takya.ru страница 1
скачать файл
Журнал «Русский язык и литература в школах Украины»

Т.П. Войтович, учитель русского языка и литературы, ОШ № 8

г. Костополь, Ровенской области
Четыре урока по теме «Глагол»

Урок 1


ТЕМА. Прошедшее время глагола. Произношение форм глаголов

женского рода прошедшего времени



ЦЕЛЬ. Расширить знания учеников о глаголе как части речи.

Закрепить и углубить знания о глаголах прошедшего времени;

продолжить формировать орфоэпические навыки. Воспитывать

культуру русской речи.



ТИП УРОКА. Комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ. Текст «Как учили грамоте на Руси», стихотворение

«Время глагола». Словарь ударений русского языка.


ХОД УРОКА

І. Организация класса.

ІІ. Работа над культурой и развитием речи учащихся.

Текстовое общение

1. Чтение текста учителем

«Как учили грамоте на Руси» (Л.Т. Григорян «Язык мой – друг мой»)

Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа?

Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 года. Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера. (с двухчасовым обеденным перерывом).

Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый свое учил в слух. Недаром пословицу сложили: азбуку учат – во всю избу кричат».

2. Словарная работа. Объяснение значения неизвестных слов.

3. Беседа

- Как изображена древнерусская школа на гравюре 1634 года?

- Как выглядели ученики?

- Сколько времени отводилось на обучение?

- Что значит выучить «назубок»?

- Как наказывали детей?

- Какой была особенность усвоения учебного материала?

- Хотели бы вы учиться в такой школе?

4. Слово учителя.

На Руси школу и учителей очень уважали, а знания очень ценились. Отношение к обучению отобразилось в многочисленных пословицах и поговорках.

На сегодня было задано подобрать пословицы и поговорки о школе, о пользе знаний.

5. Проверка домашнего задания.

Чтение учениками пословиц и поговорок.

6. Задание.

Выпишите фразеологизмы, которые можно использовать, рассказывая о школьной жизни.

Сидеть сложа руки.

Рукой подать.

Кривить душой.

Повесить нос.

Водить за нос.

Куры не клюют.

Заблудиться в трех соснах.

Развесить уши.

Сесть в калошу.

Иметь семь пядей во лбу.

Выйти из себя.

Взять себя в руки.

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Прочитать второй абзац текста «Как учили грамоте на Руси».

2. Подчеркнуть глаголы.

3. Определить временную категорию.

4. Чтение стихотворения «Время глагола»
Время глагола

Прошедшее время сказало о том,

Как листья желтели над чистым прудом.

Смотрите, друзья, в настоящем со мной,

Так ярко цветы полыхают весной.

А в будущем времени сможем узнать,

Как будут ребята расти и мужать.
IV. Объявление темы. Мотивация учебной деятельности.
V. Формирование новых знаний, умений, навыков.
1. Рассказ учителя о форме глаголов прошедшего времени.

Глаголы прошедшего времени указывают, что действие совершилось в прошлом, до разговора о нем, например: ученики писали сочинение (вчера, в прошлом году).

Для обозначения действий, которые были давно в прошлом и повторялись несколько раз, употребляются сочетания, состоящие из глаголов в разных временах и слово бывало, например, к ней все бывало гости приходили.

Глаголы прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы с помощью суффикса –л-, например: прыгал, плыл, играл, учился.


2. Списывание с грамматическим заданием

Записать 2-й абзац текста «Как учили грамоте на Руси», ставя глаголы в форме прошедшего времени.


3. Выборочный диктант

Выпишите глаголы прошедшего времени

(3-й и 4-й абзацы текста).
4. Практическое задание

Образовать форму прошедшего времени женского рода от данных глаголов. Поставить ударение. В случае затруднения обратиться к «Словарю ударений русского языка».

Брать

спать


звать

поднять


ждать

начать


врать

занять


снять
5. Работа с фразеологизмами.

В выписанных фразеологизмах заменить глагольные формы на форму прошедшего времени.


VI. Рефлексия. Подведения итогов урока

1. Творческое задание

Составить предложения о школе, используя фразеологизмы и образованные глаголы женского рода.

2. Грамматическая задача (К.Е.Мережинская «Занимательная грамматика русского языка»).

Замените повторяющиеся глаголы их синонимами в таких предложениях:

1) Мы устроили библиотеку; в библиотеке мы устроили читальню и на днях устраиваем в ней спектакль.

2) Проходят мимо школы пассажирские поезда, проходят товарные, раз в сутки проходит экспресс.
VII. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Школа будущего», нарисовать иллюстрации.
Урок 2.

ТЕМА. Будущее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с

формами их украинских аналогов.



ЦЕЛЬ. Расширить знания учеников о глаголе как части речи. Продолжить

формировать умения употреблять временные формы глаголов.

Развивать умение образовывать формы будущего времени.

Воспитывать культуру русской речи.



ТИП УРОКА. Комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ. Орфографическая тетрадь, тексты стихотворений,

рисунки учеников.


ХОД УРОКА

І. Организация класса.

Чтение скороговорок

ІІ. Работа над культурой и развитием речи учащихся.

1. Сценка «Разговор с сестрицей»
Действующие лица: Анечка, девочка 5-и лет

Саша, ученик


-Саша, ты со школы?

- Да.


- А я в школу ходить не буду.

- Почему?

- А там, говорят, на экзаменах детей режут.

- Бывает. И валят и режут.

(Аня задумывается).

- И ты каждый день туда ходишь?

- А как же! В этом году учимся в 1смену, то спать ложиться приходится с курами.

- Ой, мамочка! Они же клюются. Я могу спать только в своей кроватке.

- Вот сейчас погода хорошая, то утром не страшно. Но зимой как ударят морозы!

- ??? А в дождь ты тоже ходишь?

- А как же!

- Это же и одежда мокрая, и носки!

- Ну и что, повесишь потом на солнышке- и порядок.

- Я до солнышка не достану. Сашенька, а учителя там бывают добрые?

- Да, но задают по полной!

- Страшно как. Так что же там интересного?

- Я, например, люблю «зарубу». Галина Васильевна столько всего рассказывает, жесть!

- Зарубить, жесть. Нет, я точно в школу не пойду.


2. Беседа.

- Почему девочка боится идти в школу?

- Что она не поняла?

- Какие слова употребляются в переносном значении?


3. «Свободное письмо»

Я иду в школу с удовольствием, когда…


4. «Сенкан». Школа
5. Домашнее сочинение «Школа будущего» и иллюстрации к нему.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Стратегия «Неполные предложения».

Если действие происходит в момент речи, то это время…

Если действие произошло до момента речи, то это время…

Если действие совершится после момента речи, то это время…

2. Работа со стихотворением И.Никитина «Утро»:

● выразительно прочитать;

● подчеркнуть глаголы;

● определить времена глаголов;

● сделать вывод, что в стихотворении встречаются все временные формы


Утро
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь- безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом,- на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок,- воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.


IV. Объявление темы. Мотивация учебной деятельности.
V. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя о форме глаголов будущего времени.

Будущее время бывает простым и сложным. Будущее простое имеют глаголы совершенного вида, например: я завтра напишу письмо. Будущее сложное имеют глаголы несовершенного вида, например: я завтра буду писать письмо.

Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам также, как и глаголы настоящего времени. Глаголы будущего времени при спряжении имеют те же личные окончания, что и глаголы настоящего времени.

2. Работа с таблицей «Изменение глаголов будущего времени по лицам и числам» (учебн., стр. 95).

3. Работа с орфографической тетрадью. Образовать формы будущего времени (упр. 2, с.37).

4. Сделать перевод на русский язык, сравнить:
Спечу намалюю

зроблю здам

спалю спізнюся

пораджу накрию

умию знайду

5. Объяснение учителя

В русском и украинском языках формы глаголов будущего времени могут не совпадать.

Сравните:

по-русски по-украински

буду читать буду читати, читатиму

буду волноваться буду хвилюватись, хвилюватимусь

6. Диалог (пос. «Занимательно о русском языке»)

Два мальчика – спортсмена шли с тренировки и разговаривали:

- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю… нет, побежу…, - замялся Гена.

- Эх ты! Еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.

- А как же сказать? - растеряно спросил Гена.

- Никак. Этот глагол в 1-м лице не употребляется, - уверенно ответил Игорь.
7. «Грамматика сопротивляется». Объяснение учителя.

В русском языке некоторые глаголы не могут употребляться в 1-м лице. Это глаголы.

победить

убедить


дерзить

лебезить


бороздить

пылесосить

голосить

шелестеть


- Попробуйте образовать 1-е лицо будущего времени от одного из этих глаголов.

По-русски нельзя сказать я побежу, или победю. Грамматика сопротивляется. Можно использовать либо описательные выражения, либо близкие глаголы: одержу победу, хочу (думаю) убедить, буду пылесосить и т.п.


8. Задание для групп на скорость.

Среди пословиц и поговорок найти те, в которых есть глаголы будущего времени.


Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Век живи- век учись.

Больше науки- станут умелыми руки.

Грамоте учиться- всегда пригодится.

Повторение- мать учения.

Мир освещается солнцем, а человек- знанием.

Не говори чему учился, а говори, что узнал.

У пространства нет размера, а у знаний нет предела.

Знания, которые не будут пополняться ежедневно, убудут незаметно.

Наука хлеба не просит, а сама хлеб даст.

Знания- самая лёгкая ноша.
9. Орфографическая минутка.

Объяснить правописание выделенных глаголов

Слово упустишьне воротишь.

Будешь грамоте учиться – всегда пригодится.
VI. Рефлексия. Подведения итогов урока

1. Продолжить предложение

Когда я закончу школу…

2. Задание для групп

I гр. – Разговор с новым учеником (советы, как адаптироваться в новом коллективе);

II гр. – советы однокласснику, у которого плохое настроение;

III гр. – советы однокласснику о пользовании школьной библиотекой.
VII. Домашнее задание. Написать мини-сочинение «Чтобы учиться с удовольствием, я буду…»

Урок 3


ТЕМА. Наклонение глаголов. Образование глаголов повелительного наклонения.

ЦЕЛЬ. Сформировать представление учащихся о наклонении глагола. Ознакомить с образованием глаголов повелительного наклонения, их образованием и правописанием. Развивать орфографическую зоркость, воспитывать культуру поведения.

ТИП УРОКА. Комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ. Иллюстрации «Ученики, выбегающие на перемену», «Водопад»; стихотворение Р.Лаути «Лодорский водопад»
ХОД УРОКА

І. Организация класса.

ІІ. Работа над культурой и развитием речи учащихся.

Тема. Поведение школьников

1. Работа с иллюстрациями «Ученики, выбегающие на перемену», «Водопад»

- Что общего между этими двумя явлениями?

- Чтение учителем стихотворения «Лодорский водопад»

- Какие глаголы, услышанные в стихотворении, подошли бы к описанию бурлящей жизни на школьной перемене?

- Что напоминает вам форма самого стихотворения?
Лодорский водопад

Кипя,


Шипя,

Журча,


Ворча,

Струясь,


Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя¸ дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом

задоре-


Так падают бурные воды в сверкающем

быстром Лодоре!

Р.Саути (перевод А.Шмульяна)
ІІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Лингвистическое наблюдение.

Учитель повторно читает стихотворение и предлагает ученикам сосчитать количество глаголов и глагольных форм.

2. - Разгадав ребус, вы узнаете второе название этого стихотворения.


Глагол '''' школьный

3. Стратегия «Незаконченные предложения».

Если действие происходит сейчас, произошло или будет происходить в будущем, то глаголы, обозначающие его, относятся к наклонению…

Если действие может произойти при каком-то условии, то это наклонение…

Если в действии содержится просьба, приказ, то это наклонение…
IV. Объявление темы. Мотивация учебной деятельности.
V. Формирование новых знаний, умений, навыков.
1. Объяснение учителя

Глаголы повелительного наклонения образуются от глаголов настоящего или будущего простого времени.

Глаголы повелительного наклонения состоят или из одной основы (сядь, отрежь, читай), или к основе прибавляется окончание –и (иди).

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласную, то после этой согласной пишется мягкий знак, например: встань, намажь, съешь.

Для обозначения множественного числа к форме единственного числа прибавляется окончание –те: сядьте, отрежьте, намажьте, съежьте, читайте.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении имеют на конце –ся или –сь: утешься, бросься, умойтесь, утешьтесь.

Для образования повелительного наклонения со значением 3-го лица употребляется форма изъявительного наклонения, к которой прибавляются слова пусть, пускай, да : сонный лес пусть проснется.

От глагола лечь форма повелительного наклонения – ляг, лягте.


2. Задание

Образовать по образцу форму повелительного наклонения.

Быть исправиться

оставить пойти

забыть достать

исправить отутюжить


3. Диктант с грамматическим заданием.

Запишите глаголы во множественном числе

Сядь ответь

лезь укрась

отрежь целься

ешь утешь

отметься исправься
4. Творческий диктант.

Запишите пословицы, ставя глаголы в повелительное наклонение единственного числа.

Век (жить) – век (учиться).

Семь раз (отмерить) – один раз (отрезать).

Не (тратить) даром времени.

(Выполнить) работу в срок.

Не (противоречить), если не знаешь.

Не (забыть), что обещал.

(Познакомиться) с новом книгой.
5. Практическое задание.

Замените выделенные сочетания глаголами в повелительном наклонении (при необходимости замените падеж существительного).

Сделайте исправления в домашней работе.

Наведите справку об изменениях в расписании.

Сделайте заголовок к тексту.

Проявите заботу о младших школьниках.

Произведите проверку решения задачи.
6. Выборочный диктант.

Прослушайте текст. Выпишите в тетрадь предложения с глаголами в повелительном наклонении.


Берегите глаза

Как сделать так, чтобы у человека были зоркие глаза?

Попробуйте подряд два часа без отдыха пилить дрова. Трудно? А вот некоторые ребята могут, не отрываясь полдня читать, играть на компьютере. Очень трудно глазам справляться с такой нагрузкой. Им нужно отдыхать. Как? Поработали минут 20-25 и посмотрите в окно, вдаль. После 45 минут работы устройте себе перемену минут на 5-10. походите по комнате, сделайте легкие физические упражнения.

(из журнала «Здоровье»)


7. Задание для групп.

Используя вежливые слова будьте добры, будьте любезны, не откажите, пожалуйста выразить разными способами просьбу о том, чтобы:

I гр. – вам вернули книгу;

II гр. – помогли найти нужный кабинет;

III гр. – показали, как пройти к библиотеке.
VI. Рефлексия. Подведения итогов урока

1. Творческое задание

Создайте памятку о поведении школьников дома, образовав от выделенных слов глаголы повелительного наклонения.

Надо беречь свои вещи. Некоторые из вас, придя домой, бросают мокрые ботинки в угол. От такого обращения вещи портятся.

Обувь необходимо очищать от пыли и грязи. Кожаную обувь смазывать кремом не реже двух раз в неделю.
2. Составить дилогии по заданным ситуациям, используя глаголы повелительного наклонения.

1) Поведение в школьной столовой;

2) поведение на перемене;

3) поведение в школьной библиотеке.


VII. Домашнее задание. Составить правила поведения школьников, используя глаголы повелительного поведения.
Урок 4

ТЕМА. Образование глаголов условного наклонения и их написание. Употребление одних форм наклонений в значении других.

ЦЕЛЬ. Расширить знания учеников о наклонении глаголов. Ознакомить с образованием и написанием глаголов условного наклонения, провести практическую работу по усвоению употребления одних форм наклонения значения других. Воспитывать культуру русской речи.

ТИП УРОКА. Комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ. Орфографическая тетрадь, учебник, раздаточный материал, стихотворение Б. Заходера «Петя мечтает».
ХОД УРОКА

І. Организация класса.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Беседа.

- Сколько наклонений у глагола? Назовите их. Приведите примеры глаголов, употребив их в разных наклонениях.

- Приведите два-три примера глаголов, употребив их в форме повелительного наклонения единственного и множественного числа.
ІІІ. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые, или возможные при определенных условиях. Они образуются от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы (б).

Как и в прошедшем времени, глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе – и пор родам.

Частица бы (б) пишется отдельно от глагола. Она может стоять и после глагола, и перед ним, а также может отделяться от глагола другими словами: сходил бы ты на каток. Я бы пришел к тебе, если бы был свободен.


2. Работа с таблицей «Образование глаголов условного наклонения» (учебн. с. 79).
3. Списывание с грамматическим заданием.

Перепишите. Подчеркните глаголы в условном наклонении. Укажите их вид, переходность, число и род.


Петя мечтает

Если б мыло

Приходило

По утрам ко мне в кровать

И само

Меня бы мыло –



Хорошо бы это было!

Если б, скажем,

Мне волшебник

Подарил такой учебник,

Чтобы он

Сам бы


Мог

Отвечать любой урок…


4. Лингвистическое наблюдение

Определите наклонение и лицо глагола в предложенных примерах. В какой ситуации можно использовать эти предложения.

Пойдем к реке! Пойдемте к реке! Давай сыграем в шахматы! Давайте споем!

5. Практическая работа.

Определите, какими формами глаголов выражено побуждение в приведенных примерах.

1. Не шуметь! 1. Не шумите!

Слушать внимательно! Слушайте внимательно!
2. Молчали бы вы лучше! 2. Молчите лучше!

Не возражали бы! Не возражайте!


3. Присядь-ка на часок, 3. Присядь на часок,

отдохни-ка. отдохни.

IV. Работа над культурой и развитием речи.
1. Диалог «Помечтаем».

Прослушайте. При каком условии дети выполнили бы свои замыслы?

- Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала сказочная волшебная палочка? – спросил учитель.

- Я отправился бы путешествовать, - ответил Рома.

- Я бы вылечила всех больных детей, - сказала Ира.

- А я построил бы много-много домов, - произнес Вася.

А что сделали бы вы, если бы все смогли?
2. Слово учителя.

Этот диалог дает возможность пофантазировать. Давайте представим, что вы – директор школы.

● - Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

● Продолжите, пожалуйста, предложение

Если бы я был директором…

● «Микрофон у директора»

Поставьте, пожалуйста, свои вопросы «директору».

V. Домашнее задание. Написать мини-сочинение «Если бы я был директором».




Урок развития речи. 9 класс
Тема. Развитие речи. Устное выборочное изложение текста

Е.Ауэрбах «Я поздно понял…» с оценкой его содержания.



Цель. Совершенствовать навыки и умения учащихся внимательно слушать и понимать с первого прослушивания текст художественного стиля, составлять первичные впечатления о содержании услышанного; оценивать содержание; устанавливать причинно-следственные связи; определять тему, авторскую позицию, основную мысль текста; аргументировать свою точку зрения; просматривать текст с целью поиска нужной и интересующей информации; подбирать афоризмы, отвечающие содержанию текста; развивать речь учащихся; воспитывать чувство долга перед матерью, стремление к гармоническим межличностным отношениям.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование. Рассказ Е. Ауэрбах «Я поздно понял…», репродукции картин Рафаэля «Сикстинская мадонна»,«Мадонна с ребенком и Иоанном Крестителем»; Леонардо да Винчи- «Мадонна с цветком» и «Мадонна с гвоздикой»; фотографии с изображением матери и ребенка; подбор крылатых выражений о нравственности; клипы на песни Витаса «Мама» и «Лист осенний»; «Аве Мария» в исполнении Р. Лоретти; стихотворение А.Маркова «Сикстинская мадонна»; мультимедийный проэктор, ноутбук, маркеры.
Ход урока

I. Организация класса

II. Проверка домашнего задания.

Сочинение «Мой самый дорогой человек»



III. Работа над развитием и культурой речи.

1. Слово учителя о матери

2. Работа с репродукциями картин Рафаэля, Леонардо да

Винчи, фотографиями:



  • слово учителя о прекрасных ликах матерей;

  • рассказ ученицы о картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» ( фон- «Аве Мария» в исп. Р.Лоретти).

Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа – на страдания и муку. Она в последний раз прижимает его к себе.

Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Перед ней коленопреклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Мария крепко обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

1


  • Чтение ученицей стихотворения А.Маркова «Сикстинская мадонна» (приложение №2).

  1. Слово учителя об образе матери в мировом искусстве.

  2. Образ матери в фольклоре.

Пословицы и поговорки о матери, подобранные учениками

5. Слово ученика о библейских истинах, относящихся к

родителям (5-я заповедь гласит: «Чти отца и матерь свою…»



6.Объявление темы урока.

7.Чтение учителем рассказа Е.Ауэрбах «Я поздно понял…»

(приложение №1)



8. Беседа

  • Уместна ли здесь пословица «На ошибках учатся»?

  • Виноват ли в случившемся «трудный возраст»?

  • Можно ли быть уверенным, что в жизни парня не будет срывов?

  • К какому выводу на основе горького опыта пришел герой рассказа?

  • Почему у него нет имени?

9. «Портрет» социально зрелой личности (повторение изученного на уроках основ здоровья)

Перевести на русский язык

- Вміння знайти своє місце в соціумі;

- відповідати за свої вчинки;

- прогнозувати свою поведінку в різних життєвих ситуаціях;

- здобувати потрібну інформацію і аналізувати її згідно зі

своїми цілями;

- самостійність.

10.Беседа

- Можно ли назвать героя рассказа социально зрелой

личностью?

- Наступила ли эта зрелость?


11. Слово учителя о Витасе, о его жизненной трагедии.

Певец Витас хорошо известен как на постсоветстком пространстве так и во всем мире благодаря уникальному голосу.

Не смотря на то, что в последнее время он был героем «желтых» изданий и светской хроники в связи со скандальными ДТП, этот певец все же остается самой загадочной персоной российского шоу-бизнеса. Он редко дает интервью и никого не пускает к себе в душу, наверное, потому, что там навсегда поселилась боль невосполнимой потери.

Когда Витас в Москве покорял эстрадный Олимп, в Одессе у него умерла мама – самый дорогой, самый преданный и любящий человек на свете. И, как позднее раскаяние, появилась эта песня.


12. Просмотр клипа, снятого на песню «Мама».

13. Беседа

  • Есть ли сходство между историями, рассказанными в тексте и в песне?

  • Какая их основная мысль?

  • Чего не хватало в отношениях сыновей к матери?

14. Работа в группах.

Задание. Подобрать эпитеты к словам.

I гр.- опыт; II гр.- отношения; III гр.- забота.

15. «Свободное письмо»

Быть внимательным, значит…



16. Работа в группах.

I гр., II гр. - Среди предложенных афоризмов о нравственности выбрать те, что перекликаются с содержанием текста (Приложение №3,4,5).

III гр. - В предложенных отрывках из текста найти выражения, которые можно назвать крылатыми. (Приложение №6)

17.Работа с текстом рассказа.

Изложение отрывков рассказа, которые взволновали больше всего.



18. Слово учителя о чувствах человека, познавшего боль потери.

19. Прослушивание песни Витаса «Лист осенний».

20.«Сенкан». Боль.

21. Беседа

- Истории, о которых мы говорили на уроке, трагичны. Какие из призведений мировой литературы, изученных вами, имеют трагический конец?

- Для чего мы их изучаем?

22. Заключительное слово учителя о значении жизненных

уроков.


23. «Микрофон».

Впечатления учеников от урока.



IV. Домашнее задание

Написать сочинение-посвящение «Что тебе подарить, человек мой дорогой?»


Приложение№ 1

Е.Ауэрбах « Я поздно понял …»
Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдовев, так и не вышла замуж. Я хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волновались. Во дворе школы было много взрослых, и все они держались за своих детей. Когда ребятам велели построиться в шеренгу, родители построились вместе с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал: «Взрослые, отойдите, школьники пойдут в классы без вас». Мать, разжав мою руку, сказала: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина»,- и подтолкнула меня. Но я очень быстро освоился в новой обстановке и заявил, что буду ходить в школу самостоятельно. А мать по телефону сказала подруге: « Он стал совсем взрослым, в школу ходит один и послал кошку к чертовой бабушке».

Помню, в четвертом классе одна девочка подарила мне живую черепаху. Раньше никто никогда не дарил черепах, и я очень полюбил эту девочку. Я сделал ей из коры кораблик в подарок, но она отдала его другой девочке, сказав, что это не кораблик, а «бузня какая-то». Дома я, не выдержав, разревелся и рассказал все матери. «Знаешь,- сказала она,- со мной однажды так же было. Это очень больно, и я тоже плакала, но я женщина, мне простительно, а ты мужчина, возьми себя в руки». Мне стало легче, и сразу разлюбил эту капризную девченку.

Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей было или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер и что я буду писателем, а я о том, как буду иметь постоянный пропуск в кино.

Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать, но я думаю, что сваливать все на них не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я уже соображал.

Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза. Однажды я, возвращаясь в три часа ночи, заметил около своих ворот маленькую фигурку матери. От стыда, что она не спит из-за меня, что сейчас она увидит, что я выпил, я прошел мимо, будто не узнал ее.

После школы я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не занимался. Я пошел работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку.

Однажды я заметил у нее на столике валидол. Но я никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя ее каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.

Так прошел год, наступила весна, и мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли.

Наступили майские праздники. Встретил я их хорошо. Два дня с компанией собирались у меня. Мама, все нам приготовив, уходила к подруге. Третьего я уехал с ребятами за город. Уезжая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать.

Пришел домой я четвертого после работы, но ее уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было.

С компанией, которая не нравилась моей матери, я сразу порвал. Настоящих друзей среди них не было, я это сделал без всякого сожаления. Не бросая работы, я стал готовиться к экзаменам и осенью, сдав все на «отлично», внезапно понял, что радость которой не с кем поделиться, теряет всю свою прелесть.

На втором курсе я очень подружился с одним студентом. Олег был серьезным и добродушным парнем. Глядя на него, я подумал, что он понравился бы моей маме. Воспитанник детдома, он сохранил только смутные воспоминания о своих родителях, которых потерял в раннем детстве.

Я чувствовал страшную потребность рассказать ему о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том как я мучил ее и потерял. Слушая меня, Олег становился все строже и суровее, один раз он сквозь зубы процедил: «Подлец!» А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить,- это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно.

Обычно, когда мы сидели с Олегом у меня, я потом провожал его до метро. В этот вечер он сухо сказал: «Не провожай». Я чувствовал, что могу потерять друга. Больше всего в этот вечер мне хотелось услышать слова: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина».

Через неделю Олег подошел ко мне. «У меня к тебе просьба,- сказал он,- напиши все, что ты мне сказал. Так как рассказал, так и напиши. Твоя мама хотела, чтобы ты писал, попробуй для нее…»

Та, кому я посвятил этот рассказ, никогда его не прочтет и не узнает, что я всю жизнь буду стараться стать таким, как она хотела,- я взял себя в руки, ведь я,- мужчина.


Приложение №2
А.Марков «Сикстинская мадонна»
Я часами глядел на Мадонну,

Что бессмертье дала Рафаелю,

На глаза…

Не от них ли, бездонных,

Даже черствые души светлели?

Не сводил с нее взгляда,

Покуда дымку облак накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула мадонна навстречу.

Не безгрешная та, не богиня,

О которой земные не судят.

Просто мать.

И спросила о сыне,

Ею отданном людям.




Приложение № 3

Афоризмы о нравственности

Добро- это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло- это уничтожать жизнь, вредить жизни.



А.Швейцер
Лучше всех знает, что такое добро тот, кто испытал зло.

Англ.пословица
Люди обычно мучают своих ближних под предлогом, что желают им добра.

Л.Вовенгарг
Наказание делающим зло состоит в том, чтобы ответным добром заставить их устыдиться своих дел.

Индийское изречение
Лучше терпеть зло, чем причинять зло.

Г.Гессе
Доброе дело само себя хвалит.

Русская пословица
Страдание-наша тяжелая плата за все, что есть ценного в этой жизни,- за силу, за мудрость, за любовь.

Р.Тагор
Малые страдания выводят нас из себя, великие же- возвращают нас самим себе

Жан Поль
…Счастье-это не жизнь без забот и печалей, счастье-это состояние души.

Л.Толстой
Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

Б.Паскаль
Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит.

Грузинская пословица
Приложение № 4

Афоризмы о нравственности
Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И. Гете

Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь.



Б. Паскаль

Несчастные имеют более верное и точное представление о счастье.

А.В.Вампилов
Несчастье трудно перенести, счастье- страшно утратить. Оно стоит дорого.

Ж.Лабрюйер
Утешение для несчастного- иметь товарищей по несчастью.

Античный афоризм
Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.

Демокрит
Первейший долг человека- не быть малодушным.

Р.Роллан
Твердое сознание долга есть венец характера.

Н.В.Шелгунов
Поступай так, как велит тебе долг человека.

Цицерон
Совесть- тысяча свидетелей.

Античный афоризм
Приложение№ 5

Афоризмы о нравственности
Первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом.

Ювенал
Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно.

А.С.Пушкин
Будь слугой совести и хозяином воли.

Азербайджанская пословица

Другим прощай часто, себе- никогда.

Публилий Сир
Уважай себя если хочешь, чтобы тебя другие уважали.

Англ.пословица
Любить- значит жить жизнью того, кого любишь.

Л.Н.Толстой
Любить- значит делать доброе.

Л.Н.Толстой
Пока люди любят, они прощают.

Ф.Ларошфуко
В ком стыд, в том и совесть.

Русская пословица
Милосердие начинается у себя дома.

Англ.пословица
Лишь чужими глазами можно видеть свои недостатки.

Китайская пословица




скачать файл



Смотрите также:
Литература в школах Украины
262.54kb.
Съезд поддержан Администрацией Президента Украины и Кабинетом Министров Украины
176.42kb.
Манифест народовластия
41.62kb.
Координаторы конкурса по странам
53.64kb.
Земельные отношения регулируются целым комплексом нормативно-правовых актов: Конституция Украины от 28. 06. 1996 г., Земельный кодекс Украины от 25. 10. 2001 г. (далее по тексту зку); Лесной кодекс Украины от 21. 01. 1994 г
51.7kb.
Информационный лист
53.81kb.
Перспективы инвестиционного развития стратегических рынков россии и украины
259.43kb.
Административное право Украины Под ред проф. Бытяка Ю. П
7839.38kb.
Развитие проекта: Презентация служения по церквам Украины
15.26kb.
Литература 17 век Как и в предшествующее время, литература XVII в были тесно свя
81.86kb.
Утверждены приказом
1882.51kb.
Формировать представление об Украине; ознакомить с известнейшими городами, наибольшими реками Украины; расширить и уточнить знание учеников о Государственных символах Украины
55.04kb.