takya.ru страница 1
скачать файл
МКОУ СОШ с.п.Хушто-Сырт

Джабелов Тахир Магометович

«Заслуженный учитель КБР»

Конспект урока русского языка в 11 классе

«Подготовка к ЕГЭ. Работа с частью С»

Цели и задачи урока:

-обучение учащихся работе с заданиями открытого типа с развёрнутым ответом(часть С)
-формирование у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

1)анализировать содержание и проблематику прочитанного текста

2)комментировать проблемы исходного текста, позицию автора

3)выражать и аргументировать собственное мнение

4)использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка

5)последовательно и точно выражать свои мысли


-проверка состояния практических речевых умений и навыков
-воспитание активной жизненной позиции(тематика текстов)
Оборудование урока:

1) Схемы и таблицы (на доске)

-план анализа текста

-роль вступления и заключения в тексте

-анализ проблемы

-виды аргументов

2)Тексты(раздаются учащимся)

3)Цитаты(раздаются учащимся)


Ход урока:

1)Оргмомент.

2)Постановка целей и задач урока.

Учитель: Ребята, как вы знаете, в экзаменационной работе присутствуют три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развёрнутым ответом. В задании С для анализа предлагается более сложный языковой материал, причём предъявляется он не в виде изолированных языковых примеров, а на материале текста.На базе этого текста вы должны написать сочинение, которое бкдет оцениваться по 12 критериям.Сегодня мы с вами поработаем над четырьмя очень важными критериями:

К-1 формулировка проблем исходного текста;

К-2 комментарий к сформулированной проблеме исходного текста;

К-3 отражение позиции автора исходного текста;

К-4 аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.



3)Знакомство с теоретическим материалом. Выполнение тренировочных упражнений.

Когда-то Аристотель утверждал, что «речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается».Эти три элемента - автор,

тема и читатель.

Внимательно изучив экзаменационный текст, выстрой такую схему и обдумай её: (на доске)


ТЕКСТ
1)О чём? (ты увидишь тему)

*

2)Какие вопросы рассматривает автор (ты найдёшь проблемы)



*

3)Над какими вопросами автор рассуждает больше всего? (ты найдёшь основную проблему текста)

*

4)Зачем автор написал текст? ( ты определишь цель)



*

5) Как автору удалось помочь тебе определить цель? (роль языковых средств)

*

6)Почему использованы именно эти языковые средства?



*

7)Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (это поможет

тебе определить авторскую позицию)
После этого можно начинать работу над сочинением. Исходя из заданий к базовому тексту, ваши сочинения должны содержать следующие композиционные части:

1)Вступление.

2)Проблема(анализ)

3)Комментарий.

4)Позиция автора.

5)Ваши аргументы ( «за» или «против»)

6)Заключение.

Желательно, чтобы абзацное членение сочинения соответствовало композиции!

Поговорим о роли вступления и заключения в сочинении-рассуждении.(схема на доске)

Вступление может:

-вводить в тему текста

-сообщать об основной проблеме

-быть основным тезисом, который надо аргументировать

-быть формулировкой твоего понимания авторской позиции


Заключение:

-должно быть органично связано с текстом

-должно обратить внимание эксперта на самое главное

-может содержать этически корректное возражение автору


Давайте прочитаем текст №1, попробуем определить проблемы, поднятые в тексте, и послушаем варианты вступлений и заключений, над которыми вы работали дома(текст был дан учащимся в качестве домашнего задания).

Текст №1


(1)Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мёртвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсантами, но мнящие себя друзьями природы.

(2)Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти.(3)Говорят, Рейн несёт в своих водах каждые сутки столько же ядовитых химических веществ, сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов.

(4)Говорят, одна только средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает в сутки в окружающий воздух 500 тонн серы, в виде серного ангидрида, который, соединяясь с любой водой, тотчас даёт серную кислоту.

(5)Цифры, если их собрать, потрясающие; картина, если её нарисовать, ужасна.

(6)Остановиться уже нельзя.(7)Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь.

(8)Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну.(9)Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом.(10)Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц.(11)Он схватит одну и улетит, чтобы насытиться, утолить потребность в пище.

(12)Но вот я разглядываю картинки в книге Дорста «До того, как умрёт природа».(13)Люди расстреливают стадо бизонов с поезда.(14)Тысячи туш остаются лежать и гнить в степи, потому что людям нужны были только шкуры.

(15)Лежбище котиков. (16)Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (17)Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или котики.

(18)Истреблена морская корова, истреблена птица гага, истреблены – фактически-зубры, если не считать нескольких штук в Беловежской пуще.

(19)Под угрозой истребления киты, носороги, слоны, страусы, многие виды животных и птиц.

(20)Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, если можешь убить и … положить в карман гладкий холодный кружочек золота.

(21)Да, как ни печально, это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность.(22)Именно она была основным двигателем человеческой истории.

(23)Кто-то убил последний экземпляр морской коровы, последний экземпляр гаги. (24)Кто-то убьет последний экземпляр кита и лебедя.

(25)Нитки поколений перерезаны ненасытной жадностью человека.

(По В. Солоухину)
Итак, проблемы, поднятые в тексте:

-проблема экологии, охраны окружающей среды;

-проблема ответственности человека за всё, что совершается на Земле;

-проблема жадности, её растлевающего влияния на душу человека;

Заслушаем варианты вступлений в форме

-лирического размышления

-ряда риторических вопросов

-диалога с воображаемым собеседником

Послушаем варианты заключений, они могут быть написаны в форме:

-этически корректного возражения автору исходного текста

-цитаты

-яркого сравнения

(Ученики читают свои работы, учитель комментирует их выполнение, указывает на удачные моменты и ошибки. Проводится устная работа над ошибками)

А сейчас вернёмся к первому критерию оценки сочинения – формулировке проблем исходного текста. Напомню, после внимательного прочтения исходного текста, вы должны ответить на вопрос: что больше всего волнует автора? Запомните! Только основная проблема вызывает самые глубокие авторские размышления, из которых складывается позиция автора.

Прочитаем текст №2

Текст №2


(1)Есть устоявшееся мнение – наркомания начинается с приёма наркотиков.

(2)Считаю, что думать так – усугублять, а не решать проблему. 3)Наркомания начинается с отсутствия в семье общих духовных интересов. (4)С примера курящего отца. ( 5)Там, где нет связи меж родителями и детьми, школой и детьми, обществом и детьми. (6)Можно пугать последствиями, что наркотики встраиваются в обмен веществ наркомана, отчего он потом без них и жить не может, что жизнь сгорает. (7)Но всё это говорилось и говорится. (8)Если толка нет, или мало, то, вероятно, нужно ещё о чём-нибудь подумать. (9)то есть о самом себе.(10)Какой пример вы подаёте детям.

(11)Когда молодой человек приходит в мир наркотиков, значит, ему в этой, обычной жизни чего-то недоставало. (12)Значит, не испугали его наши страшилки про наркотики и наркоманов. (13)Значит, наша жизнь для него страшнее наркотиков и связанного с ними. (14)Значит, мы, наша жизнь, для него хуже, страшнее, чем наркотики. (15)Вот под таким углом вы о себе рассуждали? (16)Если ребёнок ваш стал наркоманом, значит, он не желает смотреть на мир вашими глазами. (17)Не желает жить вашей жизнью, повторять ваш путь на Земле. (18) Значит, вы его где-то упустили. (19)В себя нужно смотреть. (20)Вы – источник наркомании. (21)Ваша загруженность работой, равнодушие к душевным порывам и потребностям своих детей, неумение их понять, увлечь своей жизнью.

(22) Может быть, пора всем думать только так о причинах наркомании? (23)можно не пускать на улицу, проверять вены, но лучше сделать внутренний мир вашей семьи профилактикой наркомании. (24)Да, улицы надо остерегаться. (25)Но рано или поздно дети убегут, как ни запрещай им эту улицу, как подрастут. (26)А наркоманы всегда рядом. (27)Но переложить ответственность и всю работу на милицию и медицину – глупо, ибо неэффективно, да и подло. (28)Милиция, мол, пусть ловит, а медики лечат. (29)А мы, родители, как бы ни при чем. (30)Если дети скучают рядом с вами, они убегут на улицу. (31)Станьте интересным человеком, займитесь самовоспитанием, самообразованием, это никогда не поздно. (32)Вот это и будет ваша профилактика наркомании.


(По И. Ботову)

Какие основные проблемы, подняты автором этого текста?

-проблема наркомании;

-проблема отсутствия в семье общих духовных интересов;

-проблема родительской безответственности;

Позиция автора:

-нужно не только говорить о последствиях наркомании, но и искать причины, заставившие подростка принимать наркотики;

-чаще всего наркоманами становятся те, кто чувствует своё полное одиночество в обществе;

-интересный внутренний мир семьи –лучшая профилактика наркомании;

Давайте попробуем прокомментировать проблемы, поднятые в тексте.

(К-2)

-К какой категории относится? (Нравственная, экологическая, социальная, психологическая, философская )



-Насколько она злободневна?

-Что делает её злободневной?

-Традиционна она или нова?

-Прогноз на будущее.

-Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

(Ответы учеников, комментарий учителя).


Предлагаю вашему вниманию ещё один текст №3.
Как убивают мысль.

(1) В 1979 году мне довелось рассказать на страницах «МК» о гипотезе мироздания, выдвинутой Ниной Никитичной Пятницкой. (2) На материале современной физики одаренная женщина возродила атомистическое учение Левкиппа-Демокрита и с его помощью разрешила некоторые тупиковые проблемы физики и биологии. (3) В день выхода публикации меня пригласили в президиум Академии наук СССР. (4)Не без робости я переступил порог старинного особЦ^ка в Нескучном саду. (5) Я был удостоен аудиенции одновременно у четырёх профессоров: один был специалистом в механике, другой - в теплофизике, третий - в электромагнетизме, четвёртый - в оптике. (6) Суровый вид учёных не предвещал ничего хорошего (7) перед ними лежал исчёрканный номер «МК» с вынесенными на поля профессорскими вопросительными знаками. (8) Мне запомнилось число «317». (9) Именно столько грубых ошибок насчитали учёные оппоненты в моей заметке (мог бы удостоиться и строки в Книге рекордов Гиннеса).

- (11) В газете Вы больше не работаете, - грозно сообщил мне один из профессоров. -Своему главному редактору передайте то же самое.Я пробормотал : по профессии, мол, не физик, хотя физику учил в школе и в институте, но зато Пятницкая - физик.Меня прервали:

- (14) А Вы разве не знаете, что Пятницкая психически больна?

(16) Смакуя мою растерянность, профессора положили передо мной пухлую папку с этикеткой «Пятницкая» на корешке. (17) Это была переписка Нины Никитичны с сотрудниками академических институтов и резолюции последних на представленную гипотезу. (18) Я было робко возразил: не нахожу, мол заключение из психдеспансера. (19) На что получил замедленный, раз-яс-няющий ответ: подобные папки заведены только на параноидальных активистов, вообразивших себя новыми Ньютонами и Эйнштейнами.

(20) Вдруг я вспомнил, что предусмотрительно запасся положительными отзывами на работу Пятницкой, и извлёк из сумки один из них - доктора физико-математических наук Овчинникова.

- (21) Овчинников! - голосом Деда Мороза, достающего подарки из мешка, провозгласил мой оппонент, и его коллеги дружно рассмеялись. (22) Передо мной тот час появилась еще одна пухлая папка с ярлычком «Овчинников».(23)Профессор Углов, чей одобрительный отзыв на гипотезу я достал, тоже оказался «пациентом» всезнающего академического ведомства.(24) На работе и я, и главный редактор уцелели, видимо, лишь благодаря тому, что газета подчинялась не Академии наук. (25) Власть, не вполне уверенная в своём праве властвовать, всегда боится независимо мыслящих людей. (26)Коровяков уточнил закон Архимеда. (27) Действует закон Архимеда-Коровякова с небольшим «довеском» к известной формуле. (28) В земных условиях этот «довесок» ничтожно мал, а в космических - весьма ощутим. (29) Поэтому рождается ранее неизвестная структурная физика, создателем которой объявил себя человек, даже не имевший к этому времени высшего образования. (30) Он написал во все инстанции о своем открытии, вплоть до Совмина СССР. (31) Начальник отдела открытий Госкомитета СССР по делам изобретений и открытий, куда Совмин «спустил» записку Коровякова, вызвал последнего и начал:- (32) Вы прекратите такие письма присылать- рассылать, а то будем лечить. (33) странное заявление,не правда ли, для высокого чиновника? (34) Мы ведь привыкли что лечат медики, причём только тех, кто их об этом просит. (35) Николай Иванович Коровяков не растерялся и спросил:

- (36) А если бы однажды в Вашем кабинете появился Дмитрий Иванович Менделеев со своей периодической таблицей?



  • (37) Выгнали бы в шею, - откровенно ответил начальник « всех советских открытий».

  • (38) Если кто-то думает, что весь абсурд гонений на мыслящих, творческих людей остался в советском прошлом, поспешим его разочаровать. (39) В позапрошлом году оценку научным изысканиям того же Коровякова выставил респектабельный журнал «Вестник Российской академии наук». (40) За долгие годы существования этого авторитетного органа изменилось в нём только одно слово: вместо «советской» появилось «российской». (41) Новосибирский академик Э. Кругляков, возглавляющий академическую комиссию по борьбе с лженаукой ( а мы, дураки, полагали: священная инквизиция осталась в Средневековье), охарактеризовал Коровякова как типичного лжеучёного. (42) Академический сайт в Интернете растиражировал это определение на весь мир. (43) И спустя полгода Коровяков получил зарубежный грант на открытие собственного института структурной физики.

(44) История убийства прогрессивной мысли в нашем Отечестве написана лишь фрагментарно. (45) Множество историй удушения нового, смелого, перспективного остаётся лишь в памяти жертв.

(По С.Кашницкому).

Внимательно прочитайте текст и из предложенных цитат (цитаты раздаются ученикам на уроке) выберите только те, которые отражают авторское отношение к проблеме.(10, 12, 15, 19, 20).

Эти цитаты вы можете включить во вступление вашего сочинения, заключение, прокомментировать с их помощью позицию автора,

выдвинуть их в качестве собственных аргументов.

А сейчас перейдём к четвёртому критерию – аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (К-4)

Запомните, что цель аргументации - воздействие на читателя для создания определённого понимания и побуждения к действию, а смысл аргументации – в очередной раз показать актуальность и важность доказываемой аксиомы.

В своей работе вы можете использовать следующие аргументы:

(на доске)

1)Логические:

-факты


-выводы науки

-статистика

-законы природы

-данные экспертов и экспертиз

-свидетельства очевидцев

2)Иллюстративные аргументы

-конкретный пример

-предположительный пример

3)Ссылки на авторитет:

-мнение известного человека

-цитата из авторитетного источника

-мнение специалиста, эксперта

Чтобы аргумент воспринимался не как обособленное высказывание, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.

4)Закрепление материала

Предлагаю вернуться к тексту №2 и попробовать привести свои аргументы по поднятым проблемам.(Работа выполняется в тетради). Предварительно вспомним, какие проблемы, подняты в этом тексте, какова позиция автора.



(Ответы учеников, комментарий учителя.)

5)Подведение итогов урока.

6) Выставление оценок.

7)Задание на дом.

Написать сочинение по тексту №2 в «Тетрадях подготовки к ЕГЭ»
скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока русского языка в 5 классе «Омонимы». Учитель русского языка и литературы Климанова Е. А. 2008-2009 уч год
65.5kb.
Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
51.84kb.
Конспект урока русского языка во 2 классе
32.68kb.
Конспект урока русского языка в 11 классе
115.19kb.
Конспект урока русского языка. 2 класс
72.06kb.
Конспект урока русского языка в 5 классе
37.93kb.
Конспект открытого урока, данного учителем английского языка Абдрахмановой Р. Г. в 4 классе
11.73kb.
Конспект урока по русского языка в 2 классе «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»
89.67kb.
Конспект урока английского языка во 2-м классе
42.36kb.
Конкурс «Урок иностранного языка»
61.61kb.
Алфавит интегрированный урок русского языка в 5 классе. Багавиева Резеда Шамилевна, учитель русского языка и литературы
84.66kb.
Конспект урока русского языка для 2 класса по программе «Начальная школа 21 век»
47.86kb.