takya.ru страница 1
скачать файл
Тема : Музыка объединяет людей.

Цель: Раскрытие преобразующей силы музыки и её влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы.

Задачи: Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания произведениям искусства, умения вступать в особую форму духовного общения с миром человеческих чувств, эмоций.

Развитие интегративных качеств восприятия. Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников. Совершенствовать певческие навыки. Воспитание любви к классической музыке.



Материал: Т. Альбиони «Адажио»

Л.В.Бетховен «Симфония №9» (Ода «К радости»).

Ф.Тютчев «Слёзы людские»

В.Васненцов «Песнь радости и песнь печали»

Песня «Музыка»

Оборудование: Музыкальный центр, аудиокассеты, мультимедийная аппаратура, экран.

Методы:


  1. Метод драматургии урока музыки как урока искусства.

  2. Метод использования широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.

  3. Метод сравнения.

  4. Метод перспективы и ретроспективы.


Эпиграф: «Одна музыка может перенести трепет одной души в другую…» (А. Герцен).
ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Звучит музыка.
Как щедро льются эти звуки

Из необъятной тишины,

Я к ним протягиваю руки –

Ладони музыкой полны.

Замрёт на миг и снова льётся

Живая звонкая струя,

И солнце ласково смеётся,

И дышит ласково земля.

Завидуя самозабвенью

Неутомимого певца,

Я у него учусь уменью

И петь, и радовать сердца…


СЛАЙД №1 (Тема урока,эпиграф)

-Как вы понимаете слова Герцена: «Одна музыка может перенести трепет одной души в другую…» (ответы детей)


- Откуда берётся музыка? Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя – всё это образует свой звуковой мир, не похожий ни на какой другой…

А порой музыка таится даже в тишине и безмолвии…( музыка выключается)



СЛАЙД №2 («Музыка –это…»)

- А что же такое музыка? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? А может быть это…( ответы детей)

- Наверное, никакое другое искусство не обнаруживало такого разнообразия чувств, характеров, настроений как музыка. В каждом произведении – то порыв, то каприз, раздумье сменяется весельем. Пожалуй, таковы и мы, люди. Часто ли выпадает день, когда с утра до вечера мы пребываем в одном настроении? И невозможно себе

представить разговор нескольких людей, который протекал бы полностью бесстрастно, без вопросов и волнений.

Так в чём же состоит воздействие музыки на человека? В чём её сила?

Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова пытаются ответить на этот вопрос. На этот вопрос пытаемся ответить и мы с вами…

- А сейчас я хочу услышать ваши мысли о волшебной силе музыки…

( работы детей).



СЛАЙД №3 («Волшебная сила музыки»)

« Музыка – это письма в будущее с надеждой, что где-то там отзовётся родная душа, которая так же мыслит и так же чувствует»

Помните, у Экзюпери – «Зорко одно лишь сердце». Настройте свои зоркие сердца на встречу с прекрасной музыкой. Ведь только музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей. Слушать музыку так, чтобы услышать её – это напряжённая работа сердца и ума, и особое творчество.
Звучит «Адажио» Т.Альбинони
-Что услышали? О чём рассказал композитор?

- Какова интонация?

- Какие чувства пробудила в вас эта музыка?
СЛАЙД №4 («Слёзы людские, о слёзы людские…»)

- Прослушайте стихотворение Ф.Тютчева и ответьте на вопрос: созвучно ли это стихотворение музыке Альбинони?


Слёзы людские, о слёзы людские

Льётесь вы ранней и поздней порой.

Льётесь безвестные, льётесь незримые

Неистощимые, неисчислимые,-

Льётесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной…


( ответы детей )

- Обратите внимание на два определения: «льётесь безвестные, льётесь незримые». Безвестные, незримые, значит скрываемые, тайные, сокровенные, не ведомые никому. Ведь не всегда жизнь нам дарит возможность открыться…И тогда приходит музыка с её ласковым и деликатным прикосновением, музыка утешающая. Конечно, она не в силах нас избавить от печалей, но она открывает перед нами мир чувств другого человека. И мы понимаем, что даже в своей печали мы не одиноки…

- Ребята, а какими красками можно передать интонацию, чувства музыки Альбинони? ( ответы детей).

СЛАЙД №5 («Рисуем музыку…»)

- Подойдите, и красками передайте то настроение, которое вы услышали.

( рисуют 1-2 мин.)

- Если в музыке слышится грусть и смятение, скорбь или тревога, значит, такие чувства вложил в неё композитор, и мы тоже испытываем их, и ещё нечто большее, что возвышает и облагораживает нашу душу. Мы как – будто забываем собственные горести и беды, поднимаемся в чистые высоты бескорыстия и великодушия.

И как никакое другое искусство, музыка объединяет людей для общих дел и для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают и терпят поражения.
Слушая великие произведения, в какие бы глубины скорби и печали они нас не погружали, мы всегда чувствуем главную направленность её устремления: только ввысь и только к свету.

СЛАЙД №6 (Л.Бетховен)

Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству великого Л.Бетховена. Этот гениальный композитор сказал такие слова: «Музыка должна высекать огонь из души человека…», и каждое его произведение подтверждает это. Послушайте грандиозный финал последней девятой симфонии Л.В.Бетховена. Это величайший итог духовного восхождения, воздвижения величественного музыкального храма, в котором идея человечности достигает поистине космического масштаба.



Звучит ода «К радости» Л.Бетховена.
- Как у вас стало на душе после прослушивания этого произведения?

- Какова интонация?

Впервые в симфонию был введён хор, послушайте его звучание в финале в 9-ой симфонии.

Звучит ода «К радости» (хор)
- Как вы понимаете, для чего Бетховен ввёл в симфонию хор? ( ответы детей)

( Чтобы показать силу и мощь людского единения).


Замечательный русский композитор Сергей Иванович Танеев заметил однажды, что если бы на земле появились жители других планет, которым следовало бы за один час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Девятую симфонию Л.Бетховена…

СЛАЙД №7 («Симфония №9»)

А вот как в стихах выразил своё впечатление от музыки Бетховена поэт Н.Заболоцкий:

И сквозь покой пространства мирового

До самых звёзд прошёл девятый вал…

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Идея произведения - обращение ко всему человечеству с призывом к дружбе, к братскому единению. Эта песня – гимн человеческому счастью, радости. И вот в её финале звучат замечательные слова:

СЛАЙД №8

Люди – братья меж собой!

Обнимитесь, миллионы!

Слейтесь в радости одной!

- Как вы думаете, почему это произведение, написанное много лет назад, часто исполняют в концертных программах, на радио, на телевидении?( ответы детей)

- Тональная окраска этого музыкального произведения соответствует какой цветовой гамме? ( ответы детей)



СЛАЙД №9 («Рисуем музыку…»)

- Подойдите и нарисуйте эту музыку. ( рисуют 1-2 мин.)



Показ картины «Песнь радости и песнь печали»

СЛАЙД № 10 («Песнь радости и печали»)

- Вслушайтесь в эту картину. Какую музыку вы слышите?

- Что лежит в её основе? ( контраст)

- Какие ассоциации возникают, глядя на неё? ( говорят ассоциации)

- Эти птицы принесли разную музыку, разную по характеру, по содержанию, но обладающую огромной силой, силой воздействия на наши души.

Задумайтесь, может быть в том, что музыку мы носим, прежде всего в себе, и заключается секрет нашей отзывчивости на музыкальные звучания?

- А какая музыка живёт в душе каждого из вас?

СЛАЙД № 11 («Какая музыка живёт в моей душе?»)

Вы видите перед собой нотки, напишите на них о своей музыке… ( пишут 1-2 мин.)

- Кто хотел бы поделиться? ( читают)

- Ребята, сохраните это состояние души, берегите музыку.



Вокально-хоровая работа.

Песня «Музыка»

- Моя ученица Таня Бурмистрова так написала о музыке:

« Музыка- это взрыв нежности и любви! Музыка наполняет простор, она так легка и нежна, что хочется подняться и лететь… От неё никуда не деться… Когда она наполняет тебя своими музами, ты хочешь слушать и слушать…»

- Музыка способна пробуждать лучшее, что есть в человеке- его стремление к красоте, к любви, к созиданию.

Но мы всё-таки не можем ответить на вопрос: «А что же такое музыка?», потому что это тайна, а в этой тайне заключена мудрость: ведь не все вопросы в жизни находят ответы. Есть нечто такое, перед чем человеку надлежит просто преклониться…

СЛАЙД № 12

И помните замечательные слова:



Я поймал бабочку, и она погибла в моих руках…

Я сорвал цветок, и он увял в моих ладонях…

И тогда я понял, что к красоте можно прикоснуться только сердцем…
П.Орсаг.
скачать файл



Смотрите также:
Музыка объединяет людей. Цель
65.64kb.
Как изменились музыкальные предпочтения россиян
46.58kb.
Конспект урока по музыке. Тема: Развитие музыки
64.91kb.
Музыка очень важна для жизни человека. Психологи говорят, что музыка помогает пережить горе, грусть, депрессию, музыка приносит радость, музыка помогает настроиться на другую волну, более возвышенную и духовную
29.84kb.
Г. Ноябрьск, янао цель: подвести к пониманию того, что музыка, в которой есть красота и жизненная правда, может обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость
129.44kb.
Темный Восход Музыка мое божество и единственная
20.01kb.
Разработка урока по теме «Музыка и искусство слова»
16.08kb.
В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа
423.87kb.
9. Когда отмечается День защитника Отечества
41.82kb.
Учебник «Музыка», 4-ый класс. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. Интегрированный урок. Урок обобщение по теме «Музыка русского народа»
93.84kb.
Тема: «Жизнь первобытных людей»
54.46kb.
Бекина, С. И. Музыка и движение
15.97kb.