takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Математика»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2012/2013 уч.г.

Составители: Михайлова О. Ю., старший преподаватель
кафедры естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
Зуева М. Л., к.п.н., доцент
кафедры естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

I. Организационные аспекты обучения математике
в общеобразовательных учреждениях

Согласно письму Департамента образования Ярославской области от 10.02.2011 № 03-105 образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях в 2012/2013 учебном году должен осуществляться в соответствии с базисным учебным планом 2004 года [3] и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года [2].

Место предмета «Математика» в учебном плане, резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использование разнообразных форм организации учебного процесса, современные методы обучения и особенности внедрения педагогических технологий в соответствии со спецификой класса остались прежними [21]. В этой части процесса обучения математике в 2012/2013 уч.г. изменений нет.

Следует обратить внимание на изменение структуры федеральных перечней учебников на 2012-2013 учебный год [5]. В разделе «Основное общее образование» появился подраздел «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования». Структура и содержание УМК, попавших в этот раздел, подверглись изменениям с целью достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.

В предыдущих методических письмах неоднократно поднимался вопрос о заполнении журнала по математике в основной школе. В настоящее время действует письмо Департамента образования Ярославской области от 24.01.2012 № 139.

В методическом письме о преподавании учебного предмета «Математика» в 2010/2011 учебном году [20] был сделан акцент на основной причине невыполнения стандарта по математике – нерациональном использовании авторских программ. В поурочном и тематическом планировании авторских программ указывается не содержание материала, а темы разделов и отдельных уроков. Это приводит к тому, что часть содержания не фиксируется или/и не изучается. Сюда относятся следующие темы: «Римская нумерация», «Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной)», «Длительность процессов в окружающем мире», «Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей» и др.

Результаты аккредитации учреждений в текущем году показывают, что это существенное замечание остается. Учителям математики и руководителям образовательных учреждений следует учесть, что в наиболее распространенной в школах области авторской программе под редакцией Т.А. Бурмистровой в тематическом и поурочном планировании приведены темы, которые выделяет автор для работы с обучающимися (мотивационные темы), а не содержание, которое изучается в рамках темы. Это означает, что используемое планирование следует тщательно сравнивать со стандартом и включать в процесс обучения, в рабочую программу и журнал недостающие дидактические единицы. Необходимо обратить внимание на формулировки. Они должны соответствовать формулировкам стандарта. Недопустимо в рабочей программе и журнале делать такие записи: «что мы знаем о дробях», «многоэтажные» дроби», «главная» задача на проценты» и т.п.
II. Итоговая аттестация по математике
в общеобразовательных учреждениях

Подробный отчет о результатах ГИА и ЕГЭ за 2011 год изложен в материалах Департамента образования ЯО [12], а также аналитических отчетах ФИПИ [7], [8].

Как было отмечено ранее, государственная итоговая аттестация по математике в IX и XI классах составляют единую систему. Содержательное единство обеспечивается общими подходами к разработке кодификаторов элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по математике; оба кодификатора строятся на основе раздела «Математика» федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Для экзаменационных работ характерно структурное единство, которое заключается в обеспечении проверки достижения базового уровня математической подготовки выпускников, а также повышенных уровней. При контроле достижения уровня базовой подготовки в IX и в XI классах выявлены как общие проблемы в математическом образовании выпускников, так и проблемы, относящиеся непосредственно к каждой из ступеней образования.

Как и прежде, был сделан акцент на проверке умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Однако, как и в предыдущие годы, умение решать практико-ориентированные задачи далеко от совершенства.

Чтобы полностью реализовать требования действующих нормативных документов в части проведения экзамена по математике, раздел «Элементы статистики и теории вероятностей» также был представлен в КИМах ЕГЭ. В КИМы ГИА вошли задания и по разделу «Комбинаторика».

В аналитических отчетах ФИПИ констатируется, что ситуация, сложившаяся с преподаванием геометрии в российских школах, крайне тяжелая. Чтобы изменить отношение к преподаванию этого курса, в КИМах 2012 был сделан акцент на проверке усвоения элементов содержания по геометрии и умений решать геометрические задачи. В связи с этим были добавлены задания по геометрии в экзаменационные работы и ГИА, и ЕГЭ. С целью поэтапного восстановления достойного отношения к преподаванию и изучению стереометрии разработчиками ЕГЭ по математике в 2010–2012 гг. были предприняты три основных, по их мнению, момента. Во-первых, необходимым шагом явилось получение оценки на ЕГЭ как оценки именно по математике, а не только по алгебре и началам математического анализа. Во-вторых, стереометрическая задача позиционировалась как задача для большинства обучающихся. В связи с этим в КИМах предлагалась доступная для решения многими обучающимися задача по стереометрии, решить которую возможно с минимальным количеством геометрических построений и технических вычислений. В-третьих, требования к оцениванию выполнения задания С2 были сформулированы более четко. Перечисленные шаги обеспечили некоторое продвижение в сторону улучшения положения дел со стереометрией. В 2012 году число выпускников, приступивших к решению данной задачи и справившихся с решением, увеличилось.

КИМы ЕГЭ не претерпели серьезных содержательных изменений по сравнению с предыдущими двумя годами. В связи с этим, работа учителей старших классов по выявлению всех возможных типов задач для каждого задания экзаменационной работы, анализу типичных ошибок, систематизации теоретического материала, подбору индивидуальных заданий для обучающихся оказалась менее затратной по сравнению с проблемами педагогов, готовящих обучающихся к ГИА. Спектр заданий и разнообразие форм выявили необходимость систематизации заданий по содержанию, формам, формулировкам. Наиболее сложными оказались задания, контролирующие умения обучающихся проводить доказательные рассуждения, оценивать их логическую правильность, распознавать ошибочные заключения. Формированию вышеперечисленных умений, а также выработке у учащихся навыков самоконтроля и оценки способствуют: использование на учебных занятиях элементов тестирования, применение интерактивных способов обучения, использование ресурсов сети Интернет.

Очевидно, что для повышения эффективности подготовки к итоговой аттестации учитель должен быть готов организовывать систему внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов всех уровней. Стоит констатировать, что большинство учителей, организующих подготовку обучающихся к итоговой аттестации, не работают с нормативными документами: КИМами, спецификацией, кодификаторами элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников; не умеют ими пользоваться. Не отлажена система диагностики пробелов и коррекционной работы на основе вышеуказанных кодификаторов. Систему мониторинга достижений образовательных результатов будущих аттестуемых необходимо выстраивать, начиная с 5 класса. Рекомендуем познакомиться с опытом Московского центра качества образования, разработавшего тестовые материалы для оценки качества обучения математике, выпущенные издательством «Интеллект-Центр» [3539].

III. Организация поэтапного перехода на стандарты нового поколения
при обучении математике

В Ярославской области ряд школ в режиме деятельности инновационной площадки готовятся перейти на новые образовательные стандарты (ФГОС) основного общего образования. Нормативный срок перехода на новые образовательные стандарты – 2015 год. Однако предполагается, что большинство школ перейдут на новые образовательные стандарты в 2013, в 2014, по мере готовности. В связи с этим уже сегодня необходимо осуществлять подготовительный этап. Он должен включать в себя изучение и анализ основных нормативных документов, и подготовку материально-технической базы изучения предмета, в частности, выбора и приобретения УМК, соответствующих ФГОС. Ниже приведен перечень основных нормативных документов с краткой характеристикой, а также описание УМК, наиболее качественно доработанных и соответствующих новому стандарту.

Особое внимание при составлении рабочих программ по предмету необходимо обратить на раздел «Требования к уровню подготовки обучающихся». Для учителя, который строит свою работу (в том числе и систему промежуточного и итогового контроля) в соответствии с этими требованиями, не составит особого труда перейти на реализацию стандартов нового поколения.
Содержание и структура основных документов по ФГОС.

Новое поколение образовательных стандартов существенно отличается от стандартов предыдущего поколения. Изменения, касающиеся принципиально новой структуры образовательных стандартов, уже внесены в действующий Закон РФ «Об образовании». Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы. ФГОС основного общего образования утвержден приказом Министерства и образования науки РФ от 17.12.2010 № 1897 [23]. Он имеет следующую структуру:



  • общие положения;

  • требования к результатам освоения основной образовательной программы;

  • требования к структуре основной образовательной программы;

  • требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

В разделе «Общие положения стандарта» нормативно закреплен основной педагогической подход – системно-деятельностный, составлен портрет выпускника основной школы.

В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» представленный набор требований разделен на требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Требования к предметным результатам по математике зафиксированы в пункте 11.3.

Следующий раздел определяет требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения. Этот документ утверждается директором образовательного учреждения и определяет


  • основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты);

  • организационно-педагогические условия получения образования определенного вида, уровня и направленности;

  • требования к воспитанию и качеству подготовки обучающихся.

По сути, это важнейший и обязательный документ образовательного учреждения, в котором фиксируются цели, содержание, механизмы реализации этого содержания, образовательные результаты, система их оценки и другие характеристики образовательного процесса. Частью этой программы является и программа по учебному предмету «Математика».

Заметим, что в пункте 18.2.2 стандарта впервые на Федеральном уровне закреплены требования к структуре программ отдельных учебных предметов. Так программа по математике должна будет содержать следующие разделы:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

5) содержание учебного предмета;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета.

В последнем разделе стандарта описываются требования к условиям реализации основной образовательной программы: кадровым, финансово-экономическим, материально-техническим, психолого-педагогическим, информационно-методическим.

Основная образовательная программа разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения [24]. Именно в этом документе конкретизировано содержание учебного предмета математика, которое ранее фиксировалось непосредственно в тексте стандарта. Заметим, что это содержание отлично от того, что было представлено в стандарте 2004 года, что повлечет за собой не только структурные изменения рабочих программ, но и содержательные. Планируемые результаты освоения математики формулируются в терминах «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Кроме этих результатов учитель математики должен заботиться о развитии универсальных учебных действий, общепользовательской ИКТкомпетентности обучающихся, читательской компетенции, формировании опыта проектной и исследовательской деятельности.

В организационном разделе примерной основной образовательной программы приведены варианты примерных учебных планов. Количество обязательных учебных часов, отведенных на математику на ступени основного общего образования, осталось неизменным. Принципиальное отличие примерного учебного плана от БУП 2004 в том, что в нем зафиксировано количество часов части, формируемой участниками образовательного процесса, а также предусмотрена внеурочная деятельность.

Помимо перечисленных аспектов организации образовательного процесса в примерной основной образовательной программе описана система оценки достижения планируемых результатов, программа воспитания и социализации обучающихся, программы коррекционной работы, а также конкретизирована система условий реализации основной образовательной программы.

При разработке программы по математике важным документом является примерная программа по математике для 5 – 9 классов [25]. Здесь дана общая характеристика учебного предмета, ценностные ориентиры учебного содержания, описаны результаты изучения учебного предмета, причем личностные и метапредметные конкретизированы с учетом специфики математики, указано место предмета в учебном плане. В содержательном разделе представлены дидактические единицы, обязательные для изучения с конкретизацией количества часов по разделам. Приведено примерное тематическое планирование в двух вариантах (второй вариант – для классов, нацеленных на повышенный уровень математической подготовки обучающихся). Отличительная особенность этого планирования в том, что в нем дана характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий. В заключении даны рекомендации по оснащению учебного процесса.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика»
530.2kb.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета
230.98kb.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»
336.5kb.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
570.45kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов
493.17kb.
Рабочая программа учебного предмета «Математика»
402.15kb.
Рабочая программа по предмету «математика» умк «школа россии»
484.84kb.
О преподавании «Информатики и икт» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году Методическое письмо
224.38kb.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области»
481.6kb.
Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании алгебры в общеобразовательных учреждениях
496.76kb.
Пояснительная записка рабочая программа «основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс»
256.62kb.
Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета) Раздел 2 Содержание учебного предмета. Раздел 3
141.05kb.