takya.ru страница 1
скачать файл
О динамике семантического наполнения абстрактных имен существительных

с собственно дейктическим значением

Корсунова Ирина Николаевна

Аспирант Ставропольского государственного университета, Ставрополь, Россия
Лексика представляет собой центральную часть языка, именующую, формирующую и передающую знания об объектах реальной действительности. Словарный состав языка – наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Нарастающая сфера человеческих знаний, прежде всего, закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше.

Процесс семантических преобразований слов с течением времени характеризует и определенную группу слов – абстрактные имена существительные с собственно дейктическим значением, – включающую следующие лексические единицы: вещь, вопрос, дело, объект, понятие, предмет, статья, штука, хреновина, штуковина. Поскольку фиксаторами различных изменений в лексике являются в первую очередь словари, то источниками сведений о данной группе слов в нашем случае стали толковые словари русского языка: «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, составленный в середине XIX века; «Толковый словарь русского языка» Д. И. Ушакова, разработанный в середине XX века, а также «Русский семантический словарь», который был составлен уже в начале XXI века (2003 г.). При этом сопоставительному анализу подвергались соответствующие варианты именно дейктических (указательно-заместительных) значений представленных лексем.

Сопоставительный анализ словарных статей данных имен существительных в различных словарях русского языка показал, что меняется количественный состав значений этих существительных – число значений, имеющихся у конкретного существительного в тот или иной период, например: существительное предмет в словаре Даля представлено лишь одним значением («все, что представляется чувствам или уму и воображенью»), в словаре Ушакова словарная дефиниция данной лексемы представлена двумя дейктическими значениями («2. Тема, то, что служит содержанием мысли, речи, на что направлена деятельность познания». «3. То, что служит материалом, источником деятельности чего-нибудь, что питает собой что-нибудь»), а в «Русском семантическом словаре» оба этих значения сводятся в единое значение («2. Объект приложения какого-н. действия, познания, внимания»). Подобные изменения характеризуют и существительное штука.

Меняются также качественные характеристики содержания дейктических имен существительных: их значение сужается (существительные предмет, штуковина), приобретая при этом более обобщенное значение, или расширяется (существительные вещь, вопрос, объект, понятие), приобретая какие-либо дополнительные характеристики. Значение также может впервые возникнуть, как, например, в случае с существительными вопрос, понятие, статья, хреновина, штуковина.

Необходимо отметить, что со временем меняется также и стилистическая окраска имен существительных с собственно дейктическим значением. Так, из разряда «разговорного» и «фамильярного» слово может перейти в разряд «устаревшего» и «просторечного» (статья), из разряда «книжного» – в разряд общеупотребительного (вопрос).

Таким образом, анализ словарных статей показывает, что абстрактные имена существительные с собственно дейктическим значением характеризуется определенной динамикой семантического наполнения, обусловленной развитием языка.

Однако, кроме присущих данным именам существительным семантических преобразований, эту группу лексем характеризует и определенное, своего рода статическое, свойство: их лексические (именно дейктические, указательно-заместительные) значения характеризуются тенденцией изменения значений по пути наибольшего обобщения, расширения сферы тех предметов, событий, фактов, явлений, которые могут быть обозначены этими существительными. Об этом и свидетельствуют определения их значений: «…то, что касается чего-н., зависит от чего-н.» (вопрос), «…то, что происходит» (статья), «…вообще то, о чем идет речь» (штука, штуковина). Возможные же будущие изменения в значении абстрактных имен существительных с собственно дейктическим значением – вопрос времени и дальнейшего систематического изучения этой группы лексем.
Литература

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – М.: Русский язык, 1978–1980.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М.: Азбуковник, 1998.

Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. – Т. III. – М.: Азбуковник, 2003. – С. 563–576.



Толковый словарь русского языка: в 4 т. / сост.: Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – М., 1995.
скачать файл



Смотрите также:
Лексика представляет собой центральную часть языка, именующую, формирующую и передающую знания об объектах реальной действительности. Словарный состав языка наиболее открытая и подвижная сфера языка
32.36kb.
Как известно, лексика является наиболее динамичной стороной языка в любой период времени. За последние же годы в русском языке произошли особенно значительные изменения
86.61kb.
Календарно тематическое планирование 9 класс
242.04kb.
Курс русского языка
60.89kb.
Программа элективного курса «Секреты английского языка» для учащихся 10-11 классов
89.83kb.
Алфавит интегрированный урок русского языка в 5 классе. Багавиева Резеда Шамилевна, учитель русского языка и литературы
84.66kb.
Русский язык и культура речи
134.86kb.
В рамках очередного заседания Общества ревнителей русского языка будет затронут широкий круг вопросов, связанных с современным состоянием русского (и не только литературного) языка
10.66kb.
Утверждена
93.62kb.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения
41.44kb.
Урок немецкого языка во 2 классе «Праздник алфавита»
37.92kb.
Направление подготовки «050100 – Педагогическое образование» профиль подготовки
52.71kb.