takya.ru страница 1
скачать файл
Коррекционно- развивающая работа с подростками
Педагог- психолог МКОУ СОШ с.п. Кара-Суу

Жабоева Раиса Муратовна



1.Лекционная часть

Познание себя — познание других
В процессе развития ребенок не просто подвергается различным вне­шним воздействиям, он взаимодействует со всем, что его окружает. Таким образом, он не только объект для воздействия, но и сам субъект, действую­щий на окружающий мир. Научение взаимодействию с окружением требует длительного времени, но социальные связи ребенка возникают практически с момента его рождения. До определенной степени социализация ускоряется посредством освоения опыта конструктивного общения, путем принятия определенных норм и правил, но этого недостаточно, так как, не обладая социальным опытом, ребенок не всегда может сориентироваться, насколько верно он следует тем или иным правилам, правильно ли пользуется освоен­ными приемами общения, не может оценить, насколько он адекватен той или иной жизненной ситуации.

«Золотое» правило общения гласит: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Очень простое правило, но следовать ему может только тот, кто знает, почему он хочет того или иного отношения, тот, кто имеет опыт самопознания.



Самооценка ценность... которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения... Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, дея­тельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.

Защитная функция самооценки, с одной стороны, обеспечивает доста­точную стабильность и целостность личности, с другой — ведет к отрицанию и искажению объективных данных, не совпадающих с параметрами само­оценки. Такое отрицание может существенно тормозить развитие личности.

Самооценка — один из факторов регуляции поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требователь­ность к себе, к событиям жизни.

Самооценка может характеризоваться по следующим параметрам:



По уровню

Высокая


Низкая

По соотношению с реальной успешностью

Адекватная

Неадекватная (завышенная, заниженная)

Самооценка включает в себя как целостное приятие или неприятие себя (уровень самоуважения), так и частные оценки, включающие отношение к отдельным сторонам своей личности, чертам характера, поступкам, дости­жениям.

Наиболее конструктивным является такой характер самооценки, когда достаточно высокая общая самооценка человека сочетается с адекватной оцен­кой им своих качеств, возможностей (ресурсов), поступков, достижений.

Дня нормального развития самооценки необходимо при безусловной поддержке высокого уровня общей самооценки создавать условия для продуктивных измене­ний самооценки частных характеристик, которые модифицируются под влия­нием новой информации, опыта, оценок окружающих, объективного анализа до­стижений.

Самооценка является результатом сложного процесса социализации, при этом весьма существенной частью осознанной самооценки становится само­познание. «Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда име­ет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира: он пока не знает, что относится к его телу, а что — нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле — как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явле­ние: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном дет­ском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам — как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы «обслуживать» его. Наконец в под­ростковом возрасте начинается осознание «духовного Я» — своих психичес­ких способностей, характера, нравственных качеств... В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «каков я?», «что во мне не так?», «каким я должен быть?». Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недо­вольство собой и стремление себя изменить».

Одним из факторов успешной коммуникации и взаимодействия явля­ется взаимопонимание партнеров.

Понимание — осознание смысла и значения чего-либо. Без понимания невозможно продолжение общения, координация действий для достижения результата. В основе понимания человека человеком лежит межличностное восприятие.

Мы редко воспринимаем людей объективно. Часто наше восприятие других людей основывается на впечатлениях, истолковании и оценке моти­вов поведения человека. Причем это истолкование, в свою очередь, зависит от того, какие качества мы предполагаем в этом конкретном человеке и в какой ситуации этот человек находится.

Таким образом, адекватному межличностному восприятию препятству­ют всякого рода «помехи». Перечислим некоторые из них.

Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств (в условиях дефицита информации). В том случае, если нового ученика, пришедшего в класс, представили учителю как разгильдяя и лодыря, то даже его случайное опоздание на урок будет, скорее всего, истолковано педагогом как «удачное» подтверждение данной характеристики.

Эффект первичности выражается в том, что при оценке действий, поступков, черт характера человека придается наибольшее значение первому впечатлению. Часто все последующие сведения о человеке, противоречащие созданному первичному образу, просто игнорируются или расцениваются как случайные и нехарактерные. Например, учитель скорее сохранит хорошее расположение к тому ученику, который всегда успешно учился, но вдруг перестал работать.

Стереотипыотносительно устойчивый и упрощенный образ че­ловека, группы, событий, явлений, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, при­нятых в обществе (часто предвзятых)- Воспринимая людей, мы часто прово­дим некую «классификацию» по их принадлежности к той или иной группе или социально-экономическому классу, по физическим характеристикам, по другим параметрам. Так создаются стереотипы, которые приводят к слиш­ком упрощенному и условному представлению о конкретном человеке. На­пример, мы всегда или почти всегда, знакомясь с новым человеком, мыслен­но сопоставляем его с известными нам группами, отвечая на вопросы: «Кто он?», «Какой он?». Проше говоря, мы отвечаем на вопрос: «Он как кто?». Получив ответ на этот вопрос, «включив» арсенал наших стереотипов, мы «заранее знаем», чего можно ждать от того или иного человека. Такая стерео-типизация может привести к некоторым затруднениям и даже серьезным ошибкам в понимании и взаимодействии, особенно на первом этапе форми­рования взаимоотношений.

Вот один из примеров, иллюстрирующий коварство стереотипов. Учи­тельница пригласила в школу отца Игоря Д. для того, чтобы серьезно пого­ворить о поведении и успеваемости мальчика. Педагог знает, что отец Иго­ря — профессор математики, преподает в университете. По ее представлениям, профессор университета должен быть человеком серьезным, строгих правил. По крайней мере, она готова к обстоятельному разговору с солидным чело­веком «в очках и галстуке». Вместо этого в класс вваливается здоровенный «детина» с мотоциклетным шлемом в руке, одетый в спортивный комбине­зон, и заявляет, что он и есть отец Игоря. Учительница растеряна, ей достаточно сложно перестроиться и найти верный тон для разговора с «таким профессором». Кроме того, что, как мы видим, стереотипы тормозят продук­тивное содержательное общение, они еще являются одной из составляющих предубеждений.

Предубеждения (предрассудки) — установки, препятствующие адек­ватному пониманию. Предубеждение отличается от стереотипа. Если стерео­тип — это упрощенное обобщение, то предубеждение — это обобщение, свя­занное с жестко закрепленной оценкой: «плохо», «хорошо», «можно», «нельзя». Такие оценочные суждения на основе предубеждений высказываются, как правило, огульно и не предполагают действительного понимания конкрет­ного человека, его характера или мотивов его поступков. Человек с раннего детства сталкивается с суровой силой предубеждений. Вот некоторые из них: «ребенку нельзя потакать, иначе он сядет на шею родителям» — или проти­воположное по смыслу: «ребенка нельзя наказывать, ему ничего не надо зап­рещать, пока он маленький, иначе он вырастет безвольным и запутанным». Практически любая область человеческой деятельности и взаимоотношений связана с теми или иными предубеждениями. Причем предубеждения могут быть как относительно недолговечны, например, бытовавшее в свое время предубеждение против использования шариковых ручек в начальной школе, так и практически бессмертны, как предубеждение старшего поколения про­тив «современной» молодежи. В любом случае предубеждения серьезно ме­шают человеку адекватно воспринимать других людей, а также события жиз­ни вообще, и собственной жизни в частности.



Участники занятий в процессе работы учатся:

♦ анализировать свои поступки, чувства, переживания;

♦ наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других;

♦ ясно и конкретно выражать свои мысли;

♦ слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях.

В результате работы по данному разделу учащиеся закрепляют ранее полученные умения, учатся слушать себя и видеть других. Они усваивают, что продуктивное партнерское общение и взаимодействие возможно только тогда, когда мы умеем видеть в другом человеке партнера, личность, облада­ющую своими чертами, особенностями, жизненным опытом.



2.КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ



УПРАЖНЕНИЕ №1 «КОМПЛИМЕНТ»
Участники занятия говорят друг другу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.

После выполнения упражнения ведуший спрашивает: «Как вы думаете, почему мы с вами все наши занятия начинаем с комплимента ?» Далее следует короткая дискуссия, в результате которой делается вывод: «Для того, чтобы у всех в начале работы было хорошее настроение».

После этого каждый участник рассказывает, что для него значит хоро­шее настроение, что он чувствует, когда у него хорошее настроение, на что похоже его хорошее настроение.
УПРАЖНЕНИЕ №2 «ЗЕРКАЛО»

Несколько участников по очереди подходят к зеркалу и рассказывают всем, кого они там видят.

После выполнения упражнения всеми участниками группы можно за­дать «опрос: Легко ли было его выполнить? Почему?
ЗАДАНИЕ . «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»
В тетради учащиеся чертят таблицу из четырех пронумерованных столб­цов.


1

2

3

4












В процессе выполнения упражнения ведущий четыре раза инструкти­рует участников (после каждой инструкции дается время на ее выполне­ние):



1. В столбике № 1 вы перечисляете все, что вы умеете, постарайтесь вспомнить все самое важное.

2. В столбике № 3 вы перечисляете все, что не умеете.

3. В столбике № 1 вы уже написали все, что умеете. Но что-то вы уме­ете лучше, а что-то хуже. Выберите то, что вы умеете так хорошо, что можете научить других, и запишите в столбик № 2.

4. Напишите в столбик № 4, чему бы вы хотели научиться.

После заполнения столбика № 2 выясняется, что у большинства участ­ников в нем получилось пунктов меньше, чем в столбике № I. Почему?

В результате короткой дискуссии участники приходят к выводу, что не всё о себе знают: ведь если я думаю, что я что-то умею, я могу ошибаться. Самый лучший способ проверить свое умение — попробовать научить другого.

В столбике № 4 тоже получается больше пунктов, чем в столбике № 3, потому что и то, чего мы делать не умеем, мы тоже не всегда четко осознаем.

Естественно, у детей этот феномен проявляется очень сильно.

Перед тем как начать окончательную дискуссию по содержанию вы­полненной работы, ведущий может попросить участников по очереди прочи­тать содержание 4-го столбика, чтобы сразу выяснить, нет ли в аудитории кого-нибудь, кто мог бы поделиться своими умениями с теми, кто осознает их недостаток.

Общий вывод после выполнения упражнения формулируется в резуль­тате короткой дискуссии: «Для того чтобы быстрее чему-нибудь научиться, следует, во-первых, чаще заниматься самоанализом, во-вторых, смелее просить помощи у других».
УПРАЖНЕНИЕ№3 «КОРШУН И БАБОЧКА»
Участники разбиваются на пары. Назначаются двое водящих: «коршун» и «бабочка». Остальные встают по кругу парами.

Каждая пара — это «цветок». Один это «раскрытые лепестки», вто­рой — «стебель». Убегая от «коршуна», «бабочка» должна спрятаться в «цве­ток».

Чтобы «бабочке» было легче, «стебли» постоянно поворачивают «лепест­ки» за талию в ту сторону, куда побежала «бабочка». Если «бабочка» смогла спрятаться в «лепестки», то «стебель» этого «цветка» сразу сам становится «бабочкой», и «коршун» ловит его; тот игрок, который был «лепестками», ста­новится «стеблем», а спрятавшаяся «бабочка» становится «лепестками».

Если «коршуну» удается догнать «бабочку», они сразу меняются ролями.
ЗАДАНИЕ . «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ»
Если в помещении есть плотные шторы, то перед выполнением этого задания их лучше закрыть, чтобы организовать затемнение. В полутьме уча­стникам легче выполнить упражнение.

Каждый получает задание перевоплотиться в какую-нибудь вешь и под­готовить небольшой монолог от лица этой вещи (объект перевоплощения может быть задам ведущим, для этого заранее готовятся карточки с названи­ем вещей; второй вариант — объект задается товарищем, сидящим рядом).

Каждый должен вообразить себя заданной вещью, ощутить ее характер. Участникам игры дается время для «вживания в образ». От лица своей вещи каждый начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувству­ет, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Рассказ может начи­наться, например, так: «Я — большая настольная лампа, я живу на большом столе, вместе со мной живут... и т. д.».

Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе. Исподволь происходящее в ходе игры самораскрытие ведет к углублению эмоциональных контактов, помогает лучше понять черты как своего харак­тера, так и характера товарищей.

Ведущий фиксирует, кто какой вещью был. Это ему пригодится для проведения следующего занятия.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Каждый дома делает маленький сувенир, который, по его мнению, было бы приятно получить его товарищу, сидяще­му справа. К сувениру он готовит пояснение, почему именно это приятно получать в подарок. Основное условие задания: сувениры готовятся в тайне друг от друга, чтобы получился сюрприз.



РЕФЛЕКСИЯ:

1. Что я узнал сегодня нового о себе самом (о своих товарищах)?



2. Знаем ли мы себя?
скачать файл



Смотрите также:
Коррекционно- развивающая работа с подростками
99.56kb.
«Коррекционно- развивающая деятельность учителя-логопеда и педагога – психолога в формировании коммуникативной компетентности дошкольников»
11.26kb.
Интегрированный урок в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
110.63kb.
Дубровина Ирина Владимировна, Андреева Алла Дамировна, Данилова Елена Евгеньевна, Вохмянина Тамара Викторовна Психокоррекционная и развивающая работа с детьми Учебное пособие
2036.69kb.
Механическая работа
43.45kb.
Проект на тему: «школа – зона без наркотиков: проблемы профилактики наркомании в школе»
192.31kb.
Коррекционно-развивающее структурное подразделение не является юридическим лицом и действует в рамках полномочий, определенных настоящим Положением
86.31kb.
Конспект лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 288 с.
2915.64kb.
Роль мотивации в работе с подростками в учреждении дополнительного образования
24kb.
Тематическое планирование психологической коррекционно-развивающей работы на этапе первичной адаптации первоклассников
71.93kb.
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи и окружающему миру Игра драматизация по сказке «Вершки и корешки»
36.85kb.
Рекомендации психолога по общению с подростками
58.28kb.