takya.ru страница 1страница 2
скачать файл
Министерство образования и науки Российской Федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования -

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра истории и теории государства и права

Л.В. Вергаскина

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования заочной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Бузулук

2013


УДК 34 (091)

ББК 67.3

В 31
Рецензент – старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права Н. П. Баскакова
Вергаскина, Л.В.

В 31 История отечественного государства и права: методические указания

по выполнению контрольных работ / Л. В. Вергаскина; Бузулукский

гуманитарно-технологическиц ин-т (филиал) ОГУ. – Бузулук: БГТИ

(филиал) ОГУ, 2013. - 31 с.

Методические указания по выполнению контрольных работ включают методические указания по выполнению контрольных работ, задания контрольной работы, вопросы для подготовки к экзамену, список рекомендуемой литературы.

Методические указания предназначены для студентов 1023, 1020 групп заочной формы обучения, а также для студентов факультета дистанционных технологий по направлению подготовки 030501.65 «Юриспруденция».

УДК 34 (091)

ББК 67.3

© Вергаскина Л.В., 2013

© БГТИ (ф) ОГУ, 2013

Содержание


  1. 1 Методические указания………………………...…………………………….

  2. 2Задания контрольных работ…………………………………………………..

  3. 3 Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………… .

  4. 4 Рекомендуемая литература………………………………………………….




4

8

25



29


1. Методические указания

История государства и права России изучает развитие форм и типов государства, правовых систем на территории нашей страны.

Как наука история государства и права есть часть истории человечества, тесно связанная со всеми сферами жизни человека и его деятельности, но в то же время сохраняющая относительную самостоятельность и имеющая свой объект исследования. Она изучает политические и правовые институты с древних времён и до нынешних дней, выявляет причины их возникновения, развития и особенности, прослеживает их взаимосвязь и взаимодействие друг с другом на фоне развивающейся общественной жизни.

Вместе с тем история государства и права есть наука юридическая, одна из фундаментальных правовых дисциплин. Она охватывает развитие всех видов права, всех аспектов эволюции государства: его сущность, механизмы реализации власти, типы и формы политических режимов. В отличие от отраслевых юридических наук история государства и права России изучает развитие государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

В курсе истории государства и права России исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления) и правовых институтов (кодификаций, отдельных отраслей и норм права). Хронологически это исследование охватывает период IX-XX века.

Это даёт возможность понять сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений, всесторонне оценить современное государство и право, прогнозировать их развитие.

Учебный план по курсу истории государства и права России предполагает его изучение в течение одного семестра со сдачей экзамена по всему пройденному курсу.

В семестре предусмотрены семинарские занятия. Кроме того студенту необходимо подготовить контрольную работу, которая в соответствии с графиком учебного процесса выполняются на адрес института.

Контрольная работа проверяется преподавателем. Её качественное выполнение, подтверждённое отзывом преподавателя, является одним из допусков студента к сессии (экзамену).

К оформлению работы предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для каждого студента. Неправильно оформленная работа, а также со значительными недостатками зачёту не подлежит и с рецензией преподавателя возвращается студенту.



ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ВКЛЮЧАЕТ:

– выбор темы;

– подбор литературы и иных источников, составление библиографии;

– изучение учебной и специальной литературы, нормативных актов и материалов практики;

– составление плана;

– написание текста работы и ее внешнее оформление;

– представление работы на кафедру;

Выбор темы

Студент выбирает тему контрольной работы из перечня тем, утвержденных и рекомендуемых кафедрой по своему порядковому номеру в журнале. Все необходимые консультации можно получить у преподавателя кафедры.



Подбор литературы и иных источников, составление библиографии

Работу следует начинать с изучения соответствующего раздела учебника, конспекта лекций. Имея общее представление о теме, студент должен изучить рекомендуемые литературные источники, перечень которых следует расширить самостоятельно. Необходимо подобрать не только специальную литературу по теме, но и нормативный материал. При изучении литературы следует сгруппировать материал по определенным вопросам, делать выписки и пометки. Целесообразно подбирать примеры из правотворческой и правоприменительной практики для иллюстрации теоретических положений.

Необходимо внимательно изучить подобранную по теме литературу, первоисточники, нормативный материал, материалы правотворческой и правоприменительной практики.

Составление плана

После изучения литературы студент составляет развернутый план работы, в котором должен содержаться перечень вопросов, характеризующих проблему в целом. Вопросы плана работы должны раскрыть тему. Контрольная работа, как правило, состоит из введения, где обосновывается актуальность, научная и практическая значимость темы, формулируется цель и задачи работы, дается характеристика степени изученности проблемы; основного материала (глав), раскрывающего проблему и пути ее решения; и заключения, где формулируются выводы, оценки и предложения автора.



Написание текста работы и ее внешнее оформление

Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно.

Необходимо, чтобы содержание основных вопросов полно, в необходимой логической последовательности раскрывало тему. Изложение материала должно быть кратким, лаконичным, последовательным.

Недопустимо механическое переписывание материала из первоисточников. Используя материал первоисточника, следует оформлять его в качестве цитаты. Если это требование не выполняется, преподаватель возвращает представленный материал работы для повторного написания.

Тема контрольной работы считается раскрытой, если в ней в предусмотренной планом последовательности, охарактеризованы все вопросы плана с использованием рекомендованной литературы, нормативного материала и материалов практики.

Студент должен внимательно проверить стиль работы, логику изложения материала, выявить и устранить допущенные пробелы и противоречия, исправить ошибки.



Требования, предъявляемые к оформлению контрольной работы:

– контрольная работа выполняется на стандартных листах белой бумаги (размер А4) или на развернутых листах школьной тетради. Текст работы оформляется только на одной стороне листа. Объем работы должен составлять 17–20 страниц;

– страницы текста контрольной работы должны быть пронумерованы, иметь поля. В нижней части страницы указываются подстрочные ссылки, то есть указываются источники, использованные при написании работы;

– верхнее и нижнее поля должны составлять 25 мм. Работа должна быть представлена в сброшюрованном виде. Для этого левое поле должно составлять 25 мм, а правое 10 мм;

– контрольная работа начинается с титульного листа. На первой странице работы содержится план, изложение текста начинается со второй страницы. Рассматриваемые вопросы выделяются в тексте в виде заголовков в соответствующих разделах и подразделах;

– контрольная работа представляется в рукописном или в печатном виде, который должен быть выполнен через одинарный интервал. Текст работы должен быть выполнен грамотно, аккуратно, разборчивым почерком. В работе можно использовать только общепринятые сокращения. Не допускается зачеркивать отдельные слова и предложения.



Контрольная работа состоит из трех заданий.

Теоретический вопрос является основным и должен занимать не менее три четверти объема контрольной работы. Ответ на него должен быть развернутым и аргументированным, с использованием как основной учебной, так и дополнительной литературы.

При выполнении первого задания, сноски на использованную литературу могут быть как постраничные, так и концевые. При постраничных сносках их нумерация начинается с 1 на каждой странице (листе).

При составлении списка литературы должна соблюдаться следующая последовательность. Вначале указываются нормативно-правовые акты (памятники права). Если использовано несколько актов, то они указываются в алфавитном порядке, либо по юридической силе документа. Далее следуют учебные и научные издания, которые выстраиваются в алфавитном порядке.

Пример:

1. Новгородская судная грамота / Российское законодательство Х – ХХ веков. В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. – М.: Юрид. лит., 1984. – С. 300 – 309.



2. Псковская судная грамота/ Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. – С. 26 – 34.

3. Алексеев Ю.Г. Псковская Судная грамота и ее время / Ю.Г. Алексеев. – Л.: Наука, 1980. –256 с.

4. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2006. – 544 с.

5. Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики / Мартышин О. В. – М.: Юрид. лит., 1992. – 584 с.

6. Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права / В.И. Сергеевич; под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. – М.: Зерцало, 2004. – 488 с.

Второе и третье задания представляют собой практические задания (схемы, задачи (казусы), выполнение (решение) которых дает возможность студентам непосредственно ознакомиться с содержанием конкретных памятников права. Именно в ходе решения задач (казусов) у студентов начинают формироваться навыки юридического мышления, способности самостоятельного анализа правовых документов, объяснения смысла и содержания правовых норм, т.е. те качества, без которых немыслимо становление юриста.

Прежде чем приступить к решению задачи, студенту следует дать краткую характеристику того или тех правовых документов, в которых содержаться нормы позволяющие разрешить данный казус.

Пример:


В 1724г. в военном суде рассматривалось дело по жалобе майора лейб-гвардии Преображенского полка. Майор через суд требовал наказать подполковника провинциального сухопутного полка, который встал впереди его на торжественной церемонии.

Справедливы ли притязания майора гвардии?

При решении данного казуса следует обратиться к Табелю о рангах 1722г.

Табель о рангах 1722г. занимает важное место в процессе юридического оформления дворянского сословия в России. Вначале XVIII в. господствующий класс, разделенный на бояр и дворян, был сплочен в единое дворянское сословие. Вместо старого деления введена лестница служилых классных чинов, непосредственно связанных с прохождением гражданской, военной, и придворной службы. В свою очередь военная служба подразделялась на сухопутную, гвардейскую и морскую.

Табель о рангах устанавливал 14 классных чинов (рангов), дающих право занимать ту или иную классную должность. Особенностью петровского Табеля о рангах было то, что, во-первых, он увязывал присвоение чинов с конкретной службой. Во-вторых, в основу продвижения по должности был положен принцип выслуги и заслуг (службу все начинали с самого низшего чина не зависимо от своего происхождения и без учета заслуг предков). В-третьих, устанавливались отношения субординации в зависимости от чина (ранга).

Табель о рангах давал возможность выходцам из других сословий при получении уже самого низшего 14 ранга получать личное дворянство, т.е становиться обладателями льгот дворян за исключением права передавать дворянство детям, права приобретения поместий с крепостными крестьянами и участия в дворянском самоуправлении. С получением 8 ранга личный дворянин приобретал потомственное дворянство.

Решение казуса:

В соответствии с Табелем о рангах 1722г. воинское звание майора гвардии соответствует 6 рангу, а воинское звание подполковник провинциального полка (сухопутная служба) приравнивалось к 7 рангу. Следовательно, ранг и классный чин майора гвардии выше ранга и классного чина армейского подполковника. В ст.3 Табеля о рангах сказано – «Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возьмет выше данного ему ранга, тому за каждый случай платить штрафу 2 месяца жалования».

Такая санкция предусмотрена ст.3 только при службе в церквях, дворцовых и публичных торжественных церемониях, торжественных столах, бракосочетании и погребениях.

Следовательно, притязания майора гвардии можно признать справедливыми и военный суд приговорит подполковника сухопутного полка к штрафу в размере двухмесячного жалования.

Более того, в той же статье сказано, что «из штрафных денег имеет объявитель того третью долю получать, а достальные имеют в гошпиталь употреблены быть». Таким образом, майор гвардии имеет право и на возмещение морального ущерба в размере одной трети штрафа.

Основной фактический и понятийный материал представлен в рекомендуемых учебниках, сборниках документов, специальной литературе.

С необходимыми приёмами анализа историко-правового материала, а также с уровнем требований, которые предъявляются к знаниям, студенты познакомятся на семинарских занятиях по предложенным темам.

В случаях затруднений, неясностей в понимании отдельных вопросов курса студентам следует обращаться к преподавателям кафедры истории государства и права в дни консультаций.



2 Задания для контрольных работ
Задание 1. Дать письменный ответ

Вариант 1. Образование и развитие древнерусского государства.

План:

1 Предпосылки образования государственности у восточных славян. Норманнская теория.

2 Характеристика государства Киевской Руси. Десятичная и дворцово-вотчинная система управления.

3 Русские княжества в период раздробленности. Новгородское и Псковское государства.


Вариант 2. Возникновение и развитие древнерусского государства.

План:

1 Источники древнерусского государства.

2 Русская Правда. Общая характеристика.

3 Гражданское право.

4 Понятие и виды преступлений. Система наказаний.

5 Судебные органы и процесс.



Вариант 3. Псковская судная грамота.

План:

1 Происхождение и общая характеристика Псковской судной грамоты.

2 Правовое положение зависимого населения.

3 Гражданское право.

4 Уголовное право.

5 Процессуальное право.


Вариант 4. Великое княжество литовское (XIII—XVI вв.)

План:

1. Русские княжества и Литва.

2. Государственный строй княжества Литовского.

Вариант 5. Русское государство в XIV – XVII вв.

План:

1 Предпосылки объединения великорусских земель вокруг Москвы.

2 Государственный строй Московской Руси в XV – XVII вв. Приказная система управления.

3 Боярская Дума и Земские Соборы.


Вариант 6. Судебник 1497 г.

План:

1 Предпосылки появления и общая характеристика Судебника 1497 г.

2 Правовое положение крестьян.

3 Уголовное право.

4 Процессуальное право.
Вариант 7. Соборное уложение 1649 г.

План:

1 Общая характеристика Соборного уложения 1649 г.

2 Правовое положение крестьян, посадского люда и холопов.

3 Формы феодального землевладения.

4 Гражданское право.

5 Уголовное право.

6 Суд и процесс.
Вариант 8. Преобразования в государственном и общественном строе при Петре I.

План:

1 Особенности Российского абсолютизма.

2 Государственные реформы Петра I.

3 Сословные реформы Петра I.


Вариант 9. Развитие права в России в период петровских преобразований.

План:

1 Гражданское право. Развитие права собственности.

2 Уголовное право. «Артикулы воинские».

3 Процессуальное право. «Краткое изображение процессов или судебных тяжб».


Вариант 10. Законодательство Екатерины II.

План:

1 Губернская и земская реформы 1775 г.

2 Жалованная грамота дворянству 1785 г.

3 Жалованная грамота городам 1785 г.


Вариант 11. Кодификация русского права в первой половине XIX в.

План:

1 Систематизация российского законодательства. Роль М.М. Сперанского.

2 Полное собрание законов и Свод законов Российской империи. Общая характеристика.

3 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.


Вариант 12. Крестьянская реформа 1861 года.

План:

1 Предпосылки и подготовка крестьянской реформы.

2 Правовые принципы, положенные в основу документов крестьянской реформы.

3 Правовое положение крестьян в пореформенной России.

4 Создание органов крестьянского самоуправления.
Вариант 13. Судебная реформа 1864 года.

План:

1 Предпосылки и подготовка судебной реформы.

2 Характеристика основных этапов судебной реформы.

3 Новые принципы судопроизводства. Изменения в судебной системе.

4 Суды присяжных, мировые суды, адвокатура.

5 Контрреформы 80-90 гг. XIX в. Изменения в судебной системе и судопроизводстве.



Вариант 14. Формирование всесословного самоуправления.

План:

1 Предпосылки и подготовка реформ местного самоуправления.

2 Земская реформа 1864 г.

3 Городское уложение 1870 г.


Вариант 15. Изменения в государственном строе и праве России в период революции 1905 – 1907 гг.

План:

1 Манифест 17 октября 1905 г. и его реализация.

2 Основные государственные законы 1906 г. Анализ важнейших положений.

3 Третьеиюньский государственный переворот: причины, суть, последствия.

4.Государственная Дума в России в начале 20 века.
Вариант 16. Возникновение новых государственных органов в России в период русской революции.

План:


1. Манифест 17 октября 1905 года.

2. Государственная Дума по основным законам Российской империи 1906 года.

3. Новый избирательный закон после государственного переворота 3 июля 1907 года.

4. Государственный Совет, его полномочия.


Вариант 17. Российское государство и право в период между февралем и октябрем 1917 г.

План:
1 Изменения в государственном строе России после Февральской революции.

2 Законодательство Временного правительства.


Вариант 18. Становление советской государственности.

План:
1 Формирование советской государственной системы.

2 Национальная политика. Особенности форм государственного устройства.

3 Конституция РСФСР 1918 г. Анализ ее структуры и основных положений.
Вариант 19. Первые кодификации советского права.

План:


1. Возникновение советского права. Конституционное значение первых декретов Советской власти.

2. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года.

3. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года.

4. Уголовный кодекс 1922 года.


Вариант 20. Создание основ советского права.

План:
1 Создание основ гражданского и земельного права.

2 Оформление основ трудового права.

3 Декреты о браке и семье.

4 Декреты о суде № 1, 2, 3.


Вариант 21. Советское государство и право в период интервенции и гражданской войны (1918—1920 гг.)

План:

1.Политика военного коммунизма.

2. Государственной аппарат в годы Гражданской войны.

3.Чрезвычайные органы власти на местах.

4. Создание Красной Армии.

5. Развитие организации государственного единства.


Вариант 22. Кодификация советского права в период НЭПа.

План:
1 Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

2 Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

3 Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.

4 Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.


Вариант 23. Конституция СССР 1936г. о государственном устройстве и правах советских граждан.

План:
1 Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1936 г. Форма государства.

2 Основные направления изменений в советском праве после принятия Конституции 1936 г.


Вариант 24. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х — середина 60-х гг.)

План:

1. Международное положение и внешнеполитическая деятельность советского государства.

2. Изменения в государственном аппарате.

3. Реорганизация управления народным хозяйством.

4.Развитие советского права. Начало новой кодификации.
Вариант 25. Изменения в советском государстве и праве в 60 – 80 гг. XX в.

План:
1 Основные тенденции в развитии советского периода.

2 Конституция СССР 1977 г. Общая характеристика.

3 Изменения в государстве и праве страны в годы перестройки.
Вариант 26. Государство и право Российской Федерации

План:
1 Изменения в государственном устройстве России.

Конституция 1993 г.

2 Общая характеристика действующего права России.

3 Судебная система современной России.


Вариант 27. Образование СССР. Конституция СССР 1924г.

План:

1. Предпосылки образования СССР. Дискуссии в партии о форме национально-государственного единства.

2. Объединение советских республик в союзное государство — СССР. Правовые основы СССР — Декларация и Договор об образовании СССР.

3. Подготовка и принятие Конституции СССР 1924 г.

4. Система и компетенция органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1924 г.

5. Гарантии суверенных прав СССР и союзных республик.



Вариант 28. Кодификация советского права в период НЭПА (1921 – 1929 гг.)

План:
1. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Общая характеристика и анализ основных положений.

2. Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

3. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.

4. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г.

5. Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг.

6. Кодификация гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права.

7. Конституция СССР 1924 года.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические указания по выполнению контрольных работ включают методические указания по выполнению контрольных работ, задания контрольной работы, вопросы для подготовки к экзамену, список рекомендуемой литературы
488.03kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения и слушателей факультета обучения в сокращенные сроки по специальности 030501 «Юриспруденция»
482.83kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов Омск -2011 рекомендации по выполнению контрольной работы
508.89kb.
Культура и этика управления учебно-методический комплекс
232.12kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
263.67kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ По промышленной технологии Лекарственных средств для специальности
1036.28kb.
Методические указания для написания контрольных работ студентами заочной и очно-заочной форм обучения Красноярск сфу
605.36kb.
Для студентов заочного отделения по курсу «Управление социальным развитием персонала» предусматривается выполнение контрольной работы
196.5kb.
Методические указания для выполнения контрольных работ
26.91kb.
Контрольная работа по иностранному языку (английскому) для заочного отделения
41.13kb.
Методические указания и контрольные задания по физике для студентов всех специальностей ускоренной формы обучения Воронеж 2008
1193.33kb.
Методические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению 080200. 62 «Менеджмент»
416.43kb.