takya.ru страница 1
скачать файл
Конспект урока русского языка. 2 класс.

Тема урока: Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками.

Цель урока: формирование умения употребления слов с разделительными ъ и ь знаками в устной и письменной речи.

Задачи урока:

1) уточнить знания учащихся о правописании слов с разделительными ъ и ь знаками, формировать умения применять на практике правила правописания слов с ъ и ь знаками;

2) формировать коммуникативные навыки в парной и групповой работах;

3) обогащать устную и письменную речь в творческой работе.


Планируемые результаты:

Оборудование: учебник, буквы – карточки «Алфавит», рисунки семей: «Консерватория», «Террариум», схема: «Правописание разделительных ъ и ь знаков», плакат «Правописание разделительных ъ и ь знаков»

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Определение темы урока через прослушивание и инсценирование сказки «Сказка о Ъ и Ь знаках» (У учащихся на головах шапочки с буквами русского алфавита.)

Решили как-то буквы погулять. Пришли они к отцу – Алфавиту отпрашиваться.

- Буквы: Отпусти нас, отец – Алфавит, погулять, послушать знакомые звуки!

Долго сопротивлялся Алфавит, но, наконец, разрешил.

- Алфавит: Даю вам полчаса. Ходить всем вместе, не теряться и вернуться без опозданий.

Обрадовались буквы и отправились на прогулку. Идут они по городу, смотрят по сторонам. Впереди КОНСЕРВАТОРИЯ. Оттуда льются протяжные звуки скрипки. Услышали наши гласные певучесть и заголосили на все лады, двигаясь по направлению к дверям КОНСЕРВАТОРИИ (сопровождается иллюстрацией, где изображены музыкальные инструменты). Любопытный Ъ знак зацепился своим крючком за последнюю гласную и решил проскочить внутрь здания. Но в дверях стояли строгие стражники. Не пропустили они Ъ знак, потому что звука от него никакого не услышали.

Обиделся Ъ знак и побежал догонять остальных. Впереди ТЕРРАРИУМ (иллюстрация со змеями). Оттуда доносится шипение. Оно так и манило шипящих. А любопытный Ъ знак за ними. Не прошло и трех секунд, как Ъ знак вылетел из ТЕРРАРИУМА, потому что все змеи: и маленькие, и большие не приняли новичка, а ужасно зашипели. Испугался Ъ знак и отправился дальше.

Не попал он ни на завод, ни на стройку, куда разбрелись все согласные

Рассердился Ъ знак: «Глупые! Что вы без меня делать будете?» Шел он обратно и возмущался на всю улицу. По дороге встретил скучающего Ь знака.

- Ъ знак: А ты почему здесь и к тому же один?

- Ь знак (плача): Да меня отовсюду выгоняют, кричат. Я оказался им не нужен.

- Ъ знак (гордо): Чего ты нос повесил? Скоро они вернутся на страницы книг. И поймут, что друг без друга они ничего не значат.

- Ь знак: А мы с тобой?

- Ъ знак: Мы … в сторонке постоим. Посмотрим, что они без нас делать станут!

Давайте и мы понаблюдаем. Что нам с вами предстоит сейчас разузнать? (Можно ли обойтись в письменной речи без ъ и ь знаков?)

3. Разыгрывание сценки.

Сидят два мальчика. Один вслух читает, другой слушает, облокотившись на руку.



Первый мальчик: «Папа вбивал коля»

Второй мальчик (удивленно): «Не понял. Так кто вбивал, папа или Коля?»

Первый мальчик: «Не перебивай, слушай!»

(Второй мальчик снова облокачивается на руку).



Первый мальчик: «Он сел на отдых и сел пирожок».

Второй мальчик: «Ой, не могу, пирожок сел! Куда?»

Первый мальчик (рассерженно): «Да это папа сел. Слушай, что я читаю».

Второй мальчик: «Ты же сказал: «… и сел пирожок»

Первый мальчик (перечитывает): «Он сел на отдых и сел пирожок (задумывается). – точно (читает дальше). – Идёт его сын Сёмка. Он лёт слёзы. Без него будет сёмка кино».

Второй мальчик: «Вот это точно кино. Только я не понял без пирожка останется Сёмка или Сёмка останется без кино…»

Первый мальчик: «Ничего не понимаю. Всё перепутано, - обращается к учащимся) – Ребята, давайте вместе разберемся?!»

4. Парная (групповая) работа.

У вас на столах лежат листочки с текстом, который читал один из мальчиков. Прочитайте данный рассказ, внесите свои замечания. Если необходимо, исправьте найденные ошибки.



Текст.

Папа вбивал коля. Он сел на отдых и сел пирожок. Идёт его сын Сёмка. Он лёт слёзы. Без него будет сёмка кино.


Исправленный текст.

Папа вбивал колья. Он сел на отдых и съел пирожок. Идёт его сын Сёмка (Семён). Он льёт слёзы. Без него будет съёмка кино.



5. Проверка групповой работы. Чтение полученного текста.
Работа с текстом.

  1. Назовите главных героев рассказа. (Отец и Сёмка, его сын).

  2. Чем занимался папа? Перечислите последовательно его действия. (Вбивал колья, сел отдыхать, съел пирожок).

  3. Что такое колья? (Толстые заостренные палки).

  4. Чем отличаются действия сел и съел? (Садятся на что-то или куда-нибудь, а съедают пищу).

  5. Почему плакал сын Сёмка? (Без него снимался фильм).

  6. Что же происходит со словами, если в них отсутствуют ъ или ь знаки? (Смысл слов непонятен. Предложение теряет смысл).


6. Работа в тетради.
Выпишите из этого текста в два столбика слова. В первый столбик – слова с ъ знаком, во второй – слова с ь знаком.
1 столбик 2 столбик

съел колья

съёмка льёт
Как вы определили место ъ знака в слове? (После приставки, которая оканчивается на согласную и перед гласными е, ё, ю,я).

В какой части слова пишется разделительный ь знак? (В корне слова после согласной и перед гласной е, ё, ю, я, и).



7. Закрепление умения употребления слов с ъ и ь знаками.
Вновь предлагаю вам кроссворд, я знаю, как вы любите загадки. В каждой отгадке должна быть изучаемая орфограмма.
Вопросы по горизонтали:

  1. Одежда для девочки. (Платье)

  2. Отправление в путь. (Отъезд)

  3. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья)

  4. Сообщение о чем-либо. (Объявление)

  5. Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренными в сахаре. (Варенье)

  6. Остатки от еды, недоеденные куски. (Объедки)

По вертикали должно получиться слово из букв, выделенных в клеточках из отгадок по горизонтали.
е

ь

т

а

л



п

д

з



е

ъ

т



о
я

ь

м



е

с
е


и

н

о



б

ъ

я



в

е

л


е

в

а



р

е

н



ь

и

к



д

о

б



ъ

е

Прочитайте получившееся слово по вертикали: ателье. Объясните лексическое значение этого слова.



  1. То же, что и студия.

  2. Мастерская по шитью одежды, а также по некоторым другим видам обслуживания.


8. Творческая работа. Эта работа может быть и домашним заданием, если у вас с детьми другой темп на уроке.
Предлагаю вам в паре (группе) составить рассказ на тему «Ателье» используя словосочетания: подъехали к ателье, объявление по пошиву одежды, шитьё платья, переполнена радостью.
9. Чтение полученных рассказов.
10. Подведение итога урока:

  • Давайте напомним друг другу, какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

  • Кто считает, что

* он достиг этой цели, может прикрепить на оценочную таблицу «зеленый кружок»,

* если появились вопросы, впишите в таблицу вопрос,



* если не появились вопросы, цель не была достигнута, прикрепите в оценочную таблицу «красный кружок».
Урок окончен, всем спасибо!
скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока русского языка. 2 класс
72.06kb.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Омонимы». Учитель русского языка и литературы Климанова Е. А. 2008-2009 уч год
65.5kb.
Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
51.84kb.
Конспект урока русского языка во 2 классе
32.68kb.
Урока русского языка «Определение типа склонения имён существительных в начальной форме»
20.89kb.
Планированию уроков русского языка (10 класс)
653.11kb.
Конспект урока русского языка для 2 класса по программе «Начальная школа 21 век»
47.86kb.
Конспект урока русского языка
111.41kb.
Конспект урока русского языка в 11 классе
115.19kb.
Урока №24: разделительныеЪиЬ знаки. Задачи
79.25kb.
Календарно тематическое планирование 9 класс
242.04kb.
Рабочая программа педагога Лачковой Л. Н. учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории по литературе
360.11kb.