takya.ru   страница 1страница 2страница 3 ... страница 8страница 9
скачать файл

«Барабанщик»


Для игры используйте, например металлическую баночку, пластмассовое ведро, игрушечный барабан. Покажите ребенку, как нужно бить в барабан. После нескольких попыток у малыша обязательно получится «барабанный бой», ребенок испытает большое удовольствие от такого занятия. «Чудо-бусы»

Эта игра хорошо развивает мелкую моторику. Возьмите крепкую нитку или леску (диаметр ожерелья лучше сделать небольшим, чтобы малыш не смог надеть его на голову), нанижите на нее пуговицы различных цветов, формы и размера. Дайте исследовать ребенку ожерелье, пусть он перебирает пуговицы, передвигает их по нитке. «Волшебный карманчик»


Наденьте вещь с нагрудным карманом. Положите в него несколько разнообразных мелких предметов. Когда вы возьмете ребенка на руки, он скорее всего, заинтересуется содержимым кармана и будет перебирать находящиеся в нем предметы, доставая и складывая их обратно в карман. Внимательно следите, чтобы ребенок не брал их в рот! «Игрушки в вазе»


Дайте в руки малышу большую пластмассовую вазу с круглым донышком и несколько шариков. Одной рукой он может держать вазу, а другой складывать в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще увлекательнее. Данная игра хорошо развивает моторику рук. «Пальчики»


Растопырьте пальчики малыша, а ладошки сложите вместе. Назовите каждый пальчик. При назывании пальчики обеих рук должны несколько раз стукаться между собой. При чтении последних 2 строчек стихотворения ручки сожмите в кулачки и следите за тем, чтобы малыш тряс ими в такт стишку. В гости к пальчику большому


Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя!
(Поглаживайте ладошки малыша.)
Стала Маша
Гостей собирать:
(Загибайте по очереди пальчики ребенка.)
И Иван приди,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
А Митрошечка —
Ну, пожалуйста! (Покачайте мизинчик, прежде чем загнуть.)
Стала Маша
Гостей угощать:
(Разгибайте каждый пальчик, нажимая на подушечки.)

И Ивану блин,


И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин.
А Митрошечке —
Мятный пряничек!
Стала Маша
Гостей провожать:
– Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка,
Моя крошечка,
(Поцелуйте мизинчик ребенка.)
Да побудь со мной
Еще немножечко!

«Замок»

При чтении стихотворения ручки ребенка следует сцепить в замочек. На дверях висел замок.


Кто его открыть бы мог?
Мы замочек постучали,
Мы замочек покрутили,
Мы замочек посмотрели
И открыли! (Ручки расцепить.)
Эта игра хорошо развивает кисти рук.

«Солнышко»

Ладошку малыша сложите в кулачок, после чего начинайте читать стихотворение. Утро настает,


Солнышко встает.

(При этом пальчики из кулачков медленно разгибайте, образуя 2 солнышка.) Эй, братец Федя,


Буди соседей.

(Пальчиком одной руки легонько стучите по указательному пальчику.) Вставай, Большак!


Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
Вставай, Крошка-Митрошка!
Привет, ладошка!

(Разгибайте по очереди пальчики, начиная с большого, до мизинчика, предварительно дотрагиваясь до каждого из них.)



Упражнения для укрепления мышц и развития координации движений

«Переступание»


Держа ребенка под мышки, поставьте его ножками на ровную поверхность, чтобы малыш мог отталкиваться от поверхности ножками то попеременно, то обеими сразу, имитируя шаги и подпрыгивания. Такое упражнение укрепит мышцы ног и поможет подготовить их к ходьбе. «Игра с поворотами»

Поворачивание малыша в различных направлениях поможет ему сформировать представление о пространстве и учиться держать равновесие. Возьмите ребенка на руки и, придерживая его голову рукой, поворачивайтесь сначала в одну сторону, а затем в другую. Держите его спиной или лицом к себе. Во время поворотов напевайте какие-нибудь детские песенки. Чем чаще вы меняете поле зрения ребенка, тем быстрее у него развивается координация движений и чувство равновесия, которые необходимы для ползания и ходьбы. «Укрепляем ручки»


Если ваш малыш уже научился сидеть, с ним можно выполнять следующие упражнения: возьмите крепкую палочку или веревку, предложите ребенку ухватиться за нее ручками, затем поднимайте малыша из лежачего положения, чтобы он сел, и кладите обратно. Повторяйте такое упражнение несколько раз. Можно предложить ребенку браться за палочку ручками попеременно и производить действия, описанные выше. Таким образом будут укрепляться не только мышцы рук, но и живота. «Силач»


Упражнение выполняется с теми же предметами, что и предыдущее. Вместо палочки можно также использовать пластмассовые кольца. Возьмите колечко с одной стороны, а ребенок пусть ухватится рукой за другую сторону. Потяните кольцо на себя, потом дайте сделать то же самое малышу, оказывая слабое сопротивление. Повторите упражнение и для другой руки. «Переступание-2»


«Переступание-2» – вариант упражнения «Переступание» для детей постарше (8–9 месяцев). Поставьте ребенка около опоры (на пол у дивана, у стенки кроватки). Помогите малышу переступить в одну сторону, а затем вернуться в исходное положение. Повторите то же в другую сторону. Направляйте малыша. «Крепкие ножки»


Положите малыша на спинку и осторожно выпрямите его ножки. Когда они полностью распрямятся, слегка похлопайте малыша по ступням. Он тут же подожмет пальчики и согнет ножки. При этом напевайте веселые песенки и стишки. Хвалите малыша. Крепкие мышцы бедер сыграют большую роль, когда малыш начнет ползать и ходить. На шаре


Возьмите большой надувной мяч (он должен быть надут не очень туго). Положите ребенка животиком на мяч, и, придерживая ребенка, покатайте мяч вперед-назад. Данное упражнение хорошо укрепляет все группы мышц. Также рекомендуется младенцам с родовыми черепно-мозговыми травмами. Тренируем позвоночник


Положите малыша на спинку на пеленальный стол или диван. Возьмите в руки обе ножки ребенка, заведите их за голову малыша, не касаясь поверхности, затем верните в исходное положение. Повторите упражнение 5–6 раз. Ходим на руках


Положите ребенка животиком на мяч (диаметр 20–30 см), придерживая за ножки, слегка толкайте его вперед-назад. Это упражнение не только улучшает координацию движений, но и развивает ручки малыша. Затем упражнение можно усложнить: держите ребенка за ножки, пусть он сам пойдет на руках. Также можно положить впереди игрушку, чтобы малыш смог достать ее. «Достань игрушку»


На некотором расстоянии от ребенка положите игрушку, предложите малышу ее достать. Сидя у ребенка это вряд ли получится, поэтому он сначала попытается дотянуться до игрушки, если не удастся, попробует доползти до нее. Такое же упражнение можно использовать, обучая ребенка ходить, постепенно увеличивая расстояние до игрушки. Прятки


Малыши любят игры, в которых нужно прятаться и искать. Спрячьтесь за стулом, и пусть ребенок, подползая, попробует вас найти. Потом пусть малыш сам попытается спрятаться, а вы его ищите. Игра развивает мышцы рук и ног. Закрепляет навыки ползания. «Игра с надувным мячом»


Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как тот раскачивается. Игра направлена на координацию движений и развитие мышц рук. «Перетягивание каната»


Поиграйте с малышом в «перетягивание каната». Пусть он возьмется за один конец шарфа или пояса, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра. «Мы растем!»


Игра направлена на ориентирование в пространстве и развитие общей моторики. Все слова в стихотворении проиграйте с малышом. Потягушки, потягушечки!


От носочков до макушечки!
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!

Или: Вверх до неба,


Вниз до травки,
Вверх до неба,
Вниз до травки.
А теперь покружись,
И на травку повались!
Игры с малышами от 1 до 3 лет


Игры, способствующие развитию речи и мышления

В этом возрасте ребенок начинает активно разговаривать: сначала отдельными звуками и словами, затем складывая слова в предложения. Для гармоничного развития речи вашего ребенка в общении с ним придерживайтесь следующих правил: чаще обращайтесь к малышу, по имени; говорите простыми фразами, произнося их нараспев; используйте как можно меньше местоимений, заменяя их существительными; чаще комментируйте свои и его действия. «Пальчики в лесу»


Возьмите руку ребенка, повернув ее ладошкой к себе. Затем, проговаривая потешку, загибайте по одному пальчики малыша, начиная с мизинца: Раз, два, три, четыре, пять,


Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот лишь глядел!

«Гули-голубочки»

Держа ребенка на руках, машите его ручками, как крыльями. Прилетели гули,


Гули-голубочки.

(Положите руки на его головку.) Сели на головку


Моему сыночку (моей крошке-дочке).

(Машите ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек.) Ты, моя крошка,


Помаши ладошкой!
Кши, гули, кши!

«А вот и вся семья»

Вот дедушка,


Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья!

Взрослый по очереди пригибает каждый пальчик ребенка к клдошке, а при словах «а вот и вся семья» обхватывает своей рукой ребенка. «Назови предмет»


Чаще показывайте ребенку различные предметы, называя их. Покажите малышу предмет, привлекая к нему внимание ребенка, затем переведите на предмет свой взгляд и назовите его, например: «Это медвежонок» (цветок, карандаш, окно). Когда в следующий раз вы спросите малыша о предмете, он укажет вам на него, либо сможет его назвать. «Угадай игрушку»


Покажите ребенку 3–4 игрушки, он должен назвать их. Малыша следует сразу научить правильно называть предмет: «Это заяц» (собачка, утенок). Затем расскажите о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Эта игрушка – кошка. Она белая, мягкая и пушистая. Хвостик длинный, а уши короткие». Аналогично опишите другие игрушки, попросите ребенка их назвать. «Коробочка с секретом»


В эту игру можно играть на 2-м году жизни ребенка. Она не только развивает мышление, но и служит хорошим упражнением для пальчиков малыша. Для игры вам понадобятся различные коробочки. Это могут быть: – коробочки с выдвигающимся коробом, открывающиеся по принципу спичечного коробка; – коробочки с подвижной крышкой (типа пенала); – шкатулки с разными застежками; – различные коробочки из-под духов, особенно интересны упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно видеть, что находится внутри; – коробочки с застежкой-молнией или с крышкой на кнопках. Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький невидимый предмет, издающий звуки и вызывающий интерес ребенка. Привлеките внимание малыша к этому предмету и вызовите у него желание открыть коробочку и достать предмет. Во время игры поддерживайте его самостоятельные действия, но ни в коем случае не решайте за него предложенную задачу. Если малыш после долгих безуспешных попыток отказывается от решения задачи, помогите ему и совершите вместе «открытие». Когда ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный предмет, обязательно похвалите его, вместе рассмотрите находку, а потом снова спрячьте ее обратно, чтобы дать возможность малышу повторить найденный способ открывания. «Чем пахнет?»


Для детей 3 лет. Заранее следует приготовить предметы со специфическим запахом – мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. С детьми стоит заранее рассмотреть все предметы, рассказать, какие из них съедобные, вместе понюхать и попытаться определить запах – кислый, горький, сладкий, приятный или неприятный, съедобный или несъедобный. Затем завяжите ребенку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет. Игра развивает память, воображение и речь. «Найди отгадку»


На листе ватмана нарисуйте различные картинки: мебель, посуду, одежду, инструменты, транспорт. Затем загадайте загадки, а ребенку предложите найти на ватмане отгадку. Нитки для шариков


Надуйте шарик и, не завязывая ниткой, дайте малышу. Как только малыш возьмет шарик, он тут же сдуется. Объясните ребенку, что для того, чтобы шарик не сдувался, нужно его завязать ниткой. Затем надуйте шарик еще раз и завяжите его ниткой. После этого покажите заранее нарисованные на листе разноцветные шары без ниточек. Предложите малышу дорисовать ниточки к шарикам. Но сначала покажите, как это делать. Карандаш нужно приставить к хвостику шарика и вести вниз. Затем возьмите руку малыша и вместе с ним нарисуйте еще одну ниточку к шарику. Теперь предложите малышу самому попробовать нарисовать ниточки. И не забудьте похвалить ребенка за старание и усидчивость. После задания поиграйте с малышом воздушным шариком. Можно просто подбрасывать шарик вверх, можно, подбивая, перебрасывать друг другу. «Пуговки»



Игра развивает мышление и мелкую моторику пальцев. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать это самостоятельно. После того как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. «Тонет – не тонет»



Постелите клеенку, посередине поставьте таз с водой. Вокруг разложите различные мелкие тонущие и нетонущие предметы. Пусть ребенок начнет бросать в воду различные вещи (кусочки ткани, картона, монеты и др.) и посмотрит, как они будут вести себя в воде. Все его действия комментируйте. После этого пусть ребенок достанет предметы из воды. Вы снова прокомментируйте его действия (картон намок и рвется, а монеты такие же твердые и т. д.). «Спрячь зайчика от лисы»


Нарисуйте в центре листа карандашом или фломастером зайчика. Покажите малышу. Расскажите малышу короткую сказку: «Жил-был зайчик. Он очень любил морковку. Но чтобы до морковки добраться, нужно было каждый раз мимо лисы пробегать. Уж очень зайчик боялся лису. А лиса только и ждала, когда же зайчик за морковкой пойдет. Вот наш зайчик собрался за морковкой, а лиса притаилась и ждет. Зайчик тихо-тихо крадется, да лису не проведешь! Ой, вот сейчас догонит зайчика лиса! Куда нашему зайчику деваться? Давай поможем зайчику, спрячем его». Затем дайте малышу карандаш или фломастер такого же цвета, как и зайчик, предложите закрасить всего зайчика (заштриховать). Но сначала покажите, как это делается. Когда зайчик будет полностью заштрихован, похвалите малыша за то, что он спас его от лисы. Сверни ленту


Для детей 2,5–3 лет. Устройте для своего малыша интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые несложно сделать, например из карандашей). Если ленты будут разной длины, сворачивание длинной ленты займет больше времени. Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую. Разверните ленты в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Шарик на горке


Игра на развитие мышления. Сделайте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту. Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты. Сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. «Угадай, кого загадали!»



В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки, например кукла, гномик и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные, и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему нужно угадать, какую. Координаты загаданной игрушки, например, такие: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Малыш должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем поменяйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать координаты игрушки будет ребенок. «Сравнение»


Игра учит ребенка соотносить предметы с разными характеристиками. Предложите малышу рассмотреть 2 кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок должен дать куклам имена (Лена и Ира) и рассказать о том, что у Лены светлые и короткие волосы, у Иры – темные и длинные, у Лены серые глаза, у Иры – черные, Лена в платье, а Ира в юбке, то есть у кукол разная одежда. Затем начните задавать ребенку вопросы, на которые он должен ответить. «Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький), а другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами... (бросать, ловить, подбрасывать). Посмотри на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)» «Веселая и грустная»


Скажите ребенку, что девочка Маша стала играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Затем задайте малышу вопросы: «Как ты думаешь, почему Катя грустная?» (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) «Как другими словами сказать, что Катя грустная, какая она?» (Печальная, расстроенная.) «Что Катя делает?» (Грустит, печалится, огорчается.) «Что надо сделать, чтобы развеселить Катю?» (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) «Какими стали Катя и Таня?» (Веселыми, радостными.) «Скажи, какой»


Игра развивает мышление, речь и учит выделять и называть признаки предмета. Вам потребуется коробка и различные предметы. Затем достаньте из коробки предмет и назовите его: «Это яблоко», а ребенка попросите назвать признаки: «Оно красное, вкусное». «Это помидор». – «Он красный, круглый, спелый, сочный» и т. д. «Жили-были...»


Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди. Для детей 1 года вопросы должны быть простыми, для более старших – посложнее. Взрослый задает вопрос: «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» – «Он стал петушком». «Жила-была тучка, что с ней потом стало?» – «Из нее дождик пролился». «Жил-был ручеек, что с ним стало?» – «Зимой замерз (засох в жару)». «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» – «Из него цветок вырос». «Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» – «Из него сделали кирпич (вазу)» и т. д. «Комплимент»


Игра учит называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта, развивает мышление и речь. Скажите ребенку, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и всем рассказать, какая она красивая. После чего задайте малышу наводящие вопросы: «Кто это?» – «Кукла». «Какая она?» – «Нарядная, красивая». «Как зовут куклу?» – «Маша». «Что Маша умеет делать?» – «Играть (рисовать, петь, танцевать)». Вы говорите: «Давай вместе расскажем про Машу. Наша Маша... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице желтого цвета, белый бантик, белые туфельки, белые носочки)» и т. д. От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) перейдите к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению. «Магнитики»


Данная игра развивает внимание. Положите на лист бумаги или на стул мелкие металлические предметы (скрепки, монеты, пуговицы и т. д.), а под листом бумаги или стулом незаметно для ребенка двигайте руку с магнитом. Вместе с ребенком выразите крайнее удивление по поводу того, что пуговицы и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте малышу потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать его интерес к наблюдаемому явлению. Через некоторое время можно открыть секрет этого фокуса и дать ребенку попробовать подвигать предметы через бумагу. «Медвежонок и ежик»


Для этой игры приготовьте вырезанные из бумаги ягоды и грибы (по 5–6 штук) и 2 игрушки – медвежонка и ежика. Покажите ребенку зверюшек, затем посадите их в разные места и напомните, что медвежата любят ягоды, а ежики – грибы. После этого дайте ему заранее заготовленные лакомства и попросите отнести медвежонку все ягоды, а ежику – грибы. Когда малыш справится с заданием, поблагодарите его от имени игрушечных персонажей. По завершении игры вместе с ребенком аккуратно сложите игрушки и уберите их в недоступное для малыша место. Этим вы исключите привыкание и утомление от предметов, они останутся по-прежнему привлекательными и желанными. А привычка к порядку и организованности станет внутренней потребностью малыша. Игра с куклой


Дайте ребенку его любимую куклу или любую игрушку. Затем спросите его о кукле: «Она хочет есть?», «Она спит?» и так далее, после этого попросите ребенка выполнить то, что вы скажете: – поцелуй куклу; – обними ее крепко; – покачай ее; – дай кукле немножко молочка; – искупай ее в ванне; – поменяй ее пеленки. Все эти указания будут пробуждать у вашего малыша чувство ответственности, развивать речь и слух. «Угадай, что изображено?»


Игра направлена на развитие мышления. Для этой игры потребуются разрезанные картинки, на которых должно быть изображено то, что хорошо знакомо ребенку (например, собака, стул, самолет, огурец и т. д.). Покажите малышу половину изображения и попросите угадать, что на ней изображено. Картинку не обязательно разрезать, можно просто закрыть часть белой бумагой, а потом открыть ее и вместе удивиться, как это малыш смог отгадать. В более сложном варианте можно показывать не половину, а третью или четвертую часть картинки. «Цветные косички»


Прикрепите импровизированные пряди к стене или столу так, чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии, а нижние оставались свободными. В качестве прядей используйте цветные толстые и тонкие веревки, шнуры, жгуты, узкие и широкие шнурки, ремешки, ленты. Затем покажите ребенку косичку у куклы. После чего заплетите косы кукле или на приготовленном тренажере из 2, 3 и более прядей. Малышу еще не по силам плести настоящие косички, но он будет с удовольствием, подражая взрослому, переплетать, расплетать, скручивать и раскручивать «пряди», что доставит ему огромное удовольствие.



Игры на развитие воображения

скачать файл


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Логические задачи«Читаем вслух»Пословицы«Только одна буква»«Слова»«Звериные фамилии»«Урок литературы»«Спортивные игры»«Напечатай слово»«Непонятные слова»Настольные игры«Бак дайс»«Сетка»«Барбут»
1788.88kb.
О муниципальных спортивных играх школьников в рамках Всероссийских спортивных игр «Президентские спортивные игры»
703.53kb.
Положение школьном этапе всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
233.43kb.
Экономические деловые игры
72.78kb.
Густав Густавович Шпет Язык и смысл III, 5, b, g
600.29kb.
Олимпийские игры, их символика и ритуал
494.05kb.
Греческое слово «eleemon» означает жалкий, вызывающий жалость и сострадание (от этого слова произошло русское слово «алименты»). Греческое слово «eleemosune» означает «благотворение» или «благотворительность»
122.81kb.
О школьных спортивных играх школьников в рамках Всероссийских соревнований «Президентские спортивные игры» в 2011-2012 учебном году
777.65kb.
Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы детям
23.23kb.
1. Прием, осмотр, игры, самостоятельная деятельность. Утренняя гимнастика
20.88kb.
Английский – без деpressии
136.27kb.
Урок русского языка в 3 классе
93.42kb.