takya.ru страница 1
скачать файл
«Экологическое выживание»

(«Русская традиционная культура путешествий»)
Учебно-тренировочный семинар для специалистов и населения по освоению навыков предотвращения чрезвычайных ситуаций, выживанию в природных и социальных экстремальных ситуациях и воспитанию экологического, системного мышления.

В казачьей традиции: «Русская традиционная культура путешествий»

Адресность:

- Методисты и преподаватели курсов «Экология» и Основы Безопасности Жизнедеятельности (ОБЖ);

- Руководители молодёжных, туристических и экспедиционных объединений:

- Руководители и методисты молодёжных патриотических объединений.

Продолжительность: 240 часов

Инвариантная часть : 150 часов

(три сессии, - по 36, 40 и 74 часа соответственно)



Вариативная: 90 часов

Лекции - 85, практические занятия - 155

Состав слушателей: Группы по 8-18 человек,

одного уровня физической и профессиональной готовности.

Содержание конкретных занятий (не менее 36 часов)

определяется для группы путём анкетирования и собеседования.



Выдается удостоверение, предоставляющее право на проведение занятий в общеобразовательных школах по курсам ОБЖ и Экологии. Серт. № 271 от 03.07.02 Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Повышение квалификации методистов и преподавателей курсов ОБЖ и «Экология»).
1. Принципы «выживания» при полном отсутствии оборудования, снаряжения (в т.ч. медикаментов) и подготовки (на основе этнического опыта коренных, народов Севера, Урала и Сибири) - ( 10 / -) часов

Причины возникновения чрезвычайных ситуаций; факторы тревожности человека на природе, в социуме и наедине с собой; понятия экстремальных условий (ЭУ) и экстремальных ситуаций (ЭС), «натуралистическая», «созерцательная» и «деятельностная» методики преодоления ЭС; условия совместимости и несовместимости методик в странах Запада, Востока и России.

Методики выживания коренных северных народов; Опыт казаков-разведчиков (пластунов) история создания и формирования курса «Экологическое выживание», экологическое мышление как основной принцип выживания, три методики воспитания экологического мышления – промышленная, популяционная и системная.

Климато-географические условия России как факторы формирования российских традиций жизнеорганизации.



Обзор методических пособий и Российской литературы по теме (Библиотека Центра ЭВБ - 280 изданий).

2. Древнероссийские методики выживания - (6/-) часов.

Связь северных и российских традиций; казачьи методики воспитания воина-путешественника; роль народных сказок в воспитании личности безопасного типа, дохристианские и православные традиции сохранения жизни и здоровья.

Роль «зоны рискованного земледелия» как системообразующего фактора формирования русского (российского) характера; многонациональность понятия русскости и российскости.

Психофизиологические особенности, свойственные восточно-европейскому, уральскому и сибирскому населению.
3. Проблемы всемирного экологического кризиса - ( 2 / - ) часа.

Международные Экологические Конференции ООН в Рио-де-Жанейро и Йоханнесбурге 2002, 1992, 2012 г.г. Концепция устойчивого развития и ее кризис. Алармистский (катастрофический) и оптимистический прогнозы развития человечества в XXI веке.

Роль и место России в мировом сообществе на пути разрешения экологического кризиса.

Фактор северных территорий. Опыт зарубежных стран в использовании этнического опыта. История освоения казаками Севера, Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки.


4. Закономерности формирования группы в различных сообществах - ( 1 / - ) час.

Критерии жизнеспособности группы, необходимые и достаточные роли;

Выбор стратегий поведения; натуралистический, созерцательный

и деятельностный подходы к формированию группы. Казачий круг как системообразующая структура.


5. Методика проведения тренировочных экспедиций без специального оборудования и снаряжения —( 6 / - ) часов.

Принципиальное отличие методики «ЭВ» от классического туризма. Специфика обеспечения безопасности участников занятий. Принципы взаимодействия воспитанников и инструкторов. Опыт казаков – землепроходцев и сибирских паломников

Этапы формирования одновозрастных групп; особенности работы

со взрослыми и детьми; понятие "тайна группы", роль, значение и функциональные обязанности инструктора-наблюдателя.



Роль и место тренировочных экспедиций на природе в структуре курсов ОБЖ и Экологии.
6. Оказание экстренной квалифицированной медицинской помощи - ( 8 / 12 ) часов.

(Проводится специалистами, имеющими лицензию на медицинскую преподавательскую деятельность)

7. Нравственное и половое воспитание в различных культурах - ( 4 / - ) часа.

Традиции нравственного и полового воспитания в натуралистических, созерцательных и деятельностных системах жизнеорганизации.

Древнерусское половое воспитание; роль детских и юношеских игр; ритуалы народных праздников как системы нравственного воспитания; тайна (таинство) как неотъемлемый элемент российской культуры. Казачьи традиции провожания в поход и встреч после путешествия.

Исторические примеры некорректного и традиционного полового воспитания в России.

Современное состояние проблемы. Несовместимость различных методик нравственного и полового воспитания; необходимость их совершенствования и сосуществования в России и других странах.
8. Доврачебная помощь без лекарств и фитотерапии —

( 2 / - ) часа.

Возможность оказания первой доврачебной помощи

при отсутствии лекарств по натуралистической, созерцательной и деятельностной методикам; бытовые приемы; бытовая фитотерапия.

Необходимость предварительного нравственного воспитания по российским методикам; резервы человеческого организма; взаимопомощь; роль общинности.


9. Тренировочная экспедиция без снаряжения

в экстремальной природной среде (по методике экологического выживания) — ( 7 / 78 ) часов.

Возможность жизнеобеспечения без специального снаряжения; совершенствование повседневной одежды; утепление жизненноважных органов тела.

Разведение костра в сложных условиях, ночью, из сырых дров,

под дождем, в условиях снегопада; устройство укрытия зимой и летом при наличии, а также при отсутствии топора и пилы; долговременный костер; организация ночевки; само- и взаимосогревание.

Подача сигналов бедствия; организация питания

при отсутствии запасов продовольствия (не используя приемы охоты

и рыбной ловли). Оборудование аналогов жилищ коренных северных

и сибирских народов. Опыт казачьих длительных экспедиций

Вероятные встречи с обитателями леса. Животные в условиях города.
10. Рефлексия (разбор) тренировочной экспедиции

( 3 / 4 ) часа.

Принципы организации рефлексии; роли участников; обсуждение событий, произошедших в. тренировочной экспедиции.


11. Приемы выживания в зимнем лесу без снаряжения -

( 1 / 10 ) часов.

Авторский видеофильм. (Чеурин Г.С., Смолин П.П.) «Выживание в зимнем лесу без снаряжения», 30 мин. Разведение костра в особо сложных условиях (теория и практика).



Устройство укрытия и долговременный костер из толстых сухих бревен (нодья) при отсутствии топора и пилы.
12. Плавание в экстремальных ситуациях - ( - / 10) часов.

Принципиальное отличие спортивного плавания и плавания в ЭС.

Определение способности плаванию в ЭС; плавание с сохранением одежды сухой;

Плавание в легкой одежде; плавание в тяжелой одежде и обуви; организация обучающих игр на воде. Правила поведения на болотной трясине.
13. Основы системотехники - ( 3 / - ) часа

Критерии устойчивости сложноорганизованных технических и социальных системы. Закономерности трансляции и восприятия информации. Правила трансляции негативной и позитивной информации.

«Необъяснимый человеческий фактор» (НЧФ), возможность его прогнозирования, меры по профилактике и предотвращению НЧФ.
14. Российская конфликтология, поведение в экстремальных социальных ситуациях - (2/5) часов.

Введение в конфликтологию, ключевые конфликтные слова

Натуралистическая, созерцательная и деятельностная методики преодоления социальных ЭС; демонстрационная игра первого уровня (мозговой штурм и выявление ключевых конфликтных вопросов). Диалектические и триалистические методики коммуникативности. Конфликтное и комплиментарное общение.

Введение в триалистическую философию. Различие диалога, диалога в присутствии посредника и триалога. Триалог как методика создания творческой обстановки. Казачья круговая система общения.


15. Организационно - деятельностная игра (.моделирование конфликта, принятие индивидуального, коллективного и общинного решений) - ( 5 / 20 ) часов.

Понятие организационно - деятельностных игр (ОДИ); распредмечивание группы. Необходимость проведения ОДИ в курсах ОБЖ и экологии. Внутреннее обустройство жилища коренных северных и сибирских народов как системообразующий фактор принятия решений в ЭС.

Шесть уровней проведения игр: мозговой штурм, деловая, ролевая, имитационная, креативная и мыследеятельностная игры.

Организация игр: второго - третьего уровней — принятие группового решения; игры четвертого и пятого уровней. – ролевая, имитационная и креативная; рефлексия игры.


16. Правила поведения в горах – ( - / 5 ) часов.

Принципы формирования групп; передвижение по склонам гор; правила само- и взаимоторможения при падениях на снежных и травянистых склонах;

Действия по командам «срыв» и «камень».
17 . Проблемы общения в экстремальных ситуациях –

( 5 / - ) часов.

Закономерности трансляции и восприятия информации в ЭС;

Командные, индивидуалистские и эмпатийные методы общения в ЭС;

Различие общения в повседневной обстановке, в ЭУ и ЭС; традиции обращения к личности в различных ментальностях.

Сакральная и профанная инвективная вокатива (ИВ) как элемент общения в ЭС,

ИВ как элемент русской мужской культуры; связь ИВ с ритуалами древнерусских праздников; закономерности и табуированность применения ИВ.

Причины возникновения деструктивного (девиантного) поведения. Возможность предотвращения терроризма. «Терроризм» бытовой, семейный, школьный.

Язык жестов; различие языка жестов у разных народов; формы выражения благодарности за действия в ЭС у различных народов;

Древнерусские и православные методики общения.
18. Постэкстремальные процедуры — ( 5 / 11 ) часов.

Понятие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР);

Кратковременные и долгосрочные ПТСР; понятие «длинного стресса»; пассивная и активная реабилитации.

Физиологические процессы, происходящие в организме человека в «штатном» режиме, при стрессе, в постстрессовой обстановке; различие «мужского» и «женского» стрессов. Традиционные ошибки в процедурах реабилитации; алкоголь и реабилитация.

Возможность предотвращения ПТСР; имеющиеся в наличии народные традиционные средства; русская баня как элемент национальной культуры; различные функции бани у разных народов; баня туристическая; особенности зимней бани; эквиваленты бани.

Школа «Аутуорд-баунд» (США) как пример деятельностной, активной реабилитации; Российские аналоги и апробации; роль климатогеографических и геомагнитных условий при проведении реабилитационно - восстановительных процедур.
19. Предотвращение зависимостей от психоделиков

( 3 / - ) часа.

Роль психоделиков в древних культурах; закономерности их применения; психоделики биологические и химические; существующие ограничения на применение; недопустимость использования несвойственных определенным культурам психоделиков.

Существующие методики замещения; стрессовые, эмпатические, душевные и духовные заместители психоделиков; возможность предотвращения зависимостей.

20. Проблема «информационного взрыва» - ( 10 / - ) часов.

Переизбыток информации как причина стресса; «вечные вопросы», их роль в формировании сознания в натуралистических, созерцательных и деятельностных обществах; возможность снижения информационной нагрузки на личность в социальных ЭС.

Отсутствие ответов на «вечные вопросы» как причина девиантного поведения. Скрытый смысл сакральных текстов;

Русская «Лествица».



«Зоревая» история России.

Одно- и многоосновные сообщества; многоосновность России; Причины эффективности Законов в Европейских сообществах и правового нигилизма в России. Пути решения правового кризиса в России и в мире в целом

Особенности формирования экспедиционных групп в различных сообществах;

Методика поиска ответов на жизненно важные вопросы в натуралистических, созерцательных и деятельностных философиях и мировоззрениях.


21. Итоговая беседа, ответы на вопросы, вручение удостоверения -

( 2 / - ) часа.

ИТОГО:(85/155) часов

Всего: 240 часов
Автор и ведущий программы: Чеурин Геннадий Семёнович

Подъесаул Оренбургского Казачьего Войска, Руководитель Учебного центра по предотвращению социальных и природных чрезвычайных ситуаций (г. Екатеринбург). Руководитель научно-методических программ учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский путь». Действительный член Русского географического общества с 1984 года. Почётный полярник.


620000, Россия, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 4.

Экспедиция «Сибирский путь»

8-982-713-02-41 (секретарь)

Тел. факс: (343) 371-30-55,

E-mail: cheurin@gmail.com

www.sibir-put.ru www.самоспасение.рф



скачать файл



Смотрите также:
Методисты и преподаватели курсов «Экология» иОсновы Безопасности Жизнедеятельности (обж)
94.99kb.
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2010/2011 учебного
302.78kb.
Пояснительная записка рабочая программа «основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс»
256.62kb.
Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов
229.92kb.
Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов на 2010-2011 учебный год
366.74kb.
Основы безопасности жизнедеятельности
28.32kb.
Задача цивилизованного общества
105.4kb.
По основам безопасности жизнедеятельности
19.04kb.
Я работаю невропатологом 35 лет и по совместительству преподавала в 200-2008 годах в лг №120 предмет «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» (обж)
127.7kb.
3 безопасность жизнедеятельности
291.14kb.
Стандарт основного общего образования по основам б езопасности жизнедеятельности
39.43kb.
История, правоведение, обществознание, экономика, география, иностранный язык, литература, русский язык, химия, физика, математика, информатика, музыка, технология, биология, экология, обж, физическая культура, мхк и т
130.85kb.