takya.ru страница 1
скачать файл

42126 – ישראל בעשור הראשון (חלק ב') – רוסית – חוברת מטלות






Открытый университет. Израиль

2010


Контрольные работы по курсу

«Общество, экономика и культура Израиля.

Первое десятилетие»

42126 – ישראל בעשור הראשון (חלק ב') – רוסית – חוברת מטלות

25 января 2010 г.


Дорогие друзья!
Курс «Общество, экономика и культура Израиля. Первое десятилетие» преподается в этом году на русском языке в шестой раз. Я рад, что Вы решили изучать его.

На сегодняшний день Открытый университет Израиля предлагает шесть курсов, посвященных истории и политике Государства Израиль:

  • История сионистского движения, 1881–1914 (в 4-х книгах)

  • От «национального очага» – к государству. Еврейская община Палестины/Эрец-Исраэль между первой и второй мировой войной (в 2-х книгах, посвященных периоду с 1917 по 1929 гг.)

  • Становление израильской демократии. Первое десятилетие (в 4-х книгах)

  • Общество, экономика и культура Израиля. Первое десятилетие (в 4-х книгах)

  • Власть и политика в Государстве Израиль (в 10-ти книгах)

  • Национальная безопасность и демократия в Израиле (в 3-х книгах)

Кроме того, в рамках курса «Иерусалим в веках» издана книга «Иерусалим в период британского мандата» (часть десятая), тематически примыкающая к курсу «От «национального очага» – к государству».

Я не сомневаюсь, что те из Вас, кто наберутся терпения и изучат все 28 книг, составляющих вышеперечисленные курсы, получат всеобъемлющее представление о том, как возникло еврейское национальное движение, как был сделан выбор в пользу Палестины/Эрец-Исраэль, как создавался «национальный очаг», а затем и суверенное Государство Израиль, как функционируют его основные социальные и политические институты, какие проблемы стоят на повестке дня израильского общества в наши дни… Эти курсы охватывают период в 125 лет – за это время еврейское население страны выросло более чем в двести раз! О том, как и почему это произошло, Вы сможете прочесть в книгах, изданных Открытым университетом Израиля.

Настоящий курс включает четыре книги. Для усвоения включенного в них материала были подготовлены три контрольные работы.



До написания экзамена следует выполнить любые две

из трех, включенных в брошюру, контрольных работ

Во всех случаях каких-либо проблем или предложений, связанных с курсом, Вы всегда можете обратиться ко мне по электронному адресу: alekdep@gmail.com. Я всегда стараюсь отвечать на все письма в максимально сжатые сроки.


С искренним уважением, д-р Алек Д. Эпштейн,

кафедра социологии и политологии,

Открытый университет Израиля



Открытый университет Израиля

визитная карточка


Открытый университет Израиля – это уникальное учебное заведение, сочетающее высокий уровень обучения с беспрецедентной гибкостью учебной программы. Здесь учатся как молодые люди, заинтересованные в получении академической степени по обычной университетской программе, так и опытные специалисты, цель которых – повышение квалификации или углубление знаний в смежных областях. Открытый университет отличается организационной и административной гибкостью. Абитуриент не должен поступать на определенный факультет или на определенную кафедру. Поступление в Открытый университет – это по существу запись на изучение конкретных учебных курсов. Количество изучаемых в семестр курсов определяет сам студент. Программы большинства учебных курсов рассчитаны на один семестр, на протяжении которого студент должен выполнять академические требования, установленные для данного учебного курса. Студенту, окончившему какой-либо из курсов Открытого университета, начисляется определенное количество т.н. академических баллов (некудот зхут академиот). Необходимыми условиями окончания учебного курса считается выполнение контрольных работ и успешная сдача экзамена в конце семестра. Университет не требует от учащихся выполнения единой жесткой учебной программы в течение определенного промежутка времени. Темп обучения определяется студентом в зависимости от его желаний, способностей и потребностей. Система дистанционного обучения и самостоятельных занятий, разработанная Открытым университетом, позволяет каждому определить условия своей учебы, принимая во внимание ограничения, накладываемые работой, семьей, домашним хозяйством или армейской службой. Такая система обучения не связана ни с определенным место учебы, ни с жестким расписанием. То, что недостижимо в обычном ВУЗе, учеба в котором привязана к учебным корпусам, где находятся преподаватели и студенты, становится возможным в Открытом университете.

Как известно, в последние годы дистанционное обучение становится интегральной частью программ университетов в разных странах мира. Признанным лидером дистанционного обучения стал Британский открытый университет, основанный указом королевы в 1969 году. По данным американского центра образовательной статистики, дистанционные программы составляют более трети учебных программ в высших учебных заведениях США, почти 80% ВУЗов используют компьютерные технологии как неотъемлемую часть учебного процесса. В США даже создан Национальный совет по дистанционному образованию. Сейчас наиболее престижные университеты решают задачу сохранения качества преподавания при дистанционной методике обучения. В этой связи следует отметить, что, идя навстречу учащимся в отношении свободного приема и возможности составления индивидуального учебного плана, Открытый университет в академическом смысле ни в чем не уступает другим израильским высшим учебным заведениям. Специалисты университета, отметившего недавно свое тридцатилетие, традиционно уделяют особое внимание качеству преподавания и профессиональному уровню предлагаемых студентам учебных материалов. Диплом, выдаваемый Открытым университетом Израиля, считается академическим дипломом международного уровня.


Открытый университет Израиля сотрудничает со многими высшими учебными заведениями в разных странах мира. Нами подписаны договора о сотрудничестве с Новосибирским, Томским, Екатеринбургским и Казанским государственными университетами, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), с Московским государственным институтом международных отношений (МГИМО) при МИД Российской Федерации и Московским государственным гуманитарным университетом.
Курсы, предлагаемые для изучения студентам Открытого университета принципиально отличаются от лекционных курсов, существующих в обычных высших учебных заведениях. Обычная схема преподавания сочетается с особым подходом, применяемым в Открытом университете. Основная составляющая учебного курса – это комплект книг, разработанных и изданных специально для студентов Открытого университета. Эти книги – плод научной и академической работы профессоров и преподавателей не только Открытого Университета; авторами наших книг стали также известные специалисты из Иерусалимского, Тель-Авивского и Хайфского университетов, среди них – ученые с мировым именем – профессора Бениамин Нойбергер, Исраэль Барталь, Дан Михман, Дан Каспи и другие.
Среди преподавателей Академической программы Открытого университета по истории, философии и общественным наукам на русском языке такие известные ученые как литературовед д-р Зоя Копельман, политолог д-р Алек Эпштейн, историк и философ д-р Зеэв Катван, историк-медиевист Юлия Бершадская, библеист и филолог Дмитрий Копелиович, историк и философ Ури Гершович и другие. Книги и статьи, написанные ими, опубликованы во многих признанных издательствах и научных центрах. Параллельно с работой в ОУИ они востребованы и в других израильских и российских университетах: З. Копельман, А. Эпштейн и У. Гершович преподают также в Еврейском университете в Иерусалиме и на кафедре иудаики в Институте стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова, Д. Копелиович – в Университете Бар-Илан, а Ю. Бершадская – в Хайфском университете. Директором программы с момента ее создания в 1993 году является д-р Виктория Либин. Курирует программу проф. Авраам Гинзбург – первый президент Открытого университета Израиля, один из крупнейших авторитетов в системе высшего образования страны.
Методика обучения в Открытом университете Израиля основывается на книгах курса. Тексты учебных пособий написаны таким образом, чтобы студент мог учиться по ним самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. Книги включают весь учебный материал курса и по форме напоминают отпечатанные конспекты лекций, с той важной разницей, что «лекции» эти были специально разработаны для этой цели. При разработке курсов делается все для того, чтобы сделать процесс самостоятельного обучения как можно более «живым», не сводя его к простому чтению готовых материалов. Постоянно функционирующий коллектив преподавателей, владеющих русским языком, среди которых перспективные докторанты Иерусалимского университета, имеющих немалый опыт исследовательской и преподавательской деятельности, позволяет оперативно отвечать на возникающие у студентов вопросы. Важно отметить и то, что профессора Открытого университета непосредственно участвуют в проекте, оказывая консультативную и методическую помощь преподавателям, работающим под их руководством.
Курсы, преподавание которых ведется в настоящее время:

  1. «Иерусалим в веках»

  2. «Власть и политика в Государстве Израиль»

  3. «Главы из истории и культуры евреев Восточной Европы»

  4. «Катастрофа европейского еврейства»

  5. «Введение в Устную Тору»

  6. «Евреи Римской империи в эпоху Талмуда»

  7. «Евреи и христиане в Средние века: полемика и взаимовлияние культур»

  8. «От вавилонского изгнания – к независимости»

  9. «Галаха и философия в учении Рамбама»

  10. «Становление израильской демократии. Первое десятилетие»

  11. «Общество, экономика и культура Израиля. Первое десятилетие»

  12. «Введение в библеистику»

  13. «Ивритская новелла начала ХХ века»

  14. «История сионистского движения, 1881–1914 гг.»

  15. «От «национального очага» к государству: еврейская община Палестины/Эрец-Исраэль между первой и второй мировой войной» (часть первая)

  16. НОВЫЙ КУРС! «Германский хасидизм»

  17. НОВЫЙ КУРС! «Мидраш и агада»

  18. НОВЫЙ КУРС! «Евреи в эпоху перемен» (преподавание курса будет начато в 2009 г.)

Курсы повышенного уровня сложности (т.н. «продвинутые»), преподавание которых ведется в настоящее время:




  1. НОВЫЙ КУРС! «Эфиопия: христианство, ислам и иудаизм»

  2. НОВЫЙ КУРС! «Скорбь познания. Преподавания Холокоста и геноцида»

  3. НОВЫЙ КУРС! «Национальная безопасность и демократия в Израиле»

  4. НОВЫЙ КУРС! «Восстание Бар-Кохвы»

  5. НОВЫЙ КУРС! «Еврейство США, 1820–1914 гг.»

Открытый университет стремится к постоянному усовершенствованию процесса дистанционного обучения. С этой целью мы используем и многочисленные возможности компьютерных сетей и спутниковых каналов связи. Применение последних достижений науки и техники позволяет университету повысить уровень услуг, предоставляемых студентам – как в том, что касается учебных материалов, так и в том, что касается методики преподавания. В настоящее время мы активную занимаемся интернетовскими сайтами наших курсов, созданием компьютерных дискуссионных групп и комплекта специально подготовленных видеолекций. Технологическое усовершенствование также помогает нам сохранить все преимущества Открытого университета как дистанционного учебного заведения, в котором уделяется особое внимание интересам студента, качеству образования и его соответствию требованиям времени. Различные средства обучения включены в единую программу, главным учебным пособием в которой остаются книги, выпускаемые Открытым университетом.


Важно отметить, что Открытый университет – это не только книги (пусть и одни из лучших в данной области). Преподаватели Открытого университета регулярно выезжают с лекциями в десятки городов СНГ. Кроме того, были организованы многочисленные семинары – как в СНГ (в частности, наши семинары состоялись в Киеве, Минске, Новосибирске, Иркутске, Саратове, Кишиневе, Екатеринбурге и в Москве), так и в Израиле, где лучшие студенты и тьюторы Открытого университета из СНГ уже три раза прошли стажировку в области иудаики и израилеведения. В мае 2005 года в Москве прошла интенсивная школа тьюторов, ставшая важной вехой в улучшении контактов между израильскими преподавателями и тьюторами по различным курсам ОУИ в странах СНГ и Балтии.
Этапным для Академической программы Открытого университета в области иудаики и израилеведения на русском языке стало начало сотрудничества с Еврейским агентством. В частности, благодаря содействию Еврейского агентства, начиная с апреля 2003 года преподаватели ОУИ регулярно проводят интерактивные видеолекции. Прослушать уже состоявшиеся лекции Вы можете на нашем сайте http://www.hedir.openu.ac.il/lectures-last.html, а записаться и принять участие в новых лекциях можно через сайт http://www.hedir.openu.ac.il/lectures.html.
На протяжении трёх последних лет в ходе совместного проекта Открытого университета, радио РЭКА и фонда «Ави Хай» нашими преподавателями и приглашенными лекторами были записаны 184 передачи, посвященные различным аспектам еврейской истории и культуры. Все программы сгруппированы в циклы из нескольких (от трех до одиннадцати) передач. Подобный проект на русском языке в израильских электронных СМИ был первым в своем роде, и нам очень приятно осознавать, что именно мы, сотрудники Академической программы ОУИ по преподаванию иудаики и израилеведения на русском языке, стали первопроходцами в этом направлении. Среди тех, кто принимал участие в записи программ «Открытого радиоуниверситета», как преподаватели ОУИ д-р Зоя Копельман, Юлия Бершадская, Дмитрий Копелиович, Ури Гершович, д-р Зеев Катван, Элиэзер Шаргородский, так и специалисты, приглашенные со стороны (д р Злата Зарецкая, д-р Людмила Дымерская-Цигельман, д-р Михаил Хейфец, д-р Михаил Штереншис и д-р Зеэв Ханин). Д-р Алек Эпштейн, сам записавший более семидесяти программ, координировал этот проект.
На сегодняшний день сформирован значительный банк аудиопрограмм, с которым мы будем рады ознакомить не только наших слушателей в Израиле, но и наших студентов и друзей во всем мире. На нашем Интернет-сайте, созданном специально для развития этого проекта

http://www-r.openu.ac.il/radio-index.html, Вы можете найти полный список прозвучавших передач. На сайте выставлены также тексты или аудиофайлы большинства лекций

(см. http://www-r.openu.ac.il/lectures-audio/index.html).

Эти программы Вы можете прочитать, прослушать и даже «скачать» на свой компьютер.
Кроме того, при поддержке фонда «Ави Хай» ограниченным тиражом были выпущены комплекты компакт-дисков (CD Audio) с избранными программами. Совместно с привлеченными экспертами (как из Израиля, так и из стран СНГ) были отобраны восемь циклов лекций, которые записаны на компакт-диски и выпущены в красиво оформленных коробочках. На семинарах и летних школах, проведенных при участии преподавателей Открытого университета Израиля в Киеве, Днепропетровске, Нижнем Новгороде, Томске и в Москве, интересующиеся израильской историей и литературой представители из всех регионов СНГ и Балтии смогли получить эти комплекты дисков.
На сегодняшний день Академическая программа Открытого университета Израиля является крупнейшей на русском языке, не имеющей себе равных в остальных израильских университетах. Мы рады, что Вы приняли решение присоединиться к нашей программе!

Адрес сайта Академической программы ОУИ по еврейской истории, философии и общественным наукам на русском языке: http://www-r.openu.ac.il



Содержание курса
Курс «Общество, экономика и культура Израиля. Первое десятилетие» основывается на четырех книгах, изданных в 2002–2003 гг. параллельно на русском языке и на иврите:
Книга первая (184 стр.) включает два раздела: «Развитие сельскохозяйственных поселений» и «Урбанизация и городское планирование». Их авторы – Дан Гилади, Арнон Голан и Моше Шварц. В этой книги анализируются успехи и трудности киббуцев и мошавов, рассматриваются планы развития городов страны, разрабатывавшиеся в первые годы государственной независимости Израиля. Почему упал статус киббуцев? Как сложилось, что чуть ли не треть всего населения Израиля сосредоточена в районе большого Тель-Авива? Ответы на эти вопросы Вы найдете в книге. В приложении помещена статья «Киббуц – успех и завершение коллективистской утопии?», анализирующая девяностолетний опыт киббуцного движения.

Книга вторая (216 стр.) также включает два раздела, посвященных вопросам социально-экономической политики: «Становление финансово-экономической системы» и «Профсоюзы в первом десятилетии: между экономикой, политикой и социальными ценностями». Их авторы – Дан Гилади и Ицхак Гринберг. В этой книге рассматриваются проблемы, связанные с формированием государственной политики в экономической сфере, притоком иностранной валюты (в том числе и в рамках полученных от Германии репараций), обеспечением приемлемого платежного баланса и конвертируемости национальной валюты. Кроме того, в книге проанализирована уникальная роль разветвленного профсоюзного сектора, сложившегося в экономике Израиля еще в догосударственный период. Авторы помогают читателю понять, как некоторые факторы, способствовавшие социально-экономическому развитию ишува, стали играть скорее «сковывающую» хозяйственную инициативу роль в период после обретения государственной независимости. В этой связи рассматриваются различные предложения (как воплощенные, так и не воплощенные в то время) по реформе «профсоюзной экономики». В приложении помещена статья А.В. Федорченко об особенностях израильской экономической модели и роли профсоюзного сектора в ней.
Третья книга (183 стр.) была написана Цви Цамеретом, директором находящегося в Иерусалиме Института им. И. Бен-Цви; она посвящена созданию в Израиле единой системы образования. Почему лишь четыре года спустя после принятия в 1949 году Закона об обязательном образовании возникла потребность в принятии еще одного Закона о государственном образовании? Как в Израиле была создана разветвленная сеть языкового образования иммигрантов, благодаря чему иврит – уникальный случай в истории мировой лингвистики – из «языка молитв» вновь стал живым разговорным языком? Почему для изучения положения в сфере образования в поселках репатриантов была создана Государственная следственная комиссия во главе с отставным судьей? Какова была роль молодежных организаций в системе неформального образования детей и подростков? Как развивалась система высшего и среднего специального образования в догосударственный период и после провозглашения независимости? Ответы на все эти вопросы вы сможете найти в книге Цви Цамерета «Развитие системы образования».
Сборник «Израильское общество в зеркале культуры и искусства» (288 стр.) включает одиннадцать статей, написанных израильскими историками, социологами, этнографами и культурологами. Большая их часть была опубликована в изданных Институтом им. Бен-Цви на иврите книгах «Вызов государственности. Литературно-художественное творчество и общественная мысль в первом десятилетии» под ред. Мордехая Бар-Она (Иерусалим, 1999) и «Первое десятилетие. 1948–1958» под ред. Цви Цамерета и Ханы Яблонка (Иерусалим, 1997); все они впервые печатаются на русском языке. В книге рассматриваются не только темы, связанные со становлением жанров искусства, развивающихся как в Израиле, так и в других странах (литературы, классической музыки, театра, живописи и скульптуры), но и сугубо израильские феномены в сфере культуры. В этой связи выделяются статьи Натана Шахара «Военные ансамбли и их песенный репертуар», Гилы Палем «Тема Востока в израильской песенной культуре», Бен-Ами Файнгольда «Война за независимость на театральных подмостках», Нурит Герц «Сионистская история в кинофильмах 1940-х–1950-х годов» и Дана Ронена «Поиски местного колорита и национальных истоков в процессе формирования израильских народных танцев в 1950-е годы».
Все книги курса богато иллюстрированы – до 25 фотографий в каждой книге, в первой книге также помещены карты. В каждой книге содержится большое количество таблиц и текстовых примечаний, конкретизирующих те или иные малоизвестные фрагменты истории.

Самая социалистическая из несоциалистических стран.

Путь Израиля к экономической стабильности
Алек Д. Эпштейн

Совсем недавно, 1 декабря 2004 года, пятидесятилетие своего создания отметил Государственный Банк Израиля. Закон о его создании был принят Кнессетом несколько раньше (это случилось 24 августа 1954 года), однако реализация этого решения, естественным образом, заняла некоторое время. В середине января появился еще один информационный повод вспомнить о Государственном банке страны: после того, как 16 января 2005 года каденция Давида Кляйна, седьмого управляющего Банком Израиля, завершилась, на его место был достаточно неожиданно назначен видный американский экономист профессор Стенли Фишер, что стало первым случаем, когда на столь высокий пост был назначен человек, не являющейся израильским гражданином (С. Фишер однозначно заявил о своем намерении и после назначения не отказываться от американского гражданства, согласившись однако принять и израильское подданство). К исполнению своих обязанностей Стенли Фишер приступит в марте; до этого исполняющим обязанности главы национального банка правительством был утвержден д-р Меир Соколер, на протяжении трех последних лет бывший заместителем Д. Кляйна. С 2002 г. С. Фишер являлся вице-президентом крупнейшего частного банка мира – «Citigroup», а до этого на протяжении восьми лет занимал должность первого заместителя директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ). В 2001 году, после отставки главы МВФ Мишеля Камдессю, С. Фишер временно исполнял его обязанности. В своем решении комиссия по высшим назначениям в госсекторе во главе с отставным судьей Г. Бахом записала, что «профессор Фишер – всемирно известный экономист, человек, чей высочайший профессионализм не вызывает никаких сомнений. Это делает его наиболее подходящим кандидатом на пост управляющего Банком Израиля». Едва ли есть основания оспорить этот вывод…

Полувековой юбилей Банка Израиля и общественная дискуссия по поводу назначения его восьмого руководителя представляют собой крайне удобные поводы вспомнить о том, как формировалась финансово-экономическая система «самой социалистической из несоциалистических стран мира». Именно этой теме посвящена моя лекция «Становление израильского хозяйства: на пути к экономической независимости страны», записанная в рамках проекта «Открытый радиоуниверситет», подготовленного и реализуемого радио РЕКА и Открытым университетом Израиля при поддержке фонда «Ави Хай» (наши лекции звучат еженедельно по субботам в 22.30 и по воскресеньям в 18.30). Расширенный вариант этой лекции, прозвучавшей 6 февраля 2005 года и частично основывающейся на недавно выпущенной Открытым университетом Израиля второй книге четырехтомного курса «Общество, экономика и культура Израиля», я и предлагаю вниманию читателей «Вестей».

В 1948 году, первом после провозглашения независимости Государства Израиль, в израильском хозяйстве произошли заметные изменения. Из-за Войны за независимость значительная часть трудоспособного населения мужского пола покинула рынок труда, а значительная часть экономических ресурсов направлялась на удовлетворение нужд обороны страны, вследствие чего экономика стала чрезмерно военно-ориентированной. Массовый исход арабского населения страны в 1947–1949 годах, добровольный или вынужденный, способствовал размежеванию хозяйственных связей между евреями и арабами. В подобной ситуации особенно сильно проявилась зависимость хозяйства еврейского ишува от притока капитала извне. Приток средств от евреев диаспоры стал одним из факторов, которые помогли выжить молодому еврейскому государству.

Еще одна серьезная проблема была связана с отсутствием у Государства Израиль собственной валюты. В феврале 1948 года правительство Великобритании объявило о выходе Палестины/Эрец-Исраэль из зоны свободного хождения фунта стерлингов, практическим следствием чего стало прекращение выпуска палестинской лиры. Заменить ее была призвана лира израильская, однако относительно свободно конвертируемой израильская валюта стала лишь полвека спустя. До этого существовало несколько обменных курсов, причем курс «черного» рынка был вполне официален и даже печатался в газетах. Изначально, в августе 1948 года, обменный курс израильской лиры по отношению к фунту стерлингов был установлен как один к одному, а по отношению к доллару США – как один к трем. Однако эти курсы явно не отражали реальную покупательную способность израильской валюты.

В первые годы существования Израиля остро ощущалось отсутствие Центрального банка – экономического учреждения со своей независимой монетарной политикой, которое бы направляло и контролировало развитие финансовой системы. Валютный отдел банка Англо-Палестинской компании, ответственный за выпуск денежных знаков, лишь частично выполнял эти функции. Необходима была структура, которая бы могла не только удерживать правительство от чрезмерных расходов и денежной эмиссии, но и предотвращать возникновение бюджетного дефицита и резкий рост инфляции.

Вступив в должность министра финансов в середине 1952 года, Леви Эшколь (будущий третий премьер-министр Израиля) создал комиссию для разработки предложений по созданию Центрального банка страны. Комиссия, в которую входили руководители экономической и финансовой системы страны, работала над поставленной задачей больше года, после чего представила Кнессету проект Закона о Банке Израиля. Как указывалось выше, этот закон был принят парламентом в августе 1954 года.

Создание Банка Израиля (его первым руководителем был утвержден Давид Горовиц, остававшийся на этом посту до 1971 года) привело к новой ситуации в системе управления экономической политикой, хотя его влияние было небезграничным. Например, в отличие от других демократических государств, где центральные банки могут использовать учетный процент в качестве средства для монетарного сдерживания, правительство Израиля отказалось предоставить Центральному банку полномочия пользоваться этим инструментом и, тем самым, сильно ограничило его возможности. Многие небезосновательно увидели в этом шаге дополнительное подтверждение тому, что социал-демократическое правительство стремилось безраздельно контролировать экономическую политику, не особенно доверяя рыночно ориентированным либералам-монетаристам, имевшим значительное влияние в Центральном банке.

В те годы Израиль все еще не сделал выбор между преимущественно аграрным и промышленным путем развития. За четыре года, прошедших с момента создания государства до конца 1952 года, в Израиле было создано около трехсот новых сельскохозяйственных поселений, что примерно равно числу поселений, возникших в стране на протяжении трех предыдущих поколений. Согласно развитой Б. Бороховым и А.Д. Гордоном концепции социалистического сионизма (которую, пусть и с оговорками, во многом разделяли руководители правившей в то время Рабочей партии), сельскохозяйственный труд является залогом успеха еврейского национального движения. Сионизм видел своей целью создание еврейского национального дома в Палестине/Эрец-Исраэль, а в обработке ее земель – самый верный путь к достижению этой цели.

В период британского мандата создание сельскохозяйственных поселений было центральным звеном сионистской стратегии: оно отвечало идеологическим ценностям, способствовало расширению границ будущего государства и возрождению еврейского народа. После провозглашения государства политика в этом вопросе не изменилась. Как до возникновения государства, так и после, те, кто принимал решения по вопросу о создании поселений, во главу угла ставили стратегические национальные задачи. Вместе с тем, после обретения независимости произошли значительные изменения в количестве и темпах создания сельскохозяйственных поселений, сеть которых существенно расширилась по сравнению с периодом ишува. Развитию сельского хозяйства в Израиле способствовало несколько обстоятельств, главными из которых было наличие земельных и достаточно квалифицированных людских ресурсов.

Во-первых, территории, присоединенные к Государству Израиль в результате Войны за независимость, избавили страну от постоянного дефицита земель (напомним, что британские мандатные власти ни разу не передавали еврейскому ишуву какие-либо земли безвозмездно, все земельные участки приходилось выкупать за полную стоимость). Более того, заселение завоеванных территорий способствовало повышению обороноспособности и закрепляло результаты военных действий, превращая возможность возвращения арабских беженцев в чисто гипотетическую. После провозглашения государственной независимости Израиля в организацию новых сельскохозяйственных поселений были инвестированы крупные средства.

Во-вторых, массовая алия, в результате которой население Израиля за три года (1948–1951) удвоилось, послужила мощным источником людских ресурсов. Большинство репатриантов прибывало в страну без всяких накоплений и полностью зависело от воли чиновников правительства и Еврейского агентства, которые, в свою очередь, стремились использовать новых граждан для заселения всей территории государства. Созданная в стране система подготовки квалифицированных кадров для работы в сельском хозяйстве способствовала быстрому развитию поселений.

В целом, уже к 1954 году Израиль самостоятельно обеспечивал себя продуктами питания. В таких условиях бурное развитие промышленного производства должно было стать логическим продолжением успеха сельского хозяйства. Примечательно, что ускоренный рост промышленности начался как раз в 1955 году, когда сельское хозяйство уже выполнило свою основную экономическую задачу.

Назначение Пинхаса Сапира (1907–1975) министром торговли и промышленности в конце 1955 года стало важнейшей вехой в развитии израильской промышленности. Этот сильный и волевой человек, на протяжении двадцати лет попеременно бывший министром промышленности и министром финансов, а иногда одновременно возглавлявший оба ведомства, пользовался большим доверием в руководстве Рабочей партии. Основной принцип деятельности нового министра заключался в том, что именно индустрия должна играть ключевую роль в создании новых рабочих мест. П. Сапир добился выделения значительных государственных средств, чтобы привлечь в промышленность частных предпринимателей, которые обязались бы создавать новые предприятия, особенно на периферии.

Изменение в экономической политике «эпохи Сапира» выражалось в увеличении средств, которые направлялись на развитие промышленности из бюджета развития (с 11% в начале первого десятилетия до 20% – в конце). Более 40% средств, полученных по репарациям из Германии, выделялось на ссуды промышленникам в городах развития, особенно в отраслях обработки металла, текстильного производства и пищевой промышленности. В результате объем экспорта индустриальной продукции из Израиля вырос с 37 миллионов долларов в 1953 году до 81 миллиона долларов – в 1958 году.

Беспрецедентная по своим масштабам алия и, как следствие, резкое увеличение числа жителей стали причиной серьезного дефицита товаров народного потребления. Весной 1949 года израильское правительство было вынуждено объявить о проведении политики экономии в распределении важнейших продуктов и о полном контроле над ценами на них. Параллельно с этим были введены ограничения на использование иностранной валюты.

В первые два года после введения «режима экономии» эта политика имела некоторый успех. Так, в 1950 году индекс цен на товары и услуги понизился. Однако параллельно введению «режима экономии» были предприняты и некоторые шаги, которые противоречили исходным принципам этой политики. Так, правительство взяло банковские займы для покрытия дефицита в государственном бюджете, что привело к значительному росту количества платежных средств в хозяйстве страны, в то время как темпы роста производства товаров были невысокими. В результате у населения оказалась относительно большая масса денег, которые не на что было потратить. Из-за отсутствия свободного рынка товаров эти деньги уходили на «черный» рынок, который расширялся столь быстро, что стал угрожать всей системе централизованного распределения и контроля. Для все большего числа жителей, в особенности – более обеспеченных старожилов ишува – «режим экономии» стал препятствием для нормальной жизни (в особенности после июля 1950 года, когда централизованное распределение было распространено и на такие предметы, как одежда и обувь), и, чтобы преодолеть эту преграду, они обращались к «черному» рынку.

Общественное давление на правительство нарастало, и уже в 1952 году «режим экономии» был отменен. На смену ему пришла так называемая «новая экономическая политика». В рамках этой политики правительство обязалось формировать государственный бюджет из текущих поступлений, в основном из налогов и разного рода сборов, избегая дополнительной эмиссии денег, имевшей место в три предыдущих года. Бюджет экономического развития предусматривалось финансировать из поступлений в иностранной валюте (так называемый «Заем независимости» и помощь правительства США), а также посредством долгосрочных займов у населения. Министерство финансов также объявило о мерах, которые будут предприняты для сокращения государственного долга банкам. Изменялась и политика обменного курса. Правительство объявило о переходе от одного официального курса (0.35 израильской лиры за доллар) к системе из трех официальных обменных курсов (0.35, 0.70 и 1.00 израильской лиры за доллар) для различных типов предприятий и организаций. Такое положение должно было сохраняться на переходный период, в конце которого предполагалось отменить два более низких курса и установить единый обменный курс, в 2.8 раза превышавший действовавший в момент объявления новой политики. Практический смысл этого шага заключался в отказе государства от проведения политики сдерживания цен с помощью низкого обменного курса. Введение трех обменных курсов должно было предотвратить, по крайней мере, на переходный период, резкое повышение цен на продукты питания и основные потребительские товары.

К важнейшим достижениям «новой экономической политики» можно отнести сокращение дефицита платежного баланса с 360 миллионов израильских лир в 1951 году до 240 миллионов лир в 1954 году, существенное замедление инфляции, рост – хотя и очень ограниченный – запасов иностранной валюты, и, что не менее важно, улучшение атмосферы в обществе и укрепление надежды на позитивное развитие экономики. Однако новая экономическая политика, каковы бы ни были ее достижения, радикально не изменила методы экономической деятельности, принятые в израильском хозяйстве. Сохранились и основные структурные недостатки: излишне централизованная экономика, чрезмерное вмешательство государства во все сферы хозяйственной деятельности, слабость частного сектора и недостаточные капиталовложениями из-за границы, чрезмерно бюрократизированный государственный сектор в экономике, чрезмерное влияние политических и идеологических соображений на экономическую политику.

Из-за рубежа в израильскую экономику поступали самые разнообразные инвестиции: как безвозвратные займы, так и ссуды; как от государств, так и от частных лиц. С 1949 по 1959 год в Израиль из-за границы в виде безвозвратных поступлений, ссуд и займов поступило более 3 миллиардов 250 миллионов долларов: 41% средств поступил от правительств и общественных организаций, 59% – от частных лиц. Интересно, что с получателями финансовых средств в Израиле все обстояло как раз наоборот: 75.2% досталось правительству и общественным организациям, 24.8% – частным лицам. Именно государству принадлежала центральная роль в перераспределении денежных потоков.

В первые годы государственности одной из важнейших отраслей, наряду с сельским хозяйством, было строительство. Приоритет именно этой отрасли объясняется тем, что необходимо было предоставить жилье как можно большему числу как репатриантов, так и старожилов. В 1949–1951 годах в строительство ежегодно вкладывалось в среднем 11% всех финансовых средств, поступавших в израильскую экономику. Всего за эти годы в Израиле было построено более двухсот тысяч единиц жилья, большая часть которого предназначалась новым репатриантам. Финансирование строительства осуществлялось правительством и Еврейским агентством (38%), Федерацией профсоюзов (17%) и частными компаниями (45%).

Несмотря на стремительный рост числа новых квартир, процесс строительства жилья отставал от темпов роста населения. Поэтому многие репатрианты были вынуждены жить в барачных поселках – мааабарот. В конце 1951 года во временном жилье проживало 256 тысяч человек – примерно 17% населения Израиля, или 40% всех репатриантов, прибывших в страну с момента провозглашения ее суверенитета. Хотя к 1956 г. число временных жилищ сократилось с 63 до 30 тысяч, расселение барачных поселков продолжалось вплоть до первой половины 1960-х гг.

Однако проблемы массовой алии были связаны не только с недостатком квартир, но и с тем, что новым иммигрантам было очень сложно найти работу. Даже те новые граждане Израиля, которым удавалось найти работу, не могли похвастаться тем, что их жизненный уровень сравнялся с жизненным уровнем старожилов. Так, доля представителей свободных профессий и управленцев среди старожилов (35%) была вдвое выше, чем среди репатриантов (17%). Напротив, в производственных отраслях хозяйства (сельское хозяйство, промышленность и строительство), которые не требуют высокого уровня образования, удельный вес репатриантов был значительно выше, чем старожилов (60% против 42% работающих в составе каждой группы). Парадоксальным образом, идеи социалистического сионизма на практике воплощали именно новые репатрианты, которые в большинстве своем были весьма далеки от этой идеологии.

В те годы, как, впрочем, и впоследствии, израильскую экономику отличал дефицит торгового баланса: стоимость ввозимых товаров и услуг превышала стоимость экспортируемой продукции. Сырье было самой крупной статьей импорта в Израиль: его доля увеличилась с 36% в начале первого десятилетия государственной независимости до 50% – в конце. Второй по величине составляющей импорта были средства производства (27%), затем следовали потребительские товары (25% в 1951 г. и 12% – в 1958 г.) и энергоносители (10%). Израиль импортировал товары в основном из тех государств, с которыми у него были политические и экономические связи, т.е., из стран Центральной и Западной Европы и Северной Америки. Величина экспорта товаров из Израиля была меньше величины импортируемых товаров. В целом, примерно половину израильского экспорта составляла продукция сельского хозяйства (преимущественно цитрусовые), а половину – промышленные товары (среди которых важнейшую роль играли, и продолжают играть, ограненные алмазы).

Едва ли существовало еще одно демократическое государство, где правительственное вмешательство в дела экономики было бы столь же активным и разнообразным, как это было в Израиле в период создания основ государственности. В первый год после провозглашения независимости большая часть экономических ресурсов была направлена на удовлетворение нужд обороны страны, на защиту только что созданного государства, которое продолжало бороться за свое существование. Одновременно в страну прибывало огромное количество новых репатриантов, абсорбция которых тоже требовала активного государственного вмешательства в экономическую деятельность и выделения крупных государственных средств. С окончанием войны и подписанием договоров о прекращении огня со всеми граничащими с Израилем арабскими странами в первой половине 1949 года бремя расходов на оборону уменьшилось, но ни у кого не было сомнений, что из-за угрозы со стороны арабских государств следует поддерживать армию в состоянии максимальной боевой готовности. Учитывая при этом, что в конце первого года существования государства число репатриантов не только не уменьшилось, но и постоянно росло, руководство решило, что оно должно взять на себя ответственность за экономическую жизнь страны в рамках чрезвычайной экономической ситуации.

Другим фактором вовлеченности государства в различные области экономики была юридическая и административная ситуация, сложившаяся в стране с окончанием британского мандата. В 1945–1948 годах британское правительство приняло ряд указов о чрезвычайном положении, которые должны были способствовать концентрации всех усилий на эффективном поддержании общественного порядка в раздираемой межнациональными конфликтами Палестине. Эти указы санкционировали также и активное вмешательство мандатных властей в хозяйственную жизнь Палестины. С обретением независимости Израиль принял мандатную юридическую систему в качестве основы своего законодательства, в том числе и различные постановления, относящиеся к чрезвычайному положению. Эти постановления отвечали нуждам молодого государства, атакованного регулярными армиями пяти арабских стран. После окончания Войны за независимость соответствующие юридические акты не были отменены, что создало законодательную базу, благоприятную для широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы.

Кроме того, не следует забывать, что тогдашние лидеры государства – Давид Бен-Гурион и Элизер Каплан – были выходцами из стран Восточной Европы, где отсутствовали традиции рыночной экономики. Большая роль государственного и общественного секторов отвечала как нуждам страны, так и идеологическому настрою ее руководителей. Именно поэтому было создано несколько крупных профсоюзных концернов, которые обеспечивали большинство потребностей общества (молочная промышленность, страхование, строительство, потребительские товары, транспорт, банковские услуги). Организациям Гистадрута, особенно производственным предприятиям, предоставлялись большие льготы, так как, по мнению сионистских лидеров, они являлись единственной силой, способной воплотить в жизнь идеалы социалистического сионизма.

При этом руководители государства не могли не признавать значимость частного капитала, а потому стремились привлечь в страну как можно больше иностранных вкладчиков. Однако они придерживались мнения, что существует принципиальное противоречие между частным капиталом, который прежде всего стремится к увеличению прибылей, и национальными интересами. Тенденция к децентрализации и приватизации проявилась в Израиле лишь много лет спустя.



Статья была впервые опубликована в общественно-политическом приложении к газете «Вести», 10 февраля 2005 года, стр. 10–11.
Инструкции к выполнению контрольных работ
Во время чтения каждой главы подчеркивайте ключевые слова и делайте соответствующие пометки на полях. Ведите конспект. Отмечайте в нем Ваше понимание основных разделов текста, и используйте его также для ответов на вопросы, которые содержатся в тексте. После чтения каждой главы, попытайтесь написать заключение. Если в самом тексте есть вопрос для самопроверки, отвечайте на него и делайте соответствующую запись в конспекте.
Сейчас Вы готовы перейти к контрольной работе.

Ваша контрольная работа должна выглядеть следующим образом:

1. На стандартном листе укажите Вашу фамилию, имя и адрес.

2. В середине строки напишите название курса.

3. Строкой ниже – «Контрольная работа №..».

4. Перепишите первый вопрос контрольной работы, а затем начинайте изложение материала.



5. Вы можете пользоваться как книгами курса, так и любыми другими справочными материалами; необходимо, однако, недвусмысленно идентифицировать источник приводимых Вами цитат и сведений. В случае цитирования какой-либо из книг курса укажите в скобках после цитаты «курс, часть №..., стр. ...»; в случае использования других книг, брошюр или журналов, указывайте, пожалуйста, полные данные об источнике (например: Краткая Еврейская энциклопедия, т. 3, стр. 265–267; или Говард Сакер, «История Израиля» [Библиотека «Алия», вып. 194, 1995 г.], книга 3, стр. 46). Идентификация источников позволит быстрее и точнее проверить Вашу контрольную или экзамен.
Каждый раздел курса может изучаться отдельно, однако для лучшего усвоения учебного материала мы рекомендуем изучать эти разделы по порядку.
До написания экзамена следует выполнить любые две

из трех, включенных в брошюру, контрольных работ

Контрольная работа №1
Учебный материал: Часть первая («Развитие сельскохозяйственных поселений») и часть вторая («Урбанизация и городское планирование»).

Ответьте на три любых (из четырех, приведенных ниже) вопроса контрольной работы.
1. С какими проблемами столкнулось киббуцное движение в первое десятилетие государственной независимости Израиля? Проанализируйте причины экономических трудностей, с которыми столкнулись многие киббуцы.
2. Как решалась проблема абсорбции репатриантов массовой алии? Сравните план Д. Бен-Гуриона по развитию системы сельскохозяйственных поселений и план Л. Эшколя по заселению страны. Какой из этих планов оказался в результате более эффективным в области абсорбции репатриантов?
3. В конце османского периода тремя наиболее крупными населенными пунктами на территории, на которой в 1948 г. возникло Государство Израиль, были Иерусалим, Яффо и Хайфа. Примерно тогда же рядом с населенным арабами городом Яффо был основан еврейский город Тель-Авив. По прошествии полувека перепись населения 1961 г. показала, что Иерусалим, Тель-Авив–Яффо и Хайфа оставались (можно добавить: и остаются и поныне) наиболее крупными городами в стране, а попытки создать новые, более или менее крупные, города, имели весьма ограниченный успех, несмотря на всевозможные программы, принятые именно с целью достижения этой цели. Чем Вы объясняете тот факт, что и в османский период, и в годы британского мандата, и в период государственной независимости Израиля «ведущая тройка» израильских городов оставалась практически неизменной?
4. Опишите и проанализируйте предложенные программы распределения населения. Какие проблемы пытались решить разработчики этих программ, и какие цели они ставили?

Контрольная работа №2
Учебный материал: Часть третья («Становление финансово-экономической системы») и часть четвертая («Профсоюзы в первом десятилетии: между экономикой, политикой и социальными ценностями»).
Ответьте на три любых (из четырех, приведенных ниже) вопроса контрольной работы.
1. Проанализируйте основные характеристики израильского рынка труда в первое десятилетие государственной независимости.
2. Каковы были отличительные характеристики «режима экономии» в распределении важнейших продуктов и товаров в 1949–1950 гг. и какие позитивные факторы в израильском хозяйстве позволили привести к его отмене?
3. Как Вы считаете, насколько проблематичным с точки зрения эффективности деятельности Федерации профсоюзов (Гистадрута) был тот факт, что, призванная по роду своей деятельности защищать интересы наемных работников, она была и крупнейшим работодателем в стране? Как возникло это положение, и насколько, по Вашему мнению, оно было оправдано?
4. Проанализируйте вклад Федерации профсоюзов в развитие в Израиле промышленности и строительства.
Контрольная работа №3
Учебный материал: Часть пятая («Развитие системы образования») и сборник статей («Израильское общество в зеркале культуры и искусства»).

Ответьте на три любых (из четырех, приведенных ниже) вопроса контрольной работы.
1. Сравните основные положения Закона об обязательном образовании от 1949 г. и Закона о государственном образовании 1953 г. Чем было вызвано принятие Закона о государственном образовании лишь четыре года спустя после принятия Закона об обязательном образовании? Какие принципы функционирования системы образования в Израиле были заложены этими двумя законами?
2. Опишите и проанализируйте проблемы, стоявшие перед системой образования Израиля в первые годы государственной независимости в сфере интеграции новых репатриантов. Почему возникла необходимость в создании Государственной комиссии по проверке системы образования в лагерях репатриантов (Комиссии Фрумкина) и каковы были ее выводы?
3. Опишите развитие израильских университетов и колледжей по подготовке учителей в первые годы государственной независимости страны.
4. Насколько события 1948 г. – провозглашение государственного суверенитета Израиля и Война за независимость – могут рассматриваться как этапные в истории литературы и искусства в стране?





скачать файл



Смотрите также:
Контрольные работы по курсу Общество, экономика и культура Израиля
298.39kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов Омск -2011 рекомендации по выполнению контрольной работы
508.89kb.
Контрольные вопросы по курсу «Экономика недвижимости»
27.85kb.
Контрольные вопросы к зачету по дисциплине «Прикладная экономика»
15.73kb.
В процессе изучения курса информатики студенты выполняют две контрольные работы
18.94kb.
Требования к учителю-предметнику
117.42kb.
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по курсу
443.48kb.
2, 2009 Глобальные проблемы ноосферы: природа, человек, общество, культура
3563.33kb.
Культура и жизнь
309.29kb.
Контрольные работы по курсу «Власть и политика в Государстве Израиль»
256.89kb.
Культура и этика управления учебно-методический комплекс
232.12kb.
Контрольные вопросы по курсу «Отечественная история»
53.18kb.