takya.ru страница 1
скачать файл

Номер

урока


Содержание

(разделы, темы)



Кол-во

часов



Даты проведе­ния

план

факт




IV КЛАСС Окружающий мир

68 ч










Земля и человечество

10







1

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия.

1







2

Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года.

1







3

Звездное небо — великая «книга» природы.

Практическая работа: знакомство с картой звездного не­ба

1







4

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты.

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте;

1







5

Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

1







6

Миг глазами историка. Что изучает история.

1







7

Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Практическая работа: знакомство с историческими картами.

1







8

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты.

1







9

Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие.

1







10

Международная Красная книга.

1










Природа России

10







1

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы,

1







2

Моря , озера и реки нашей страны.

1







3

Карта природных зон России. Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь: особенности при­роды, взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания, особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями, экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы.

Практическая работа: поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов

1







4

Зона тундры: особенности при­роды, взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания, особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями, экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы

Практическая работа: рассмат­ривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

1







5

Зона лесов: особенности при­роды, взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания, особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями, экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы.

Практическая работа: рассмат­ривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

1







6

Зона степей: особенности при­роды, взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания, особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями, экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы.

Практическая работа: рассмат­ривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

1







7

Зона пустынь: особенности при­роды, взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания, особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями, экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы.

Практическая работа: рассмат­ривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

1







8

Субтропики: особенности при­роды, взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания, особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями, экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы.

Практическая работа: рассмат­ривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

1







9

Виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

1







10

Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.


1










Родной край — часть большой страны

17







1

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Практическая работа: знакомство с картой края.

2







2

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами).

1







3

Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

1







4

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Практическая работа: рассмат­ривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств.

3







5

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

1







6

Природные сообщества лес. Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.

2







7

Природные сообщества: луг.. Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Экскурсия знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.

2







8

Природные сообщества: пресный водоем. Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Экскурсия знакомство с растениями и животными прес­ного водоема, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, их распознавание с помощью атласа – определителя.

2







9

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Практическая работа: знакомство с культурными paстениями края.

2







10

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

2










Страницы всемирной истории.


5







1

Представление о периодизации в истории. Начало истории человечества: первобытное общество.

1







2

Древний мир. Древние сооружения – строительство прошлого.

1







3

Средние века, о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина.

1







4

Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия.

1







5

Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

1










Страницы истории Отечества (21ч)


21







1

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

1







2

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси.

1







3

Русь — страна горо­дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве.

1







4

Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

1







5

Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский.

1







6

Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.

1







7

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1







8

Иван Третий. Образование единого Русского государства.

1







9

Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

1







10

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII вв.

1







11

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей.

1







12

Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

1







13

Россия в XlX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов.

Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.

1







15

Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.

1







16

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй — последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война.

1







17

Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг.

1







18

Отечественная война 1941 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы

1







19

Наша страна в 1945 - 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.гагарина, космическая станция «Мир»

1







20

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

1







21

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села).

1










Современная Россия (9 ч)


9







1

Мы — граждане России. Конституция России — наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.

1







2

Права ребенка.

1







3

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

1







4

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн).

1







5

Государственные праздники.

1







6,7,8,9

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.



4










ИТОГО:

Экскурсии: 4

Практические работы: 17

68 ч






скачать файл



Смотрите также:
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия
194kb.
Вводный инструктаж по от. Что изучает физика. Физические явления, наблюдения, опыты
190.77kb.
Рассказ луна и затмение солнца
28.45kb.
Внеклассного мероприятия: „Мир глазами физика“
60.29kb.
Урок по предмету человек и мир Тема: «Растительный и животный мир. Что такое природное сообщество?»
94.59kb.
Рабочая программа по дисциплине ен. Ф. 01. Высшая математика выписка из гос впо по специальности
935.22kb.
Вопрос Предмет науки игпзс. Место науки в системе юридических наук
155.54kb.
Учебно-научная дисциплина, к-ая изучает здоровье чел-ка, пути улучшения его здоровья через организацию зож, факторы внешней среды, оказывающие влияние на чел-ка
1088.58kb.
1ый вопрос. Синтаксические единицы (словосочетание, предложение)
307.61kb.
Современный мир глазами Чехова Герасимова Ксения Васильевна, ош №24, г. Мелитополь
18.99kb.
Образования политология планы практических занятий для студентов специальности
54.31kb.
Что изучает физика. Физика наука о природе. Физические явления
209.79kb.