takya.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением

литературы и информатики Великого Новгорода»


Рассмотрена на педагогическом совете школы № 13 (протокол №___ от 28 августа 2009 г.)



«Утверждаю».

Директор школы№13:

________Земскова Г.М.

28 августа 2009г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЮНЫЕ БОТАНИКИ»

Авторы программы:

Г.Ф. Бидюкова, К.Н. Благосклонов, Т.А. Вершинина

Возраст обучающихся: (11 – 12 лет)

Срок реализации программы:1 год

Педагог дополнительного образования:

Мариничева Лариса Георгиевна

Великий Новгород

2009

ЮНЫЕ БОТАНИКИ

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе типовых программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ « Исследователи природы» Министерства просвещения СССР.

В основу программы положены принципы: научности, преемственности основного и дополнительного образования, доступности, краеведческий и исследовательский.



Целью программы является: освоение знаний о строении и жизнедеятельности растений, их многообразии; овладение умениями проводить наблюдения, ставить опыты.

Программный материал представляет собой целостную систему, включающую в себя теоретический и практический курсы и решающий следующие задачи:

1. Расширение и углубление школьных знаний биологии, приобретение

системы новых знаний по данному предмету.

2. Освоение практических умений, навыков, методов работы,

3. Освоение навыков экспериментальной, научно-исследовательской работы.

4. Освоение навыков самостоятельной работы с книгой.

5. Общественно полезная направленность деятельности коллектива.

6. Участие в природоохранных акциях и операциях городских, областных,

Всероссийских и Международных.

В процессе занятий учащиеся знакомятся с задачами изучения и сохранения растительных богатств, ролью растений в биосфере Земли, биологической и хозяйственной продуктивностью разнообразных типов растительных покровов в разных условиях и в разных поясах Земли.

В программу введен ботанический практикум, состоящий из двух разделов: 1) знакомство с вегетативными органами растений, 2) знакомство с генеративными органами растений.



Цель практикума — дать ребятам специальные знания и навыки морфологической характеристики растений, необходимые во всей дальнейшей работе юных ботаников.

По окончании практикума необходимо обсудить выполненные работы, дать оценку каждой из них.

Большую часть практических работ надо проводить непосредственно в природе или на учебно-опытном участке, прививая ученикам навыки исследования растений в полевых условиях и бережное отношение к природе.

В процессе занятий необходимо больше привлекать юных ботаников к работе с литературой, составлению реферативных докладов, сбору интересных сведений о растениях по литературным источникам, оформлению фотоальбомов по видовому составу растений местной природы, по экологии и систематике, составлению и оформлению листков «Это интересно знать».


Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 11-12 лет.

Срок реализации - 1 учебный год.

  • 2 часа в неделю, 68 учебных часов в год.

Ведущей формой организации обучения является - групповая.

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей:

Наполняемость группы не менее 10 человек. (В пределах требований СанПиН).

Ожидаемый результат:

По окончании обучения учащийся должен



знать:

  • особенности строения растительной клетки.

  • особенности строения органов растения.

  • среды обитания организмов, экологические факторы.

  • наиболее распространенные виды растений Новгородского края.


уметь:


  • распознавать клетки, органы растений.

  • приготовлять микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.

  • наблюдать сезонные изменения в жизни растений.

  • различать редкие, лекарственные, сорные, ядовитые растения.

Формы подведения итогов реализации данной программы разнообразны:




  • участие в месяце естественнонаучных дисциплин.

  • участие в конкурсе рисунков «Сохраним природу».

  • участие в школьной конференции «Юные исследователи окружающей

  • среды».

  • оформление фотоальбомов «Видовое разнообразие растений

  • Новгородского края»

  • выпуск газеты «Это интересно знать».

  • Ежегодная выставка работ учащихся в мае.

ЮНЫЕ БОТАНИКИ

Учебно-тематический план.




Наименование тем


Всего часов



В том числе

Теорети­ческие

занятия


Практи­ческие работы

1.

2.

3.



4.
5.

6.

7.



8.
9.

10.


11.

12.


13.

Вводное занятие

Значение гербаризации в изучении растений

Явления в жизни растений осенью

Ботанический практикум по морфологии растений

Определение растений

Растения зимой

Гербарий

Особенности растений водной среды и влажных мест обитания

Весенние явления в жизни растений

Сорные растения

Хозяйственно-ценные растения местной флоры

Фитонцидные свойства растений

Итоговое занятие


2

2

2


26

8

2



6
6

8

2



1

1

2



2

2

1


6

2

1



4
2

4

1



1

1

2



1


20

6

1



2
4

4

1






Итого

68

29

39



Содержание курса
1. Вводное занятие.(теория-2 часа) Знакомство с кружковцами; сообщение плана работы на год; уточнение расписания занятий кружка; правила для кружковцев и другие организационные вопросы. Инструктаж по ОТ в кабинете биологии.

Беседа руководителя на тему «Растительный покров Земли». Общее знакомство с географическим распределением растительности на планете. Леса, луга, степи, болота, горы, пустыни, водные пространства — места обитания растений. Разнообразие растительного мира. Науки, изучающие растительность и растения.


2. Значение гербаризации в изучении растений. ( теория-2 часа) Значение гербаризации в изучении растительного мира вне периода вегетации или в дали от естественных мест обитания. Основные правила сбора растений, засушивание, этикетаж. Снаряжение ботаника для работы в полевых условиях. Рассказ о крупнейших гербарных коллекциях мира.
3. Явления в жизни растений осенью. (теория – 1 час)

Изменение окраски листвы, листопад. Физиологическая сущность опадания листьев: влияние регуляторов роста (гормонов) на процессы листопада. Значение листопада в жизни растений. Подготовка растений к зиме; однолетние и многолетние травянистые растения осенью.



Практические работы.(1 час) Наблюдения осенью за явлениями в жизни отдельных деревьев и кустарников. Выделение красящих пигментов из листьев. Посадка травянистых растений в горшки и подготовка их к цветению зимой (мать-и-мачеха, одуванчик, чистяк, лютик кашубский, медуница, сцилла и др.). Сбор растений для гербария.

Экскурсии в природу (парк, сад).


4. Ботанический практикум по морфологии растений. (теория - 6 часов) Вегетативные органы растений.

Практические работы (20 часов)

Корень: главный, боковые, придаточные корни. Корневые системы. Видоизменения корня: корнеплоды, корневые шишки, корни-присоски и т. д.

Побег: узел, междоузлие, листья, пазуха, верхушечная и пазушная почки, кроющий лист, удлиненные и укороченные побеги, цветочная стрелка. Метаморфозы побега: 1) видоизменения подземных побегов (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица); 2) видоизменения надземных побегов (кладодии, филлокладии, колючки, усы).

Стебель: разветвленность, направление роста, поперечное сечение.

Почка: строение вегетативной и генеративной почек.

Лист: части листа, положение листа на стебле, прилистники, листорасположение, форма листовой пластинки, край листовой пластинки, жилкование, форма верхушки и основания листовой пластинки, три категории листьев, простые и сложные, размеры и продолжительность жизни. Метаморфозы листьев: чешуйчатые, почечные чешуи, чешуи луковиц, усик, колючка, филлодин, мясистые листья, лист насекомоядных растений и т. д.

Генеративные органы растений.

Расположение цветков: а) одиночные цветки: б) ботрические соцветия (кисть, щиток, колос, початок, зонтик, головка, корзинка); в) цимозные соцветия (монохазии, дихазии, плейохазии).

Цветок: симметрия цветка, расположение частей, цветоложе, простой околоцветник, двойной околоцветник (чашечка, подчашие, венчик), андроцей, гинецей, положение завязи, полный цветок, формула цветка, диаграмма.

Плоды и различные типы их распространения.



Сбор материала для составления индивидуальных справочников и для работы кружка зимой. Зачет по практикуму.
5. Определение растений. (теория 2 часа) Знакомство с определителями. Различные типы определителей; ботанические атласы.

Практическая работа. (6 часов) Определение растений местной растительности в природе.

Экскурсии в природу.
6. Растения зимой. (теория - 1 час) Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных деревьев и кустарников. Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Развитие раннецветущих растений под снегом.

Практические работы. (1 час) Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Годичный прирост деревьев и кустарников. Определение будущего урожая плодовых и дикорастущих деревьев и кустарников по генеративным почкам. Наблюдения за распусканием почек деревьев и кустарников на ветках, поставленных в воду в разное время (с декабря по март

Экскурсия в природу (парк, сад).
7. Гербарий. (теория – 4 часа) Крупнейшие гербарии научных учреждений страны. Международные правила монтировки гербария. Форма и написание этикеток. Хранение гербария.

Практические работы. (2 часа) Монтировка гербария (подготовка гербарного листа, расположение растений, прикрепление растений к гербарному листу); этикетаж.
8. Особенности растений водной среды и влажных мест обитания. (теория - 2 часа)Разнообразие растений местных водоемов. Основные группы водных растений: подводные, плавающие, частично погруженные в воду, частично находящиеся в воздухе (камыши, манник, рогоз, ряска, стрелолист, рдест, ежеголовка и др.). Особенности их вегетативных и генеративных органов.

Практические работы.(4 часа) Сравнение вегетативных и генеративных органов наземных и водных растений (по материалам ботанического практикума). Микроскопические исследования водных растений. Размножение водных растений (вегетативное) в аквариумах. Опыты по влиянию внешних факторов на рост и развитие растений в аквариумах.
9. Весенние явления в жизни растений. (теория 4 часа)Начало сокодвижения у деревьев и кустарников; набухание почек; цветение деревьев и кустарников; особенности цветения ветроопыляемых растений (орешник, ольха, береза); особенность цветения клена остролистного; насекомоопыляемые деревья и кустарники; сроки их цветения в зависимости от появления насекомых; начало вегетативного роста растений и переход в генеративную стадию. Раннецветущие травянистые растения местности.

Практические работы. (4часа)Наблюдения за весенними явлениями у отдельных видов и экземпляров растений (во дворе, по пути от дома до школы и т. д.), доступных для ведения систематических наблюдений. Продолжение наблюдений, начатых осенью; составление календарей роста и развития растений в весенний период.

Экскурсии в парк.
10. Сорные растения. (теория 1 час) Происхождение сорных растений; места распространения; приспособления к жизни рядом с культурными растениями; мимикрия; способность семян к постепенному прорастанию; плодовитость (вегетативная и генеративная); однолетние, двулетние и многолетние сорные растения. Сорные растения-путешественники. Относительность понятия «сорные растения». Использование сорных растений в медицине. Введение некоторых из них в культуру. Современные безвредные методы борьбы с сорной растительностью в сельском хозяйстве.

Практические работы. (1 час)Знакомство с сорной растительностью своей местности (в поле, на огороде, по обочинам дорог, вблизи жилья человека, по лесным дорогам). Наблюдения за сроками появления различных сорных растений (в течение вегетационного периода) на одном из выбранных участков. Наблюдения за размножением отдельных видов сорных растений. Учет потомства. Анализ почвы культурных угодий для определения количества семян сорных растений. Сбор растений для гербария.

Экскурсии на пришкольном участке.

11. Хозяйственно-ценные растения местной флоры. (теория – 1час). Пищевые, лекарственные, ядовитые растения; их вред и польза; декоративные растения, используемые в озеленении; дубильные, эфиромасличные растения.
12. Фитонцидные свойства растений. (теория – 1час) Способность зеленых растений выделять летучие вещества—фитонциды. Значение фитонцидов в борьбе с болезнетворными микроорганизмами воздушной среды (особенно в условиях города). Способность фитонцидов оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на соседствующую растительность и животные организмы.
13. Заключительное занятие.(2 часа) Выставка итогов работы кружка за учебный год. Охрана природы в Великом Новгороде.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей «Юные ботаники».
Дидактический материал:

  1. Видеофильмы по разделу «Ботаника», DVD.




  1. Комплекты таблиц по разделу «Ботаника».




  1. УМК «Школа Кирилла и Мефодия. Ботаника»

Материально-техническое оснащение занятий:




  1. Компьютер

  2. Проектор.

  3. Микроскопы

  4. Наборы микропрепаратов по морфологии растений.

  5. Гербарии растений.

  6. Коллекции: «Овощи», «Фрукты», «Сорта томатов», «Сорта яблок».

Инструменты и приспособления:

  1. Лотки для проведения лабораторных работ с оснащением.

  2. Ножницы.

  3. Секаторы.

Кабинет для обучения:

  1. Столы -18шт.

  2. Стулья – 36шт.

  3. Доска школьная меловая – 1шт.


Список литературы
Литература для преподавателя:
Е.Н. Андреева. О.В. Балун. Э.А. Юрова и др. Кадастр флоры Новгородской области «Лемма». Великий Новгород. 2009г.
З.Е. Антонова. К.С. Лисицин, С.М. Гетманцева и др. География Великого Новгорода. «Новгородский гос.университет». Великий Новгород. 2009г.
М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты в вопросах и ответах. «Учитель». Волгоград. 2007г.
Г.А. Воронина. Школьные олимпиады. Биология. «Айрис-пресс». М. 2007г.
Обзор. Состояние окружающей среды Новгородской области. 2004г. Великий Новгород. 2006г.
Г.П. Яковлев. Ботаника для учителя.Ч.1.Ч.2. «Просвещение». М. 1996г.
Литература для учащихся:
В. Рохлов. А. Теремов. Занимательная ботаника «АСТ-Пресс». М. 1998г.
Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике.«Просвещение» М. 1985.
Журнал «Юный натуралист».
скачать файл



Смотрите также:
Мариничева Лариса Георгиевна Великий Новгород 2009 юные ботаники пояснительная записка Данная программа
113.02kb.
Семенова Татьяна Ивановна 2011 пояснительная записка Данная рабочая программа
927.26kb.
Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе: примерной программы по математике для основной школы
33.25kb.
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе: примерной программы по математике для средней (полной) школы
35.05kb.
2. Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 «Б» класса школы
493.02kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов
168.87kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 6 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
433.47kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория по учебному предмету «Русский язык» 4 класс Система Л. В. Занкова 2011-2012 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
324.89kb.
Пояснительная записка. Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечникова «Общая Биология»
256.02kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа реализует образовательную область «Социализация»
1846.75kb.
Уч г. Пояснительная записка данная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста
66.65kb.
Пояснительная записка Данная рабочая учебная программа по английскому языку разработана для обучения в 6 классе мбоу «Афоньевская оош»
392.04kb.