takya.ru страница 1
скачать файл
Борик Елена Яковлевна,

учитель начальных классов

второй квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени Н. Н. Колокольцова»


Написание слов- названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Конспект урока русского языка во 2 классе
Цель: создание условий для формирования представлений о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова, развития умения работать с обратным словарем; воспитания бережного отношения к природе, взаимоуважения.

Задачи:


формировать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова;

развивать умение работы с обратным словарем;

воспитывать бережное отношение к природе;

воспитывать взаимоуважение

Оборудование: мультимедийное оборудование ,учебник 1 и 2 часть.

Ход урока:

1.Организационный момент

Отправляемся мы снова

В мир родного языка.

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

2.Минутка чистописания

- На доске КА Ь МЫШ

- Какие слова я могу составить?(камыш, мышка, мышь)

- Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание буквы которая обозначает согласный, глухой твердый звук (Шш)Что можете еще добавить про звук ш?

-Вспомним правила посадки.

- Запишите по нарастающей.

-Запишите слова. Подчеркните эту букву. Выделите основу слова и окончание.

-Какое слово лишнее и почему?(камыш-м.р, а слова мышка и мышь ж.р.,однокоренные)

-Составьте предложение со словом камыш.Найдите основу предложения,подчеркните.

-На какие две группы я могу разделить эти слова?(женского и мужского рода)

-Как определить род слов –названий предметов?

3) Постановка цели урока.

-Выпишите из предложенных слов только те, которые имеют нулевое окончание.

- Что можете о них сказать? Чем отличаются? На какой звук оканчиваются эти слова?

-Чему должны научиться на уроке?

-Откройте содержание и найдите на какой странице мы будем сегодня работать. Откройте нужную страницу.

5) Работа по теме урока.



  • Работа со словарем

-Упр.117. Откройте Обратный словарь на букву –Ч.Есть ли среди слов-названий предметов, основа которых оканчивается на Ч, слова женского рода? (Нет.) Среднего рода? (Нет.) Какого рода эти слова? (Мужского рода.) Выпишите пять любых слов.

- Откройте Обратный словарь на букву -Ь. Найдите слова- названия предметов, основа которых оканчивается на -ЧЬ. Выпишите пять любых слов. Какого рода все эти слова? (Женского рода.)

- Почему в словаре два раза написаны слова печь и течь ,а другие слова написаны по одному разу? (Эти слова обозначают слова-названия действий и слова- названия предметов.)

-Какой вывод вы можете сделать о работе Ь? (Ь показывает, что все слова-названия женского рода.)

- Какой вывод вы можете сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на -Ч или -ЧЬ? (Слова мужского рода, основа которых оканчивается на шипящий звук, пишутся без Ь, слова женского рода — с Ь.)


  • Работа в парах

-Разделите слова из упражнения 118 на 2 группы. Запишите их правильно в тетрадь.

6.Физминутка

- если в слове пишется мягкий знак, то вы хлопаете, если не пишется, тихо стоите.

Хвост во дворе,


Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет.

(Ключ)

Эта маленькая крошка


Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышь)

По небу лебедь черный ,

Рассыпал чудо-зерна.
(Ночь)


Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
(Карандаш)


Ею бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.


(Мяч)

Что за весенняя птица


Любит за плугом ходить
И кормиться?

(Грач)

То я в глаз вам посвечу,


То дорогу освещу.
Младший солнышку я брат,
Светел я и всем-всем рад.

(Луч)


  • Работа в парах, взаимопроверка

-Откройте Обратный словарь на букву –Ш, а сосед по парте пусть откроет словарь на -Ь, на -ШЬ, выпишите по 7 слов, определите род. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Оцените работу, учитывая правильность, аккуратность выполнения.

7. Итог урока и домашнее задание

-Какой вывод о работе Ь знака вы можете сделать?

-Чему вы научились на уроке?



Выполнить упражнение 120 на стр.154
скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока русского языка в 5 классе «Омонимы». Учитель русского языка и литературы Климанова Е. А. 2008-2009 уч год
65.5kb.
Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
51.84kb.
Конспект урока русского языка во 2 классе
32.68kb.
Конспект урока русского языка в 11 классе
115.19kb.
Конспект урока русского языка. 2 класс
72.06kb.
Конспект урока русского языка в 5 классе
37.93kb.
Конспект открытого урока, данного учителем английского языка Абдрахмановой Р. Г. в 4 классе
11.73kb.
Конспект урока по русского языка в 2 классе «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»
89.67kb.
Конспект урока английского языка во 2-м классе
42.36kb.
Конкурс «Урок иностранного языка»
61.61kb.
Алфавит интегрированный урок русского языка в 5 классе. Багавиева Резеда Шамилевна, учитель русского языка и литературы
84.66kb.
Конспект урока русского языка для 2 класса по программе «Начальная школа 21 век»
47.86kb.