takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40»




Конспект занятия «Река Томь и ее обитатели»

для детей старшей группы

номинация: «Методические разработки молодых специалистов»

(Городской конкурс методических разработок педагогических работников образовательных учреждений ЗАТО Северск

«Образование в Наукограде»)

Подготовила:

воспитатель

Михайлова Евгения Евгеньевна


ЗАТО Северск – 2011г.


Пояснительная записка
«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский
Все мы – граждане своей Родины. Воспитание краеведческой культуры, нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою малую родину.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель занятия: Развитие элементарных естественнонаучных представлений о речных обитателях Томской области
Задачи:

1. Продолжать знакомить с жизнью реки Томи и ее обитателями. Развивать наблюдательность, расширять кругозор, формировать интерес к познанию окружающего мира.

2. Обеспечить условия для развития у детей географических представлений. Познакомить с картой.

3. Помочь детям овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них.



Конспект занятия «Река Томь и ее обитатели» для детей старшей группы
Тип занятия: интегрированное

Вид занятия: тематическое

Цель Развитие элементарных естественнонаучных представлений о речных обитателях Томской области

Задачи:


  1. Продолжать знакомить с жизнью реки Томи и ее обитателями. Развивать наблюдательность, расширять кругозор, формировать интерес к познанию окружающего мира.

  2. Обеспечить условия для развития у детей географических представле­ний. Познакомить с картой.

  3. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказы­ваниями, к речевому общению между собой. Помочь овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рас­сказывать о них.

  4. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру, видеть его красоту.

Используемые методы и приемы: прием привлечения внимания (сюрприз), наглядный метод (рассматривание карты, просмотр видео), словесный (беседа, чтение), практический (деятельность детей), использование ТСО.

  • Оборудование: кукла Моряк, карта, картинка щуки, 2 листа ватмана, мольберт, энциклопедия, краски, гуашь, ком­прессор, песок, ракушки, камешки, вода, магнитофон, проектор, экран, ноутбук.



Ход занятия:

1. Приветствие (вместе с детьми)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, поле и лесок!

Здравствуй, речка и песок!

2. Сюрпризный момент, беседа

Воспитатель. Посмотрите, ребя­та, кто к нам пришел сегодня в гости.


(Кукла моряк.)

Моряк Коля. Здравствуйте, ребята. Ой, какая у вас карта. Я много где побывал, ведь наша страна большая.

Дети рассматривают карту.

А еще я вам принес секрет (в коробочке картинка с изображением щуки). Этот секрет живет в реке. А вы что-нибудь знаете о реке?



Дети делятся своими знаниями о реке.

Моряк. А откуда вы это узнали? Кто вам рассказал? Или, может вы сами это видели?

А давайте на карте найдем нашу речку. А как называется наша речка?

А вы знаете, какая рыба водится в нашей реке Томь?

Ответы детей

Моряк. А сейчас мы проверим, знаете ли вы, как они выглядят. У меня есть картинки рыб. Моряк показывает картинку тот ребенок который правильно назовет наклеивает рыбку на заготовленный ватман «река».

Моряк. А вы знаете, какое строение у рыб?

Ответы детей

Воспитатель. А как рыбы пере­двигаются в воде?

Ответы детей

3. Физминутка «Рыбки»

4. Воспитатель. Ребята, а могут ли рыбы жить без воды? А почему? А кто знает, чем и как рыбы дышат?

Ответы детей

Воспитатель. А давайте обратимся к ученой книге. Она называется энциклопедией (зачитывает детям сведения о рыбах). Рыбы дышат жа­брами. А откуда берется воздух?

Ответы детей

Воспитатель. Правильно, водоросли делают специальный воздух и им рыбы дышат.

Воспитатель рисует в реке водо­росли.

Воспитатель. А чем питаются рыбы?

Ответы детей

Воспитатель. А что делают рыбы зимой?

Ответы детей

Воспитатель. Река не замерзает полностью. Рыбы могут плавать у льда, хотя им приходится трудно, потому что мало корма и воздуха.

Моряк. Ребята, а вам не кажется, что рыбы удивительные существа? Они красивые.

Воспитатель. Они не такие, как мы, но они тоже дышат специальным воздухом, едят червяков и красиво плавают. Они живые и живут рядом с нами. Ими можно любоваться.

4. Презентация центров

Воспитатель. Ребята, посмотрите в нашей группе несколько центров. Я расскажу что в каждом из них, а вы потом выберете где вам будет интереснее.

Дети слушают рассказ

Центр искусства. (Педагогическая задача: закрепить умения рисовать рыб нетрадиционным способом)

Есть большой лист бумаги и волшебные краски. Вам нужно будет нарисовать рыбок, а рисовать сегодня будем необычным способом без кисточек.

Центр естествознания песка и воды, (Педагогическая задача: закреплять навыки экспериментирования и моделирования)

У нас подросли овощные острова, есть песок и вода. Нужно из этого сделаем макет реки.

В этом центре появился необычный прибор, который помогает дышать рыбам.

Центр математики. (Педагогическая задача: развивать логическое мышление, внимание)

Необходимо найти недостающую рыбку

Центр книги. (Педагогическая задача: закреплять умение восстанавливать последовательность событий знакомой сказки)

В этом центре необходимо «отремонтировать» книгу «По - щучьему велению»



5. Выбор и работа в центрах

Воспитатель. Ребята, пока вы будете трудиться, для вас звучит музыка, а как только музыка закончится, мы собираемся и посмотрим что у всех получилось, я вас жду!

6. Подведение итогов.

Музыка закончилась. Моряк зовет всех детей к себе, обходят все центры.

Предлагает сюр­приз - компьютерная презентация о реке и ее обитателях.

Дети рассказывают моряку Коле и другим ребят, что больше всего запомнилось и чем понравилось заниматься.


Предварительная работа: рассматривание альбома «Рыбы», рисование рыб


Список используемой литературы:

1. Сучкова Т.И. Конспект занятия в старшей группе «Жизнь моря и его обитателей» // Дошкольная педагогика – 2009. - № 4

2. сайт «Murzim.Ru» Энциклопедии. Все обо всем. Как дышат рыбы?

Дополнительный материал к занятию

Как дышат рыбы?
Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми созданиями.

С тех пор они стали развиваться самыми раз­личными путями, так что сейчас только некото­рые виды лишь отдаленно напоминают первых примитивных океанских рыб.

Как правило, рыба имеет удлиненную и сужи­вающуюся к концу форму. Люди скопировали ее при строительстве кораблей и подводных лодок, так как она лучше всего приспособлена для пере­движения в воде.

Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управ­ляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабер. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека.

В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха.

Кровь у рыб холодная, но их нервная система такая же, как и <у других животных, они тоже чувствительны к боли. Их осязание очень острое, а вкус они воспринимают всей своей кожей.

Рыбы могут пахнуть. У них есть два малень­ких пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши, но они находятся внут­ри головы и называются «внутренними ушами».

Причиной того, что рыбы имеют темную окра­ску сверху и светлую снизу, является то, что это помогает им защититься от своих врагов, кото­рые, смотря сверху, видят темный цвет, сливаю­щийся с водой реки или океана. Глядя снизу, ка­жется, что это светлая поверхность воды. Сущест­вует более 20 тысяч рыб, и трудно вообразить, сколько неповторимого есть в жизни каждой!




скачать файл



Смотрите также:
Конспект занятия «Река Томь и ее обитатели»
74.25kb.
Тема : Обобщающий урок. Река. Обитатели реки
29.37kb.
Конспект интегрированного мероприятия в средней группе. Воспитатель: Сидоркина О. Б. 2014 г. Тема: «Веселый кубик». Вид занятия: интегрированное
56.61kb.
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи (грамота), старшая группа Милусь Наталья Александровна, учитель-логопед мкдоу комбинированного вида «Детский сад
60.2kb.
Конспект занятия тренинга в студии развивающего обучения «Эврика» Тема: «Я и мои эмоции. Работа с пиктограммами. Аппликация» Тип занятия: закрепление Вид: комбинированное
49.3kb.
Самый жаркий день лета тянулся к завершению, и сонная тишина обволакивала большие квадратные дома Бирючиновой улицы
8656.8kb.
Конспект интегрированного занятия для детей 4 5 лет «Грустная осень»
33.83kb.
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи и окружающему миру Игра драматизация по сказке «Вершки и корешки»
36.85kb.
Конспект занятия для детей подготовительной логопедической группы.
37.92kb.
Конспект фрагмента занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
57.49kb.
Конспект занятия моу дод «Центр внешкольной работы»
52.65kb.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе
30.28kb.