takya.ru страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»





ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК

Методические указания к лабораторным работам

для студентов очной формы обучения
Специальность 080506 Логистика

Санкт-Петербург

2005

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методических указаний

Составители:

канд. экон. наук, доц. А. А. Бочкарев

канд. экон. наук И. А. Пластуняк,

Рецензент:

д-р. экон. наук, проф. Е.В. Будрина


Подготовлено на кафедре



логистики и организации перевозок
Одобрено научно-методическим советом

специальности 062200


Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

 СПбГИЭУ, 2005

содержание


1.

Общие положения .................................................................




2.

Методические указания к выполнению лабораторных работ .......................................................................................






2.1. Классическая транспортная задача ...............................







2.2. Транспортная задача с промежуточными пунктами ...







2.3. Задача о назначениях .....................................................







2.4. Задача о нахождении кратчайшего пути ......................




3.

Список рекомендуемой литературы




Приложение. Варианты заданий ................................................





1. Общие положения


Дисциплина «Организация перевозок» является одной из профилирующих и имеет важное значение при подготовке специалистов.

Целью дисциплины «Организация перевозок» является формирование у логистов знаний методических основ технологии, организации и управления грузовыми и пассажирскими перевозками и способов оценки их эффективности; умения моделировать и разрабатывать отдельные элементы транспортно-технологических систем; получения навыков в организации транспортировки грузов различными видами транспорта.

В ходе изучения дисциплины ставятся задачи:

ознакомить студентов:


  • с методикой расчета технико-эксплутационных показателей работы транспортных средств;

  • с прогрессивными методами организации перевозок грузов и пассажиров;

  • с технологией и организацией погрузочно-разгрузочных работ;

  • с методикой выбора рациональных транспортных средств;

  • с принципами обеспечения безопасности перевозок;

научить студентов:

  • моделировать и разрабатывать отдельные элементы транспортно-технологических систем;

  • решать задачи организации перевозок средствами специализированных программ и информационных систем;

  • применять полученные знания в практической работе по организации транспортировки грузов и пассажиров различными видами транспорта.

Дисциплина «Организация перевозок» базируется на дисциплинах «Экономико-математические методы в социально-экономических исследованиях и программное обеспечение», «Основы системного анализа» и «Основы логистики» и обеспечивает дисциплины «Транспортировка в логистике», «Экономическое обеспечение логистики и финансовые потоки», «Логистика внешнеторговых операций», «Управление логистическими системами», «Логистика распределения», «Логистика складирования».

Тема «Экономико-математические методы и модели в организации перевозочного процесса» является ключевой в изучении дисциплины «Организация перевозок». На ее изучение отводится 4 лекционных часа, 17 часов лабораторных работ и 20 часов на самостоятельную подготовку для студентов очной формы обучения. В данной теме рассматриваются основные экономико-математические методы и модели, используемые при оптимизации перевозочного процесса. При изучении данной темы необходимо самостоятельно изучить специальную литературу по исследованию операций и экономическому моделирования, приведенную в списке литературы.



2. Методические указания к выполнению лабораторных работ

2.1. Классическая транспортная задача

Математическая постановка задачи

В
исследовании операций под транспортной задачей обычно понимают задачу выбора плана перевозок некоторого товара (изделий, груза) от m источников (пунктов производства, поставщиков) к n стокам (станциям назначения, пунктам сбыта), обеспечивающего минимальные транспортные затраты. При этом предполагают, что: а) мощность i-го источника (объем поставок товара от i-го источника) равна Si>0, i=1,...,m; б) мощность j-го стока (объем поставок товара к j-му стоку) равна Dj>0, j=1,...,n; в) стоимость перевозки единицы товара (в условных денежных единицах) от i-го источника к j-му стоку равна сij; г) суммарная мощность всех источников равна суммарной мощности всех стоков, т.е.

Далее под объемом товара будем понимать его количество в фиксированных единицах измерения.

Для математического описания транспортной задачи вводят переменные xij, обозначающие объемы поставок товара от i-го источника к j-му стоку. В этом случае xi1+xi2+...+xin — общий объем поставок товара от i-го источника, т.е. мощность этого источника; x1j+x2j+...+xmj — общий объем поставок товара к j-му стоку, т.е. мощность этого стока; c11x11+c12x12+...+cmnxmn — суммарная стоимость перевозок товара от источников к стокам. С учетом этого рассматриваемая задача может быть представлена в следующем виде:





На рис. 2.1 показано представление транспортной задачи в виде сети с m пунктами отправления и n пунктами назначения, которые показаны в виде узлов сети. Дуги, соединяющие узлы сети, соответствуют маршрутам, связывающим пункты отправления и назначения. С дугой (i,j), соединяющей пункт отправления i с пунктом назначения j, соотносятся два вида данных: стоимость cij перевозки единицы груза из пункта i в пункт j и количество перевозимого груза xij. Объем грузов в пункте отправления i равен Si, а объем грузов в пункте назначения j равен Dj. Задача состоит в определении неизвестных величин xij, минимизирующих суммарные транспортные расходы и удовлетворяющих ограничениям, накладываемым на объемы грузов в пунктах отправления (предложение) и пунктах назначения (спрос).

Р
ис. 2.1.
Решение классической транспортной задачи в Excel

Рассмотрим решение классической транспортной задачи на основе примера заимствованного из книги Хэмди А. Таха1. Из этого же источника взяты задачи для самостоятельного решения, представленные в конце данного раздела.



Задача 2.1. Автомобильная компания MG Auto имеет три завода в Лос-Анджелесе, Детройте и Новом Орлеане и два распределительных центра в Денвере и Майами. Объемы производства заводов компании в следующем квартале составят соответственно 1000, 1500 и 1200 автомобилей. Ежеквартальная потребность распределительных центров составляет 2300 и 1400 автомобилей. Расстояние (в милях) между заводами и распределительными центрами приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1



Поставщики

Потребители

Денвер

Майами

Лос-Анджелес

1000

2690

Детройт

1250

1350

Новый Орлеан

1275

850

Транспортная компания оценивает свои услуги в 8 центов за перевозку одного автомобиля на одну милю. В результате получаем, представленную в табл. 2.2, стоимость перевозок (с округлением до доллара) по каждому маршруту.

Таблица 2.2



Поставщики

Потребители

Денвер

Майами

Лос-Анджелес

$80

$215

Детройт

$100

$108

Новый Орлеан

$102

$68

Основываясь на данных из табл. 2.2, формулируем следующую задачу линейного программирования.

Минимизировать

F=80x11+215x12+100x21+108x22+102x31+68x32min

при ограничениях

x11+x12=1000 (Лос-Анджелес),

x21+x22=1500 (Детройт),

x31+x32=1200 (Новый Орлеан),

x11+x21+x31=2300 (Денвер),

x12+x22+x32=1400 (Майами),

xij0, i=1,2,3, j=1,2.

Эти ограничения выражены в виде равенств, поскольку общий объем произведенных автомобилей (S=1000+1500+1200= =3700) равен суммарному спросу распределительных центров (D=2300+1400=3700).

Д
анную задачу можно решить симплекс-методом или с помощью так называемой транспортной таблицы. Решение данной задачи в Excel представлено на рис. 2.2-1 - рис. 2.2-3.

Рис. 2.2-1.

Исходные данные для решения классической транспортной задачи целесообразно представить в виде двух таблиц (см. рис. 2.2-1), в первой из которых представлены значения стоимости перевозок единицы товара cij от i-го поставщика к j-му потребителю. Во второй таблице представлены: значения Si предложения каждого i-го поставщика; значения Dj спроса каждого j-го потребителя; переменные xij, первоначально принимающие нулевые значения; вспомогательная строка и вспомогательный столбец "Сумма". Целевая ячейка C17 должна содержать формулу, выражающую целевую функцию:



=СУММПРОИЗВ(C3:D6;C12:D14).

Используя меню СервисПоиск решения открываем диалоговое окно Поиск решения (см. рис. 2.2-2), в котором устанавливаем целевую ячейку равной минимальному значению, определяем диапазон изменяемых ячеек и ограничения и запускаем процедуру вычисления, щелкнув по кнопке Выполнить.

Р
ис. 2.2-2.

Оптимальное решение данной задачи представлено на рис. 2.2-3. Оно предполагает перевозку 1000 автомобилей из Лос-Анджелеса в Детройт, 1300 автомобилей - из Детройта в Денвер, 200 автомобилей - из Детройта в Майами и 1200 - из Нового Орлеана в Майами. Минимальная стоимость перевозок составляет 313200 долларов.

Р
ис. 2.2-3.
Когда суммарный объем предложений (грузов, имеющихся в пунктах отправления) не равен общему объему спроса на товары (грузы), запрашиваемые пунктами назначения, транспортная задача называется несбалансированной. В этом случае, при решении классической транспортной задачи методом потенциалов, применяют прием, позволяющий несбалансированную транспортную задачу сделать сбалансированной. Для этого вводят фиктивные пункты назначения или отправления. Выполнение баланса транспортной задачи необходимо для того, чтобы иметь возможность применить алгоритм решения, построенный на использовании транспортных таблиц. В Excel несбалансированная транспортная задача решается путем изменения ограничений по спросу (если спрос превышает предложение) или по предложению (если предложение превышает спрос), т.е. система ограничений будет иметь вид:

в
первом случае, либо

в
о втором случае.

Рассмотрим решение несбалансированной транспортной задачи в Excel, используя приведенный выше пример.


Задача 2.2. В рамках модели компании MG Auto предположим, что завод в Детройте уменьшил выпуск продукции до 1300 автомобилей (вместо 1500, как было ранее). В этом случае общее количество произведенных автомобилей (=3500) меньше общего количества заказанных (=3700) автомобилей. Таким образом, очевидно, что часть заказов распределительных центров Денвера и Майами не будет выполнена. На рис. 2.3-1 и рис. 2.3-2 представлено решение данной задачи в Excel.

Р

ис. 2.3-1.

Рис. 2.3-2.

В таблице-плане оптимального закрепления на рис. 2.3-2 представлено оптимальное решение. Решение показывает, что спрос распределительного центра Денвера будет удовлетворен полностью, а в распределительный центр Майами из заказа в 1400 автомобилей не будет поставлено 200 автомобилей.

Если предположить, что заказ распределительного центра Денвера составляет всего 1900 автомобилей, то получим ситуацию, когда предложение превышает спрос. Решение данной задачи в Excel представлено на рис. 2.4-1 и рис. 2.4-2. Решение показывает, 400 автомобилей завода Детройта не востребованы.
Р
ис. 2.4-1.

Р
ис. 2.4-2.



Порядок выполнения задания

  1. Получить вариант индивидуального задания у преподавателя.

  2. Открыть Excel и выполнить операции по созданию табличной модели:

  • сформировать на рабочем листе таблицу Стоимость перевозки одного автомобиля. Занести в нее данные о стоимости перевозки единицы груза от i-го поставщика j-му потребителю cij;

  • сформировать на рабочем листе Таблицу-план оптимального закрепления. Занести в нее ограничения по предложению для каждого поставщика Si и по спросу для каждого потребителя Dj;

  • занести в одну из ячеек целевую функцию =СУММПРОИЗВ(c11:cmn;x11:xmn).

  1. Оптимизировать модель, выбрав команду Поиск решения в меню Сервис.

  2. В открывшемся диалоговом окне Поиск решения указать данные, необходимые для процесса оптимизации, и нажать кнопку Выполнить.

  3. Сохранить отчет о лабораторной работе, указав в качестве имени файла № группы и фамилии студентов, выполнивших работу.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические указания к лабораторным работам для студентов очной формы обучения
485.83kb.
Декоративные композиции Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Специальность
98.46kb.
Методические указания к лабораторным работам по строительным материалам для студентов 2 курсов
240.53kb.
Основы геотехники
424.75kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ включают методические указания по выполнению контрольных работ, задания контрольной работы, вопросы для подготовки к экзамену, список рекомендуемой литературы
488.03kb.
Методические указания к лабораторным работам для студентов III курса автф направления230100. 62 «Информатика и вычислительная техника»
499.76kb.
Методические указания и контрольные задания по физике для студентов всех специальностей ускоренной формы обучения Воронеж 2008
1193.33kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения и слушателей факультета обучения в сокращенные сроки по специальности 030501 «Юриспруденция»
482.83kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения
541.39kb.
Методические указания для студентов заочной формы обучения при изучении курса «Основы проектной деятельности»
363.44kb.
Учебное пособие Санкт-Петербург 2012 Содержание Лабораторная работа №1 3 Общие сведения 3
1108kb.
Самарская государственная академия путей сообщения
665.73kb.