takya.ru страница 1
скачать файл
Н.Г. Милованова,

ТОГИРРО, г.Тюмень



Принципы организации многоуровневой сетевой модели повышения квалификации педагогических кадров
Современная система дополнительного профессионального (педагогического) образования (повышения квалификации) может быть выстроена на основе кластерного подхода.

Кластерный подход в системе образования сегодня рассматривается достаточно интенсивно: и как средство модернизации педагогического образования; и как кластерный подход в образовательных системах; и как кластерный подход в образовании и в профессиональном образовании; и как инновационный педагогический кластер. То есть деятельность кластера может быть направлена на удовлетворение объективно сформировавшихся на сегодняшний день потребностей разных целевых групп (педагогические работники системы образования, дети, родители и др.).

Мы рассматриваем кластерный подход, прежде всего, как новую управленческую технологию, позволяющую повысить эффективность системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников с учетом принципа сетизации.

Реализация кластерного подхода в образовании осуществляется на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества отдельных участников и кластера в целом и предполагающего наличие общей цели; правовой основы деятельности субъектов; разработанных механизмов взаимодействия между субъектами.

Кроме того, в основе кластерных взаимоотношений лежит принцип синергетичности. Рассматривая синергетический подход как часть системного подхода, мы можем говорить о доминировании идей саморазвития, самореализации и самоорганизации. Таким образом, кластеры обладают свойством развития в основном за счет внутренних ресурсов и обладают преимуществом повышенной устойчивости к внешним воздействиям.

Кластер выстраивает сетевую горизонталь и управленческую вертикаль с возможностью свободного творчества для его участников. При кластерном подходе отсутствуют жесткие границы между видами деятельности, и все они рассматриваются во внутренних взаимосвязях. Преимущество еще заключается и в наличии большей части неформальных взаимоотношений между образовательными учреждениями и социальными партнерами, работодателями, родителями, входящими в кластер, что создает благотворный эффект

Необходимо отметить, что успех кластерной модели в значительной степени зависит от эффективного управления процессами деятельности кластера, и стратегического видения развития кластера.

Принцип сетизации рассматривается нами в качестве одного из способов упорядочивания деятельности организаций - участников кластера или их элементов. Сетизация дополнительного профессионального (педагогического) образования позволяет по-новому выстраивать отношения с образовательными учреждениями на основе реализации взаимных интересов и создания условий для обеспечения образовательных потребностей производства и конкретных субъектов образования.

Условиями создания сетей являются доступ участников к накопленным информационным материалам и возможность быстрого установления многосторонних связей между участниками, реализующими узкую программу в рамках общего проекта. Различают и типы взаимодействия: дерево (принцип иерархии, где отличия элементов в степени их свободы); паутина: выделение общей информации и организация разных вариантов доступа к ней; попарные связи (принцип – контакт один на один; информация только о контактах, а не о содержании контакта).

В нашем случае при построении многоуровневой сетевой модели повышения квалификации речь идет о новом, корпоративно-кластерном подходе в системе дополнительного образования: об объединении, интеграции, своеобразной агломерации в функциональном и географическом смысле образовательных учреждений одной отрасли вокруг интеллектуального, мозгового центра. Основной целью создания такого образовательного кластера является повышение эффективности и качества профессиональной подготовки специалистов через развитие непрерывного профессионального образования с вовлечением в этот процесс всех заинтересованных лиц.

Многоуровневая сетевая модель повышения квалификации педагогических и руководящих работников в регионе – это инновационная инфраструктура – образовательный кластер на основе сетевого взаимодействия, координационным ядром которого может являться Тюменский областной государственный институт развития регионального образования (ТОГИРРО).

Рассмотрим два варианта создания образовательного кластера.

В первом случае образовательный кластер образуется из муниципальных ресурсных центров, муниципальных центров информационных технологий, муниципальных методических служб, муниципальных научных лабораторий Тюменской области. Координационным ядром кластера является ТОГИРРО. Цель такого кластера - создание условий для непрерывной системы повышения профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров.

Механизм создания образовательного кластера в данном случае следующий. В каждой зоне (Тюменская, Заводоуковская, Тобольская, Ишимская, г. Тюмень) определяются муниципальные ресурсные центры. Под ресурсным центром понимается форма интеграции и концентрации ресурсов: информационных, методических, образовательных и т.д. по направлениям развития профессиональной компетентности педагогических кадров. Такой центр создается учредителем на инициативной основе для управления инновационными процессами в муниципальном образовании. Статус ресурсного центра присваивается образовательному учреждению, успешно завершившему реализацию инновационного проекта. Такими центрами, например, могут быть базовые сельские школы. На базе ресурсных центров осуществляется повышение профессиональной компетентности педагогов и управленцев по конкретным направлениям (проблемам) муниципальных систем образования с учетом приоритетов региональной образовательной политики. Сегодня актуальными являются направления, связанные, прежде всего, с массовым внедрением в начальную школу новых стандартов. Поэтому для руководителей образовательных учреждений важны такие вопросы, как разработка и коррекция основных общеобразовательных программ, планирование внутришкольного контроля, формирование школьной системы оценки качества образования с учетом заявленных образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), выстраивание «сквозной» оценки качества образования (при переходе с одного уровня обучения на другой и т.п.) и другие.

Аналогичным образом в каждой зоне (Тюменская, Заводоуковская, Тобольская, Ишимская, г. Тюмень) определяются муниципальные центры информационных технологий (МЦ ИТ). Системное сопровождение процесса информатизации образования области базируется на формировании МЦ ИТ и школьных обучающих (стажировочных) площадок. Проведение мониторинга, консультирование и обучение педагогических кадров по вопросам использования информационных систем, внедрение ЦОРов (цифровых образовательных ресурсов), проведение муниципальных семинаров и конференций являются прямыми и непосредственными задачами МЦ ИТ. В штате ММЦ ИТ работают, как правило, ведущие специалисты района в области информационных технологий. Центр информационных технологий ТОГИРРО обеспечивает обучение тьюторов и координацию деятельности МЦ ИТ и школьных обучающих (стажировочных) площадок, являясь системообразующим звеном в сети центров информационных технологий области.

Кроме того, в каждой зоне (Тюменская, Заводоуковская, Тобольская, Ишимская, г. Тюмень) определяются муниципальные научные лаборатории. Создается сеть муниципальных научных лабораторий (МНЛ), являющихся точками опоры для организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в регионе. Лаборатории создаются на базе крупных школ в сельских районах или «продвинутых» школ, лицеев, гимназий в городах Тюменской области (в образовательных учреждениях (ОУ) – творческие группы из представителей администрации, педагогов). Руководство лабораторией могут осуществлять «продвинутые» педагоги, руководители (заместители руководителей) образовательных учреждений, на базе которых создается лаборатория, специалисты муниципальных органов управления образованием или муниципальных методических служб. Важными проблемами научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы, которые должны решать лаборатории, являются следующие: разработка контрольно-измерительных материалов для выявления уровня сформированности универсальных учебных действий; мониторинг здоровья обучающихся в условиях внедрения стандартов; отработка разных видов моделей работы с талантливыми детьми и различных моделей организации внеучебной работы и др.

Для эффективной работы образовательного кластера необходимо разработать нормативные документы по функционированию муниципальных ресурсных центров, муниципальных центров информационных технологий, муниципальных методических служб, муниципальных научных лабораторий, являющихся базовыми центрами непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров. Координатором курсовой подготовки выступает ТОГИРРО.

Второй вариант образовательного кластера предусматривает организацию взаимодействия средних и высших учебных заведений, организаций, предоставляющих образовательные услуги дополнительного педагогического образования (повышения квалификации, переподготовки). Координатором взаимодействия выступает ТОГИРРО.

В данном случае департамент образования и науки Тюменской области формирует государственное задание институту на курсовую (1 раз в пять лет) и семинарскую подготовку педагогических и управленческих кадров, в которое включается также нормативно отработанный механизм взаимодействия с педагогическими вузами области по предоставлению необходимых ресурсов (например, учебно-материальных).

Взаимодействие между участниками кластера может осуществляться по следующей схеме:



  1. Определение проблемного поля регионального образовательного пространства. Опрос участников по поводу актуальности проблемы.

  2. Инициирование обсуждения вопроса по существующей проблемной ситуации.

  3. Инициирование разработки образовательных проектов, направленных на устранение выявленных проблем.

  4. Адаптация выбранных проектов по использованию на всех уровнях и определение соответствующих ресурсов.

  5. Определение основных центров реализации, прикрепление к ним остальных участников.

  6. Реализация проектов, прошедших конкурсный отбор.

  7. Масштабное обсуждение результатов проектной деятельности с целью их эффективного использования в расширении инновационного образовательного пространства.

Таким образом, образовательный кластер может выступать основой создания организации и функционирования многоуровневой сетевой модели повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивать возможность непрерывного «погружения» слушателей в сферу актуальных профессионально-педагогических задач. Кроме того, образовательный кластер в системе дополнительного профессионального (педагогического) образования будет способствовать эффективному изучению, обобщению и распространению передового опыта, позволит оперативно апробировать достижения науки, обновлять и обобщать организацию и содержание профессиональной подготовки. Достоинствами образовательного кластера являются качество, непрерывность, преемственность, доступность, конкурентоспособность образования.
скачать файл



Смотрите также:
Н. Г. Милованова, тогирро, г
77.38kb.
Разработал: Милованова О. В
32.56kb.
Милованова Любовь Андреевна : урок отличается высоким темпом, разнообразием форм и методов работы с использованием современных педагогических технологий, учитываются возрастные особенности обучающихся урок
20.62kb.