takya.ru страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
скачать файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Л.И. Ручина

Ю.О. Чернобродова




МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ, ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для иностранных студентов, обучающихся по специальности «Информационные технологии» факультета иностранных студентов ННГУ

Нижний Новгород

2011

ББК Ш141.12-96р



УДК 491.8 (077)

Р-92
Р-92 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ, ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». Авторы: Ручина Л.И., Чернобродова Ю.О. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011. – 150 с.


Рецензент: к.п.н., доцент Н.В. Гужова
Учебно-методическое пособие представляет собой справочник, в доступной форме представляющий основы русской грамматики в таблицах и схемах с переводом на английский язык, а также примеры упражнений и тестов, которые преподаватель РКИ может использовать как на уроке, так и в качестве домашнего задания или одной из форм контроля знаний. Таблицы и схемы пособия включают в себя значение, способы образования и изменение различных частей речи.

Данное учебное пособие предназначено иностранным студентам, обучающимся по специальности «Информационные технологии» на любом курсе и может использоваться как для изучения русской грамматики, так и для подготовки к экзаменам.



© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблемам обучения русскому языку как иностранному посвящена обширная литература. Но на первых порах начинающему преподавателю обычно не хватает времени разобраться в обилии теоретического материала, и кроме того, в начале педагогической деятельности сферой интересов являются исключительно практические вещи: как объяснить то или иное правило, представить грамматический материал в стройной системе, объяснить существование исключений или наоборот – закономерностей.

Предоставляемое пособие имеет практическую направленность. Оно было создано именно для начинающих преподавателей РКИ. В пособии содержится вся необходимая информация, которая нужна для владения русским языком и которую включают в том или ином виде в курсы русского языка как неродного. В предлагаемой работе в таблицах и схемах представлены фонетическая система русского языка; грамматические категории рода и числа существительных, личных, притяжательных, указательных местоимений, прилагательных; видо-временная система глагола; глаголы движения. Способ подачи грамматики в таблицах и схемах позволяет использовать материал при обучении языку как с нуля, так и на продвинутом этапе. Кроме того, предлагаемые объяснения, формулировки, таблицы и упражнения могут служить основой для разного рода языковых заданий, и базой для подготовки к зачетам и экзаменам.

Обычно на подготовительных отделениях и факультетах для иностранных студентов формируются группы учащихся, говорящих на разных языках, в таких группах невозможно использовать язык-посредник. Данное пособие рассчитано на студентов иностранцев, приехавших в Россию обучаться на английском языке по специальности «информационные технологии», что позволяет преподавателю пользоваться языком-посредником. В настоящей работе все лингвистические термины, правила употребления падежей, глаголов разного вида, глаголов движения и т.д. переведены на английский язык. В связи с тем, что студенты отделения ИТ не являются гуманитариями, знать русские лингвистические термины и грамматические правила на русском языке им не нужно, поэтому мы считаем возможным теоретическую часть курса РКИ предоставлять им на родном языке (особенностью настоящей программы является то, что каждая грамматическая единица вводится не только с опорой на таблицы и схемы, но и на родной язык), что позволит больше времени уделять практике разговорной речи.

Пособие составлено таким образом, чтобы дать начинающему преподавателю достаточно ясное представление о грамматике русского языка в том варианте, в котором её преподают исключительно иностранцам. Как уже говорилось выше, именно такое сугубо практическое описание грамматики необходимо начинающему педагогу на первых порах.

Опираясь на достижения современной лингвистики, авторы исходят из системного подхода к описанию и презентации русской грамматики. Пособие построено на трех критериях классификации учебного материала: тематическом, логико-семантическом и структурно-грамматическом.

В разделах пособия приводятся сведения об организации и функционировании русской языковой системы – фонетической и грамматической. Ценность данного пособия заключается в том, что каждая таблица или схема были опробованы на практике и прошли жесткий отбор.

Пособие состоит из трёх разделов («Вводный фонетический курс», «Части речи», «Падежная система») и приложения с упражнениями и контрольными работами разных типов.

Первая глава содержит сведения об организации и функционировании русской фонетической системы. Цель вводно-фонетичекого курса – научить студентов различать и произносить русские звуки, правильно произносить русские слова, соблюдая верное ударение и ритмику, интонационно правильно оформлять высказывания.

Лексико-грамматический материал второй и третьей глав представлен в таблицах, схемах, коротких, но исчерпывающих пояснениях на русском и английском языках. Эти материалы облегчат преподавателю задачу объяснения иностранным студентам основ русской грамматики, а также помогут сформировать у учащихся базу для успешного начала речевого общения в новых лингвострановедческих условиях. Грамматический материал расположен в данной главе системно, по аспектам языка, частям речи, отдельным грамматическим категориям и разрядам и организован по формально-структурному аспекту.

В приложении авторы предлагают фрагменты собственных разработок по различным грамматическим темам.

В настоящем пособии не рассматриваются такие вопросы, как организация урока, описание форм занятий, работа с текстом, общие для любой методики преподавания РКИ. Работа с национально-ориентированным пособием предполагает творческий подход преподавателя к содержащимся в пособии языковым материалам. Не следует забывать, что рациональное использование методики национально-языковой ориентации обеспечивает значительное повышение интенсивности и эффективности преподавания РКИ: она позволяет увеличить объем учебного материала и сократить сроки его изучения, достигать более точного и быстрого восприятия и усвоения материала, предупреждает и уменьшает количество ошибок в речи учащихся, повышает интерес к изучаемому языку.



ВВОДНЫЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ КУРС/
INTRODUCTORY PHONETICS COURSE


Алфавит/ Russian Alphabet

В русском языке 33 буквы/ There are 33 letters in the Russian language.



Буквы/

Letters


Название буквы/ Name of Letter

Звук/ Sound

Соответствия в английском языке/

Similar English Sounds



А а

а

[а]

Like ar in “far”

Б б

бэ

[б]

Like b in “but”

В в

вэ

[в]

Like v in “voice”

Г г

гэ

[г]

Like g in “get”

Д д

дэ

[д]

Like d in “day”

Е е

е

[йэ]

Like ye in “yet”

Ё ё

ё

[йо]

Like yo in “your”

Ж ж

жэ

[ж]

Like s in “pleasure”

З з

зэ

[з]

Like z in “zone”

И и

и

[и]

Like ee in “meet”

Й й

и краткое/ short и

[й]

Like y in “boy”

К к

ка

[к]

Like k in “skate”

Л л

эл

[л]

Like l in “look”

М м

эм

[м]

Like m in “may”

Н н

эн

[н]

Like n in “not”

О о

о

[о]

Like or in “port”

П п

пэ

[п]

Like p in “spoon”

Р р

эр

[р]

Like r in “rock”

С с

эс

[с]

Like s in “smoke”

Т т

тэ

[т]

Like t in “tie”

У у

у

[у]

Like oo in “moon”

Ф ф

эф

[ф]

Like f in “foot”

Х х

ха

[х]

Like ch in the Scottish “loch”

Ц ц

цэ

[ц]

Like ts in “boots”

Ч ч

че

[ч]

Like ch in “chair”

Ш ш

ша

[ш]

Like sh in “shell”

Щ щ

ща

[щ]

Like sh, ch in “Danish charter” (pronounced as one sound

ъ

Твёрдый знак/ Hard sign







ы

ы

[ы]

Like open [i]

ь

Мягкий знак/

Soft sign









Э э

э

[э]

Like e in “bet”

Ю ю

ю

[йу]

Like you in “youth”

Я я

я

[йа]

Like ya in “yard”


Русские согласные звуки/ Russian consonants

В русском языке есть твёрдые и мягкие согласные. 15 твёрдых согласных имеют мягкую пару. Согласные ж, ш, ц всегда твёрдые, а согласные ч, щ, й – всегда мягкие:

There are hard and soft consonants in the Russian language. 15 hard consonants have soft counterparts. The consonants ж, ш, ц are invariably hard, and the consonants ч, щ, й are invariably soft:

Б – Б’, В – В’, Г – Г ’, Д – Д’, З – З’, К – К’, Л – Л’, М – М’, Н – Н’, П – П’, Р – Р’, С – С’ Т – Т’, Ф – Ф’, Х – Х’.

Всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие: Ч, Щ, Й.

Мягкость согласного на письме обозначается следующими за ним в слове буквами и, е, ё, ю, я, ь.

Гласные я, ю, ы не используются после согласных г, к, х, ж, ш, ч, щ. Например:

The softness of consonant is indicated in writing by the letters и, е, ё, ю, я, ь which follow it. Vowels я, ю, ы are not written after the consonants г, к, х, ж, ш, ч, щ. For example:

ГИ → [ГИ]

КИ → [КИ]

ХИ → [ХИ]

ЧИ → [ЧИ]

ЩИ → [ЩИ]


ШИ → [ШЫ]

ЖИ → [ШЫ]

(ш, ж – are always hard)


В русском языке есть звонкие и глухие согласные.

There are voiced and voiceless consonants in the Russian language.



Звонкие согласные/

voiced consonants



Глухие согласные/

voiceless consonants



Б

В

Г



Д

Ж

З



П

Ф

К



Т

Ш

С



Всегда звонкие/ always voiced: Й, Л, М, Н, Р

Всегда глухие/ always voiceless: Х, Ч, Щ, Ц

Звонкие б, в, г, д, ж, з становятся глухими п, ф, к, т, ш, с в конце слова или перед другими глухими согласными. Например:

Voiced б, в, г, д, ж, з become voiceless п, ф, к, т, ш, с at the end of a word and before voiceless consonants. For example:

б → п, в → ф, г → к, д → т, ж → ш, з → с, вт → фт, вк → фк, вх → фх.

Глаз → [глас], сад → [сат], клуб → [клуп], автобус → [афтобус], выставка → [выстафка], вход → [фхот].



Русские гласные звуки/ Russian vowel

А [а], О [о], У [у], Э [э], И [и], Ы [ы]

Я [йа], Ё [йо], Ю [йу],Е [йэ]

После мягких согласных буквы е, ё, ю, я означают один звук [э], [о], [у], [а]. Например:

After a soft consonant the letters е, ё, ю, я indicate one sound [э], [о], [у], [а]. For example:

нет → [н’эт], лёд → [л’от], люди → [л’уди].

Буквы е, ё, ю, я означают комбинацию звуков [йэ], [йо], [йу], [йа] в самом начале слова, после гласных и после ь, ъ. Например:

The letters е, ё, ю, я indicate one sound combinations [йэ], [йо], [йу], [йа] at the beginning of a word, after a vowel, after ь, ъ. For example:

юг → [йук], июль → [ийул’], друзья → [друз’йа].

Русские слова имеют один ударный слог. Ударение может падать на первый, второй, третий и т.д. слог. Например:

Russian words have one stressed syllable. The stress may fall on the first, second, third, etc. syllable of a word. For example:

Кошка, собака, крокодил.

Ударный слог длиннее и произносится напряженнее, чем безударные. В неударном слоге гласные подвергаются редукции и произносятся короче (количественная редукция), а гласные а, о, э, е, я изменяются качественно (качественная редукция), например:

The stressed syllable is longer and is articulated more tensely then the unstressed ones. In unstressed syllables the vowels undergo reduction and are shorter (quantitative reduction), while the vowels а, о, э, е, я change their timbre (qualitative reduction), for example:

балкОн → [баолкон], словАрь → [слоавар’], экрАн → [эыкран], щенОк → [щ’иенок], мЕсяц → [м’эс’иц].



ЧАСТИ РЕЧИ/ PARTS OF SPEECH

Имя существительное/ noun

Кто? Что?

Род существительных/ gender of nouns

Мужской род/ masculine

Женский род/ feminine

Средний род/ neuter

Друг –

Трамвай й

Словарь ь

Санаторий ий



Подруга а

Семья я

Тетрадь ь

Лекция ия



Окно о

Море е

Здание ие

Пирожное ое


Существительные общего рода (мужской и женский)/

nouns of common gender (masculine and feminine)

Бродяга

Жадина


Калека

Коллега


Левша

Невежда


Самоучка

Сирота


Соня

Убийца


Умница

Несклоняемые существительные/ indeclinable nouns



Бюро (ср.)

Жюри (ср.)

Интервью (ср.)

Кафе (ср.)

Кенгуру (м.)


Киви (м.)

Кино (ср.)

Кофе (м.)

Купе (ср.)

Леди (ж.)


Мадам (ж)

Меню (ср.) Метро (ср.)

Мисс (ж.)

Миссис (ж).



Пальто (ср.)

Пианино (ср.)

Рагу (ср.)

Радио (ср.)

Табло (ср.)


Такси (ср.)

Тире (ср.)

Хобби (ср.)

Фото (ср.)

Шоссе (ср.)

Исключения/ exceptions



Мужской род/

masculine



Женский род/

feminine


Средний род/ neuter

Автомобиль

Ансамбль


Гвоздь

Госпиталь

Гость

День


Дождь

Зверь


Кремль

Камень


Картофель

Кашель


Контроль

Контроль


Корабль

Кремль


Медведь

Монастырь

Ноготь

Ноль


Огонь

Полдень


Путь

Ремень


Рояль

Рубль


Руль

Стиль


Словарь

Спектакль

Уголь

Уровень


Фонарь

Циркуль


Январь

Февраль


Апрель

Июнь


Июль

Сентябрь


Октябрь

Ноябрь


Декабрь
Календарь

Словарь


Фестиваль
Житель

Зритель


Писатель

Преподаватель

Портфель

Руководитель

Секретарь

Спасатель

Строитель

Учитель


Бандероль

Болезнь


Боль

Бровь


Вещь

Власть


Грудь

Грусть


Грязь

Даль


Дверь

Деталь


Дочь

Жизнь


Запись

Кровать


Кровь

Лень


Лошадь

Любовь


Мать

Мебель


Медаль

Мелочь


Метель

Мечеть


Молодежь

Морковь


Мысль

Ненависть

Нефть

Ночь


Обувь

Область


Осень

Очередь


Память

Печать


Площадь

Повесть


Помощь

Постель


Пыль

Речь


Роль

Связь


Скатерть

Смерть


Совесть

Соль


Тетрадь

Ткань


Цель

Цепь


Церковь

Часть
Молодость

Новость

Промышленность



Радость

Скорость


Смелость

Специальность



Время

Знамя


Имя

Жюри


Интервью

Меню


Рагу

Такси


Хобби

Папа

Мужчина


Юноша

Дедушка


Дядя

Мадам

Мисс


Леди




Кофе

Киви







Множественное число существительных/ plural



Мужской род/

masculine






Женский род/

feminine





Средний род/

neuter


Ед. ч./

singular


Мн. ч./

plural


Ед. ч./

singular


Мн. ч./

plural


Ед. ч./

singular


Мн. ч./

plural


Твердый согласный/ hard consonant



Твердый согласный/ hard consonant







Ж, Ш, Ч, Щ, Г, К, Х, Й, Ь



Мягкий согласный/ soft consonant Ж, Ш, Ч, Щ, Г, К, Х, Й, Ь







-АЙ

-АИ

-ИЯ

-ИИ

-ИЕ

-ИЯ

-ЕЙ

-ЕИ/ -ЬИ

-ИЙ

-ИИ

Примеры/ examples



Мужской род/

masculine






Женский род/

feminine





Средний род/

neuter


Ед. ч./

singular


Мн. ч./

plural


Ед. ч./

singular


Мн. ч./

plural


Ед. ч./

singular


Мн. ч./

plural


Костюм Трамвай

Словарь


Галстук

Сапог


Ключ

Плащ


Костюмы

Трамваи

Словари

Галстуки

Сапоги

Ключи

Плащи


Мама

Тётя


Семья

Тетрадь


Лекция

Юбка


Мышь

Мамы

Тёти

Семьи

Тетради

Лекции

Юбки

Мыши


Письмо

Платье


Море

Здание

Пирожное

Яблоко (искл.)



Письма

Платья

Моря

Здания

Пирожные

Яблоки



Исключения/ exceptions



Мужской род/

masculine



Женский род/

feminine


Средний род/

neuter


Ед. ч./

singular


Мн. ч./

plural


Ед. ч./

singular


Мн. ч./

plural


Ед. ч./

singular


Мн. ч./

plural


Год

Город


Номер

Глаз


Учитель

Повар


Директор

Адрес


Свитер

Лес


Вечер

Поезд


Пояс

Голос


Ребенок

Человек


Сын

Брат


Друг

Стул


Цветок

Военный


Портной

Рабочий


Пожарный

День


Рот

Ковер


Года

Города


Номера

Глаза


Учителя

Повара


Директора

Адреса


Свитера

Леса


Вечера

Поезда


Пояса

Голоса


Дети

Люди


Сыновья

Братья


Друзья

Стулья


Цветы

Военные


Портные

Рабочие


Пожарные

Дни


Рты

Ковры


Мать

Дочь


Матери

Дочери


Дерево

Ухо


Метро

Фото


Пальто

Имя


Время

Деревья

Уши


Метро

Фото


Пальто

Имена


Времена


Только единственное число/ Nouns with the singular form only: масло, мёд, молоко, соль, мясо, вино, чай, сахар, вода, сок, виноград, картофель, картошка, морковь, кефир, редис, еда, пища, шерсть, мел, мебель, транспорт, одежда, обувь, посуда, молодежь, работа, Россия, серебро, золото, железо, смех, скука.
Только множественное число/ Nouns with the plural form only: часы, деньги, брюки, ножницы, очки, шорты, весы, духи, макароны, консервы, каникулы, будни.

Местоимение/ pronoun

(Кто? Что? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Какой? Какая? Какое? Какие? и т.д.)

Личные и притяжательные местоимения/ Personal and possessive pronouns

Личное местоимение/

personal pronoun

Кто? Что?


притяжательное местоимение/ possessive pronoun

Муж. род/

masculine

Чей?


Женск. род/

feminine


Чья?

Средн. род/

neuter


Чьё?

Множественное число/ plural

Чьи?


Я

мой

моя

моё

мои

Ты

твой

твоя

твоё

твои

Он (оно)

его

Она

её

Мы

наш

наша

наше

наши

Вы

ваш

ваша

ваше

ваши

Они

их




свой

своя

своё

свои

Указательные местоимения/ Demonstrative pronouns



Мужской род/

masculine

Какой?


Женский род/

feminine


Какая?

Средний род/

neuter


Какое?

Множественное число/

plural


Какие?

этот

тот


эта

та


это

то


эти

те

Определительное местоимение ВЕСЬ/ Descriptive pronoun ВЕСЬ

Мужской род/

masculine



Женский род/

feminine


Средний род/

neuter


Множественное число/

plural


весь

вся

всё

все

Вопросительное местоимение ЧЕЙ/ Interrogative pronoun WHOSE

Мужской род/

masculine



Женский род/

feminine


Средний род/

neuter


Множественное число/

plural


чей

чья

чьё

чьи


Имя прилагательное/ Adjective

(Какой? Какая? Какое? Какие?)



Род/ gender
Основа/ stem

Муж. род/

masculine

Какой?


Жен. род/

feminine


Какая?

Сред. род/

neuter


Какое?

Множ. число/

plural


Какие?

1. Твёрдая ударная основа/
hard accented stem

красивый



красивая



красивое



красивые



2. Мягкая ударная основа/
soft accented stem

синий


синяя


синее


синие


3. Безударная основа/
unaccented stem

золотой


золотая


золотое


золотые


4. Ударная основа/
accented stem
(Ж, Ш, Ч, Щ, Г, К, Х)

мягкий

горячий



мягкая

горячая



мягкое

горячее



мягкие

горячие



5. Безударная основа/
unaccented stem
(Ж, Ш, Ч, Щ, Г, К, Х)

большой

глухой


большая

глухая


большое

глухое


большие

глухие

Сравнительная степень прилагательных и наречий/

Comparative and superlative degrees of adjectives and adverbs






comparative degree

superlative degrees




simple

complex

complex

complex

simple

Adj.


умный

Stem of adj.

+suffix:


-ЕЕ (-ЕЙ),

(after г, к, х, т, д),



-ШЕ

(+prefix ПО-)


(по)умнее

Более – more

Менее – less

+ adj.

(+чем – then)



более/ менее умный

Simple comp.

degree


+ всех – of all
умнее всех

Самый

(-ая, -ое, ые) – the most

+adj.

самый умный


Suffix -ЕЙШ-

+

-ий/ -ая/ -ое/ -ие



-АЙШ-

(after ж, ш, ч, щ)

(+prefix НАИ)

(наи)умнейший


Adv.


сильно

Stem of adv.

+suffix -ЕЕ

(+prefix ПО-)

(по)сильнее


Более

Менее


+ adv.

более/ менее сильно

Simple comp.

degree


+ всех/ всего (animate/

inanimate)



сильнее всех/ всего



Исключения/ exceptions



Прилагательное/
adjective

Сравнительная степень/
degree of comparison

Наречие/
adverb

Громкий

Крепкий


Мягкий

Жаркий


Легкий

Яркий


Простой

Частый


Чистый

Дорогой


Строгий

Сухой


Тихий

Толстый


Богатый

Короткий


Дешевый

Молодой


Редкий

Твердый


Высокий

Близкий


Низкий

Узкий


Большой

Долгий


Маленький

Далекий


Хороший

Старший


Младший

Тонкий


Широкий

Плохой


Громче

Крепче


Мягче

Жарче


Легче

Ярче


Проще

Чаще


Чище

Дороже


Строже

Суше


Тише

Толще


Богаче

Короче


Дешевле

Моложе


Реже

Тверже


Выше

Ближе


Ниже

Уже


Больше

Дольше


Меньше

Дальше


Лучше

Старше


Младше

Тоньше


Шире

Хуже


Громко

Крепко


Мягко

Жарко


Легко

Ярко


Просто

Часто


Чисто

Дорого


Строго

Сухо


Тихо

Толсто


Богато

Коротко


Дешево

Молодо


Редко

Твердо


Высоко

Близко


Низко

Узко


Много

Долго


Мало

Далеко


Хорошо

Тонко


Широко

Плохо



Числительное/ number

(Сколько? Который? Которая? Который? Которые?

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

1

2



3

4

5



6

7

8



9

10

11



12

13

14



15

16

17



18

19

20



21

22

23



30

40

50



60

70

80



90

100


200

300


400

500


600

700


800

900


1000

10000


100000

1000000


1000000000

Количественное числительное/
cardinal number

Сколько?


Порядковое числительное/
ordinal number

Который? Которая? Которое? Которые?

(Какой? Какая? Какое? Какие?)


Один

Два


Три

Четыре


Пять

Шесть


Семь

Восемь


Девять

Десять


Одиннадцать

Двенадцать

Тринадцать

Четырнадцать

Пятнадцать

Шестнадцать

Семнадцать

Восемнадцать

Девятнадцать

Двадцать


Двадцать один

Двадцать два

Двадцать три

Тридцать


Сорок

Пятьдесят

Шестьдесят

Семьдесят

Восемьдесят

Девяносто

Сто

Двести


Триста

Четыреста

Пятьсот

Шестьсот


Семьсот

Восемьсот

Девятьсот

Тысяча


Десять тысяч

Сто тысяч

Миллион

Миллиард


Первый (-ая, -ое, -ые)

Второй (-ая, -ое, -ые)

Третий (-ья, -ье, -ьи)

Четвёртый (-ая, -ое, -ые)

Пятый (-ая, -ое, -ые)

Шестой (-ая, -ое, -ые)

Седьмой (-ая, -ое, -ые)

Восьмой (-ая, -ое, -ые)

Девятый (-ая, -ое, -ые)

Десятый (-ая, -ое, -ые)

Одиннадцатый (-ая, -ое, -ые)

Двенадцатый (-ая, -ое, -ые)

Тринадцатый (-ая, -ое, -ые)

Четырнадцатый (-ая, -ое, -ые)

Пятнадцатый (-ая, -ое, -ые)

Шестнадцатый (-ая, -ое, -ые)

Семнадцатый (-ая, -ое, -ые)

Восемнадцатый (-ая, -ое, -ые)

Девятнадцатый (-ая, -ое, -ые)

Двадцатый (-ая, -ое, -ые)

Двадцать первый (-ая, -ое, -ые)

Двадцать второй (-ая, -ое, -ые)

Двадцать третий (-ья, -ье, -ьи)

Тридцатый (-ая, -ое, -ые)

Сороковой (-ая, -ое, -ые)

Пятидесятый (-ая, -ое, -ые)

Шестидесятый (-ая, -ое, -ые)

Семидесятый (-ая, -ое, -ые)

Восьмидесятый (-ая, -ое, -ые)

Девяностый (-ая, -ое, -ые)

Сотый (-ая, -ое, -ые)

Двухсотый (-ая, -ое, -ые)

Трёхсотый (-ая, -ое, -ые)

Четырёхсотый (-ая, -ое, -ые)

Пятисотый (-ая, -ое, -ые)

Шестисотый (-ая, -ое, -ые)

Семисотый (-ая, -ое, -ые)

Восьмисотый (-ая, -ое, -ые)

Девятисотый (-ая, -ое, -ые)

Тысячный (-ая, -ое, -ые)

Десятитысячный (-ая, -ое, -ые)

Стотысячный (-ая, -ое, -ые)

Миллионный (-ая, -ое, -ые)

Миллиардный (-ая, -ое, -ые)




Глагол/ Verb

(Что делать? Что сделать?)

Инфинитив/ infinitive

-ть after vowels

-ти after consonants

-чь after vowels (a few)

читать, говорить, рисовать, умываться

нести, идти, расти, вести

печь, мочь, помочь, беречь

Настоящее время/ Present tense



1 спряжение/ 1 conjugation

(-ать, -ять, -ыть, -оть, -еть, -ти, чь)

Делать

Единственное число/ singular

Множественное число/ plural

я (не) делаю

мы (не) делаем

ты (не) делаешь

вы (не) делаете

он (она, оно) (не) делает

они (не) делают

Читать

Единственное число/ singular

Множественное число/ plural

Что я делаю? Я читаю

Что мы делаем? Мы читаем

Что ты делаешь? Ты читаешь

Что вы делаете? Вы читаете

Что он (она, оно) делает? Он (она, оно) читает

Что они делают? Они читают


2 спряжение/ 2 conjugation

(-ить + смотреть, держать, дышать, видеть, зависеть, ненавидеть)

Говорить

Единственное число/ singular

Множественное число/ plural

Я говорю

Мы говорим

Ты говоришь

Вы говорите

Он (она, оно) говорит

Они говорят

Модели спряжений глаголов/ verb conjugation models

1. Читать

2. Говорить

3. Рисовать

4. Писать

Я читаю

Ты читаешь

Он, она читает

Мы читаем

Вы читаете

Они читают



Я говорю

Ты говоришь

Он, она говорит

Мы говорим

Вы говорите

Они говорят



Я рисую

Ты рисуешь

Он, она рисует

Мы рисуем

Вы рисуете

Они рисуют



Я пишу

Ты пишешь

Он, она пишет

Мы пишем


Вы пишете

Они пишут



Прошедшее время/ past tense

Читал (а, о, и)

Говорил (а, о, и)

Рисовал (а, о, и)

Писал (а, о, и)

Повелительное наклонение/ imperative

Читай(те)!

Говори(те)!

Рисуй(те)!

Пиши(те)!




5. Давать

6. Дать

7. Стать

8. Идти

Я даю

Ты даёшь


Он, она даёт

Мы даём


Вы даёте

Они дают


Я дам

Ты дашь


Он, она даст

Мы дадим


Вы дадите

Они дадут



Я стану

Ты станешь

Он, она станет

Мы станем

Вы станете

Они станут



Я иду

Ты идёшь


Он, она идёт

Мы идём


Вы идёте

Они идут


Прошедшее время/ past tense

Давал (а, о, и)

Дал (а, о, и)

Стал (а, о, и)

Шёл, шла (о, и)

Повелительное наклонение/ imperative

Давай(те)!

Дай(те)!

Стань(те)!

Иди(те)!




9. Ехать

10. Отдохнуть

11. Мочь

12. Открыть

Я еду

Ты едешь


Он, она едет

Мы едем


Вы едете

Они едут


Я отдохну

Ты отдохнёшь

Он, она отдохнёт

Мы отдохнём

Вы отдохнёте

Они отдохнут



Я могу

Ты можешь

Он, она может

Мы можем


Вы можете

Они могут



Я открою

Ты откроешь

Он, она откроет

Мы откроем

Вы откроете

Они откроют



Прошедшее время/ past tense

Ехал (а, о, и)

Отдохнул (а, о, и)

Мог, могла (о, и)

Открыл (а, о, и)

Повелительное наклонение/ imperative

-

Отдохни(те)!

-

Открой(те)!




13. Брать

14. Пить







Я беру

Ты берёшь

Он, она берёт

Мы берём


Вы берёте

Они берут



Я пью

Ты пьёшь


Он, она пьёт

Мы пьём


Вы пьёте

Они пьют








Прошедшее время/ past tense

Брал (а, о, и)

Пил (а, о, и)







Повелительное наклонение/ imperative

Бери(те)!

Пей(те)!







Исключения/ exceptions



Бежать

Быть

Взять

Есть

Жить

Бегу

Бежишь


Бежит

Бежим


Бежите

Бегут


Буду

Будешь


Будет

Будем


Будете

Будут


Возьму

Возьмёшь


Возьмёт

Возьмём


Возьмёте

Возьмут


Ем

Ешь


Ест

Едим


Едите

Едят


Живу

Живёшь


Живёт

Живём


Живёте

Живут


Прошедшее время/ past tense

Бежал (а, о, и)

Был (а, о, и)

Взял (а, о, и)

Ел (а, о, и)

Жил (а, о, и)

Повелительное наклонение/ imperative

Беги(те)!

Будь(те)!

Возьми(те)!

Ешь(те)!

Живи(те)!




Начать

Петь

Поднять

Понять

Принять

Начну

Начнёшь


Начнёт

Начнём


Начнёте

Начнут


Пою

Поёшь


Поёт

Поём


Поёте

Поют


Подниму

Поднимешь

Поднимет

Поднимем


Поднимете

Поднимут


Пойму

Поймёшь


Поймёт

Поймём


Поймёте

Поймут


Приму

Примешь


Примет

Примем


Примете

Примут


Прошедшее время/ past tense

Начал (а, о, и)

Пел (а, о, и)

Поднял (а, о, и)

Понял (а, о, и)

Принял (а, о, и)

Повелительное наклонение/ imperative

Начни(те)!

Пой(те)!

Подними(те)!

Пойми(те)!

Прими(те)!




Сесть

Хотеть

Умереть

Сяду

Сядешь


Сядет

Сядем


Сядете

Сядут


Хочу

Хочешь


Хочет

Хотим


Хотите

Хотят


Умру

Умрёшь


Умрёт

Умрём


Умрёте

Умрут


Прошедшее время/ past tense

Сел (а, о, и)

Хотел (а, о, и)

Умер, умерла (о, и)

Повелительное наклонение/ imperative

Сядь(те)!

-

Умри(те)!

Вид глагола/ aspects of the verb

Несовершенный вид/ imperfective

Совершенный вид/ perfective

1. Констатация факта/ Find a fact (the action in general):

Ты смотрел этот фильм? – Да, смотрел.

Что вы делаете? – Мы читаем.

2. Процесс/ process:



Я буду делать это упражнение весь вечер. Вчера мы смотрели телевизор весь день.

3. Повторяющееся действие/ action was (will be) repeated many times:



Я часто смотрю телевизор. Раньше я часто смотрел телевизор.

4. Два факта в одно время/ Both actions took place simultaneously:



Вечером я читаю, а брат смотрит телевизор.

5. Общеизвестный факт/ general truth:



Солнце встает на востоке.

6. Полное отрицание действия/ absolute absence of an action (no action at all):



Я не курю. Я не буду читать эту книгу.

7. Действие, которое не сохранилось к моменту речи/ result of the action is annulled at the moment of speech:



Вчера ко мне приходили друзья (они были у меня, а сейчас – нет). Где ты был? – Я обедал в кафе.

1. Законченность, завершённость действия/ action is (will be) completed and finished:

Ты уже прочитал эту книгу? – Да, прочитал.

2. Однократность, единичность действия/ action is single, not repeated:



Вчера я купила новое платье. Сегодня он встал рано.

3. Последовательные действия/ One action which produced a result took place after another, which was also completed with a result:



Вчера я прочитал книгу и вернул её в библиотеку.

4. Сохранение результата действия в момент речи/ result of the action is retained at the moment of speech:



Вчера ко мне приехал брат.

5. Действие было (будет), но без результата/ action was (will be), but there is no result of the action:



Я не прочитал этот журнал вчера. Я не прочитаю эту книгу за два дня.

Глаголы несовершенного вида/
imperfective

Глаголы совершенного вида/
perfective




Делать

Читать


Знать

Думать


Работать

Слышать


Слушать

Писать


Гулять

Рисовать


Танцевать

Чувствовать

Советовать

Ждать


Идти

Нести


Жить

Плыть


Мыть

Петь


Пить

Мочь


Печь

Звонить


Любить

Видеть


Готовить

Учить


Курить

Есть (to eat)

Ходить

Сидеть


Просить

Носить


Платить

Понимать


Отдыхать

Изучать


Искать

Решать


Покупать

Повторять

Давать

Создавать



Продавать

Передавать

Отдавать

Находить


Говорить

Переводить



Сделать

Прочитать

Узнать

Подумать


Поработать

Услышать


Послушать

Написать


Погулять

Нарисовать

Потанцевать

Почувствовать

Посоветовать

Подождать

Прийти

Принести


Прожить, выжить

Выплыть, проплыть

Вымыть

Спеть


Выпить

Смочь


Испечь

Позвонить

Полюбить

Увидеть


Приготовить

Выучить


Покурить

Съесть


Сходить

Посидеть


Попросить

Поносить


Заплатить

Понять


Отдохнуть

Изучить


Найти

Решить


Купить

Повторить

Дать

Создать


Продать

Передать


Отдать

Найти


Сказать

Перевести









Сигналы несовершенного вида/
signals of imperfective

Сигналы совершенного вида/
signals of perfective

Долго

2 (3, 4… 5) часа

Весь (целый) день (вечер, месяц, год…)

Всю (целую) жизнь (зиму, весну…)

Всё (целое) лето (утро, время)

Обычно


Часто

Редко


Иногда

Каждый день

Всегда

Никогда и т.д.



В конце концов

Наконец


2 (3,…..) чашки, бутылки, тарелки

Весь кофе, все газеты…

Вдруг

Сразу


Неожиданно и т.д.

Прошедшее время/ past tense






Единственное число/ singular

Множественное число/ plural

М.р.

Что ты (он) делал?

(Я, ты, он) говорил.



был

Что мы (вы, они) делали?

Мы


Вы говорили

Они


были



Ж. р.

Что ты (она) делала?

(Я, ты, она) говорила.



была

Ср. р.

Что оно делало?

Оно (радио) говорило.



было

Будущее время/ future tense



Будущее время с глаголами несовершенного вида/ future tense with imperfective

Единственное число/ singular

Множественное число/ plural

я буду читать

мы будем читать

ты будешь читать

вы будете читать

он (она, оно) будет читать

они будут читать


Вопросы/ questions

Единственное число

Множественное число

Что я буду делать?

Что мы будем делать?

Что ты будешь делать?

Что вы будете делать?

Что он (она, оно) будет делать?

Что они будут делать?

Будущее время глаголами несовершенного вида/ future tense with perfective

Единственное число/ singular

Множественное число/ plural

Что я сделаю? Я прочитаю

Что мы сделаем? Мы прочитаем

Что ты сделаешь? Ты прочитаешь

Что вы сделаете? Вы прочитаете

Что он (она, оно) сделает?

Он (она, оно) прочитает



Что они сделают?

Они прочитают




Возвратные глаголы/ reflexive verbs

Imperfective verbs

Настоящее время/
present tense

Будущее время/
future tense

Прошедшее время/
past tense

Я умываюсь

Я буду умываться

Я (ты, он) умывался

Я (ты, она) умывалась

Оно умывалось


Ты умываешься

Ты будешь умываться

Он (она, оно) умывается

Он (она, оно) будет умываться

Мы умываемся

Мы будем умываться

Мы (вы, они) умывались

Вы умываетесь

Вы будете умываться

Они умываются

Они будут умываться


Perfective verbs

Будущее время/
the future tense

Прошедшее время/
the past tense

Я умоюсь

Я (ты, он) умылся

Я (ты, она) умылась

Оно умылось


Ты умоешься

Он (она, оно) умоется

Мы умоемся

Мы (вы, они) умылись



Вы умоетесь

Они умоются

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Н. И. Лобачевского Л. И. Ручина Ю. О. Чернобродова методические материалы для преподавания русского языка иностранным студентам, обучающимся по специальности «информационные технологии» Учебно-методическое пособие
2119.64kb.
Учебно-методическое пособие для студентов дневной формы обучения специальности
2074.15kb.
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Менеджмент организации»
1903.25kb.
Н. И. Лобачевского маркетинг в физической культуре и спорте учебно-методическое пособие
1119.57kb.
Учебно-методическое пособие великий новгород
2236.9kb.
Н. И. Лобачевского Числовые ряды Учебно-методическое пособие
42.87kb.
Учебно-методическое пособие Мурманск 2006 (075. 8) Ббк 88я73 К65
1302.5kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Актуальные проблемы современного русского языка»
2212.96kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине "информационные технологии финансового анализа и планирования" для специальности
108.01kb.
Программа по дисциплине в 12. Спецкурс по методике преподавания русского языка
100.06kb.
Регистрация участников семинара. Открытие семинара. Приветственные слова и выступления гостей. Начало работы выставки учебно-методической литературы
18.7kb.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий по учебной дисциплине Направление 030900. 62 «Юриспруденция», заочная форма обучения, общий поток
404.79kb.