takya.ru страница 1
скачать файл
НЕБЕСНЫЕ

ПОКРОВИТЕЛИ ТОМСКА
Ярославцева Л.С., педагог-психолог, учитель основ православной культуры МАОУ СОШ №43 г. Томска

  1. Методическое обоснование темы урока

        1. Ступень общего образования: ступень основного общего образования.

          1. Курс: Основы православной культуры:

      1. Уровень культурологического образования: первый концентр.

            1. Класс: 4-5 (материалы урока можно использовать на уроках МХК, литературы, истории, на элективных курсах)

Место в тематическом блоке: один из заключительных уроков в 4 классе

    1. Связь с обязательным минимумом содержания образования: изучение модуля Основы православной культуры 4 классе выстраивается на основе экспериментальной образовательной программы Основ религиозных культур и светской этики Министерства образования и науки Российской Федерации.



  1. Развернутая целевая установка урока

    1. Обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока

Цель:

  • познакомить обучающихся с русской живописью XXI вв. (иконами и фресками), а также с особенностями русской иконописи XXI в. в г. Томске.;

  • способствовать формированию у обучающихся понимания влияния Православия на развитие отечественной культуры, а также понимания необходимости для каждого гражданина Российского государства знать традиции и ценности православной отечественной культуры.


Задачи:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с особенностями русской иконописи.

  • познакомить обучающихся с иконами и росписями, изображающих старца Феодора, Домну Томскую, отрока Петра Томского;

Развивающие:

  • развивать у обучающихся навыки работы с историческими источниками (документами), схемами, иллюстрациями;

  • развивать аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение);

  • развивать у обучающихся познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие.

Воспитательные:

  • способствовать формированию у обучающихся ценностей и личностных качеств, таких как любовь к Родине, чувство красоты и гармонии, эмоциональную отзывчивость.

  • воспитывать уважение к системе ценностей, к достижениям человеческого духа, православной культуре сформировавшимся в ходе развития истории России;

  • воспитывать у обучающихся собственное отношение к жизни на основе духовности.




  1. Подготовка к уроку

  • Разработка компьютерных презентаций, тестов к уроку;

  • Подготовка индивидуальных рабочих листов;

  • Подготовка раздаточных материалов;

  • Подготовка фрагмента фильма о старце Феодоре для просмотра на уроке;

  • Подготовка ксерокопий прорисей и рисунков для выполнения обучающимися домашнего задания.




  1. Ожидаемые результаты

  • Формирование представления о небесных покровителях г.Томска.

  • Понимание роли Православия в истории России как культурообразующей религии.

  • Понимание необходимости знать каждому гражданину Российского государства традиции и ценности православной отечественной культуры (в контексте урока – иконопись и роль православной иконы в жизни верующего, а также местночтимых святых – небесных покровителей нашего города).


5. Основные термины и понятия

  • «Образ», «Первообраз», канон, «прорись», «изограф».

  • Православие как культурообразующая религия в России

  • Знакомство с небесными покровителями Томска – Феодор Томский.


Примерное объяснение терминов и понятий:

Культурообразующая (образующая культуру) религия - религия, традиции которой сохранялись в течение столетий и оказали влияние на все сферы жизни определенного общества, включая мировоззрение, образ жизни, этические нормы, законодательство, творческую сферу. В России такой религией традиционно было Православие.

Понятие «образ» в иконографии относится к конкретному иконописному изображению, понятие «Первообраз» соотносится с тем, кто изображается.

Канон (греч. kanon – норма, образец, правило) – в византийском и древнерусском искусстве свод предписаний и правил изображения лиц, персонажей и событий Священной истории. Иконописный канон изложен в трудах Отцов Церкви, постановлениях церковных соборов.

Прорись (от слова «рисунок») - в древнерусском искусстве контурный рисунок на бумаге, образец иконографии. Такой же рисунок, процарапанный по грунту иконной доски («левкасу»), называют графьёй.

Изограф, зограф – (от греч. «grapho» - пишу и «isos» - равный, подобный) –живописец, иконописец или фрескист. Мастер высокого класса, выполнявший самую ответственную работу – графью или контурный рисунок.
6. Оборудование


  • Учебник Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательной учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010

  • Успеньева Ю.А. Благославенный старец: рассказы из жития святого праведного Феодора Томского/ Под общей ред. игумена Силуана (Вьюрова). – М.: Спасское братство, 2010.

  • Ярославцева Л.С. Русская иконография. Программа. Методические материалы. Опыт работы. Предпрофильная подготовка. – Томск, «Новый иллюзион», 2009

  • Иллюстрации, представленные в компьютерной презентации;

  • Раздаточные материалы к уроку и для выполнения домашнего задания (индивидуальные рабочие листы, отрывки из документов, ксерокопии прорисей и рисунков О. Нечаевой из книги «Благословенный старец»).

7. Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.

8. Форма проведения урока: комбинированный (мини – лекция, фронтальная беседа, работа с историческими документами).

9. Методы: объяснительно – иллюстративный, эвристический, фронтальная беседа.

10. Межпредметные связи: житие Феодора Томского, история, литература, изобразительное искусство.
11. План проведения урока:

1. Организационный момент.

2. Совместное с обучающимися определение плана урока.

3. Знакомство с новым.



  • Иконы и росписи, фрески томских храмов с изображением небесных покровителей Томска: старца Феодора Томского, Домны Томской, Петра Томского. Их роль в жизни православного человека.

  • Труд иконописца, особенности иконописи.

4. Формулирование выводов, рефлексия.

5. Объяснение домашнего задания

6. Окончание урока (при наличии времени – слайдовая презентация – обобщение; оргмомент).
Ход урока

1. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу.

Инструкция по заполнению индивидуальных рабочих листов.

2. Совместное определение плана урока.

В самом начале урока методически целесообразным представляется организация осмысления совместно с обучающимися темы урока. Необходимо добиться понимания ими того, о чем будет идти речь на уроке, для чего им будут нужны новые знания, в какой последовательности и каким образом будет организована работа на уроке; цели, задачи.

В ходе беседы обучающиеся начинают вносить записи в индивидуальные рабочие листы.

Примерное содержание беседы:

Учитель проясняет содержание понятия «живопись» (если обучающиеся испытывают затруднения, к работе привлекается ученик - консультант, работавший со словарем по предварительному заданию учителя). Учитель напоминает, что живопись как вид искусства входит в понятие «культура».

Для чего современным людям необходимо изучать культуру прошлого и настоящего, учитель организует проверку задания, в качестве которого детям было предложено закончить фразу:

«Нам важно изучать культуру прошлого и настоящего, так как ….»



Дети зачитывают свои ответы (несколько человек, по желанию).

Далее учитель организует мини – беседу о Православии как культурообразующей религии в жизни российского общества. Совместно с обучающимися делается вывод, что русская живопись была религиозной и светской. В контексте урока необходимо добиться понимания определения «религиозная живопись» не как «живопись, связанная с религией», «на религиозные темы». А как «живопись, призванная служить Православию».

Учитель обращается к жизненному опыту обучающихся и спрашивает, где они могут видеть образцы православной религиозной живописи (изображения, служащие задачам Православия), а также просит назвать их.

Дети говорят о православных храмах, иконах, фресках, росписях в них, а также об иконах в домах людей.

Подводя детей к пониманию необходимости приобретения новых знаний, учитель задает обучающимся следующие вопросы:



  • Знаете ли вы, для чего и как создаются иконы?

  • Какова их роль в жизни православного человека?

  • Как вы думаете, много или мало икон и фресок, росписей существует в томских храмах?

  • Что такое - покров?

  • А кого можно назвать покровителем?

  • Как выдумаете, кто такие небесные покровители г.Томска?

  • Знаете ли вы имена небесных покровителей г.Томска? Почему история сохранила их имена?

  • Знакомы ли вы с ними?

Подводя итог, учитель говорит о том, что на уроке дети познакомятся с информацией, которая позволит им ответить на данные вопросы.

На доску вывешивается План изучения нового материала.



Вариант:

1. Иконы. Их роль в жизни православного человека.

2.Труд иконописца, особенности иконописи.



3. Знакомство с иконами и росписями томских храмов, изображающими Феодора Томского, Домны Томской, отрока Петра Томского ;

3. Знакомство с новым.

Иллюстрации к рассказу учителя проецируются на слайдах.

Учащиеся заносят новую информацию в Индивидуальные рабочие листы.


  1. Иконы и фрески, росписи. Их роль в жизни православного человека.

Фрески и росписи. Обучающиеся по просьбе учителя (заранее данное индивидуальное или групповое задание формулируют (зачитывают определение из словаря «Юного иконописца») пока незнакомое понятие «фреска».

Демонстрируя слайды, учитель подчеркивает, что древнерусские храмовые росписи способствовали общению человека с Богом и Библией. Сами размеры фресок, их тона оказывали на людей поразительное воздействие – человек начинал чувствовать себя «внутри» изображенных евангельских событий. Благодаря такому эффекту фресковые росписи были рассказами или проповедью христианства.


1.Иконы. Учитывая то, что дети в основном мало знакомы с православными ценностями и традициями, учителю необходимо сосредоточить особое внимание на роли иконы в жизни православного человека.

В ходе беседы, учитель вводит понятия «образ» и «Первообраз», демонстрируя слайдовые изображения или репродукции икон, обучающиеся выполняют задания в индивидуальных рабочих листах.

В данном смысловом блоке урока учителю необходимо добиться понимания обучающимися главного смысла и назначения православной иконы. Её ценность и влияние на становление личности ребёнка как гражданина России принадлежащего великой России. Следует подчеркнуть, что икона – это ни в коем случае не «шедевр древнерусского искусства». Ценность иконы – тот духовный мир, который через ИКОНУ открывается верующим людям. Икону часто называют видимым размышлением о небесном мире. Здесь же необходимо сказать о молитвенном назначении иконы – пробуждать у человека духовную потребность молиться, поддерживать предстоящего перед ней в молитве.

Для усиления эмоционального воздействия на детей и более четкого уяснения ими назначения иконы учитель зачитывает отрывок из воспоминаний И. В. Киреевского

«Я раз стоял в часовне, смотрел на чудотворную икону Богоматери и думал о детской вере народа, молящегося Ей; несколько женщин, больные, старики стояли на коленях и, крестясь, клали земные поклоны. С горячим упованием глядел я потом на святые черты, и мало – помалу тайна чудесной силы стала мне уясняться. Да, это не просто доска с изображением … века целые поглощала она эти потоки страстных возношений, молитв людей скорбящих, несчастных; она должна была наполниться силой, струящейся из нее, отражающейся от нее на верующих. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Думая об этом, я еще раз посмотрел на старцев, на женщин с детьми, поверженных в прахе, и на святую икону – и тогда я сам увидел черты Богородицы одушевленными, Она с милосердием и любовью смотрела на этих простых людей … и я пал на колени и смиренно молился Ей».
2.Труд иконописца, особенности иконописи.

Переходя к следующему пункту плана, учитель спрашивает обучающихся – каким, по их мнению, должен быть человек, чтобы написать такую, побуждающую к искренней молитве, икону?

Выслушав предположения детей, учитель подчеркивает, что чрезвычайно ответственное дело написание иконы требовало от мастера соответствующей жизни - смиренной, праведной, чистой.

Переходя к работе с документом, учитель говорит, что строгие требования, предъявляемые к жизни мастеров – иконописцев, были закреплены в решении Собора Русской Церкви в 1551 году.

Дети читают документ 1, отвечают на вопросы – как в документе названа иконопись, какими должны быть иконописцы, как и что они должны писать на иконах.

Далее учитель говорит о том, что строгие требования предъявлялись не только к жизни, но и к творчеству иконописцев.

Необходимо подчеркнуть, что во многом благодаря этим требованиям русская иконопись сохранилась по настоящее время в достаточно неизмененной форме и стала таким уникальным явлением мировой культуры.

Учитель рассказывает о таких особенностях русской иконописи как каноничность, безымянность (анонимность).

Каноничность. Учитель вводит понятие «канон», рассказывает об образцах и прорисях, применявшихся в иконописной практике.

Познакомив обучающихся с мнением искусствоведов о том, что канон ограничивал творческую свободу иконописца, учитель опровергает данное мнение. Для этого можно использовать рассуждения В. Солоухина из его книги «Черные доски».

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что именно каноничность сохраняла иконопись от уклонения и личные фантазии, способствовала написанию икон не для возбуждения воображения и мечтательности, а истинно духовного содержания.
Безымянность. Учитель объясняет, почему иконописцы не подписывали свои творения. Здесь следует упомянуть такие причины, как


  • понимание иконописи как выполнения воли Творца (иконописец - лишь «подмастерье» Святого Духа, поэтому забота не о сохранении имени, а о том, как лучше донести Его волю);

  • отношение к иконе как, прежде всего, священному предмету, на котором будет написано имя Божие, поэтому в этом священном пространстве недопустимо помещать свое человеческое (ничтожное, недостойное) имя.

3. Знакомство с иконами и фресками, росписями томских храмов образов Феодора Томского, Домны Томской, отрока Петра Томского.

Переходя к следующему пункту плана, учитель говорит о том, что благодаря историческим документам до нас всё же дошли имена некоторых местночтимых святых.

Следует подчеркнуть, что иконопись была очень распространено на Руси, так как икон требовалось огромное количество. Поэтому, говоря о немногих известных нам мастерах, мы с уважением вспоминаем и других, оставшихся неизвестными.

Праведный Феодор Томский. Учитель сообщает краткие биографические сведения о старце, подчеркивая их недостаточность и неполную достоверность. Здесь настоятельно рекомендую учителю подробно ознакомиться с короткими увлекательными рассказами, которые вводят читателя в удивительный и загадочный мир жития сибирского святого старца Феодора Кузьмича. Удивительный, ибо в святости человека всегда заключается своя тайна, ведомая одному лишь Богу... Загадочный – потому что имя старца вот уже почти два столетия связывают с личностью русского императора Александра I Благословенного, освободившего Европу от страшного наполеоновского нашествия...Можно выбрать наиболее яркие фрагменты и дать прочитать обучающимся в классе вслух, а также отдельные фрагменты дать прочитать дома заранее и пересказать в классе. Чтобы рассказать или познакомить обучающихся со всеми местночтимыми святыми, естественно, времени урока не хватит. Остановитесь на одном.

4. Формулирование выводов, рефлексия.

Переходя к обсуждению полученной информации, формулированию выводов, учитель рассказывает о борьбе с православной религией в годы советской власти (что происходило с храмами, уничтожение икон, росписей. Необходимо обсудить, как сейчас относятся люди к иконам, выяснить, что нового, полезного для себя узнали дети на уроке..



5. Объяснение домашнего задания:

    • Новые термины.

    • Желающим получить дополнительную оценку – письменно продолжить фразы (см. рабочие листы).

    • Работа с полученным рисунком).


6. Окончание урока:

Учитель благодарит за работу, при наличии времени в качестве дополнительного благодатного эмоционального воздействия используется слайдовая презентация на молитвенное пение «Да исправится молитва моя» (Чеснокова) с использованием фотографий икон и росписей томских храмов с изображением небесных покровителей Томска (использовать фрагмент из мультимедийного учебного пособия для педагогов и обучающихся к предпрофильному курсу «Русская иконография»).


Документ 1.

«Подобает быть живописцу смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, не могущими же – по закону жениться и браком сочетаться, и приходить к отцам духовным часто и во всём исповедоваться, и по их наставлению и учению жить в посте, и в молитве, и в воздержании со смиреннолюбием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам. Если же кто из самих тех мастеров живописцев или их учеников начнет жить не по правильному установлению в пьянстве и нечистоте и во всяком бесчинстве, то от дела иконного таких отлучать и не велеть того касаться, чтобы боялись сказанного: проклят творящий дело Божие с небрежением».


Индивидуальный рабочий лист к уроку ««Умозрение в красках»

(русская живопись XIV - XVI вв.).
1. Впиши недостающее слово

Русская живопись XIV - XVI вв.








Связанная с религией,

на религиозные темы



Служащая задачам религии

(Православия)




2.Таблица для запоминания

Конкретное иконописное изображение




Кто изображается на иконе




Свод предписаний и правил изображения лиц, персонажей и событий Священной истории




Контурный рисунок на бумаге, образец иконографии.




Контурный рисунок, процарапанный по грунту иконной доски




Мастер высокого класса, выполнявший самую ответственную работу – графью или контурный рисунок





3. Закончи фразу:

1. Предназначение иконы, ее смысл в том, чтобы - ….

2. Мы знаем мало имён небесных покровителей Томска, потому что …

4. Домашнее задание


    • Умение понимать и объяснять новые термины.

    • Желающим получить дополнительную оценку – письменно продолжить фразы.

    • Работа с полученным рисунком (ксерокопией - контуром на тему книги «Благословенный старец»). Возможен вариант – нарисовать свои иллюстрации к понравившимся эпизодам книги.


Список использованной литературы:


      1. Бородина А. В. Основы православной культуры. М.: Покров, 2003.

  1. .Шевченко Л. Л. Православная культура. 5 год обучения. Книга 1.- М., 2007.

  2. Лепахин В. В. Икона в русской художественной литературе. М., 2002.

  3. Успеньева Ю.А. Благословенный старец. М., 2010.

  4. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 2000.

6. Ярославцева Л. С. Русская иконография. Томск, 2005.

Приложение для учителя –

дополнительный материал
К сведению учителя: 1.) икона святой блаженной Домны Томской находится в Богоявленском соборе;

икона святого праведного Феодора Томского находится в Богородице-Алексиевском монастыре, там же находится рака с мощами преподобного; храмовая роспись с изображением старца Феодора находится в храме Воскресения Словущего (на Воскресенской горе); в Богоявленском соборе есть изображение Феодора Козьмича;

икона свв. Феодора, Домны, отрока Петра Томских находятся в церкви иконы Божией матери «Знамение».

2.)Урок будет плодотворнее, если есть возможность, предварительно, до изучения этой темы обучающимся и педагогу побывать на экскурсии в названных храмах и не умозрительно, а наяву пообщаться с иконами, росписями в храмах.

3.) Напомните обучающимся о правилах достойного поведения в храме.

ПРАВЕДНЫЙ ФЕОДОР ТОМСКИЙ


Память: 20 января, 5 июля (местно) и 10 июня (Сибир.)

Личность великого сибирского подвижника − святого старца Феодора Томского овеяна тайной. Невозможно сегодня с полной уверенностью утверждать, кем был праведный старец до своего появления в Сибири. Верно одно – именно этот период его жизни явил святость этого человека и даровал крепкого предстателя перед Богом, имя которого − Феодор − и означает «дар Божий».

Первые достоверные известия о жизни старца Феодора относятся к истории его поселения в Сибири. Ранней осенью 1836г. близ города Красноуфимска Пермской губернии был задержан неизвестный человек необычной, величественной наружности, никак не подходившей к его грубой крестьянской одежде. На вопросы незнакомец отвечал неохотно, а на земском суде, куда его доставили крестьяне, Феодор Козьмич, так он себя назвал, сказал лишь, что он бродяга, документов не имеет, родства своего не помнит и намеревается направиться в Сибирь.

На основании существовавших в то время законов суд приговорил Феодора Козьмича к наказанию 20-ю ударами плетью за бродяжничество и − как неспособного по возрасту к военной службе и тяжелым работам − к ссылке в Сибирь на поселение. Старец приговором остался доволен.

В сентябре 1836г. в арестантской партии под конвоем он был отправлен по этапу в Томскую губернию, где и был приписан к деревне Зерцалы Боготольской волости Ачинского уезда. Прибыв к месту поселения, старец Феодор был помещен на казенный каторжный винокуренный завод в 15 верстах от Зерцал, где прожил первые несколько лет.

Имея неодолимое желание безмолвия и избегая человеческой славы, он часто менял свое место жительства, проживая то в Зерцалах, то в соседних селениях. Последние шесть лет жизни старец провел в Томске, под покровительством купца Семена Феофановича Хромова.

Подвиг, который нес праведный старец, известен с древности под названием странничества. «Странничество, − учит великий наставник духовной жизни прп. Иоанн Лествичник, − есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию». Всемерно удаляясь от мира, старец Феодор вел жизнь суровую, полную самопроизвольных лишений. Спал старец на голой доске, одежда его, как и его келия, была чрезвычайно простой. Несмотря на убогую одежду Феодора Козьмича, его царственная осанка и удивительная внешность не исчезала за рубищем бедняка простолюдина. По свидетельствам современников, он имел величественную внешность, лицо замечательно красивое, светлое, глаза голубые, бороду длинную вьющуюся и совершенно седую. Поступь старца, его походка и манеры были как у человека благовоспитанного и образованного.

Вставал старец очень рано и все свободное время посвящал молитве. Строго постясь, не делал этого напоказ. Любовь к Богу, которую стяжал в своем сердце праведный Феодор, не могла не проявиться и в его отношении к людям. Являясь плодом высокой духовной жизни, его любовь к людям стала основой еще одного подвига − старчества, по промыслу Божиему подъятого старцем. У себя в келии старец Феодор принимал всех приходивших к нему за советом и редко отказывал кому-нибудь в приеме.

Имея жалостливое, любвеобильное сердце, старец во время своей жизни в Зерцалах − деревне, расположенной на главном сибирском тракте, каждую субботу выходил за околицу, встречал там партию пересыльных арестантов и щедро наделял их милостыней, употребляя на это все то, что приносили ему почитатели. Известно также, что через различных странников Феодор Козьмич вел обширную переписку.

В своих рассказах старец обнаруживал необычайное знание государственных лиц, петербургской придворной жизни и этикета. Чаще всего старец Феодор любил говорить о военных походах и сражениях, причем, увлекаясь, вдавался в такие мелкие подробности, что удивлял даже людей образованных. «Когда французы подходили к Москве, − рассказывал Феодор Козьмич, − император Александр I припал к мощам преподобного Сергия Радонежского и долго со слезами молился святому угоднику. В это время он как бы услышал внутренний голос, который сказал ему: «Иди, Александр, дай полную свободу Кутузову, да поможет Бог изгнать из Москвы французов. Как фараон в Чермном море, так и французы в Березовой реке погрязнут».

Замечательно, что старец Феодор не упоминал об императоре Павле I и не касался характеристики его сына и наследника − Александра I. После получения в Томске известия о злодейском покушении на жизнь императора Александра II, старец Феодор заметил Хромову: «Да, любезный, царская служба не без нужды».

Святому старцу Феодору был дан от Бога дар прозорливости, который всегда сопутствует служению старческого попечения о ближних. Иногда, встречая приезжавших к нему посетителей, старец сразу называл их по именам. Однажды к праведному старцу Феодору приехал купец Нацвалов. Когда он вошел в келию старца, тот внезапно спросил «Зачем ты взял медные деньги? Они положены не для тебя». Незадолго перед этим Нацвалов действительно поднял несколько оброненных неизвестно кем медных монет.

За свою святую жизнь старец Феодор сподобился приять от Бога и еще один дар − дар исцелений. Причем, врачуя телесные немощи, святой, как правило, указывал человеку на их истинный корень − грех. Глубоко чтивший старца купец Семен Хромов, был исцелен по молитвам святого от болезни глаз и до самой старости мог читать без очков. Блаженная Домна Карповна уже после кончины праведного Феодора рассказывала о старце Хромову: «Я знаю, что он святой! Когда он жил в келии вашего сада, я была очень больна; пришедши в ваш сад, осталась на ночь в саду для того, чтобы пойти к старцу и получить от него исцеление. Стала стучать в дверь, старец отворил, и как только я вошла на порог, он исцелил меня совершенно от болезни. Святой был старичок!»

Своей праведной жизнью и благодатным попечением о ближних старец Феодор Козьмич, по апостольскому слову, являлся «Христовым благоуханием Богу в спасаемых и в погибающих» (2 Кор. 2:15).

Епископ Иркутский Афанасий часто посещал его в Ачинском уезде и иногда по нескольку дней жил у старца, назидаясь его поучительными беседами. Замечательно высказывание о старце Феодоре известного Киево-Печерского подвижника иеросхимонаха Парфения. Когда к нему за благословением приехала воспитанница Феодора Козьмича, простая крестьянская девушка Александра Никифоровна, старец Парфений, узнав, кто ее послал, заметил: «Зачем тебе мое благословение, когда у вас на Красной речке есть великий подвижник и угодник Божий? Он будет столпом от земли и до неба».

Прожив более восьмидесяти лет, праведный старец Феодор приблизился к пределу земной жизни. Летом 1863 г. к великому сожалению всей семьи Хромовых уже серьезно больной, он покинул их гостеприимный кров и уехал в Белоярскую станицу, где и прожил некоторое время в своей старой келии у Семена Николаевича Сидорова. И когда в декабре Семен Хромов повез уже совсем немощного старца обратно в Томск, в дороге приключилось необычное: на восходе солнца по обеим сторонам дороги, невдалеке от деревни Турунтаево, показались два ослепительно светлых столба, поднимавшихся от земли до неба. Столбы эти как бы двигались перед повозкой и сопровождали ее до самого Томска, сделавшись невидимыми только на Воскресенской горе. Видели это знамение все, ехавшие с праведником. Дочь Хромова обратилась к старцу: «Батюшка, перед нами идут какие-то столбы». На это святой тихо промолвил: «О, пречистый Боже, благодарю...» и что-то долго шептал про себя.

С января 1864г. старец все более и более слабел, но даже на смертном одре он отказывался назвать свое настоящее имя. Накануне смерти святого, в келию Феодора Козьмича пришел Хромов и, помолившись Богу, встал перед старцем на колени и сказал: «Благослови, батюшка, спросить тебя об одном важном деле». «Говори, Бог тебя благословит», − отвечал тот. «Есть молва, − продолжал Семен Феофанович, − что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный. Правда ли это?»

Старец, услышав это, стал креститься и говорит: «Чудны дела Твои, Господи. Нет тайны, которая бы не открылась».

На другой день старец продолжил разговор следующими словами: «Панок, хотя ты знаешь, кто я, но когда умру, не величь меня, схорони просто».

Утром 20 января Феодор Козьмич мирно предал Богу свою праведную душу. В момент кончины старца соседи Хромова видели, как из дома, где находился почивший старец, три раза выкидывало громадное пламя. В это же самое время зарево над домом Хромова было видно и с пожарной каланчи. Пожарные долго разъезжали, разыскивая, где пожар, но ничего не нашли. Весть о кончине святого быстро разошлась по всему Томску и его окрестностям. Множество народа окружило дом Хромова, где скончался любимый томичами и хорошо им известный праведник. Все, начиная от местной аристократии и кончая нищими, которых щедро оделял при жизни Феодор Козьмич, спешили поклониться телу чудного старца. Погребен старец был, согласно высказанному им при жизни пожеланию, в ограде мужского Богородице-Алексиевского монастыря, к северо-востоку от главного алтаря храма. Впоследствии над могилой праведника была воздвигнута часовня, разрушенная после революции и восстановленная в наши дни.

Известно, что с 1891 году во время своего пребывания в Томске могилу старца неофициально посещал будущий император, а тогда цесаревич, святой страстотерпец Николай Александрович. В 1873 году его могилу и келию посетил великий князь Андрей Александрович.

Почитание святого праведного старца Феодора Томского не прекращалось после его блаженной кончины, но с каждым годом ширилось и крепло. Первоначально панихиды служились на его могиле и в келье, а в начале XX столетия усердием многочисленных граждан Томска над могилой Феодора Козьмича была возведена часовня. Для всех была очевидна святость праведного Феодора, однако прославление его, в силу известных обстоятельств, состоялось лишь в 1984 году, когда по благословению Святейшего Патриарха Пимена, имя праведного старца Феодора было внесено в состав Собора сибирских святых. 5 июля 1995 года произошло другое знаменательное событие − были обретены святые мощи этого угодника Божия.

При жизни старца Феодора и после кончины святого многим и многим с верою приходящим к нему подается благодатная помощь. Случаи чудесных исцелений происходят в святой обители и по сей день.

Ежегодно память святого праведного Феодора Томского совершается в обители в день его преставления (2 февраля /20 января по старому стилю) и в день обретения честных его мощей (5 июля), а также в Соборе сибирских святых (23 июня).


Житие святого праведного старца Феодора Томского. Томск: Богородице-Алексиевский монастырь, 2002г.

СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ ДОМНА, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВАЯ, ТОМСКАЯ, СИБИРСКАЯ



Память: 16 октября (местно) и 10 июня (Сибир.)

Есть люди, всеми осмеянные, всеми презираемые, которыми гнушается подчас и самый потерянный человек. Бездомные, нищие, убогие на вид, томимые голодом и жаждой, скитаются они среди холодных и довольных собою людей. Холод, голод, вечные насмешки, презрение и полное одиночество — вот их удел. Мир считает их безумными, глупыми, жалкими людьми, не имеющими ни разума, ни стыда. Лишь только простая душа, с сожалением относясь к ним, называет их блаженными, Божьими человеками, да редко нежное и благородное сердце почувствует в них величие духа и неземную красоту их души.

Таковы эти люди. Это — Христа ради юродивые. В порыве горячей и беспредельной любви к своему Спасителю и Господу Иисусу Христу они бросают все: и славу, и богатство, и счастье мира и, бросив все, всецело отдаются делу спасения. А подвиг спасения страшно труден. Много надо трудов и терпения, чтобы достигнуть тихого пристанища. Ищущему спасения предлежит великая и беспрерывная борьба со своими страстями и духами, злобными и человеконенавистными. Подвиг юродивых есть один из видов этой борьбы. Здесь в самом корне и средствами самыми сильными побеждаются страсти. Гордость попирается бесчестием, тщеславие — безумием, самолюбие, сластолюбие и пристрастие к вещам — полным отречением от всего, власть и пристрастия телесные боримы крайним озлоблением плоти: голодом, холодом, жаждой и другими страстную плоть убивающими средствами. Так у юродивых под видом безумной и беспорядочной жизни идет упорная, разумная и стройная борьба с грехом. Для того-то они принимают вид помешанных и глупых, чтобы скрыть от людей эту беспрерывную борьбу. Ревниво оберегая свое сокровище — тайну добровольного юродства, они позволяют себе странные действия, непонятные слова и речи. Многое из этого иным кажется греховным, но сердца юродивых далеко отстоят от греха.

Часто, притворно изображая какую-либо страсть, они наглядно показывают всю гнусность греха, и эти, так сказать, отрицательные уроки гораздо более приносят пользы как самим юродивым, так и видящим их, чем сухие положительные наставления. Кажущиеся порой греховными действия юродивых направлены к одной цели — спасению души и своей, и ближних. Сколько же надо иметь величия духа, непреклонной воли и чистоты сердечной, чтобы в тяжелом подвиге юродства под видом безумия среди всяких озлоблений и лишений сохранить любовь к Иисусу Христу вечно живой и юной! Подвиг этот, эта любовь не остаются без ответа. Господь часто прославляет юродивых еще при жизни необычайными благодатными дарами, и тогда для всех открываются их возвышенная вера, их нежнейшая надежда и беспредельно горячая любовь ко Христу Спасителю. Но, исполнившись даров Божьих после очищающих душу подвигов юродства, они продолжают вести свой прежний подвиг. Это необходимо им, чтобы сохранить благодатные дары, необходимо, чтобы победить дьявола, непрестанно воюющего, победить именно сми­рением и терпением. Господь, видя терпение Своих рабов, подает им все большее и большее утешение. Вот какой смысл и значение в деле спасения имеют юродивые. Их подвиг есть путь спасения на глазах сего мира, путь ничем внешним не облегчаемый, кроме одной вседейственной благодати Божией; это путь самый тяжелый. Но этим путем немало прошло ко Господу ищу­щих Его, и на этом тернистом пути блистают разные звезды – большие и малые. Одной из таких звездочек была Домна Карповна, совершившая свой подвиг в Сибири.

Кто была Домна Карповна — неизвестно. Говорить о себе она не любила. Только однажды, давая наставления о скромности одежды одной сельской матушке, она сказала: «Смолоду я сама наряжалась хорошо. Жила я в господском доме, да ушла». Ее спросили, почему же она ушла. «Да тяжело было жить, — отвечала она, — в господском доме: курвалей за мною много хо­дило, покою не давали». А другой раз одной преданной ей женщине она объяснила подробнее: «Родителей у меня не было, жила я у тетки. Тетка хотела меня отдать замуж силой, а я замуж идти вовсе не хотела. Гуляла в садике и убежала».

Родилась Домна Карповна в начале XIX века. Воспитание получила в дворянской семье, и ее благовоспитанность просвечивала даже во дни юродства. Была образованна, что видно из следующего: однажды мимо села, в котором в то время жила Домна Карповна, проезжала одна знатная женщина, и Домна Карповна провела с ней всю ночь, беседуя на иностранном языке. Наружность ее была привлекательная; в молодости она, очевидно, была очень красива. Но все это она вменила ни во что. Возлюбив Господа Иисуса Христа и ради Его желая сохранить девство, она бросила дом своих родственников и, презрев нежность своей юности, обрекла себя на трудный и опасный путь стран­ствований. Документа, подтверждающего личность, при ней не было, и за бродяжничество она была арестована в Полтаве. По решению суда под именем Марии Слепченко она была сослана в Сибирь, в Каинский округ. Здесь она появилась уже как юродивая.

Постоянного жилища Домна Карповна не имела, жила где Бог приведет, часто, не взирая ни на какую погоду, проводила дни и ночи под открытым небом. Одежда ее была очень странная: она вся состояла из разной величины узлов, навешанных почти на голое тело. В узлах этих были никуда не годные тряпки, старое мочало, веревки, ремни, обувь, битые стекла, камни, опилки и многое другое. Сверху узлов навешено было много мешочков — с хлебом, чаем, сахаром, ладаном, свечами, кислой капустой; также она носила с собой квас, молоко, старые щи и многое другое. Узлы, по обилию своему представлявшие большую тяжесть, носить которую постоянно уже было подвигом, нисколько не избавляли Домну Карповну от холодного ветра, дождя и мороза. Руки ее всегда были заняты тем, что она меняла расположение узлов. По узлам, которые ей служили, очевидно, и вместо четок, она совершала молитвы. Босой Домна Карповна никогда не ходила, а всегда имела какую-нибудь изношен­ную обувь. На голове ее неизменно была повязка, чаще всего белая, с крестом и ленточками. Если же она доставала где-либо старые шляпы, то надевала на голову две зараз, а третью пришпиливала внизу спины. В трескучие морозы она одевалась в шубу, но из-за обилия узлов носила ее в накидку или продевала руку только в один рукав, причем шуба всегда была распахнута. Обычно шуба не долго держалась на плечах Домны Карповны: вскоре она переходила в чьи-нибудь нищие руки. Однажды пре­освященный Порфирий, очень любивший Домну Карповну, подарил ей свою шубу. Домна Карповна с благодарностью набросила ее на свои плечи, но через два часа шуба была уже на нищем. Преосвященный, узнав об этом, сказал: «Дурочка учит нас, умников. О, если бы и мы додумались до такой любви к ближнему и до такого терпения ради Христа!». Так в своем странном и необычном одеянии Домна Карповна «томила томящего», так изнуряла плоть «со страстьми и похотьми», так во многих трудах несения одежды-вериг текла ко спасению.

С утра до ночи жизнь Домны Карповны проходила на людях. Встав утром, она около часу проводила в совершенном молчании, перебирая свои узелки — так она молилась. В это время ничто не могло вызвать Домну Карповну на разговор, она не произносила даже и одного слова. Затем, кончив переборку узлов, она подходила к хозяевам с приветствием: «Доброе утро! Многая лета, многая лета!» И, осенив крестом, целовала в уста. После этого Домна Карповна начинала юродствовать — ходя по селу или городу, говорила без умолку, пила и ела все, что ей подавали. Не переставала юродствовать и в церкви, особенно когда было много народу: здесь она переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи, переставляла их с места на место, а иные клала себе в узлы.

Домна Карповна всегда делала вид, что не любит нищих, и весьма редко кто видел ее им благотворящей, между тем собирать всякую ветошь и вообще все ненужные вещи она очень любила и заставляла своих знакомых беречь все это, да непременно в ящиках. Потом через руки этих хранителей все вещи пере­ходили к нищим, сама же Домна Карповна никогда о них не вспоминала. Зато странников Домна Карповна очень любила. Для них она выпрашивала хлеб, булки, молоко и тому подобное, а то так и сама брала у знакомых все это без спросу. Чуть только отвернется хозяйка по делу, а Домна Карповна уже заберет булки и хлеб, возьмет кусок мяса, даже кашу из горшка, и скроется к своим «слепеньким», так она называла всякого рода странников.

Но более всего заботилась Домна Карповна о собаках и кошках. Это были ее друзья, которым она отдавала большую часть собранной пищи. Особенно она жалела цепных собак и строго наблюдала, чтобы у них всегда была вода для питья, и горе было тем, кто не наблюдал за этим: Домна Карповна не останавливалась вразумлять и костылем. Часто ночью она подходила к цеп­ным собакам и, перерезав веревку, пускала их на волю, для этого у нее всегда имелся какой-нибудь инструмент. Собаки очень любили Домну Карповну, но подходили к ней только ночью и ходили за ней целыми стаями. Нередко во мраке ночи, среди собачьего лая, вдруг раздавался громкий голос Домны Карповны: «Пресвятая Богородице, спаси нас!», «Вся небесныя силы, Херувимы и Серафимы, молите Бога о нас!». Вот где Домна Карповна находила возможным молиться, ничем не смущаемая и скрывая от людей свои подвиги.

Горячо и усердно молилась она также в церкви, но только в том случае, когда не было народу. Здесь проливала она горькие слезы в сознании своей немощи и в своем духовном восторге казалась неземной. «Заглянула я однажды в придел, — рассказывала одна благочестивая женщина, — смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится — ах, как молится! А слезы-то, слезы! так и текут в два ручья из глаз ее». Но чуть только замечала Домна Карповна свидетелей своей молитвы, как опять начинала юродствовать.

Любила она также петь духовные песни, расхаживая по улицам, за что часто попадала в полицейские участки. Последнее обстоятельство было желанным, радостным событием для заключенных. Томские купцы и купчихи, узнав о том, посылали ей грудами пироги, булки, блины, чай и сахар. Все это она раздавала арестантам, а когда наступало время ее освобождения, товарищи по заключению в простоте душевной желали ей поскорее попасть в тюрьму.

Так среди подвигов юродства Домна Карповна хранила свое девство, несла добровольную нищету, ношением тяжелых узлов умерщвляла свою плоть, терпела, почти обнаженная, и мороз, и зной, и ненастную погоду. К концу своей жизни она приобрела дар прозорливости. Скончалась раба Божия Домна Карповна 16 октября 1872 года и была погребена в Томском женском монас­тыре (Иоанно-Предтеченском). На ее погребение стеклось множество жителей города. Много было и духовенства, питавшего к ней глубокое уважение.

Жития Сибирских святых. Новосибирск, 1999. С. 175-177; 239-250.

ПРАВЕДНЫЙ ПЕТР, ОТРОК ТОМСКИЙ


Память: 4 октября (местно) и 10 июня (Сибир.)

Жизнь юного подвижника Петра Алексеевича Мичурина представляет собой удиви­тельный пример. В короткое время он достиг высочайших духовных даров, и нельзя без трепета вспоминать ту безграничную любовь к Богу, которая распаляла душу юного пустынножителя.

Он родился в Томской губернии в округе города Кузнецы, Сарчумысского форпоста, в благочестивой дворянской семье. Воспитанный дома, он поступил на военную службу, но недолго пробыл на ней. Его сердце принадлежало одному Христу. Он оставил все — отца, мать, братьев, сестер, все красоты и вре­менные блага мира и стал пустынником.

Еще на военной службе он отказался от мясной пищи, а перед принятием Святых Тайн вообще не вкушал пять дней. Постоянным духовным оружием его была Иисусова молитва. Праведный Петр имел мягкий, приветливый характер. Он поручил себя руководству старца Василиска, с благословения которого стал вкушать совсем немного пищи и подвизался в отсечении своей воли.

Святой подвижник избегал излишнего сна и со временем даже отучился спать лежа. Отдыхал он всегда сидя, отчего ноги его отекали, но он переносил это с кротостью и терпением.

Старец Василиск был его наставником и в искусстве сердечной молитвы. Господь ниспослал Петру дар чистой молитвы, так что часто он находился как бы вне тела, и все его существо исполнялось молитвенного предстояния. Иногда старец спрашивал его, отчего он так громогласно восклицает и рыдает Богу во время молитвы, тогда как Христос заповедал молиться втайне. Петр откровенно и смиренно отвечал своему духовнику: «Прости, отче! Не могу стерпеть, чтобы не кричать. Ибо я вижу духовными очами моими, как Владыка мой Христос Господь предо мною неповинно страждет и истязуется жидами, от того я не могу терпеть. Прости меня, отче!»

Смирение и послушание Петра были таковы, что никакое повеление старца не могло остаться неисполненным. «Никогда не перестаю молиться, — говорил праведник. — Не бываю без молитвы даже и тогда, когда память забудется, когда дремлю или сплю. И тогда молитва сама творится, и, пробудясь, чувствую ее в моем сердце».

От усиленных подвигов и ночного бодрствования тело юноши увяло и истончилось до такой степени, что казалось, что кости покрыты одной кожей, точно это был живой мертвец.

Еще будучи в миру, Петр свидетельствовал мир Христов, который превыше всякого помышления. Подвижник привел к чистой и целомудренной жизни многих, его жизнь побуждала к следованию Христу.

Праведный Петр просил благословения своего старца на сорокадневный пост, но Василиск благословил не вкушать пищи лишь десять дней. Постясь, Петр нес и другие келейные послушания. Занимаясь рубкой дров, он нанес себе рану на ноге, которая оказалась смертельной. За день до блаженной кончины недуг оставил его. Умер праведник на коленях, во время молитвы. Прожил он всего двадцать лет.



Жития Сибирских святых. Новосибирск, 1999. С. 175-177; 239-250.
скачать файл



Смотрите также:
Небесные покровители томска ярославцева Л. С., педагог-психолог, учитель основ православной культуры маоу сош №43 г. Томска
287.63kb.
13 декабря 2014 года в спортивном комплексе Томского Государственного Педагогического Университета спортсмены г. Томска, г. Северска, с. Александровское, с. Мельниково, с
10.78kb.
«Историческая обстановка на Руси в ХIV-ХV веках»
106.58kb.
Педагог-психолог
64.12kb.
Моу сош №11 с. Константиновского Петровского района Ставропольского края социальный педагог И. И. Зиберова педагог-психолог В. Н
126.52kb.
Мбоу оош п. Советского Сведения о кадрах /для каждого сотрудника библиотеки
38.88kb.
Основы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику опк
318.42kb.
Сценарий Дня православной молодежи Учитель православной культуры Милова Наталья Петровна Борисовка 2012
212.3kb.
Цикла №58 Г. Томска
81.48kb.
Модуль: Основы православной культуры
75.98kb.
Управление культуры администрации города томска
37.18kb.
Муниципальная информационная библиотечная система г. Томска план
410.25kb.