takya.ru страница 1
скачать файл
Историография
Аскар

КИШКЕМБАЕВ,

кандидат юридических наук



Неизгладимый след

в истории

Чингиз-хан… Кто он? Бич неба или великий объединитель и правитель огромного государства, аналогов которого не знала история человечества, гениальный полководец или всего лишь удачливый предводитель орды разбойников, совершенно незаслуженно обласканный фортуной, вознесший обыкновенную посредственность на вершины величайшего могущества и славы? Многие пытались дать ответ на этот вопрос. В современный период справедливый интерес вызывает эпоха этого Великого человека и что он оставил после себя. Его наследие. Ответить на это, а также и на другие многие вопросы, пролить свет современного исторического анализа на покрытые мраком времена далекого прошлого - задача, стоящая перед нашим обществом.

Личность этого великого человека в мировой истории и в истории самой Монголии привлекает внимание ученых на протяжении столетий. О нем писали и пишут на многих языках мира. Свидетельством огромного интереса к эпохе Чингиз-хана (Темучина, Тэмуджина) и его наследников служат периодически собираемые в Улан-Баторе международные конгрессы монголоведов. Значительное внимание к истории монгольского господства в Азии проявляется в Китае. Китайское общество по изучению истории монголов и Китайское общество по изучению династии Юань систематически собирают свои конференции с привлечением не только ученых КНР, но и зарубежных монголоведов для обсуждения вопросов, связанных с историей дома Чингиз-хана.

Отличительной особенностью значительной части имеющейся историографии является ее резкое разделение на два основных направления: апологетическое и ниспровергательное.

Представители первого превозносят до небес роль Чингиз-хана в событиях на рубеже XII-XIII вв., оценивая ее только положительной даже как прогрессивную. Представители второго, наоборот, совершенно отрицают какую-либо позитивную роль его в истории монгольского народа. Борьба этих вух концепций проходит красной нитью через всю литературу о Чингиз-хане, в том числе и нашу. Наряду с этими крайними направлениями явственно обозначились, начиная с 50-х годов прошлого столетия, особенно в советской, постсоветской и монгольской исторической науке, более взвешенная оценка роли Чингиз-хана, дифференцированный подход к его деятельности на различных ее этапах.

Однако единого мнения пока не достигнуто, и в зарубежной науке все еще преобладают крайние направления.

Многоязычная историография вопроса, включая все ее направления, базируется на одной источниковой базе: это "Сокровенное сказание монголов", "История завоевания мира" Джувейни, "Сборник летописей" Рашид-ад-дина "История Юаньской династии, описания разных путешествий в ставку Чингисхана и его преемников, русские летописи, показания китайских, русских, армянских, грузинских, иранских и многих других очевидцев событий той эпохи.

Указанные источники и сообщаемые ими факты уже более века являются достоянием ученых и писателей. За истекшее столетие база наших знаний и количество установленных фактов, связанных с жизнью и деятельностью Чингиз-хана, возросли не очень заметно.

Чем же в таком случае объясняются столь глубокие расхождения мнений среди исследователей, когда одни называют черным то, что другие именуют белым, и наоборот? Во-первых, источниковая база и совокупность установленных фактов при всей их значительности все еще недостаточны; во-вторых, имеющиеся источники изучены не комплексно, а отрывочно и разрозненно; в-третьих, исследователи по-разному подходят к изучаемым явлениям, пользуясь различной методологией, часто впадая в субъективизм, уводящий далеко в сторону от подлинной, научно обоснованной, объективной истины, руководствуясь различными политическими и идеологическими соображениями.

Поэтому очередной задачей монголоведов-историков является комплексное исследование всех исторических памятников и источников во всей их совокупности и многоязычности, их сравнение и сопоставление, тщательная проверка каждого сообщаемого ими факта и анализ совокупности этих фактов. Лишь , таким путем можно решить спор, связанный с ролью Чингиз-хана в истории.

При изучении личности Великого правителя необходимо отметить, что эпоха этого человека, он сам, его деяния не могут оставить ни одного человека равнодушным, т.к. его жизнь действительно интересна и полна событий, кроме того, он и его потомки отложили большой отпечаток на всю дальнейшую мировую историю. Практически все правители, султаны, ханы и эмиры вели свою родословную от Чингисхана. Даже великий Амир Темир возводил свою родословную к Великому Потрясателю Вселенной. Право быть поднятым на белой кошме, а соответственно быть ханами имели только чингизиды и это правило было незыблемо на протяжении веков.

Потомки Великого Потрясателя Вселенной по законам, завещанным им их предком, правили сотни лет в странах Азии и Европы, основали свои династии (Юаньская династия в Китае, династия Бабура в Индии), оказывали влияние на все политические процессы, проходившие в средневековье, определяли жизнь народов в стране Дешт-и-Кипчак, в Средней Азии, Восточной Европе, Закавказье, Иране, Ближнем Востоке, Египте, Китае, Индии, России. Все народы, в той или иной степени на себе испытали тяжесть монгольского меча, услышали стук копыт мохнатых, низкорослых, выносливых монгольских коней.

Первоначальное его имя Тенгрин Огюгсен Темучин. На курултае в 1206 году он был провозглашен Божественным Чингиз-ханом, его полным именем по-монгольски стало Делкян эзен Суту Богда Чингиз-хан, т. е. Владыка мира, ниспосланный Богом Чингиз-хан.

В европейской историографии долгое время господствовала традиция изображать Чингиз-хана как кровожадного деспота и варвара. Действительно, он не получил образования и был неграмотным. Но сам факт создания им и его наследниками империи, объединившем 4/5 Старого Света, от устьев Дуная, границ Венгрии, Польши, Великого Новгорода до Тихого океана, и от Ледовитого океана до Адриатического моря, Аравийской пустыни, Гималаев и гор Индии свидетельствует по крайней мере о нем как гениальном полководце и расчетливом администраторе, а не просто завоевателе-разрушителе. Несмотря на огромные пространства и территорию Великой монгольской империи, множества народов населявших ее, порядок в государстве удивлял многих. Путешествовать по всему государству, вести торговлю, водить караваны было абсолютно безопасно, т.к. законы Великой Яссы Чингиз-хана оставленные последним как источник права строго соблюдались, Ясса покровительствовала этому и учреждала для поддержания порядка в государстве разветвленную сеть ямов - монгольских постов, служивших одновременно и для охраны торговых путей, и почтой, и местами отдыха для путников, и станциями, где путники могли заменить лошадей. Итальянский путешественник Марко Поло писал, что, несмотря на один год пути из Рима до великого хана монгольской империи в Пекин Кубылая он был удивлен, что дороги были безопасны, везде процветала торговля, росли города, соблюдался порядок. Благодаря монгольским воинам средневековая Европа могла приобщиться к древней культуре Востока, Китая и Индии, арабской медицине, китайской инженерной мысли и другим продуктам цивилизации.

Чингиз-хан как завоеватель не имеет себе равных в мировой истории. Ему как полководцу были присущи смелость стратегических замыслов, глубокая дальновидность политических и дипломатических расчетов. Разведка, в том числе и экономическая, организация курьерской связи в крупном масштабе для военных и административных целей - это его личные открытия.

В переоценке личности Чингиз-хана существенную роль сыграло движение, называемое евразийским. Применительно к Чингиз-хану евразийцы отказались от концепции татаро-монгольского ига, что связано с идей России-Евразии как особого историко-культурного региона, равно несхожего с Западной Европой, Ближним Востоком или Китаем, России как наследницы монгольской империи XIII-XIV веков.

Вторая идея евразийцев - это объяснение причин резкого подъема активности монгольских племен в Забайкалье под руководством Чингиз-хана специфическим признаком - пассионарностью. Человек, наделенный пассионарностью, одержим стремлением к деятельности ради отвлеченного идеала, далекой цели, для достижения которой пассионарий жертвует не только жизнью окружающих, но и своей собственной. Наблюдаются периоды резкого увеличения числа пассионариев в этносе по сравнению с обывателями.

По терминологии Л. Гумилева есть "люди длинной воли", для которых честь и достоинство ценнее всего, благополучия и даже самой жизни. Им противостоят те, что ценят безопасность и благополучие выше их личного достоинства и чести. Созданная Чингиз-ханом сеть линий сообщений, открывшая невиданный доступ для правительственных и частных потребностей, обеспечивала торговый и культурный обмен в пределах империи. Чингиз-хан хотел доставить торговле такие удобства, чтобы можно было бы во всей его империи носить золото на голове как обыкновенные сосуды, не опасаясь грабежей и притеснений.

О его внимании к кадровой политике свидетельствуют факты уважения к носителям техники и культуры, забота об образовании своих детей, привлечение потомка дома Киданей Елюй Чу-Цая к службе. Этот философ и астролог заведовал администрацией, финансами, канцелярией империи. Марко Поло в числе благородных черт Чингиз-хана отмечает то, что он не нарушал прав собственности в завоеванных странах.

Как было сказано выше важнейшим компонентом духовного наследия Чингиз-хана является составленный им свод законов, совершенный для своего времени, так называемая Священная Ясса Чингиз-хана. Он возвел в культ писанный закон, был сторонником твердого правопорядка. Важнейшей основой государственности помимо неукоснительного следования закону Чингиз-хан считал религиозность. Чингиз-хан не отдавал предпочтения ни одной из религий и не подвергал притеснениям служителей бога.

Умер Чингиз-хан в 1227 году и похоронен в местности Бурхан-Халдун (ныне это место не опознано). Согласно легенде, однажды в этой местности под сенью зеленого дерева Чингиз-хан, испытав "некую внутреннюю отраду", сказал приближенным: "Место нашего последнего жилища должно быть здесь".

В.И. Вернадскому принадлежит идея, что наследие Чингиз-хана имеет "огромное всемирно-историческое значение", благодаря которому народы различной, нередко очень высокой культуры, получили возможность влиять друг на друга.

Подчеркивая неординарность личных качеств Чингиз-хана, не стоит в противовес традиции, изображавшей его как жестокого завоевателя, приукрашивать политический облик Темучина, а воспринимать его во всей многомерности черт, как позитивных, так и негативных. Как всякий завоеватель он воевал, следовательно, уничтожал, разрушал, разорял, грабил, но одновременно и привлекал побежденных на свою сторону, старался в целом ряде случаев проявлять хозяйственность, осмотрительность, заботу о будущем и о прочности своих завоеваний.

Казахстанский исследователь В.П.Юдин ввел понятие чингизизм которые означает не только определенные практические традиции, в том числе и традиции наследования военного искусства, длительное время действовавшее на завоеванной им и его потомками большой территории. Имеется в виду нечто другое, именно - идеология, и притом настолько мощная, что могла скрепить в больших масштабах и на длительное время то, что можно назвать геополитическим наследием Чингиз-хана.



Эту идеологию В.П. Юдин называет мировоззрением, идеологией, философией, санкцией общественного строя и структуры социальных институтов, политической и правовой системой, культурологической доктриной, основой просвещения, средством регуляции поведения в обществе.
Журнал “Астанаполиграфия”

Акционерлiк қоғамында

басылды.

473000,

---------------------

Астана қаласы,

Бейбiтшiлiк

Көшесi, 25 үй

тел. 32-05-59
скачать файл



Смотрите также:
Личность этого великого человека в мировой истории и в истории самой Монголии привлекает внимание ученых на протяжении столетий. О нем писали и пишут на многих языках мира
76.27kb.
Литературно-музыкальный вечер, посвященный 194-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко Имя Тараса Григорьевича Шевченко для многих поколений украинцев является светочем духа. Оно известно всему прогрессивному человечеству
160.13kb.
Статус монарха. Боярская дума. Земский собор. Церковная реформа
266.29kb.
Урокам по истории Древнего мира. Игра: «Археологические раскопки». Тема: «Предки человека». Оборудование: на каждую группу конверт, куда вложить
227.82kb.
Историографические подходы к научной интерпретации и глобальной современной мифологизации российской истории Уткин
204.47kb.
Тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории для 8 класса составлено на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Базисного учебного плана и Государственных программ по истории
481.82kb.
Рабочая программа по истории. Базовый уровень. 6 класс. Учитель истории и обществознания Носкова Т. В
186.86kb.
Реферат по курсу: «история отечества»
213.35kb.
Урока Практические работы Дата Тема Человек и ресурсы Земли (10 часов) 1 Научные методы изучения географической среды
109.86kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе стандарта основного общего образования по истории, федерального компонента базисного учебного плана по предмету
338.95kb.
Различные виды работ на уроках истории (индивидуальные, творческие, работа с книгой)
87.21kb.
Н. А. Назарбаев Ключи от кризиса
177.22kb.