takya.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл





Муниципальная бюджетная организация

дополнительного образования

«Алексеевская детская школа искусств»


Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета директор МДО ДО АДШИ преподавателей АДШИ ________ Т.А. Гренадерова

Протокол № _____

«_____»___________20_____г.


рабочая программа учебной дисциплины

Подбор по слуху

(предмет по выбору)

Инструментальное отделение

(2 – летний курс обучения)

Одобрено на педагогическом совете

Протокол №_____

«____»______________20______г.
п.г.т. Алексеевское 2012 г.

Структура программы учебного предмета
1.Пояснительная записка

2.Учебно-тематический план

3.Содержание учебного предмета

4.Требования к уровню подготовки обучающихся

5.Формы и методы контроля, система оценок

6.Методическое обеспечение учебного процесса

7.Список учебной и методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы много говорится о том, что преобладающий во многих ДМШ «концертно-исполнительский уклон» сильно мешает школам

выполнить основное их предназначение – давать основной массе учащихся

общее музыкальное образование, готовить их к активному музицированию.

Развитие творческой инициативы в процессе обучения способствует более осмысленному отношению ребенка к музыке, вызывает интерес к занятиям, что является важной предпосылкой для успешного преодоления

трудностей в обучении. Подбор по слуху - ценный метод развития музыкально-творческих способностей, как никакой другой развивает музыкальный слух, память, вырабатывает слухо-двигательную взаимосвязь, развивает гармонический слух и гармоническое мышление.

В  XXI веке музыкальные занятия должны быть современными, педагоги должны широко использовать современные технологии, что делает занятие более интересным и познавательным, а воспитанники – больше использовать компьютер в подготовке к занятиям. Стилевая гармоническая поддержка из банка синтезатора значительно облегчает задачу подбора по слуху, так как главная и основная роль отводится лишь правой руке, партию левой замещают заготовки из банков синтезатора (режим автоаккомпанемента). Эта творческая деятельность развивает такие качества как воображение, мышление, активность, самостоятельность. Особое место для развития творческого потенциала подростка отводится импровизации. Импровизация - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. В импровизациях подростку не надо подражать другим, в них он выступает собственным творцом, тем самым раскрепощается и дает волю своим способностям. Особую простоту импровизации на синтезаторе придает использование автоаккомпанимента. Автоаккомпанемент берет на себя одну из сложных ролей - сопровождения мелодии, и позволяет получить красочное оформление ритмического рисунка. Также немало важную роль играют тембровые возможности синтезатора. Использование многочисленных тембров стимулируют воображение учащегося, фантазию импровизатора.

Целенаправленный процесс творческих заданий, в ходе которых развивается воображение и мышление, способствует формированию креативности подростка, а синтезатор, являясь инструментом относительно простым и удобным для творчества, вносит в процесс обучения необходимую для развития творческих способностей атмосферу непринужденности, творческой активности, заинтересованности.

Процесс творчества на синтезаторе, не теряя своей значимости, приобретает более простые формы по сравнению с уроками фортепиано. Обучение игре на синтезаторе включают в себя элементы звукорежиссерской и композиторской деятельности. Творчество детей, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но и простым, и продуктивным. С этой точки зрения синтезатор представляется наиболее удобным инструментом, позволяющим без больших временных затрат и усилий достигать результата и проявлять себя в музыкальном искусстве.

Срок реализации учебного предмета «Подбор по слуху» составляет 2 года (с 6 по 7 класс).

Основной формой проведения учебных аудиторных занятий являются индивидуальные занятия, по 0,5 часа в неделю, продолжительность урока – 25 минут. Однако наряду с ними в целях организации творческих соревновательных форм общения учащихся проводятся и мелкогрупповые (по 2-4 ученика) занятия с соответствующим увеличением времени каждого урока или без такового при наличии в классе нескольких комплектов музыкального оборудования (синтезаторов с наушниками).

Так как учащиеся, посещающие данный предмет, уже владеют в той или иной степени техническими навыками игры на фортепиано и для них не представляет большой трудности адаптироваться к игре на синтезаторе, в курсе обучения сокращается объем часов, отпускаемых на овладение техническими навыками игры на нем, в сторону более интенсивного развития их творческих способностей. Большой акцент ставиться на овладение навыками импровизации и аранжировки.



Цель программы – приобщить учащихся к музицированию во всех формах проявления творческой деятельности (игры по слуху, импровизации и композиции, транспонировании, жанровой трансформации мелодии и аккомпанимента). Формированию у учащихся широкого круга музыкально-творческих способностей, воспитание хорошего музыкального вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Задачи программы:



  • получение базовых знаний по музыкальной теории;

  • освоение исполнительской техники;

  • совершенствование в практической музыкально-творческой, композиторской деятельности.

  • изучение художественных возможностей наличного цифрового инструментария;

  • полученных навыков обучающихся со средними и слабыми музыкальными данными, всесторонняя реализация исполнительских и творческих возможностей обучающихся с хорошими данными.

Воспитать:

  • эстетический вкус;

  • устойчивый интерес к занятиям музыкой.

Развить:

  • музыкальный кругозор;

  • самодостаточность;

  • обогатить духовный мир обучающегося.

Изучаемый теоретический материал включает не только элементы музыкальной грамоты, но и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведения:

- по гармонии (аккорды, лад, тональность, система тональных функций);

- фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада);

- инструментовке (классификация электронных голосов и методы их применения);

- звукорежиссуре (способы формирования объема звучания, его окраски и пространственного расположения с помощью звукорежиссерских эффектов различного вида).

- жанровой трансформации мелодии и аккомпанемента (марш, вальс, полька и тд.)

При этом наиболее ценным для творческой практики является получение представлений о функциональном взаимодействии различных музыкально-выразительных средств:

- мелодии и гармонии, фактуры, тембра (включая его звукорежиссерскую составляющую).

Задача освоения исполнительской техники включает: постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, а также – выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Педагог должен ориентироваться на уровень подготовки учеников и исходить из методической целесообразности изучения той или иной темы.



Одним из важных средств развития творческих качеств личности, таких как стремление к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее, является музицирование. В основе формирования способности к музицированию как творческой способности лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение музыкальной теории. Творческая практика, которой отводится большая часть времени, - это двигатель творческого процесса. Без нее развитие музыкального воображения и мышления, формирования и накапливание необходимого творческого опыта невозможно. Творческая практика на занятиях занимает большую часть времени, тем самым дает возможность учащемуся не только прослушать теорию, но и самому буквально потрогать руками составляющие собственной аранжировки. Но хочется отметить, что недостаток знаний по теории музыки может привести к торможению творческого развития или даже к его остановке. Тем самым налаживается взаимосвязь между музыкально-практическими и музыкально-теоретическими предметами, такими как сольфеджио и игра на инструменте.

1 год обучения (6 класс)

1 четверть

Темы

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные часы

Внеурочная деятельность (самостоятельная в часах)







Теоретические


Практические

Введение: Чтение с листа

Игра в ансамбле

Подбор простейших мелодий, баса и гармонической фигурации. Сочинение или до-сочинение: вопрос ответ.


2,75

0,25

1,5

1

Организация целесообразных игровых движений

Базовые компоненты нотной грамоты

Способы фактурного изложения аккордов


1,25

0,25

0,5

0,5

Элементарные музыкальные построения

Простые музыкальные жанры и их характерные особенности



1,25

0,25


0,5

0,5

Выразительные возможности клавишных синтезаторов.

Главные клавиши управления автоаккомпанементом.



1,25

0,25


0,5

0,5

Контрольный урок

0,5

0,5



Итого за четверть


7

4,5


2,5
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
На заседании методического совета директор мдо до адши преподавателей адши т. А
467.91kb.
Образовательная программа «Современная хореография»
417.48kb.
Обсуждено на заседании методического совета
52.72kb.
На заседании методического совета
528.91kb.
На заседании Методического совета
2778.31kb.
Типовые правила деятельности методического (учебно-методического, научно-методического) совета и порядок его избрания
44.82kb.
На заседании педагогического совета Директор школы
34.79kb.
Утвержден на заседании педагогического совета моу-сош №40 2011 г. Директор моу-сош №40 Лаварсланова Л. Г
252.73kb.
М. П. «12» февраля 2007 г. Утверждено на заседании Совета Учреждения моу сош №30
960.26kb.
План ра­БО­ты методического совета средней школы с углублённым изучением иностранного языка при Посольстве России во Франции на 2014-2015 учебный год
39.61kb.
Приказ №69/36 от 01. 09. 2011г Положение о функциональных обязанностях руководителя методического объединения (член методического совета) школы №11
64.56kb.
Рабочая программа по краеведению для 8 класса
244.69kb.