Строгание»

Какие вы знаете виды рубанков для строгания плоских поверхностей? (Шерхебель, рубанок с одиночным ножом, рубанок с двойным ножом, фуганок, цинубель, торцовый рубанок.)



Тема «Долбление»

Какие вы знаете виды долот и стамесок? (Плотничное и столярное долото, плоские и полукруглые стамески.)



Тема «Сверление»

Какие вы знаете виды сверлильных ручных инструментов? (Коловорот, ручные и электрические дрели, сверлилка, бурав и буравчик.)



Тема «Материал»

Круглый или колотый лесоматериал определенного назначения, соответствующий требованиям стандартов или технической эксплуатации. (Сортимент.)



Тема «Черчение»

«Ход конем»

Сыграем в шахматы? Только играть будем

одной фигурой - конем. Прочитайте, двигаясь

от буквы к букве, любимую фразу учителей черчения

(Чертеж-это язык техники)



Тема «Загадки»

Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нем. (Строители.)

Тема «Резание»

Какой вид резания древесины прямослойного строения показан на рис.?



(Резание вдоль волокон.)


4.Подведение итогов. Оценка работы студентов.


После окончания игры подводятся итоги, объявляется команда – победитель. Ребята оценивают работу своей команды и каждого игрока, преподаватель выставляет отметки.


5.Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)


Преподаватель предлагает учащимся заполнить следующую таблицу.




Рефлексивная оценка деятельности

Да

Нет

Не очень

1

Я работал на уроке активно.










2

Я узнал много нового.










3

Урок был интересным для меня.










4

Урок был полезным для меня.










5

Хочу продолжить изучение этой темы.










6

Мне понравилась форма урока.













Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

Ребята не получают домашнего задания, т.к. это последний урок в изучении модуля.


Дополнительная необходимая информация

Обобщающий урок по теме «Основные операции по ручной обработке древесины » целесообразнее всего проводить в конце изучения модуля. Этот урок позволяет студентам понять практическую ценность полученных знаний, развивает умения применять эти знания в конкретных ситуациях. Урок в форме игры раскрепощает ребят, повышает их интерес к процессу, увеличивает активность на уроке. Работая в группах, студенты развивают коммуникативные навыки, учатся высказывать свою позицию, в работу вовлекаются все, даже самые «слабые» ребята. Для одних студентов этот урок даёт возможность привести в систему свои знания, а для других – узнать что-то новое. На таком уроке ребята не испытывают напряжения, не боятся высказать свою точку зрения, и, как правило, на этапе рефлексии указывают, что урок был для них интересен и полезен.


В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Целесообразность использования компьютера и мультимедиа-проектора на данном уроке объясняется формой его проведения. Это позволяет студентам наглядно видеть всю информацию, которая им предлагается (что очень важно для визуалов), увеличить скорость работы на уроке, ввести в урок больший объём учебного материала.

В презентации навигация осуществляется с помощью гиперссылок.



Список учебной и дополнительной литературы

  1. Степанов Б.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ– 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.

  2. Степанов Б.А. «Материаловедение (деревообработка)» Издательский центр «Академия», 80 с. 2010 г.

  3. Коротков В.И. «Деревообрабатывающие станки» Издательский центр «Академия», 304 с. 2010 г.

  4. Вышнепольский И.С. Техническое черчение Москва, Высшая школа, 2000 г.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

  1. http://gameshows.ru/wiki/Своя_игра

скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока. Организационная информация Тема урока Основные операции по ручной обработке древесины Предмет
106.41kb.
План конспект урока класс – 5 Предмет – социально-бытовая ориентировка раздел: «Питание» Тема урока: «Яйцо. Блюда из яиц»
121.04kb.
Урока Тема урока Часы Тип урока Основные понятия Введение в предмет 1час
126.54kb.
План-конспект урока тема: «Работа с файлами и папками в ос windows xp.» Тип урока: урок-практикум
55.16kb.
Открытый урок в 5 классе Тема урока «Греческие колонии». Предмет: история. Учитель: Обеднина О. Ю. Тема урока «Греческие колонии»
85.06kb.
Урока Кол часов Тема урока. Цели урока. Формы занятий Наглядные пособия Домашнее задание
159kb.
Конспект урока по информатике. Тема: «Глобальная сеть Интернет. Поиск информации в Интернете»
63.75kb.
Конспект открытого урока предмет: изобразительное искусство тема: роспись дымковской игрушки класс: 3-а
71.83kb.
Конспект урока по музыке для 5 класса (30. 11. 2012г.) Тема урока: «Общность жанров инструментальной и вокальной музыки»
52.3kb.
Конспект урока тема: Взаимоотношения между организмами
43.67kb.
Конспект открытого урока по развитию речи в 1 классе. Тема урока: Лес
38.07kb.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: «Весеннее пробуждение животных»
76.27kb.