takya.ru страница 1
скачать файл


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет

технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА

ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов заочной формы обучения

по дисциплине



«Человек и его потребности»
По направлениям подготовки: 100400.62 – Туризм;

031600.62 - Реклама и связи с общественностью
Учебный модуль 1. Представление о человеке как социально-природном существе

Учебный модуль 2. Потребность как внутренний побудитель активности человека

Учебный модуль 3. Сервисная деятельность и удовлетворение потребностей.

Составитель

доцент Гордиенко Н. Н.

Санкт–Петербург

2012
Утверждено на заседании кафедры «Туристского бизнеса»

_________протокол № __

Методические рекомендации содержат перечень тем контрольных работ, требования к их содержанию и оформлению, списки литературы, вопросы к зачету, приложения.



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

  2. Список рекомендуемой литературы

III. Вопросы к зачету

IV. Приложения

Приложение А. Образец оформления титульного листа

Приложение Б. Образец оформления оглавления

Приложение В. Образцы оформления списка использованной литературы

I. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Дисциплина «Человек и его потребности» состоит из трех учебных модулей, которые изучаются в 3 семестре. Цель дисциплины сформировать компетенции обучающегося в области системы знаний о человеке и его потребности - мотивационной сфере, способов формирования и удовлетворения потребностей.



Задачи дисциплины:

  • Рассмотреть представления о человеке как о социально-природном существе, его индивидуальных потребностях и психофизиологических возможностях.

  • Раскрыть принципы человеческой деятельности и функционирования потребностей, рассмотреть основные законы, способы и средства удовлетворения человеческих потребностей.

  • Показать особенности современных представлений о природе, сущности, системе человеческих потребностей и их роли в туризме.

  • Помочь студентам интегрировать теоретические знания о человеке и его потребностях в практическую жизнь и будущую профессиональную деятельность в области туризма.

Учебным планом предусмотрена контрольная работа.

Контрольные работы сдаются строго по учебному графику данных направлений подготовки .

При выполнении контрольной работы необходимо выполнять следующие требования по оформлению, структуре и объему работы.



Объем работы должен составлять 15-25 страниц печатного или рукописного текста. Компьютерный набор текста должен соответствовать следующим требованиям:

  • Поля: левое – 3 см, правое -2, верхнее – 2, нижнее – 3. Шрифт: Times New Roman, 14 кг; междустрочный пробел – полуторный. Нумерация страниц начинается с 3 страницы (введение) и располагается внизу страницы по центру.

  • Структура работы должна включать: оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы.

Примеры оформления аннотации и оглавления представлены в Приложении В и Приложении Г.

Введение включает в себя обоснование актуальности темы, цель работы, задачи работы, объект и предмет исследования, обзор литературы по рассматриваемой теме. Объем введения составляет 1-1,5 страницы. Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Объект исследования — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя. Описание степени разработанности темы в научной литературе предполагает, что студент должен продемонстрировать знакомство с имеющимися источниками. Внимательное изучение источников позволит выделить и сгруппировать имеющиеся точки зрения. Подача материала в этом разделе введения может осуществляться двумя путями: в хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше других по времени, и заканчивая наиболее современными; в логическом порядке, диктуемом логикой развития научного исследования темы. Далее необходимо сформулировать цели и задачи работы. Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой. В конце введения характеризуется общая структура работы.

Основная часть. Основная часть работы раскрывает содержание темы контрольной работы, анализ литературных источников, систематизацию мнений и личные выводы учащегося. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи контрольной работы. В нее, как правило, должно входить 2- главы. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, раскрывается проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения. В тексте работы должно быть соответствие сформулированной цели и выполнение поставленных задач. Каждая глава должна иметь название и состоять не менее чем из двух параграфов. Не допускается дублирование названий глав и параграфов, т.е. они не должны повторять название всей работы. Первая глава контрольной работы является теоретической частью исследования и должна раскрывать теоретические аспекты рассматриваемой темы. Вторая глава должна раскрывать особенности проблемы в сфере туризма и сервиса, конкретные практические примеры.

Заключение. Объем заключения, как правило, не превышает 2 страниц. Оно содержит общие выводы, по результатам проведенного исследования. Необходимо кратко с логической последовательностью изложить промежуточные результаты и выводы, затем обобщить их и сформулировать окончательный общий вывод по всей работе и показать его в контексте складывающихся перспектив дальнейшего изучения. Основные выводы в тексте заключения лучше всего изложить в форме пронумерованных тезисов, формулировка которых должна быть предельно четкой, ясной, логически выстроенной. Текст заключения должен быть представлен так, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целями и задачами исследования.

Список использованной литературы. Список литературы использованной в работе помещается за основным текстом после заключения. Количество литературных источников не мене 15, год издания литературных источников не позднее 2005 года, в качестве источников литературы могут быть использованы периодические издания и Интернет источники. Все источники располагаются в алфавитном порядке, имеют общую нумерацию. Пример оформления представлен в Приложении В.

Оформление цитат и ссылок. Необходимым элементом написания контрольной работы является цитирование. На цитируемый источник необходимо грамотно оформить ссылку. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав и рассматривается как грубая ошибка, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как ошибка.

Библиографические ссылки - обязательный элемент контрольной работы. Даже если студент написал текст самостоятельно и не использовал ни одной книги, он, тем не менее, должен привести цитаты из трудов, близких к теме его работы, с тем, чтобы подтвердить свои высказывания, или опровергнуть какие-либо из существующих мнений.

Оформление библиографических ссылок регламентируется ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» . Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в любых опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях. Библиографическая ссылка – часть справочного аппарата документа, источник библиографической информации о документах – объектах ссылки. Библиографическая ссылка содержит сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики. По месту расположения в документе выделяют ссылки:

Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз страницы. Она должна содержать все элементы, которые должны быть в описании источника в списке литературы, а так же номер страницы. Применяется сквозная нумерация ссылок по всей работе.

Затекстовая библиографическая ссылка оформляется в квадратных скобках в конце предложения и содержит номер цитируемого источника в списке использованной литературы, страницу. Точка в конце предложения ставится после квадратных скобок.

Работа может содержать приложение, в котором целесообразно разместить графический материал, примеры бланков документов и другую дополнительную информацию по теме исследования. В тексте работы обязательно необходимо упоминать материалы из приложения.


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Становление личности в процессе индивидуального развития путем усвоения
    общественного опыта.

  2. Потребности как источник активности личности.

  3. Взаимосвязь ментальности личности и системы потребностей.

  4. Роль науки в процессе удовлетворения социальных потребностей.

  5. Потребности как основа мотивации деятельности человека.

  6. Немотивированное поведение.

  7. Индивидуальные потребности в контексте общекультурных ценностей и норм.

  8. Социальные потребности: общение, труд, общность.

  9. Общение как потребность. Феномен одиночества.

  10. Консьюмеризм. Образы потребителя. Потребитель будущего.

  11. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса.

  12. Понятие оптимальной инфраструктуры обслуживания.

  13. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания.

  14. Увеличение потребностей и перспективы современной цивилизации.

  15. Проблема и перспективы общества потребления.

  16. Потребности в структуре личности и ее образе жизни.

  17. Способы и средства удовлетворения потребностей человека.

  18. Потребление и проблема развития потребностей человека.

  19. Социализация человеческих потребностей.

  20. Сервис и его роль в удовлетворении человеческих потребностей.

  21. Потребности человека и их обслуживание.

  22. Инфраструктура обслуживания с учетом природных и социальных факторов.

  23. Роль потребностей в жизнедеятельности человека.

  24. Мотивационно-ценностная структура поведения человека.


Порядок получения индивидуальной темы и оформление контрольной работы

Студент обращается к преподавателю по электронной почте, которую узнает на кафедре туристского бизнеса с сообщением своих данных

(Фамилия, имя, отчество, номер группы, выбранную тему)

Преподаватель в ответном письме присваивает студенту личный номер. После получения личного номера студент выполняет задания в соответствии с этим номером. При необходимости преподаватель дает дополнительные разъяснения в ходе переписки.



В сданной работе должен быть титульный лист. Титульный лист не нумеруется. (Приложение А. Образец оформления титульного листа)


ii. Список рекомендуемой литературы
а) основная литература

  1. Блэкуэлл Роджер, Д. Поведение потребителей / Р. Д. Блэкуэлл, П. У. Миниард, Д. Ф. Энджел. – СПб.: Питер, 2007. – 768 с.

  2. Ильин, В. И. Поведение потребителей // SOCNET.ru: современная российская социология в Сети: [Электронный ресурс]. – www.socnet.narod.ru.

  3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 508 с.

  4. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 1071 с.

  5. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

  6. Орлов, С. В. Человек и его потребности / С. В. Орлов, Н. А Дмитриенко. – СПб.: Питер, 2007. –160 с.

б) дополнительная литература

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

  2. Бережной, Н. М. Человек и его потребности / Н. М. Бережной; под ред. В. Д. Диденко. – М.: МГУ сервиса Форум, 2001. – 160 с.

  3. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. — М.: Наука, 1994.-672с.

  4. Гужва Е. Г. Потребление в России и СССР: проблемы теории и практики / Е. Г. Гужва. — СПб.: СПбГАСУ, 2000. -90с.

  5. Зиглер Д., Хьелл Л. Теории личности. – СПб.: Питер, 2010. – 607 с.

  6. Каверин, С. В. Психология потребностей / С. В. Каверин. – Тамбов: ТГУ, 1996. – 240 с.

  7. Спирин, А. Д. Человек и его потребности / А. Д. Спирин, С. Б. Максюкова, С. П. Мякинников. – Кемерово: КузГТУ, 2003. – 106 с.

  8. Статт, Д. Психология потребителя / Д. Статт. – СПб., 2003. – 446 с.

  9. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: АСТ, 2007. – 254 с.

  10. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб.: Питер, М.: Смысл, 2003. – 864 с.

  11. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003. – 164 с.


III. Вопросы к зачету

  1. Цель и задачи научного исследования человеческих потребностей.

  2. Определение понятия «потребность». Взаимосвязи понятий «потребность», «нужда», «желание», «прихоть».

  3. Понятие мотива и мотивации. Виды мотивов, понятие интереса.

  4. Понятие ценности и ценностной ориентации, типы ценностей. Мотивационно-ценностная структура поведения.

  5. Классификации человеческих потребностей.

  6. Потребности первобытного общества.

  7. Изменения в потребностях людей, произошедшие в эпоху ранних цивилизаций.

  8. Способы регулирования взаимодействия личных и общественных потребностей, предложенные в Библии.

  9. Концепции потребностей у Демокрита и Эпикура.

  10. Концепция потребностей в учении софистов, стоиков, скептиков и эпикурейцев.

  11. Концепция человека и потребностей у мыслителей средневековой Европы.

  12. Подходы к проблеме человека и потребностей в средневековой России.

  13. Изменение взглядов на человека и его потребности в эпоху Возрождения.

  14. Понятие потребности человека у мыслителей Нового времени.

  15. Сходство и различие концепций человека и потребностей в философии Гегеля и Маркса.

  16. Концепция человека в социальном дарвинизме.

  17. Понимание человеческих потребностей у Зигмунда Фрейда.

  18. Вклад бихевиористов в изучение потребностей человека.

  19. Концепция человека и пути развития цивилизации в русском космизме.

  20. Понятия биосферы и ноосферы.

  21. Вклад лидеров гуманистической психологии в изучение потребностей человека.

  22. Подход А.Адлера к изучению потребностей человека.

  23. Главные идеи гуманистического психоанализа Эриха Фромма.

  24. Подход К.Хорни и К.Г.Юнга к изучению потребностей человека.

  25. Концепции соотношения социального и биологического в человеке (обществе).

  26. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.

  27. Психологическая структура человека (Б. Г. Ананьев): индивид - личность - субъект деятельности - индивидуальность.

  28. Человек как социально-природное существо. Взаимосвязь биологической (приспособление и изменчивость) и социальной основ развития человека.

  29. Взаимосвязь материальных и духовных потребностей.

  30. Понятие психики. Неосознаваемые психические процессы.

  31. Дефицитарные и бытийные потребности. Изменение творческих потребностей в постиндустриальном обществе.

  32. Понятие личности: социальные и психологические характеристики. Психологические свойства личности: направленность, способности, темперамент, характер.

  33. Структура обслуживания потребностей. Сферы общественной жизни как сферы удовлетворения потребностей.

  34. Типы потребления.

  35. Понятие блага.

  36. Роль сферы сервиса в удовлетворении потребностей. Специфика сферы сервиса и ее место в системе сфер общественной жизни.

  37. Особенности потребления доиндустриального общества.

  38. Особенности потребления в индустриальном обществе.

  39. Особенности развития потребностей в обществе массового потребления.

  40. Особенности потребления в постиндустриальном обществе. Развитие потребления в России и в СССР.

  41. Особенности потребления в современной России и их влияние на развитие сервиса.

  42. Формирование потребностей. Управление, манипулирование потребностями и их регулирование.

  43. Основные стратегии потребительского поведения в условиях российских реформ 1980–1990-х годов.

  44. Развитие человека и его потребностей. Потребительство и потребление.

  45. Культура потребления. Наиболее общие положения культуры сервиса.

  46. Социальные технологии потребления. Культура индивидуального потребления

  47. Последствия депривации и фрустрации физиологических потребностей.

  48. Потребность в безопасности и ее влияние на поведение человека.

  49. Потребность в самоактуализации (по А. Маслоу).

  50. Общественное воспитание потребностей. Саморазвитие индивида и его потребностей.

  51. Классификации методов оказания услуг.


V. Приложения

Приложение А. Образец оформления титульного листа

__________________________________________________________________

Министерство образования и науки Российской Федерации



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

КАФЕДРА

ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА



Контроль по дисциплине «Человек и его потребности»

ТЕМА:___________________________________

студента III (II) курса группы _________

(Ф. И. О. полностью)__________________

№ студенческого билета_______________

Проверил: ……………………………………….

(должность, ученая степень, ФИО руководителя)

Санкт-Петербург

2012

Приложение Б. Образец оформления оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение …………………………………………………………….….. 3

Глава I. ……………………………………………………………….….. 6


1.1. ……………………………………………………………… ... 6
1.2. ……………………………………………………………….... 12
Глава II. ………………………………………………………………… 17
2.1. …………………………………………………………………... 17

2.2. ………………………………………………………………… 22

2.3………………………………………………………………… 25

Заключение …………………………………………………………….. 28

Список использованной литературы ………………………………… 29

Приложение …………………………………………………………… 30



Приложение В. Образцы оформления списка использованной литературы
Образцы даются по видам изданий - книга, журнал, газета, Internet-ресурсы. В письменной работе все источники располагаются только в алфавитном порядке. Следует обращать особое внимание на знаки препинания.
Книга

Фамилия И.О. Название книги / Сведения об ответственности. - Место издания: Издательство, год. – количество страниц.



Примеры:

  1. Немировский Е. Л. Мир книги: С древнейших времен до начала ХХ века. – М.: Книга, 1986. – 287 с.
  2. Священные письмена майя / Пер. Р. В. Кинжалова, Ю. В. Кнорозова. – СПб.: Амфора, 2000. – 251 с.



Журнальная статья

Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. – год. – №. – Страницы, на которых опубликована статья.


Пример:

Хлынов В. П. Общегосударственное планирование рыночной экономики // Экономист. – 1994. – № 4. – С. 89 - 94.


Газетная статья

Фамилия И.О. Название статьи // Название газеты. – год. – число, месяц, №. – Страницы, на которых опубликована статья.


Пример:

Григорьев О. П. Рыночные отношения // Деловой мир. – 1995. – 30 июля, № 16. – С. 8.


Internet-ресурсы

Фамилия И.О. Название статьи // адрес сайта, портала и т. д.



Пример:

Григорьев О. П. Рыночные отношения // Журнал «Топос»/ www.topoc.ru/.... С. 4 - 6.



скачать файл



Смотрите также:
Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Человек и его потребности»
137.8kb.
Декоративные композиции Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Специальность
98.46kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения
541.39kb.
Перечень тем курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория» для студентов 1 курса заочной формы обучения направления подготовки «Менеджмент» (бакалавры)
25.67kb.
Методические указания для студентов заочной формы обучения по дисциплине
485.54kb.
Методические указания по дисциплине «Элементы высшей математики» для студентов заочной формы обучения для специальности
176.42kb.
Программа и варианты к контрольной работе №1 по дисциплине
256.12kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ включают методические указания по выполнению контрольных работ, задания контрольной работы, вопросы для подготовки к экзамену, список рекомендуемой литературы
488.03kb.
Министерство внутренних дел
973.64kb.
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Стратегический менеджмент»
275.3kb.
Курс лекций по дисциплине «Культурология» для студентов заочной формы обучения направлений 230700. 62 «Прикладная информатика», 080200. 62 «Менеджмент», 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» 080100
2439.16kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения и слушателей факультета обучения в сокращенные сроки по специальности 030501 «Юриспруденция»
482.83kb.