takya.ru страница 1
скачать файл
Методические рекомендации по подготовке учащихся 9 класса к ГИА по химии.
В условиях перехода к единой форме сдачи итоговой аттестации в форме ГИА в 9 классе становится актуальным вопрос о целенаправленной системной качественной подготовке учащихся к экзамену.
Цель данных рекомендаций: оказать помощь учителям химии в организации подготовки учащихся к ГИА.

Для успешной подготовки к итоговой аттестации предлагаю следующий алгоритм действий:


1.Анализ информации по содержанию и процедуре проведения экзамена.

1.1.Выявить число учащихся , предполагающих сдавать предмет в форме

ГИА.

1.2. Познакомиться с нормативными документами, регламентирующими содержание и процедуру проведения ГИА ( сайт www.ege. edu.ru, www.fipi.ru)



1.3. Согласовать с администрацией ОУ организационную форму подготовки учащихся ( консультации, элективный курс, спец. курс и т.п.)
1.4. Проанализировать содержание ГИА по спецификации
1.5.Проанализируйте учебно- методическое обеспечение (учебники, дополнительная литература, сборники тестов, интернет-сайтов)
1.6 Выявить уровень усвоения учащимися всех тем курса в процессе проведения пробного тестирования по материалам демонстрационных версий
1.7. При необходимости получить консультацию у руководителя МО, опытных учителей.
2. Обеспечение целеполагания и мотивации учащихся.
2.1. Сформулировать для учащихся задачи для подготовки к итоговой аттестации

2.2. Обеспечить мотивацию деятельности учащихся.


3. Планирование деятельности учащихся по подготовке к ГИА.
3.1. Составить календарно- тематическое планирование, отражающее темы занятий, их содержание, перечень основных знаний и умений, перечень обязательной номенклатуры. Календарно-тематическое планирование составляется с учётом количества часов и сроков, выделенных на подготовку к экзамену.
3.2. В календарно- тематическое планирование необходимо внести сроки и формы диагностики уровня усвоения повторяемого материала. Для диагностики рекомендуется использовать сборники тестов издательств «Просвещение», «Дрофа» и демонстрационные материалы прошлых лет.
3.3. При планировании повторения рекомендуется учитывать уровень индивидуальной подготовки учащихся. Для этого следует разработать индивидуальные планы подготовки учащихся к итоговой аттестации, согласовать их с учениками и родителями
3.4. Рекомендуется включить в план знакомство учащихся с оформлением бланков ответов ГИА.
4. Организация взаимодействия учителя и учащихся в процессе подготовки к ГИА:

4.1. Информирование учащихся о порядке проведения подготовки к ГИА

4.2. информировать о необходимых учебниках, таблицах, сборниках тестов и т.д.

4.3. информирование о сроках и формах ( тестах, практических заданиях, сдаче номенклатуры, периодичности и тематике контроля.)


4.4. Повторение материала рекомендуется осуществлять крупными тематическими блоками.
4.5.В процессе занятий рекомендуется не только повторение теоретических вопросов, но и практическая отработка материала. Занятия рекомендуется строить по схеме:

А) тестирование по предыдущей теме

Б) анализ тестирования (6-10 мин)

В) отработка теоретических вопросов и практическое закрепление повторяемых понятий (25 мин.)

Г) работа с номенклатурой (5мин.)

Д) решение расчётных задач


4.6.При проведении занятий рекомендуется использование активных форм организации деятельности: диалоговых, групповых, практических и т. д.
4.7. Контроль и диагностика осуществляется на каждом занятии; по завершении повторения крупных блоков; всего учебного материала в целом.
Анализ количественного и качественного выполнения части А, В и С позволяет прогнозировать возможные недочёты и ошибки учащихся, которые можно устранить на этапе подготовки к экзамену.
Методические рекомендации к выполнению части А.
Анализ выполнения учащимися вопросов части А с выбором ответа показал наиболее успешное выполнение заданий с выбором ответа ( А1, А4, А8,А15), процент выполнения 94-100%. Это темы « Периодическая система химических элементов и строение атома», определение степени окисления химических элементов, условия течения реакций ионного обмена до конца, решение задачи по нахождению массовой доли химического элемента. На допустимом уровне (67% -75%) выполнены задания в части А – 2, 3, 6, 11. э

Это темы « Периодический закон и ПСХЭ. Изменение свойств химических элементов в периоде и группе», виды химической связи, определение ОВР от неокислительно- восстановительных реакций, химические свойства кислот.

Наиболее слабо усвоена тема « Химические свойства оксидов».

При подготовке к экзамену можно использовать задания типа:


Оксид калия будет взаимодействовать с группой веществ:

а) HNO3, NaCl, H2O

2)SO2, Ca(OH)2,HCl

3)Cu(OH)2, H2S, Ag2O

4) P2O5, H2O, H2SO4

Подобные задания даются для кислотных и амфотерных оксидов.

В курсе химии отдельно не изучается взаимодействие оксидов с простыми веществами, но при изучении свойств простых веществ с такими реакциями ребята знакомятся, поэтому при повторении свойств оксидов необходимо вспомнить и такие реакции, например:
Восстанавливать металлы из их оксидов способен:

А) азот


Б) кислород

В) оксид углерода (IV)

Г) водород
Изучая получение кислот, необходимо давать задания, в которых учащиеся уделят внимание спецефическим свойствам некоторых оксидов.

Кремниевую кислоту нельзя получить при взаимодействии пары веществ:

А) Na2SO3 и HCl

Б) SiO2 и H2O

В) K2SiO3 и H2SO4

Г) K2SiO3 и H3PO4

Затруднения у учеников вызвала тема, которая предусматривает свойства некоторых простых веществ, которые изучаются в курсе основной школы.

На уроке можно давать задания типа: с какими из предложенных веществ вступит в реакцию водород: кислород, медь, вода, оксид меди, углекислый газ, хлор. Составьте возможные уравнения реакций. Или:

Водород вступает в реакцию с каждым из двух веществ


  1. оксид железа(II) и вода

  2. оксид меди (II) и хлор

  3. оксид серы(VI) и алюминий

  4. оксид углерода(1V) и аммиак.

Не совсем удачно выполнено учащимися задания « Верны ли суждения», требующие от учащихся знаний по технике безопасности и применения веществ в быту, умения анализировать и правильно оценить суждения.

Готовясь к занятиям, учитель должен включать в план задания следующего образца: 1. Газы называются «несовместимыми», если они при обычной температуре и давлении способны вступать в реакцию. Какие из газов попарно несовместимы: хлороводород, оксид углерода (IV), метан, аммиак?
2. Заполни пропуски: При приготовлении водных растворов кислот приливают (1…) к (2…), а не наоборот. В этом случае выделяющаяся теплота хорошо распределяется по всему объёму жидкости и (3…) не происходит.

В процессе приготовления растворов кислот и при работе с ними нередки случаи разлива жидкости. Для ликвидации последствий это место разлива засыпают сухим кварцевым песком, затем обрабатывают 10-15% раствором(4…) и промывают(5…).



Воду, воде, растворения, разбрызгивания, кислоту, водой, щёлочи,карбоната натрия.

Ответ:1-кислоту, 2- воде, 3- разбрызгивания, 4-карбоната натрия, 5- водой.
3. Необходимо давать рисунки с изображением приборов, правильно ли он собран.
4.Банки с притёртой пробкой необходимо применять для хранения:

1) сульфата калия

2) оксида меди

3) хлорида натрия

4)оксида фосфора
4.Верны ли следующие суждения о правилах работы в химической лаборатории:

А) При попадании кислоты на кожу рук следует промыть водой поражённый участок и затем обработать его раствором соды

Б) При работе с растворами солей всегда необходимо надевать защитные перчатки.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны



Методические рекомендации к части В
Анализ выполнения аттестующимися заданий части В, предполагающий повышенный уровень сложности и выбор нескольких правильных ответов показал неплохие результаты: В1-82%, В2-75%. С заданием В3 полностью не справились -41% учащихся, 5% частично; задание В4 полностью выполнили 47% и частично верно 35%. Таким образом, наибольшие трудности вызвало задание на нахождение соответствия между схемой реакции и изменением степени окисления в окислителя или восстановителя в ней. Выполнение в части А эти же дети показали, что они умеют правильно определять степени окисления, значит недостаточно сформировано умение находить соответствие, что можно достигнуть упражнениями при изучении любой темы, например:

1) Установите соответствие:



Галогены

Учёные, открывшие галогены

Даты открытия

1. Фтор

А) К. Шееле

а)1826

2. Хлор

Б)А. Муассан

б)1811

3.Бром

В) Б. Куртуа

в)1774

4. Иод

Г) Балар

г)1886

2)Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.


Название вещества Реагенты
А) водород 1)Fe? Cu(OH)2

Б)гидроксид кальция 2)S, FeO

B)сульфат цинка 3) Mg, KOH


Методические рекомендации к выполнению части С.
В части заданий высоким уровнем сложности ни один из аттестующихся не выполнил все задания на 100%. В задании С1 учащиеся не умеют осуществлять превращения, предвидеть вещества, обозначенные буквой Х. Отсюда вытекает, что ребята слабо знают химические свойства веществ. В процессе учёбы рекомендуем зачёт по темам « Номенклатура оксидов, кислот, оснований и солей», « Химические свойства неорганических соединений».

Акцентировать внимание учащихся на том, что в реакции вступают только растворы солей( за исключением как с кислотами), что с солями нерастворимые основания и нерастворимые соли не вступают.

Например: осуществите возможные превращения


  1. КОН+ НСl=

  2. Cu(OH)2 + H2SO4=

  3. Cu(OH)2+Na2SO4=

  4. Cu (OH)2→

  5. NaOH→

  6. SiO2+ H2O→

Рекомендуется применять задания такого типа:


Дополните генетический ряд: Р→Р2О5→А→В, назовите вещества А и В

Или


В схеме превращений Cu→а→CuO→б →CuCl2→в→ Сu(OH)2→г→CuSO4 веществами а, б, в, г являются? Осущес.твите превращения
Задание С2- решение расчётных задач. Полностью справились 41%, 35% учащихся справилось частично. Рекомендация: дать учащимся алгоритмы решения основных типов задач.

Задание С3 требует от учащихся знание свойств веществ, качественных реакций, признаки реакций, умения определять вещества по описываемым признакам и прогнозировать его состав. Это задание выполнило только 11% школьников и 29% - частично.

Для решения данной проблемы можно использовать в процессе обучения такие задания: Подберите реактивы, с помощью которых можно определить анионы ( катионы), укажите признаки реакции.

Анионы

Реактивы (катионы)

Признаки реакций

NO3‾






PO43‾






I‾






S²‾






SiO3²‾






CO3-‾






Ag‡, Cu, H2SO4 (конц), Н+

Задача: Чтобы отличить соду от поваренной соли, не пробуя на вкус, надо:



  1. добавить воду и размешать

  2. добавить к каждому веществу нашатырный спирт

  3. смочить каждое вещество уксусом

  4. добавить 2-3 капли мыльного раствора.

Объясните решение и составьте сокращённое уравнение выбранной реакции, укажите её признаки.


Общие выводы:

Таким образом, для успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации, необходимо создать систему подготовки, которая будет работать при условии согласованной деятельности учителя , ученика и родителя. Необходимо продумать последовательность повторения на каждом занятии, правильно отобрать содержание, использовать эффективные методы и способы преподавания ( опорные схемы, таблицы, макеты, рисунки, электронные носители и т.д.), учитывая индивидуальные особенности подростка. Одним из эффективных средств является систематический контроль усвоения материала и коррекция знаний. Не забудем и о творчестве учителя для повышения познавательного интереса школьника, чтобы не превратить подготовку к ГИА в рутину, вселить в ученика веру в успех.
скачать файл



Смотрите также:
Методические рекомендации по подготовке учащихся 9 класса к гиа по химии
89.86kb.
Методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации в 9-х классах по физике в формате гиа-2012
88.63kb.
Рекомендации по подготовке к итоговой аттестации по химии
54.45kb.
Краткие методические рекомендации курсантам (слушателям)
272.34kb.
Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по русскому языку в общеобразовательных учреждениях Методические рекомендации
406.47kb.
Анализ диагностической работы по русскому языку в 9 классе от 04. 03. 2014 г. (в формате гиа). Учитель: Шомахова А. С
71.42kb.
Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по информатике
445.99kb.
Рабочая программа пропедевтического курса химии в 7 А, б классе на 2011/2012 учебный год
258.46kb.
Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для студентов: по специальности060501 Сестринское дело
168.31kb.
Методические рекомендации /. Актуализация знаний Индивидуальный опрос
76.04kb.
Данная тема изучается в разделе "Соединения химических элементов" на уроках химии в 8 классе и занимает одно из главных мест, т к. здесь идёт знакомство с важнейшими соединениями веществ, которые нас окружают
100.88kb.
Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию «Средства обучения для преподавателя»
103.6kb.