takya.ru страница 1
скачать файл
ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЯЗЫКОЗНАНИЯ» (5 КЛАСС)


Оборудование: на доске записана тема занятия, некоторые задания, нарисована карта страны Языкознания; столы для команд, на которых разложены карты страны Языкознания, флажки, задания в конвертах, «ромашка» с вопросами, скороговорки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Слово учителя.

- Дорогие ребята, сегодня мы собрались на дружескую встречу обучающихся 5-х классов, чтобы провести игру «Путешествие в страну Языкознания». У нас созданы команды знатоков русского языка, в зале собрались их болельщики. Оценивать ответы будет жюри. (Представление жюри)

- Слово командам.

Представление команд и их капитанов.


  1. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть высказывания о русском языке.

(Ведущий может прочитать:

Тот, кто жизнью живёт настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Н. Заболоцкий.)

II. Ведущий: Итак, мы отправляемся в путешествие, посетим далёкую и загадочную страну Языкознания, совершим удивительные открытия, переживём забавные приключения и даже некоторые опасности. Побываем в графствах Фонетики, Морфемики, Морфологии, Синтаксиса, Орфографии.

- Что изучают эти разделы языкознания? (Ответы команд и их болельщиков)

III. Разминка. Конкурс капитанов.

- Цветок распустился у нас на пути… Да это же ромашка. Наверное, она хочет погадать: доедем – не доедем. Знаем – доедем, не знаем – не доедем.

Капитаны по очереди отрывают лепестки ромашки, на них следующие вопросы:

- Где живут буквы?

- Какие твердые согласные не имеют пары?

- Сколько букв в русском алфавите?

- Как называется изменяемая часть слова?

- Что такое диалог?

- Как называется наука о языке?

- Назовите главные члены предложения.

- Какая часть речи обозначает действие предмета?

- Капитаны справились с заданиями, значит, доедем. Итак, в путь!


IV. - Мы отправляемся в графство Фонетика. Здесь живут звуки речи: гласные и согласные. Что вы знаете о них?

На столах вопросы командам:

- Когда буквы Е.Ё, Ю, Я обозначают два звука?

- Какие гласные звуки вы знаете?

- На какие группы делятся согласные звуки?

- Как знание фонетик помогает правильно писать приставки?

(На обсуждение ответов дается минута)
Задание болельщикам:

- Отгадайте ребусы: К (наука), А (ананас), У (подушка)

У НАС ШКА

- Восстановите буквенный облик слов по их фонетической записи (у доски работают по одному представителю от команды):

А) [м,от], [жызн, ], [гара].

Б) [р,этк,ий,], [цырк], [в л, ису]

- В пустые клеточки впишите слова, которые обозначают название дерева, танца, части патрона, рыбы:








Л

Ь













Л

Ь













Л

Ь













Л

Ь






(Пальма, полька, гильза, килька)

V. Отправляемся в графство Морфемики.

- На столах вопросы командам:

- Что общего и в чем отличие между приставкой и суффиксом?

- Какие способы словообразования вы знаете?

- Как пишется ПОЛ- со словами?

- Как найти основу слова? (На обсуждение командам – 2 минуты)



Задание болельщикам:

Метограмма: С [л] я остров в океане,

С [р] растаю вмиг в стакане. (Сахалин, сахарин)

VI. Дорога в страну Языкознания становится все труднее. Графство Синтаксиса… Здесь нет дорог, лишь узкая тропинка. Кто пойдет вперед, прокладывая путь остальным, отвечая на вопросы, решит команда соперников.

(Одна команда задает другой по два вопроса, выбирает, кто будет на них отвечать. Вопросы:

- Назовите второстепенные члены предложения.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие вы знаете предложения по цели высказывания?

- Чем различаются простые и сложные предложения?)

- В графстве Синтаксиса есть озеро знаков препинания. Прошу представителей команд (по одному от команды) подойти ко мне и ответить, какие знаки препинания вы знаете?

- Велика роль знаков препинания в нашей речи. Надо знать правила их постановки, чтобы не получилось, как в стихотворении Бориса Заходера «Где поставит запятую?»:

Где поставить запятую?

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит


Чей-то дом

Хвостом виляет

Песик

Из ружья стреляет



Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках



Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Воробей


Схватил зерно

Да как крикнет

Улетая

- Вот что значит



Запятая!

- Расставьте правильно запятые в этом тексте. (Команды получают листы со стихотворением Б.Заходера).


Игра с болельщиками. Метаграммы:

Со звуком [л] я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С [м] берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

(соль – моль)

С [п] на дереве весною,

С [т] писать кончаешь мною,

C [б] я тара в магазине,

С [к] - в болотистой низине.

( почка – точка – бочка – кочка)
Во время проверки работы команд можно провести конкурс скороговорок: В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб. Сено граблями, краб, грабь!

VII. – Мы приблизились к графству Орфографии. Здесь встретятся новые препятствия: пороги, водопады. Чтобы их преодолеть. Нужны знания по орфографии.

- К доске прошу выйти представителей команд (по 1 человеку). Они под диктовку пишут:

В тишине ночной глуши шепот к шороху спешит.

Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло.

(Проверка)



- А вот и столица Орфографии – Грамотград. Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги. Слово жюри.

- Ребята, нам пора возвращаться домой. Но эта замечательная страна Языкознания еще не раз позовет нас пройти по своим дорогам. Помните призыв И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с эти могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
скачать файл



Смотрите также:
На доске записана тема занятия, некоторые задания, нарисована карта страны Языкознания; столы для команд, на которых разложены карты страны Языкознания, флажки, задания в конвертах, «ромашка» с вопросами, скороговорки
52.96kb.
1. Предмет и задачи словообразования. Отношение словообразования к другим разделам языкознания
896.34kb.
Учебник Рабочие тетради к учебнику хрестоматия Исторические карты Контурные карты тесты
199.93kb.
Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания
28.04kb.
Задания по «Второй Мировой войне» Вариант I заполните таблицы и выполните задания предложенные на картах
28.98kb.
Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить
336.32kb.
Океания. Цели
134.87kb.
Профессор Станислав Анатольев
28.81kb.
«Географическое положение Южной Америки. Из истории открытия и исследования материка». Рабочая тетрадь (стр. 46 название карты «Южная Америка. Физическая карта) выполнить задание 1,2,3,4
22.2kb.
Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны
86kb.
«Площадь»
61.21kb.
Урок по творчеству А. М. Горького. Тема урока записана на доске. Давайте запишем ее в рабочих тетрадях по литератур
48.5kb.