takya.ru страница 1
скачать файл
ОАУ С(К)О школа – интернат III – IV вида

План – конспект урока по математике

«Решение логических задач с помощью таблиц».

6 класс

Учитель математики:

Баранова О.В.

Решение логических задач табличным способом

Цели:
· создать условия для формирования представлений о решении задач табличным способом; 
· способствовать развитию у учащихся логического и математического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать; 

Ход урока 

I Организационный момент 
II Актуализация знаний 
Устное решение задач

1)У дороги на посту стоят два часовых. Один смотрит в одну сторону дороги, а другой - в противоположную, но при этом они видят друг друга. Как такое может быть? Варианты с отражениями и т.п. - исключены.

2) Решая эту задачку, постарайтесь все вычисления делать быстро и в уме, ничего не пишите и не используйте калькулятор, и результат вас удивит:-)
Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000.
Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось?

3) Найдите закономерность и продолжите ряд:

Победа, обеда,…

1, 2, 4, 7, 11, 16…

2 3 50 530 580.....

4) Рассмотрите рисунок:


а

гг

Я сейчас уберу изображение, попробуйте перечислить все буквы которые ты запомнил. Если получится, составь слово. Какое слово вы получили?



III. Объяснение метода решения задач.

Логика - наука о законах мышления и его формах.

Логические задачи имеют три степени сложности. самые простые, для их решения достаточно оперировать одним суждением.



Например: Толя и Коля рисовали. один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

Имеется три коробочки. В одной из них лежит шоколадка, в другой - яблоко, а в третьей ничего нет.



Определи, в какой коробочке лежит шоколадка, если я подскажу тебе, что она лежит в одной из этих двух коробочек:

А ни в одной из этих нет яблока



Рассмотрим пример решения задач с помощью таблиц.
В автомобильных гонках три первых места заняли Алеша, Петя и Коля. Какое место занял каждый из них, если Петя занял не второе и не третье место, а Коля - не третье?


Имя

I место

II место

III место

Алеша

 

 

 

Петя

 

-

-

Коля

 

 

-

Традиционным способом задача решается заполнением таблицы. По условию задачи Петя занял не второе и не третье место, а Коля - не третье. Это позволяет поставить символ'-' в соответствующих клетках. Между множеством имен участников гонки и множеством мест должно быть установлено взаимно-однозначное соответствие. Поэтому определяем занятое место сначала у Пети, затем у Коли и, наконец, у Алеши. В соответствующих клетках проставляем знак '+'. В каждой строке и каждом столбце должен быть только один такой знак.

Имя

I место

II место

III место

Алеша

-

-

+

Петя

+

-

-

Коля

-

+

-

Из последней таблицы следует, что Алеша занял третье место, Петя - первое, Коля - второе.

IV. Физкультминутка. (истинно - ложно)

Если высказывание ложно, то вы встаете, если истинно - поднимаете руки.



  • сегодня хорошая погода;

  • У любого треугольника 3 вершины, 3 угла, 2 стороны;

  • самый недисциплинированный класс в школе 6 "А";

  • 36 = 62;

  • 8/5 неправильная дробь;

  • 1  - десятичная дробь;

  • 4,5 ;

  • 6 "А" - самый дружный класс.

V. Решение задач.

1.В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке – не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком.



Куда налита каждая жидкость?

Ответ.


 

бутылка

стакан

кувшин

банка

Молоко

-

-

+

-

Лимонад

+

-

-

-

Квас

-

-

-

+

вода

-

+

-

-


2.Три дочери писательницы Дорис Кей — Джуди, Айрис и Линда —тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств —пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

  1. Джуди живет не в Париже, а Линда — не в Риме;

  2. парижанка не снимается в кино;

  3. та, кто живет в Риме, — певица;

  4. Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова ее профессия?

Решение:

При решении таких задач удобно составлять таблицу следующего вида:



Париж

Рим

Чикаго




Пение

Балет

Кино

-

+

-

Джуди

+

-

-

+

-

-

Айрис

-

+

-

-

-

+

Линда

-

-

+













Ответ: Айрис — балерина. Она живет в Париже.

4.Три подруги вышли в белом, зеленом и синем платьях. Их туфли тоже были белого, зеленого и синего цветов. Известно, что только у Ани цвет платья и туфель совпадали. Ни платье, ни туфли Вали не были белыми, Наташа была в зеленых туфлях.



Определить цвет платья и туфель каждой из подруг.

Решение: можно решать, составляя две таблицы, а можно таблицы объединить в одно целое.



 

Аня

Валя

Наташа

 

 

Аня

Валя

Наташа

Белые туфли

+

-

-

Белое платье

+

-

-

Зеленые туфли

-

-

+

Зеленое платье

-

+

-

Синие туфли

-

+

-

Синее платье

-

-

+

 

 

белое платье

зеленое платье

синее платье

Аня

 

 

 

Валя

 

 

 

Наташа

 

 

 

белые туфли

 

 

 

зеленые туфли

 

 

 

синие туфли

 

 

 

VI. Итог урока

Вспомните, какие буквы были изображены на доске? В какие геометрические фигуры они были вписаны? На листах какого цвета они изображены?



Оценки

VII. Домашнее задание

 В одном поселке живут три товарища: Саша, Коля и Петя, которые осваивают новую профессию. Один из них готовится стать дизайнером, другой - садоводом, третий - парикмахером. Кроме того, все они имеют и другую профессию: один строитель, другой – руководитель драмкружка, а третий ведет дискотеки. В разное время они сказали разные фразы:



  • Петя, ты меня не жди, я должен доделать прическу,

  • Эх, Коля, вести дискотеку – сложно, но мне очень нравится,

  • Завтра, Коля, ко мне не приходи, я буду на конкурсе парикмахеров,

  • На днях я получу новый диск “ Комнатные растения”.Для меня, как для будущего садовода, он будет интересным и полезным.

  • Наблюдал я вчера за тобой во время репетиции и подумал, что тебе поставить пьесу не легче, чем мне вывести новый сорт роз.

  • С применением новых технологий в строительстве я совершенно не знаком, хотя как дизайнеру надо сними познакомиться.

Попробуйте по этим фразам установить, кто из друзей осваивает какую профессию и какую профессию они уже имеют?

Ответ.


  • Саша – парикмахер и строитель,

  • Коля – дизайнер и руководитель драмкружка,

  • Петя - садовод и ведущий дискотек.
скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока по математике
96.75kb.
Разработать план конспект урока изобразительного искусства
409.38kb.
Конспект урока. Организационная информация Тема урока Основные операции по ручной обработке древесины Предмет
106.41kb.
Конспект урока по музыке для 5 класса (30. 11. 2012г.) Тема урока: «Общность жанров инструментальной и вокальной музыки»
52.3kb.
Конспект открытого урока по развитию речи в 1 классе. Тема урока: Лес
38.07kb.
План конспект урока класс – 5 Предмет – социально-бытовая ориентировка раздел: «Питание» Тема урока: «Яйцо. Блюда из яиц»
121.04kb.
Конспект урока русского языка. 2 класс
72.06kb.
Конспект урока определение горных пород
72.48kb.
Конспект интегрированного урока по биологии и английскому языку в 5 классе. Учитель: Деева Наталия Александровна, учитель биологии мкоу сош№1 г. Острогожска Воронежской области, высшая категория
94.44kb.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: «Весеннее пробуждение животных»
76.27kb.
План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: «Строение цветка»
47.54kb.
Конспект урока по сбо технологическая карта урока Тема: «Интерьер кухни»
101.08kb.