takya.ru страница 1
скачать файл
Н.П. Литвинова, Н.А. Тоскина,В.П. Фершукова

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫСШЕЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЕ

1. Общие положения

Высшая Народная школа для пожилых людей Санкт-Петербурга открыта 19 мая 1998 года на базе региональной общественной организации «Дом Европы в Санкт-Петербурге» как ее структурное подразделение.

Идея воссоздания школы возникла в связи с поиском стратегии и механизмов развития образования взрослых в России и обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для реализации права человека на образование, независимо от его возраста, занятости в сфере труда или профессионального опыта. Сегодня как никогда раньше важно осознать значение образования взрослых в экономическом развитии России, его возможности в развитии личности и реализации прав человека на труд, образование, удовлетворение духовных потребностей.

Образование способно изменить поведение взрослого человека как в личных, так и в общественно-значимых сферах его деятельности. Кроме того, оно способно оперативно давать результаты, поскольку активно действующие взрослые сразу переносят результаты этого образования в личную, профессиональную и социальную практику.

Высшая народная школа предлагает свои услуги самым широким слоям взрослого населения, уделяя особое внимание представителям незащищенных групп населения Санкт-Петербурга, пытаясь предотвратить тем самым процесс маргинализации населения. К таким группам населения и слушателей школы относятся, ищущие работу и безработные; мигранты; представители культурно-национальных меньшинств, работающее населения предпенсионного возраста, пожилые люди.

В качестве первых целевых групп в силу их чрезвычайно сложного социально-экономического положения были выбраны работающее населения предпенсионного возраста и пожилые люди.



Высшая Народная школа Санкт-Петербурга принимает и развивает основные исходные принципы педагогики народных школ Дании и других европейских стран, следует богатым традициям российского просвещения:

Высшая народная школа - центр свободных дискуссий о важнейших факторах развития общества,

Обучение строится на свободном диалоге между слушателями и преподавателями, на личной вовлеченности и мотивации каждого;

Народная школа - центр развития демократии;

Народная школа имеет особый стиль жизни, где преподаватели и слушатели вместе пытаются разрешить жизненные проблемы, где каждый человек воспринимается как уникальная индивидуальность, который обладает личным опытом и поэтому может быть ценным в общении.


    1. Основные функции Высшей народной школы:

- Расширение базового общего и специального образования;

- Развитие мобильности человека в быстро меняющихся условиях современного мира;

- Развитие концепции жизни человека, его личностных качеств и творческого потенциала;

- Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей взрослого населения, связанных как с потребностью профессионального роста, расширения профессиональных возможностей, так и с потребностью повышения интеллектуального и общекультурного уровня.


1.2. Цели образования взрослых в Высшей народной школе:

- Развитие индивида как личности, профессионала и гражданина.

Развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной личной жизни слушателей, а также для их успешного участия в общественной и трудовой жизни.

- Формирование знаний, позволяющих вникать в суть демократического движения и активно участвовать в нем. Развитие человеческих качеств и гражданских способностей, способности понимать и уважать других, способности взять на себя ответственность.

-Удовлетворение самых разнообразных индивидуальных образовательных и учебных потребностей и интересов взрослого населения.

- Создание благоприятных условий для общения слушателей, способствующего обогащению и развитию личности.

- Развитие общей культуры взрослых.

Открытие Высшей народной школы является ответом на кризисное состояние гражданского образования в обществе, равнодушие населения к процессам местного самоуправления, моральный и материальный дискомфорт пожилого населения.

Контингент обучающихся: взрослые люди, пенсионеры, специалисты, родители, мигранты и вынужденные переселенцы.

Обучение в Народной школе бесплатное или льготное, добровольное и основывается на активном участии слушателей.

Финансирование программ Народной школы обеспечивается общественной организацией «Дом Европы в Санкт-Петербурге», спонсорской помощью, а также минимальной государственной поддержкой и небольшими взносами участников на некоторые курсы (иностранные языки).

Для выработки стратегических направлений деятельности и текущей работы в школе были создаются:

- Научно-методический Совет.

- Попечительский Совет для оказания помощи в организации и становлении Народной школы.

- Совет самоуправления из числа слушателей Высшей народной школы.

- Организационная служба.

Идея образования Высшей Народной школы для пожилых людей Санкт-Петербурга поддержана руководством , Комитетом по науке и высшей школе, Комитетом по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, Федерацией профсоюзов СПб и Ленинградской области, которые оказывают посильную помощь в деятельности Высшей народной школы.

Работа Высшей народной школы г. Санкт-Петербурга способствует смягчению социальной напряженности в обществе, созданию условий для общения и активного участия в жизни старшего поколения людей, оказавшихся в тяжелейших материальных условиях и испытывающих состояние морального стресса в силу социально-экономической нестабильности.


1.3. Права и обязанности слушателей ВНШ:

1.3.1. Права основываются

  • На конституционном праве на образование в любом возрасте как одном из фундаментальных прав человека;

  • На ст.5 Закона РФ об образовании, гласящей: «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости;

  • На Декларации прав взрослых в образовании, предложенной по итогам реализации европейского проекта по программе «Сократ» «Билль о правах участников образования взрослых»;

Положении о Высшей народной школе Санкт-Петербурга для пожилых людей.

1.3.2. Слушатели ВНШ имеют право:

  • Развивать личность в соответствии с своими интересами

  • Иметь равный доступ к участию в любой программе Школы (за исключение профессиональных программ);

  • Свободно выбирать предметы изучения;

  • Участвовать в формировании образовательной программы, учитывающей интересы и потребности слушателей ВНШ и обеспечивающей их новыми знаниями и умениями, необходимыми для успешной жизнедеятельности в изменяющихся социальных условиях и обеспечивающих всесторонний прогресс личности, обогащение его деятельных способностей, духовного мира и творческого потенциала;

  • Получать информации о разработке, принятии и реализации решений, затрагивающие интересы в области их образования;

  • Инициировать работу кружков, клубов, семинаров и при наличии программы, одобренной Советом самоуправления и принятой Администрацией, быть включенным в расписание, как правило, со следующего семестра;

  • Избирать и быть избранным в Совет самоуправления;

  • Популяризировать идеи ВНШ в средствах массовой информации;

  • Привлекать новых слушателей;

  • Вносить критические замечания и предложения по улучшению работы школы.


1.4.Обязанности слушателей ВНШ:

Обязанности основываются на Положении о ВНШ.

Слушатели ВНШ обязаны:

  • Принимать посильное участие в работе ВНШ;

  • Оформлять свое участие в работе школы до начала семестра;

  • Своевременно вносить целевые взносы на работу ВНШ;

  • Соблюдать дисциплину посещения тех тем, курсов, лекций, экскурсий, на которые записались заранее;

  • Нести дежурство по ВНШ (1 раз в месяц);

  • Вносить посильный вклад в общественную работу ВНШ;

  • Иметь по необходимости сменную обувь (или бахилы) при посещении занятий.

  • Будучи избранным в Совет самоуправления или старостат ответственно выполнять порученную работу;

  • Без уважительных причин не пропускать занятий, объявленных на текущий семестр обязательными для всех по решению Совета самоуправления;

  • Присутствовать на общих собраниях в начале и конце года, когда обсуждаются принципиальные вопросы работы школы.


2. Структура управления Высшей народной школы.

2.1.Положение о Совете самоуправления Высшей народной школы

1. Общие положения.

1.1. Совет Самоуправления школы является органом самоорганизации и создаётся на добровольной основе из числа слушателей Народной школы для определения стратегии и решения вопросов оперативного руководства.

1.2. Совет Самоуправления формируется с целью демократизации управления Народной школой и расширения участия слушателей в решении вопросов учебной деятельности и организации досуга.

1.3. Совет Самоуправления работает в тесном контакте с Попечительским Советом и руководством РОО "Дом Европы" в Санкт-Петербурге.

1.4. Совет Самоуправления собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца.

1.5. Численность Совета Самоуправления устанавливается его секретариатом.

1.6. Секретариат создаётся для оперативной работы и состоит из 4-5 ответственных за отдельные направления работы:

- организация работы старостата и групп оповещения;

- организация работы клубов, кружков, секций;

- работа с Попечительским Советом и средствами массовой информации;

- организация посещения театров, концертных залов и др.;

- экскурсионная работа ( парки, дворцы, дальние поездки);

- ведение летописи Школы и формирование её традиций;

- организация дежурства в приёмной Народной школы.

Секретариат осуществляет рабочие контакты с персоналом РОО «Дом Европы» в Санкт-Петербурге.

1.7. Возглавляет Совет Самоуправления председатель ,избираемый из числа членов Совета сроком на 1 год. Председатель представляет Совет Самоуправления в Попечительском Совете.

1.8. В ведении дел председателю помогает секретарь, выбираемый из числа членов Совета сроком на 1 год.

2. Основные функции Совета Самоуправления.

2.1. Выработка стратегической линии развития Народной школы.

2.2. Анализ текущих программ Народной школы и обобщение мнений слушателей.

2.3. Сбор предложений слушателей по новым программам Народной школы и их обобщение.

2.4. Организационная работа со старостатом потоков, кружков, клубов и формирование групп оповещения.

2.5. Организация экскурсий, встреч, культпоходов, общих сборов и т.п.

2.6. Обработка статистических данных по Ш блоку анкеты.

2.7. Организация групп самообучения и совершенствования, развитие семинаров, клубов, секций и кружков по инициативе и под руководством слушателей.

2.8. Составление плана работы Народной школы.

2.9. Организация работы Общественной приёмной Народной школы.

2.10. Оказание помощи в изыскании средств на проведение мероприятий Народной школы.

2.11. Популяризация идей Народной школы в городе., установление контактов с новыми социальными партнерами, включение в сетевое взаимодействие с аналогичными образовательными структурами в городе, стране и в мире.

Совет Самоуправления всей своей деятельностью развивает принципы самоуправления, стремится к созданию в Народной школе атмосферы добра, любви и сердечности, помогает слушателям почувствовать каждому свою индивидуальность, значимость и неповторимость и оценить это в своих друзьях.


2.2 Положение о Попечительском совете Высшей народной школы.

1. Общие положения.

1.1. Задача Попечительского Совета определить стратегии развития Народной школы, аккумуляцию общественных ресурсов для её реализации.

1.2. В состав Попечительского Совета входят представители властных структур общественности города, специалисты, представители Совета самоуправления, учреждений и организаций ,"Дом Европы" в Санкт-Петербурге.

1.3. Совет собирается по необходимости, но не реже 1 раза в год.

1.4. Возглавляет Совет Попечителей - председатель, избираемый на общем собрании попечителей, простым большинством голосов.

2. Функции Попечительского Совета.

2.1. Выбор и утверждение руководителей Высшей народной школы.

2.2. Участие в определении стратегии развития Высшей народной школы.

2.3. Содействие в выделении небольшого количества ставок из бюджета различных организаций культуры, науки, образования для работы Народной школы.

2.4. Рекомендации по привлечению интересных и творческих людей - лекторов в Высшей народную школу.

2.5. Рекомендации по привлечению спонсоров и меценатов, участие в аккумуляции финансовых средств.

2.6. Привлечение иностранных партнёров.

2.7. Организация информационного сопровождения.

2.8. Популяризация идеи Высшей народной школы в городе.

2.3. Положение о Научно-методическом совете

Общие положения

1.Научное сопровождение работы Высшей народной школы осуществляется Научно-методическим советом. В состав Научно-методического совета входят научные сотрудники ИОВ РАО, а также привлеченные специалисты из других научных учреждений. Научно-методический совет собирается 2 раза в семестр (в начале и по итогам работы).

2. Функции Научно-методического совета

2.1. Разрабатывает программы курсов.

2.2. Утверждает тематику лекций и занятий.

2.3. Ведет подбор кадров преподавателей.

2.4. Рецензирует эффективность программ.

2.5. Проводит социологические исследования.

2.6. Обеспечивает научность и доступность проводимых занятий.

2.7. Подготавливает доклады о работе Народной школы для Ученого совета Института образования взрослых.


2.4. Организационно- административная служба Высшей народной школы

1. Организационная служба осуществляет общее руководство работой школы, координирует работу Советов: попечительского, самоуправления и научно-методического.

2. Основными задачами являются:

обеспечение учебного процесса (расписание, предоставление помещений) осуществление замен по экстремальным причинам):

координация работы с Попечительским советом (подготовка проведения заседаний, оповещение членов Совета, поддержание текущих контактов, контроль за

исполнением решений): координация работы с Советом самоуправления.

3. Служба осуществляет следующие функции:

планирует работу ВНШ;

организует формирование учебных потоков, групп;

составляет расписание занятий;

заказывает учебные аудитории, лекционные залы в соответствии с договорами;

осуществляет замену педагогов или аудиторий в экстремальных условиях;

представительствует в Научно-методическом, попечительском Совете и Совете самоуправления;

ведет мониторинг выполнения решений Советов;

обеспечивает условия работы дежурных Совета самоуправления;

подготавливает отчеты о работе ВНШ.



Служба работает регулярно с привлечением широкого круга волонтеров из числа членов Совета самоуправления. Волонтеры проходят специальный курс подготовки для работы в общественной организации.

3.1.Функциональные обязанности заведующего учебной частью ВНШ

3.1.1 Задачи деятельности

1. Совместно с президентом РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге», исходя из концепции ВНШ и пожеланий слушателей, определять основные направления работы ВНШ на учебный год.

2. Работать с Попечительским советом и профессорско-преподавательским составом ВНШ.

3. Помогать в работе с Советом самоуправления и активом слушателей ВНШ.

4. Направлять работу старостата.

5. Обеспечивать представительство ВНШ во всех необходимых случаях.

3.1.2.Права заведующего учебной частью ВНШ



  1. Выступать с предложениями по улучшению работы ВНШ

  2. Обеспечивать экспертизу качества занятий ВНШ

  3. Назначать старост групп в случае, если группа затрудняется в их выборе.

  4. Выступать без доверенности от имени ВНШ в отношениях с преподавателями, руководителями учреждений-партнеров.

  5. Выступать по доверенности от имени РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге» в отношениях с Администрацией города

3.1.3.. Обязанности заведующего учебной частью ВНШ

1. Каждый семестр проводить запись слушателей, оформлять новые

студенческие билеты и продлевать старые.

2. Комплектовать на принципе добровольности группы по интересам и тематике.

3. Осуществлять текущее и перспективное планирование деятельности ВНШ.

4. Составлять расписания занятий ВНШ.

5. Подбирать аудитории для занятий.

6. Контролировать выполнение расписания: оперативное проводить замены, своевременно (через старост) оповещать слушателей о замене или отмене занятий.

7. Осуществлять контроль за организацией учебного процесса, качеством и эффективностью преподавания.

8.Участвовать в подготовке общих мероприятий ВНШ

9. Организовывать участие слушателей ВНШ в мероприятиях «Дома Европы»

10. Привлекать новых слушателей ВНШ


3.1.4. Обязанности старост групп:

1. Приходить за 10 – 15 минут до начала лекций

2. Взять ключи от аудитории перед началом лекции и сдать после окончания.

3. Подготовить помещение для занятий, проверить наличие мела, тряпки для доски, подготовить доску.

4. Встретить преподавателя

5. Объяснить слушателям порядок присутствия в аудитории (недопустимость опозданий; соблюдение тишины во время лекций; наличие сменной обуви в учреждениях, где это требуется.)

6. Сдать помещение после лекций в чистоте и при выключенном освещении.

7. Вести учет посещаемости по установленной форме.

8. Подготавливать отчет за семестр по прослушанным курсам и передавать завучу.

9. Получать отзыв преподавателя о работе в ВНШ для Книги отзывов.



3. Положение о филиале Высшей народной школы

I. Общие положения.

Филиал создается на основание договора о сотрудничестве.

Договор определяет конкретные обязательства сторон.

II. Цели и задачи филиала.

2.1. Реализовать программу Народной школы на

определенной территории либо среди определенной категории населения.

2.2. Адаптировать программу к нуждам конкретной аудитории.

2.3. Развивать деятельность в направлении, дополняющем основную программу.

III. Права филиала.

3.1. Самостоятельно организовывать дополнительные программы.

3.2. Использовать методические материалы, подготовленные Научно-методическим Советом Высшей народной школы.

3.3. Участвовать во всех мероприятиях Народной школы на льготных условиях.

3.4. Развивать благотворительные, платные и льготные программы.

IV. Обязанности филиалов.

4.1. Руководствоваться общими идеями и принципами работы Народной школы.

4.2. Информировать об итогах учебного года в соответствии с общими показателями по Народной школе.

4.3. Представлять материалы о дополнительных программах и мероприятиях.

4.4. Во всей документации указывать наименование организации, филиалом которой является.
4. Положение о практике студентов, магистрантов и аспирантов на базе Высшей Народной школы

Педагогическая и переводческая практика студентов факультетов педагогики, социологии, психологии, теории и практики социальной работы, менеджмента вузов Санкт-Петербурга на базе «Высшей Народной школы» важный элемент профессионального становления молодого специалиста.

Цель практики – ознакомление студентов с опытом неформального образования, традициями благотворительности и меценатства в сочетании с предварительной теоретической подготовкой:

1. Лекции и семинары

Лекции читают профессора и сотрудники Института образования взрослых, менеджеры РОО «Дом Европы в Санкт- Петербурге», специалисты в области образования взрослых.



2. Практические занятия, тренинги, навыки практической работы со взрослыми, которые будут способствовать:

  • повышению уровня коммуникативной культуры молодого специалиста;

  • преодолению межвозрастных барьеров;

  • повышению уровня психологической грамотности.

3. Выполнение заданий в соответствии с индивидуальным планом стажера.

4. Итоговая конференция.

Для студентов факультетов иностранных языков разработана программа переводческой и преподавательской практики:



  • повышение уровня практического владения языком;

  • проведение занятий со слушателями «Высшей Народной школы»;

  • переводческую практику (переводы документов и устное общение с иностранцами).

В лице студентов, проходящих практику, «Высшая народная школа» получает волонтерскую помощь в организации и проведении работ с ее слушателями.



Отношения между вузами и Высшей народной школой строятся на основе договора о творческом сотрудничестве с РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге». По каждой группе студентов программа уточняется и согласуется с куратором от университета
скачать файл



Смотрите также:
Н. П. Литвинова, Н. А. Тоскина,В. П. Фершукова положение о высшей народной школе общие положения
136.95kb.
Положение о посещении учебных занятий участниками образовательного процесса в школе Общие положения
52.14kb.
Приказ №61/16 от 31 августа 2013г положение о педагогическом совете Общие положения
53.88kb.
Положение о школьной тетради Общие положения Настоящее положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании»
82.71kb.
Приказ № от 20 г. Положение о «Школе будущего первоклассника» Общие положения
25.47kb.
Положение об официальном сайте Общие положения
71.02kb.
Положение о портфолио 2012 Общие положения
111.61kb.
Положение о пропущенных уроках общие положения
53.28kb.
Положение о ведении дневников общие положения
23.51kb.
Положение о семейном образовании I. Общие положения
62.82kb.
Положение об учебных кабинетах Общие положения
37.25kb.
Положение о приеме в школу. Общие положения
74.51kb.