takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл
Методическая разработка

раздела образовательной программы

на тему:

"Влияние речевого развития детей

раннего и дошкольного возраста (с 2 лет до 4 лет),

на коммуникативную активность"

Выполнила:

учитель-логопед

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детский сад компенсирующего вида № 294

Юматова Елена Михайловна

Нижний Новгород

2013


Содержание
Введение

I Теоретическая часть



  1. Влияние развития экспрессивной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на коммуникативную активность.

    1. Проблема изучения и коррекции развития детей раннего и младшего дошкольного возраста при задержке речевого развития.

    2. Что же такое общение?

    3. Общение – основное условие развития ребенка.

    4. Что же такое социализация?

II Практическая часть

  1. Цель, задачи работы.

    1. Методы, принципы работы.

  2. Компоненты и параметры, выделенные в составе структуры отклоняющегося развития при ЗЭР.

  3. Характеристика группы.

  4. Особенности обследования речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

4.1. Принципы обследования.

4.2. Критерии и оценка обследуемых компонентов.

5. Логопсихологические особенности (новообразования) в коммуникативном развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.

6. Каким же образом дети группы осваивали игровую деятельность?

7. Создание благоприятных условий для общения детей друг с другом и взрослым.

8. Использование активизирующих техник, предложенных А. В. Волковой.

9. Создание портфолио на каждого ребенка (с помощью родителей).

10. Формирование представлений о правилах общения.

11. Совместная работа дошкольного учреждения с родителями.

12. Проблемы раннего речевого развития в свете ФГТ.

Итоги работы. Выводы

Заключение

Литература
Введение
Преобразования в жизни российского общества, обусловленные его вступлением в новую, постиндустриальную фазу развития, актуализировали значимость подготовки подрастающего поколения как конкурентно способного в разных сферах жизнедеятельности, мобильного в условиях стремительного технического прогресса, креативного и коммуникативного в масштабах глобальной мировой интеграции. Закономерным следствием данных процессов становится возрастание требований со стороны семьи, общества и государства к качеству, эффективности, глубине и уровню образования детей на всех возрастных ступенях. Особое внимание мирового психолого-педагогического сообщества привлекает максимальная реализация возможностей развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, что было подтверждено на международной конференции по проблеме воспитания и обучения детей младшего возраста, проводившейся по инициативе ЮНЕСКО в сентябре 2010 года в Москве.

Одной из основных задач воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста является формирование языковых средств речи, которые, в свою очередь, дадут возможность вырастить коммуникативное, конкурентно способное, мобильное поколение.

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Ребенок овладевает речью как средством общения и приобретением знаний, как видом деятельности. По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не является врожденной, формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими. Речь возникает из потребности высказаться, высказывания взрослого человека порождаются определенными побуждениями, а у детей – только при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит, потребность в общении – первое условие речевого развития. Следовательно, нарушение мотивации к речевой деятельности приводит к нарушению коммуникативной деятельности и общения в целом.

Особые сложности в плане речевого общения имеют дети с речевыми нарушениями. Это проявляется в несформированности языкового компонента, включающего звукопроизносительную сторону речи, лексико-грамматический строй, связную монологическую речь, а также некоторые когнитивные компоненты: речевое мышление, воображение, речеслуховую память, и в неумении применять данные средства на практике.

Проблема недоразвития речи современных детей весьма актуальна. Её изучением занимаются ученые различных областей науки: языкознания, лингвистики, психолингвистики, нейропсихологии, психологи, коррекционной педагогики. По мнению Р. Е. Левиной, М. И. Лисиной, в настоящее время определены всевозможные пути формирования языковых средств речи. Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос все-таки еще не получил достаточного практического осмысления.

Часто воспитатели и родители сталкиваются с тем, что дети, вместо того, чтобы сказать что-либо словами, пожимают плечами, или чтобы высказаться по поводу заинтересовавшего их объекта, молча указывают пальцем в нужном направлении. Иногда для привлечения внимания говорят: "Мам, смотри!", или теребят одежду стоящего рядом взрослого. Речь заменяется системой жестов, на которую взрослые часто не обращают внимания, считая её нормой. А между тем дошкольное детство – "Золотой" период, во время которого закладываются у ребенка способности к общению, обмену информацией, получению новых впечатлений. Пройдет совсем немного времени после ухода из детского сада, и он сам будет считать нормой то, что не может выразить мысль словами и ему не слишком нужно общение. А еще через некоторое время будет уверять, что "Ну не умеет правильно высказаться и все тут", потому что от природы ему этого не дано.

Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить "Говорунка" (термин В. В. Зеньковского), но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в диалогах и полилогах, описанию предметов и явлений и многому другому все-таки можно, если заниматься этим системно, технологично и главное не скучно для ребенка.

I Теоретическая часть

1. Влияние развития экспрессивной речи детей раннего и дошкольного возраста на коммуникативную активность

1.1. Проблема изучения и коррекции развития детей раннего и младшего дошкольного возраста при задержке речевого развития,

является крайне актуальной, это связано с тем, что ряд новообразований, свойственных детям раннего возраста при задержке речевого развития появляются лишь в дошкольном возрасте либо не появляются совсем, это обуславливает специфические особенности психического развития. Логопедическая коррекция, направленная на проблемы коммуникативного развития, компенсаторно стимулирует появление речи, нормализуя психическое развитие в целом.

По мнению В. И. Лубовского проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в раннем возрасте является весьма актуальной, она только начинает разрабатываться в России. Диагностика недостатков развития в раннем возрасте практически совсем не рассматривалась, а коррекция, хотя и велась отдельными специалистами с детьми в индивидуальном порядке, научному изучению не подвергалась.

Высокая пластичность созревающих мозговых структур, быстрое развитие общемоторных навыков, "семимильные" шаги в овладении социально детерминированными умениями и навыками, стремительное развитие речи и овладение родным языком – все эти особенности детей от рождения до четырех лет делают сверхпривлекательной идею раннего интенсивного обучения. Конъюнктурные попытки её реализации без учета закономерностей анатомо-физиологического и психического развития ребенка приводят к бесцельной "эксплуатации" мышления малыша. Иными словами, по выражению нейропсихологов Ж .М. Глозман и А. А. Цыганок, нельзя сформировать у ребенка то, к чему еще не готов его мозг и организм в целом.

Проблема воспитания и обучения детей раннего возраста существенно усугубляется тем, что наблюдается значительное увеличение числа детей с неврологической симптоматикой пренатального и раннего постнатального генеза. Данные состояния становятся предрасполагающими для дальнейшего возникновения разнообразных нарушений развития ребенка –- от более легких локальных до тяжелых системных.

Уже в конце 90-х годов ХХ века А. Л. Битова, Р. П. Дименштейн, И. Л. Ларикова, А .А. Цыганок отмечали, что 60% детей в массовых детских садах имеют те или иные трудности развития.

Большое количество детей от 2 до 4 лет, имеющих в анамнезе неврологическую симптоматику. Наиболее частыми являются такие диагнозы, как пренатальная энцефалопатия, гипо- или гипертонус мышц, минимальная мозговая дисфункция, причем некоторые диагнозы встречаются в комплексе. Как следствие, увеличилось проявление таких отклонений в развитии детей, как нарушение нейродинамической организации психической деятельности, сенсорные расстройства, эмоциональная неустойчивость, а общей для всех детей стала проблема речевого развития, и как следствие, низкий уровень коммуникативной активности. Именно эта речевая функция оказывается наиболее уязвимой при любых нарушениях психического и физического онтогенеза, а уже в свою очередь нарушения речи дезинтегрируют всю психическую деятельность, поведение и эмоционально-личностную сферу ребенка.
Существует несколько периодизаций речевого развития ребенка от рождения до 3 лет. Они имеют в своей основе разные аспекты: особенности развития коммуникации, становление высказывания, характеристика речевой продукции детей и т.п. Приведем один из подходов к определению этапов, периодов становления речи.
Схема системного развития нормальной детской речи

(составлена Н. С. Жуковой)

Основанием периодизации является становление фразовой речи.

Онтогенез речи рассматривается как весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

I период - предложения из аморфных слов-корней

от 1г. 3 мес. до 1г. 10 мес.

II период - усвоение грамматической структуры предложения

от 1г. 10 мес. до 3 лет

III период - усвоение морфологической системы русского языка

1 подпериод (от 3 лет до 4 лет)

2 подпериод (от 4 лет до 7 лет).
Коммуникативно-познавательные периоды раннего детского возраста

(Е.Н. Винарская)

Основанием периодизации послужило становление эмоционального познания ребенком окружающего

и эмоциональной коммуникации, их взаимообусловленность и взаимосвязь.

I период (от рождения до 2-3 месяцев) - период младенческих криков

II период (от 2-3 месяцев до 5-6 месяцев) - период гуления

III период (от 5-6 месяцев - 9-10 месяцев) - период раннего лепета

IV период (от 9-10 месяцев - до 12-14 месяцев) - период лепетных псевдослов

V период (от 12-14 месяцев до 18-20 месяцев) - период позднего мелодического лепета.


Кроме периодов коммуникативно-познавательного развития в раннем возрасте Е. Н. Винарская разработала последовательные уровни развития коммуникативно-познавательной способности ребенка. В них показано, как прогрессивно развивающиеся формы познания окружающего мира и способы коммуникации, формирующиеся в социальной среде на базе врожденных биологических предпосылок, зависят от ведущей активности то одних, то других отделов мозговой коры. Патологические процессы, поражая кору мозга неравномерно и в состояниях разной степени зрелости клеток, оказывают негативное влияние на коммуникативно-познавательное развитие ребенка раннего возраста.
Последовательные уровни развития коммуникативно-познавательной способности ребенка

(Е.Н. Винарская)


Последовательные уровни развития коммуникативно-познавательной способности

Преимущественные способы познания окружающего мира

Преимущественные средства коммуникации

Ведущие отделы мозга

III уровень

Абстрактное мышление с сигнификативной функцией слова

Контекстная речь с лексически, грамматически и фонетически детерминированной структурой

Третичные ассоциативные поля мозговой коры

II уровень

Конкретное комплексное мышление с индикативной (номинативной) функцией слова

Аморфные слова и слова-предложения ситуационно-обусловленной детской речи, представленные синкретичными слоговыми структурами и их последовательностями

Вторичные ассоциативные поля коры

I уровень

Эмоциональное субъективно-ценностное познание мира

Эмоционально выразительные знаковые комплексы, включающие в себя мимику, пантомиму, жесты, паралингвистические интонации с такими их национально-специфическими единицами как вокализации, сегменты восходящей звучности, псевдослова, псевдосинтагмы

Проекционные поля коры



Н. И. Лепская в развитии речи детей от рождения до 3 лет выделяет условно две стадии

на основании развития средств коммуникации:

1 стадия - доречевая стадия развития ребенка (от рождения до 12 месяцев);

2 стадия - начальные этапы речевой стадии развития коммуникации (от 12 до 36 месяцев).

В исследованиях европейских и американских психолингвистов период от рождения до 3 лет называют "Критическим периодом" в овладении речью, так как на протяжении этого времени речь осваивается "без усилий" при условии полноценного речевого общения со взрослыми. В случае депривации речевой функции, т.е. отсутствия или недостаточности речевого общения с ребенком, развитие речи не происходит или идет аномально.


Выявляющиеся индивидуальные различия в речевом развитии закономерно определены следующими факторами:

1) Индивидуализированность процесса созревания структур, определяющая функциональную готовность мозга к осуществлению тех или иных психических функций;

2) Индивидуально-типологические особенности ребенка: протекание нервных процессов, темперамент и др.;

3) Отсутствие или наличие поражений центральной нервной системы во внутриутробный, родовой или ранний период развития ребенка;

4) Общее состояние здоровья ребенка, отсутствие или наличие соматических заболеваний;

5) Особенности раннего эмоционального контакта с матерью, определяющего начало развития речи;

6) Благополучие процесса общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностного и ситуативно-делового;

7) Специфика речевой среды, в которой растет ребенок;

8) Разнообразие и развивающий характер окружающей ребенка среды как основного источника получения знаний об окружающем мире в процессе практической деятельности;

9)Учет и своевременное развитие взрослыми ведущих видов деятельности ребенка: ситуативно-личностного общения и предметно-манипулятивной деятельности, игровой деятельности.


Таким образом, предлагаемые периоды речевого развития носят условный характер, предполагая наличие вариативности в сроках их протекания в зависимости от индивидуальных темпов развития ребенка.

Обобщая вышеизложенные исследования о периодизации речевого развития ребенка младенческого и раннего возраста, а также детализируя его последовательность на основании особенностей общего психомоторного развития, можно предложить следующие этапы.


Этапы развития речи ребенка от рождения до 3 лет

I этап (от рождения до 1 года) - подготовительный, характеризуется развитием предпосылок речи.

Выполняемые функции - коммуникативные и эмоциональные функции. Появляется номинативная функция.

II этап (от 1 года до 3 лет) - начальный этап развития речи и овладения языковыми средствами, характеризуется началом усвоения ребенком нормативных средств родного языка.

Выполняемые функции - коммуникативная, эмоциональная, номинативная функции. Сигнификативная функция.
Таким образом, зарождаясь на базе врожденных безусловно рефлекторных программ оборонительного поведения (крик), происходит становление речи ребенка под влиянием ситуативно-личностного, эмоционального общения с взрослым и сверстниками, воспитывающего и развивающего влияния окружающей социальной среды, появляются начатки коммуникативного общения.
1.2. Что же такое общение?

Общение выступает в качестве неизбежного условия коммуникативности человека, его социализации в обществе. Общение – сильнейшее средство формирования у человека отношения к другим людям, а также к самому себе. Посредством общения человек строит отношения с окружающими его людьми: через познание другого человека познает самого себя, формирует собственное "Я".

Педагогическое общение – это не просто действия того или иного субъекта или воздействие одного субъекта на другого, а процесс их взаимодействия.

В ходе взаимодействия обнаруживается:



  • содействие (или противодействие, которое разрушает общение);

  • согласие (или противоречие, что затрудняет общение);

  • сопереживание (или равнодушие);

  • тактичность (или бестактность).

Педагогическое общение, организованное педагогом, предполагает включение интересов, переживаний ребенка в сферу своих интересов.

Педагог в процессе реализации коммуникативной функции помогает ребенку не только организовать общение, как простой обмен информацией, но и прилагает усилия к тому, чтобы привести его к взаимодействию, способствующему формированию самосознания, гармонии отношений с самим собой, с окружающими людьми (сверстниками, взрослыми - социумом, что благоприятствует успешной социализации личности ребенка).

Исходная функция – открытие ребенка на общение:


  • пробудить желание выйти на общение;

  • снять психологические зажимы;

  • снять страх перед неизвестностью;

  • убедить ребенка в его свободном выборе характера общения;

  • повысить самооценку и уверенность в себе;

  • убедить в положительном отношении к нему другого ребенка, сверстника.

Это играет решающую роль на начальном этапе общения: оно состоится или не состоится. Важно поддержать ребенка в его выходе на общение, оказать ему помощь, принять часть трудностей на себя, с уважением относиться к его внутреннему миру.
Ведущие функции общения

Коммуникативная – передача и прием информации с помощью различных средств (вербальных и невербальных).

Перцептивная (восприятие другого человека). Достижение положительного результата связано с адекватным отражением друг друга, накоплением и обобщением правильной информации друг о друге.

Интерактивная (организация взаимодействия).

Зоны общения – интимная (0-40 см).

Личная дистанция – 0,4,-1,5 м. - именно здесь происходит обмен информацией, опытом и т.д.

Социальная зона – 1,5-4 м.

Общественная зона – от 4 м.


Уровни общения:

1. Примитивный уровень – собеседник не партнер, а предмет нужный, либо мешающий.

2. Манипулятивный уровень – партнер соперник в игре, которую надо выиграть, интерес к слабым местам собеседника.

3. Стандартизированный уровень – общение на стандартах, интерес к партнеру, как носителю некоторой социальной роли.

4. Конвенциональный уровень – интерес к личности партнера, собственная открытость, позиции взаимодополняемые, общение в рамках той ситуации, которая сложилась.

5. Деловой уровень – интерес к личности партнера возникает именно с точки зрения деловых качеств, позиции в общении равные, открытость достаточно большая, отношения взаимной привязанности до антипатии.

6. Игровой уровень – в общении партнеры играют друг в друга, возможен, если партнеры знают друг друга, общение делается праздничным, увлекательным. В педагогическом общении эффективен (когда педагог играет роль рассеянного нуждающегося в помощи детей).

7. Духовный уровень – высший уровень человеческого общения, соединяет самые привлекательные качества игрового и делового общения, интерес к личности партнера, стремление к согласию. Интерес к личности партнера максимально глубокий.


Правила педагогического общения

1. Формирование чувства МЫ (устранение ряда барьеров, которые могут возникнуть в процессе общения).

2. Обязательное установление личностного контакта с детьми (одному ребенку необходимо тактильное прикосновение, другому достаточно взгляда и т.д.).

3. Демонстрация собственной расположенности (интонация, взгляд).

4. Показ ярких целей совместной деятельности (перспектива далекая, близкая).

5. Постоянное проявление интереса к ребенку (уметь слушать и при этом слышать).

6. Оказание и просьба помощи.
1.3.

а) Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослыми:


  • ситуативно-личностное;

  • ситуативно-деловое;

  • внеситуативно-познавательное;

  • внеситуативно-личностное (по М.И. Лисиной).

Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, приносятся в семью.

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличия у ребенка умений для её выполнения.

б) Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольников с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Вследствие этого существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общение.

Необходимо создание условий благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями, с другими людьми.

Для этого нужно:



  • пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения, взаимодоверия;

  • создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои индивидуальные способности;

  • развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;

  • обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;

  • и самое главное, создание условий для речевого развития ребенка соответственно возрасту.

То есть формирование у ребенка языковой компетентности.

Под языковой компетентностью подразумевается свободное выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых – жестах, мимических, пантомимических) средств. "Показателем языковой компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно исторически сложившиеся речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах – общечеловеческие способы выразительного поведения".

Социальная или коммуникативная компетентность состоит из нескольких компонентов: мотивационного, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности: проявление доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия; когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния; поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образов поведения.

"Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке; способен выбрать адекватную альтернативу поведения; знает меру своих возможностей; умеет попросить о помощи и оказать её; уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих; управляет своим поведением и способами общения", то есть происходит социализация ребенка уже в дошкольном возрасте.


1.4. Что же такое социализация?

Социализация – это процесс вхождения ребенка в общество, приобретение им определенного социального опыта через многообразие социальных институтов.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации современной деятельности детей.

В нашем случае, социальный институт - это дошкольное учреждение. Основоположники И. Кули и Д. Г. Мит считали, что сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Социальная адаптация (приспособление) – это процесс и результат встречной активности субъекта (в нашем случае, ребенка) и социальной среды, она предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к ребенку, с его установками и социальным поведением, согласование самооценок и притязаний ребенка, с его возможностями и с реальностями социальной среды. Адаптация – это процесс и результат становления ребенка индивидом, социальным существом. Обособление – это процесс автомизации ребенка в обществе. Результат этого процесса – потребность ребенка иметь собственные взгляды (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать его касающиеся вопросы, способность противостоять тем или иным ситуациям, которые мешают его самоопределению, самореализации (поведенческая автономия). Обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности. То есть в процессе социализации заложен внутренний до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации и степенью обособления человека в обществе.

Эффективная социализация предполагает баланс между адаптацией и обособлением человека в обществе.

Существуют следующие механизмы социализации:


  • Социально-психологические механизмы, они затрагивают сознание и подсознание человека.

1. Импритинг – это фиксирование ребенком на рецепторных и подсознательных уровнях, воздействующих на него объектов. Работает преимущественно в младенчестве и раннем детстве.

2. Экзостоциональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения.

3. Подражание – следование какому-нибудь примеру, образу.

4. Идентификация – это процесс неосознанного отожествления себя с другим человеком или группой людей.

5. Рефлексия – это внутреннее состояние, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности.


  • Социально-педагогические механизмы – они затрагивают деятельность и взаимодействия.

1. Традиционный – усвоение ребенком норм, эталонов поведения, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит на неосознанном уровне, с помощью запечатления некритического восприятия, господствующих стереотипов.

2. Институционный – благодаря ему происходит нарастающее накопление ребенком знаний и опыта, социально одобряемого поведения; функционирует в процессе взаимодействия человека с социальными институтами.

3. Стилизованный – действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура - это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, характерных для людей определенного возраста или определенного профессионального, культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной или социальной группы.

4. Межличностный – функционирует во взаимопонимании ребенка с субъективно значимыми для него лицами.

Социализация происходит с помощью всех этих механизмов, соотношение которых у разных людей может быть различно. Каждый человек особенно в детстве является объектом социализации, так как общество заинтересовано, чтобы ребенок стал законопослушным гражданином.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные. здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Выводы: Таким образом, процесс социализации, социально-психологической адаптации зависит от коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста, на которое в свою очередь влияет речевое развитие ребенка, и задержка экспрессивной речи отрицательно сказывается на становлении личности ребенка в целом.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: "Влияние речевого развития детей раннего и дошкольного возраста (с 2 лет до 4 лет), на коммуникативную активность"
891.88kb.
2. Психологические проблемы людей пожилого возраста
285.18kb.
Комплексный подход к логопедическому обследованию детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения
72.93kb.
«Знакомство с величиной» традиционно включена в программы математического образования для детей дошкольного возраста. Факт положительный. Однако сомнение вызывает то, как идет процесс изучения этой темы в детском саду
148.72kb.
Основные линии и пути совершенствования эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
58.73kb.
«Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту»
75.93kb.
Программа формирования гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Семейный очаг»
359.79kb.
Тематический план воспитательно-образовательной работы на летний оздоровительный период в группе детей раннего возраста 2011 год
363.29kb.
Актуальность коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста
92.43kb.
Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка Панфилова Ирина Анатольевна, логопед «Даунсайд Ап»
74.21kb.
Проблемные вопросы по педагогике (4 курс заочное отделение)
28.1kb.
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
46.82kb.