takya.ru страница 1
скачать файл



Разработка


  • «Литература 2-ой половины ХIХ века: И.А. Гончаров «Обломов» и Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

  • Гладышева Елена Николаевна

  • МБОУ "Мамонтовская средняя общеобразовательная школа"

  • Литература, 10 класс

  • И.А. Гончаров и Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (По страницам романов «Обломов» и «Преступление и наказание»)

  • Итоговый

  • Контрольные тестовые задания по литературе открытого и закрытого типа

  • При подготовке к такому уроку необходимо:

- распечатать вопросы и задания теста для каждого уч-ся

- указать временные рамки - как для всего теста, так и для отдельно

взятых вопросов и заданий


  • Инструментальные средства, использованные при создании разработки:

- Гончаров И.А. Обломов. М.: Просвещение, 1989.

- Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Художественная

литература, 1992.

- Лощиц Ю.М. Гончаров. 2-е изд., испр. и доп. М.: Молодая гвардия,

1986.

- Селезнёв Ю.И. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1981.



Ссылки к графическим объектам:

И.А. Гончаров (графические объекты к вопросу №14)

Траектория движения:

вверх – URL: http://wwwcdn.net/ev/assets/images/vectors/afbig/black-white-up-right-arrow-clip-art.jpg

по кругу – URL: http://www.forekc.ru/yg2/images/2_image103.jpg

по спирали – URL: http://davidebenini.it/wp-content/uploads/2008/05/spiral-1.jpg

Ф.М. Достоевский (графические объекты к вопросу №1)

«Джоконда» Леонардо да Винчи – URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/pic/000226.jpg

«Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти – URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/pic/000238.jpg

«Весна» Сандро Боттичелли – URL: http://exlibris.ng.ru/images/2004-08-19/31-3-1a.jpg

«Кающаяся Мария Магдалина» Тициана – URL: http://www.childrenpedia.org/12/5.files/image030.jpg
И.А. Гончаров «Обломов»
1. В какой форме впервые был опубликован знаменитый «Сон Обломова»?

а) как самостоятельная глава;

б) как составляющая часть романа «Обломов»;

в) как отрывок из книги.


2. Какая портретная характеристика не относится к Обломову?

а) « Какой он хорошенький, красненький, полный! Щёчки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает»;

б) « Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами… Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук»;

в) « …человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурён, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты…»;

г) « …он сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета лёгкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег».
3. В какой последовательности приходят гости к Обломову? (Перечислите имена героев, отразив порядок их появления в произведении):

… Пенкин;

… Тарантьев;

… Волков;

… Алексеев;

… Судьбинский.


4. Соотнесите строки о воспитании героев с их именами:

1) Обломов
2) Штольц

а) «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой … и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова…»

б) «Захочет ли чего-нибудь …, ему стоит только мигнуть – уже трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; … ему иногда … так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да и три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька… на что?»

в) «Когда он подрос, отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля…, потом посмотреть какую-нибудь глину, которую возьмёт на палец, понюхает, иногда лизнёт и сыну даст понюхать, и объяснит, какая она, на что годится»



5. Определите хозяина по описанию его жилья:

1) Иван Герасимович
2) Обломов
3) Ольга и Андрей Штольц

а) «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них… каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах»;

б) «Комнаты маленькие, диваны такие глубокие… Окна совсем закрыты плющами да кактусами… Закуска со стола не сходит. Гравюры везде изображают семейные сцены»;

в) «Скромен и невелик был дом… Но среди этой разновековой мебели, картин…, в океане книг и нот веяло тёплой жизнью, чем-то раздражающим ум и эстетическое чувство; везде присутствовала или недремлющая мысль или сияла красота человеческого дела…»



6. Укажите изобразительно-выразительное средство, использованное И. А. Гончаровым при описании Обломовки: «Небо там… ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять её покрепче, с любовью».
7. Закончите фразу, рисующую характер Ольги Ильинской: «Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни…»:

а) робости;

б) умысла;

в) прикрас;

г) хитрости.
8. Чьи это представления о «норме» жизни? (Установите соответствие):

1) Волков
2) Обломов
3) Штольц
4)Судьбинский

а) «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни…»;

б) «У меня все дни заняты!.. Превесело! Утро почитаешь… Только два раза посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитом, где давно не был; ну а там… Вот опера будет, я абонируюсь. А теперь влюблён…»;

в) «Сколько дела – ужас! С восьми до двенадцати часов дома, с двенадцати до пяти в канцелярии, да вечером занимаюсь. От людей отвык совсем!»

г) «…жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её!»




9.Соотнесите представления героев о любви с их именами:

1) Ольга Ильинская
2) Обломов
3) Штольц

а) «… любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром»;
б) «Любовь – претрудная школа жизни!»;
в) «Для меня любовь – это всё равно, что… жизнь, а жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг».


10. Вставьте нужное слово:

«Обломов дорог нам как незлобный и нежный …, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия». (А. В. Дружинин)

а) барин;

б) человек;

в) ребёнок;

г) джентльмен;

д) гражданин.
11. В какой последовательности данные образы-символы появляются в сюжетной канве произведения (учтите, что каждый из них символизирует ключевое событие в судьбе главного героя)?

… Casta diva;

… горячая ватрушка;

… паутина, напитанная пылью;

… вновь появившийся халат;

… заграничный паспорт;

… ветка сирени.
12. Какое слово написал Обломов?

«Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написал: вышло …»:

а) Ольга;

б) справедливость;

в) обломовщина;

г) Обломовка;

д) здесь нет правильного ответа.
13. В чьём восприятии дан образ Обломова в данных цитатах? (Установите соответствие)

1) Ольга Ильинская
2) Агафья Пшеницына
3) Андрей Штольц

а) «… глядит он на всех и на всё так смело и свободно… Лицо у него не грубое, не красноватое, а белое, нежное… - весь он так хорош, так чист!»;

б) «… честное, верное сердце!.. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи…; в душе его всегда будет чисто, светло, честно»;

в) «Ты кроток, честен, Илья, ты нежен…голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше…»



14. Определите траекторию пути, по которому движется личность Обломова:

а) по кругу;



б) вверх;



в) по спирали.



15. Какие «неразрешимые» вопросы мучают Илью Ильича Обломова? (Ответьте, исключив «лишнее»).

а) «Где же тут человек?»;

б) «Когда же жить?»;

в) «Тварь ли я дрожащая или право имею?»;

г) «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей …, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости?»;

д) «Идти вперёд или остаться?»


16. «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова» (И. С. Тургенев). Почему будут помнить?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
1. Перед вами репродукции известных полотен. Какая из этих картин особенно глубоко потрясла и очаровала Ф. М. Достоевского?

а) «Джоконда» Леонардо да Винчи;



б) «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти;



в) «Весна» Сандро Боттичелли;



г) «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана.




2. Закончите фразу:

«Счастье не в счастье, а лишь в его …» (Ф. Достоевский. Дневник писателя)

а) ожидании;

б) преумножении;

в) воспевании;

г) достижении.


3. Кто перед вами?

«Это был необыкновенно весёлый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этой простотой таились и глубина и достоинство»

а) Раскольников;

б) Разумихин;

в) Лужин;

г) Лебезятников.


4. Развёрнутое высказывание одного лица, обращённое к себе («внутрь себя»), служащее для более верной передачи психических переживаний говорящего, называется …
5. У кого вы сейчас находитесь в гостях?

«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая …, походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое»

а) у Мармеладовых;

б) у Сони;

в) у Свидригайлова;

г) у Порфирия Петровича.


6. Соотнесите имена героев с репликами, которые они произносят:

1)Раскольников

2) Мармеладов

3) Лужин

4)Свидригайлов

5) Соня


а) «… будет там одна комнатка, вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, вот и вся вечность»;

б) « … возлюби, прежде всего, одного себя»;

в) «… надобно, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели»;

г) «Это человек-то вошь!»;

д) «… низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!»



7. Зачем Раскольников отправляется к старухе процентщице накануне своего преступления?

а) поговорить по душам;

б) встретиться с Лизаветой;

в) сделать «пробу»;

г) забрать свой заклад.
8. Перед вами «двойники» Раскольникова. Укажите «лишнее»:

а) Разумихин;

б) Лужин;

в) Мармеладов;

г) Свидригайлов.
9. Чем предлагает измерять жизнь человеческую теория Раскольникова?

а) арифметикой;

б) её уникальностью;

в) здесь нет правильного ответа.


10. Соотнесите слова с их значениями:

1) лот
2)драдедам
3) бурнус

а) один из лёгких видов сукна, шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом;

б) в биржевой торговле — единица сделок на бирже, партия товара, определенное количество товара одного сорта;


в) плащ с капюшоном, сделанный из плотной шерстяной материи, просторное женское пальто



11. С какой целью главный герой совершает преступление?

а) с целью личного обогащения;

б) стремится помочь нуждающимся;

в) желает проверить, «тварь ли он дрожащая или право имеет»;

г) здесь нет правильного ответа.
12. Восстановите фразу, адресованную Порфирием Петровичем Раскольникову:

«Станьте …, вас все и увидят»

а) солнцем;

б) гением;

в) Наполеоном;

г) Магометом.


13. Кому из данных героев принадлежат следующие детали портрета?

1) старуха процентщица

2) Лизавета

3) Раскольников

4) Мармеладов

5) Соня


а) соломенная шляпа с ярким огненного цвета пером;

б) вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка;

в) циммермановская шляпа;

г) стоптанные козловые башмаки;

д) манишка, вся скомканная, запачканная и залитая



14. В каком варианте нарушена группировка персонажей снов Раскольникова?

а) трихины, заражённые люди, Наполеон;

б) квартирная хозяйка, Илья Петрович, людская толпа;

в) мещанин, старуха процентщица, Раскольников;

г) семилетний Раскольников, его отец, лошадь, Миколка.
15. Восстановите последовательность событий, произошедших с Раскольниковым накануне его визита «с повинною» (Запишите, соблюдая хронологию событий):

… покаяние на Сенной;

… встреча с матерью;

… визит к Соне;

… разговор с Дуней.
16. Какая книга лежит под подушкой у ссыльного Раскольникова?

а) собственная статья «О преступлении»;

б) Евангелие;

в) брошюра «Человек ли женщина?»;

г) сочинения А. С. Пушкина.
17. Когда к Раскольникову приходит раскаяние и очищение?

а) после первой встречи с Соней;

б) во время разговоров с матерью и сестрой;

в) на каторге;



г) в момент визита «с повинной».
18. Как, по мнению Достоевского, не допустить катастрофы собственного духа?


скачать файл



Смотрите также:
«Литература 2-ой половины ХIХ века: И. А. Гончаров «Обломов» иФ. М
98.81kb.
«Архитектура Российской империи ХVIII первой половины ХIХ вв.»
34.52kb.
Классный час по теме «семья и семейные ценности»
35.14kb.
История зарубежной литературы I половины XIX века (романтизм). Обязательная литература Германи я
126.48kb.
Перечень диссертаций, защищенных в совете д 212. 198. 04 в 2011 году
15.1kb.
Хiх век весьма бурно реагировал на интеллектуальное наследие просветителей ХVIII в., там, где ХVIII век говорил «да», ХIХ отвечал «нет», и наоборот. Но и в начале ХIХ в
169.95kb.
Бедрицкая наталия Вацлавовна экзистенциальная феноменология в германии первой половины 20 века: истоки и сущность
387.79kb.
Фрагмент научной работы на тему: ««Лёгкая» поэзия во Франции и России»
239.11kb.
Н. В. Гоголь Читая первую главу поэмы «Мертвые души», я задумался над тем, что образ губернского города nn, данный Гоголем с такой достоверностью, типичен для любого города России первой половины XIX века
44.71kb.
Натурфилософская проза второй половины ХХ века
500.41kb.
М. Жуве, крупнейший сомнолог 2-й половины ХХ века
42.46kb.
Художественная культура россии первой половины XIX века (8 класс)
43.68kb.