takya.ru страница 1
скачать файл
Приложение №3.

Методики, используемые при исследовательской работе подготовительного этапа урока для сравнения физических качеств школьников-спортсменов и учащихся, не занимающихся физической подготовкой.

Первая группа включает в себя школьников из разных классов параллели, занимающихся спортом не менее 5 лет.

В состав второй группы входят ученики класса со сходными антропологическими данными и не занимавшиеся спортом. Количественное соотношение мальчиков и девочек в группах одинаковое.
1. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы методом пробы Матринэ.

Подсчитывается частота пульса в покое. После 20 глубоких (низких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед), которые нужно проделать в течение 30 с, определяется процент учащения пульса от исходного уровня.

Оценка пробы. Состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более чем на 25 %, удовлетворительное— на 50—75%, неудовлетворительное — более чем на 75 %. После пробы при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое (верхнее) артериальное давление возрастает на 25— 40 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) или остается на прежнем уровне, или незначительно (на 5—10 мм рт. ст.) снижается.

Восстановление пульса длится от 1 до 3, а АД — от 3 до 4 мин.


2. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Сосчитайте пульс в спокойном состоянии в положении сидя за 10 сек (ЧП1).

В течение 90 сек сделайте 20 наклонов вниз с опусканием рук.

Сосчитайте пульс в положении сидя сразу после выполнения наклонов за 10 сек (ЧП2).

Сосчитайте пульс в положении сидя через 1 мин после выполнения наклонов за 10 сек (ЧП3).

Рассчитайте показатель реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку(ПР):

ПР=(ЧП1+ЧП2+ЧП3-33)/10;

Оцените результаты:



Показатель реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Оценка


0-0,3

0,31-0,6


0,61-0,9

0,91-1,2


Более 1,2

Сердце в прекрасном состоянии

Сердце в хорошем состоянии

Сердце в среднем состоянии

Сердце в посредственном состоянии

Следует обратиться к врачу


3. Определение экскурсии грудной клетки

Окружность грудной клетки – очень важный признак физического развития. Она характеризует объём тела, развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние грудной полости.

Разница между окружностью грудной клетки при вдохе и выдохе составляет размах (экскурсию) грудной клетки.
При измерении окружности грудной клетки лента накладывается сзади — под углами лопаток, а спереди на уровне IV ребра. Измерения проводят при глубоком вдохе и глубоком выдохе.

Экскурсия грудной клетки

=

Окружность грудной клетки на вдохе

-

Окружность грудной клетки на выдохе

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 - 9 см - средним, а если 10 см и более -высоким.

4. Определение жизненной ёмкости лёгких

Жизненная ёмкость лёгких является показателем вместимости лёгких и силы дыхательных мышц. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – это количество воздуха, которое индивидуум может выдохнуть после максимально глубокого вдоха. Показатель ЖЕЛ определяется методом спирометрии с помощью ручного портативного спирометра. Перед исследованием ученику предлагают сделать максимальный вдох, задержать дыхание, плотно обхватить мундштук губами и медленно выдохнуть в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Показания снимаются с точностью до 100 мл. Исследования проводят 2-3 раза с 15 секундным перерывом. Фиксируется наибольший результат. Мундштук после каждого обследуемого подвергался дезинфекции.

Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и состояния тренированности. Она колеблется в широких пределах: в среднем у женщин от 2,5 до 4 л, а у мужчин от 3,5 до 5 л. Нормативную величину ЖЕЛ у детей и подростков получают по формуле Бадвина:



ЖЕЛ (девочки, девушки) = [21,78 – (0,101 х возраст в годах)] ·рост в см;

ЖЕЛ (мальчики, юноши) = [27,63 – (0,112 х возраст в годах)] ·рост в см.
5. Определение мышечной силы рук

Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры. Показатель силы сжатия кисти определяют с помощью ручного гидравлического динамометра. Обследуемый стоит прямо, несколько отводит руку вперёд и в сторону и, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Никаких дополнительных движений в плечевом и локтевом суставах при этом допускать не следует. Наибольшее сжатие динамометра достигается при наиболее удобном положении его в ладони. Исследования повторяют 3 раза, записывают наибольший результат. Отсчет ведётся по шкале в килограммах.

Средние показатели кистевой динамометрии (кг).

Возраст

лет


Юноши

Девушки

13

23-28

15-19

14

28-33

20-24

15

34-39

25-28

6. Оценка физической подготовки

Учащийся поднимается на ступеньку и спускается с нее в темпе 30 раз в минуту (для девушек высота ступеньки- 40 см, для юношей – 45 см). Порядок восхождения: левая нога – на ступеньку, правая нога – на ступеньку, левая нога – со ступеньки, правая нога со ступеньки. Время восхождения – 4 мин.

Если от усталости ученик отстает от темпа – тестирование прекращают и фиксируют фактическое время в секундах.

После завершения восхождения учащийся садится на стул и через 1 минуту в течение 30 сек подсчитывает пульс.

Вычисляют индекс теста (ИТ) по формуле:

ИТ= Т х 100 / F х 5,5, где Е – время восхождения в секунду, F – пульс за 30 сек.

Физическая подготовка оценивается по значениям полученного ИТ.


ИТ

Оценка

Менее 55

55-64


65-79

80-89


90 и более

Слабая

Ниже среднего

Средняя

Хорошая


Отличная

7. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета

Состояние противоинфекционного иммунитета можно установить по частоте и тяжести переносимых в течение года заболеваний (ОРЗ). Если в течение года ни разу не болели – то оценка сопротивляемости организма 100 баллов (отлично).

При ответах на вопросы о количестве перенесенных заболеваний в течение года можно прибегнуть к помощи страниц классного журнала учета посещаемости или школьного медработника. При утвердительном ответе на следующие вопросы вычитайте из 100 баллов числа, указанные в правом столбике таблицы.



Вопросы

Вычесть из 100 баллов

  1. Сколько раз в течение года вы болели простудными или вирусными заболеваниями?

1 раз

2-3 раза


4-5 раз

Более 5 раз



  1. Заболевания продолжаются более 10 дней?

  2. Заболевание переходили в бронхит или пневмонию?

  3. Бывает ли у вас аллергия?

10

25



40

60

10



15

15



Чем меньше Вы набрали баллов – тем хуже у вас состояние иммунитета.
скачать файл



Смотрите также:
Методики, используемые при исследовательской работе подготовительного этапа урока для сравнения физических качеств школьников-спортсменов и учащихся, не занимающихся физической подготовкой
54.87kb.
Урок по физической культуре для учащихся 6 класса по теме «Гимнастика»
78.96kb.
1. Под физической культурой понимается: а часть культуры общества и человека
169.98kb.
2009 год Занимающихся спортсменов – 2 человека Выступления спортсменов в соревнованиях: Губарь Евгений, (МС)
9.59kb.
Урок английского языка в 5 классе по теме «Степени сравнения прилагательных» Учитель английского языка
33.97kb.
Данные рекомендации по развитию физических качеств баскетболистов предназначены для школьников, студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура»
273.62kb.
Развитие физических качеств учащихся на учебных и тренировочных занятиях лыжной подготовки в моу сош №4
177.53kb.
Кандидат филологических наук, доцент подготовительного факультета для иностранцев
271.62kb.
«Основные тригонометрические тождества»
72.53kb.
Приобщить учащихся к исследовательской работе по изучению и оценке состояния окружающей среды
80.38kb.
«Запряги лошадку». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. 1-2 поднять руки вперед ладонями вверх, пальцы согнуть в кулаки; опустить руки
19.05kb.
Урока: «Закрепление знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток»
47.88kb.