takya.ru страница 1страница 2
скачать файл

На правах рукописи

Астахова Анастасия Сергеевна


НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ:
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ И ИЗОЛЯЦИИ

Специальность 22.00.04 – социальная структура,


социальные институты и процессы
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени


кандидата социологических наук

Казань – 2011


Работа выполнена на кафедре социологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Научный руководитель:


Фурсова Валентина Владимировна

кандидат социологических наук, доцент

(Казанский (Приволжский) федеральный университет)


Официальные оппоненты:


Рязанцев Игорь Павлович

доктор экономических наук, профессор (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г. Москва)



Смирнов Михаил Юрьевич

доктор социологических наук, доцент,

(Санкт-Петербургский государственный университет)


Ведущая организация:

ФГОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится «17» марта 2011 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.25 при Казанском (Приволжском) федеральном университете по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, западное полуциркульное здание, ауд. 102.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского КФУ (г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35).

Электронная версия автореферата опубликована на официальном сайте ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» http://www.ksu.ru «__» февраля 2011 г.


Автореферат разослан «__» февраля 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Ахметова С.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования. Современное российское общество характеризуется ускорением социальных процессов и неустойчивостью социальных институтов. Социальные трансформации имеют противоречивые последствия: с одной стороны, больше свободы выбора в различных сферах жизни общества, с другой стороны – отсутствие четких норм поведения. После распада СССР утрачены коммунистические идеалы, на смену которым приходят новые разнообразные ценности. Одним из возможных вариантов является религия. На территории России ведут свою деятельность религии, как имеющие многовековую историю и укорененность в культуре, так и новые религиозные движения (НРД).

Несмотря на кажущееся обилие сведений о новых религиозных движениях, достоверно известно о них немного. В СМИ деятельность подобного рода организаций освящается зачастую в негативном ключе, с переизбытком субъективных оценок и недостаточным количеством фактов. В ряде публикаций новые религиозные движения рассматриваются как тоталитарные группы, угрожающие не только экономической, но и духовной безопасности индивидов и всего общества.

Многие западные и отечественные исследователи видят проблему не в существовании новых религиозных движений, а, напротив, в их дискриминации, в таком случае распространение и активная деятельность в обществе новых религиозных движений рассматриваются как пример реализации демократических ценностей и зарождающегося гражданского общества.

Сам по себе факт существования различных точек зрения на феномен НРД может показаться несущественным: сколько людей – столько и мнений. Однако учет только крайних точек зрения без попыток их критического осмысления может привести к неадекватной политике по отношению к новым религиозным движениям со стороны государства, нарушению основных прав и свобод.


Степень научной разработанности темы. Основы социологического исследования религиозных объединений заложены Максом Вебером, в работах которого анализируются направления воздействия религии на другие сферы жизни общества, а также типы религиозной организации.

В странах Западной Европы и США новые религиозные движения подробно изучаются с конца 1960-х годов. Данная проблематика разрабатывалась такими социологами, как А. Баркер, Р. Старк, Дж. Лофленд, У. Бейнбридж, Г. Беккер, Б. Уилсон, Р. Уоллис, Л.Ианнаконе, Р.Флаше. Основное внимание исследователи уделяли определению, классификации новых религиозных движений, а также вопросам религиозного обращения. Однако теории, основанные на опыте изучения НРД в других странах, необходимо с осторожностью применять к реалиям российского общества.

До последнего времени в России новым религиозным движениям больше внимания уделялось со стороны СМИ, чем со стороны ученых.

Среди современных социологов, которые сосредоточили свое внимание на изучении феномена новых религий: Ю.В. Рыжов, М.Ю. Смирнов, Г.В. Еремичева, М. Штерин, Я.В. Грусман, Ю.А. Яковлева, А.В. Филькина.

Тему новых религиозных движений в контексте изучения состояния религиозности в России рассматривали Р.Н. Лункин, С.Б. Филатов, А.А.Авраменко, М.П. Мчедлов.

Работы религиоведов Е.Г. Балагушкина, И.Я. Кантерова, С.М. Дударенок, С.И. Иваненко, посвященные НРД, носят междисциплинарный характер и в них используются, в числе других, социологические теории и методы сбора информации и анализа данных.


Объект исследования: новые религиозные движения.

Предмет исследования: социальные процессы интеграции и изоляции новых религиозных движений в трансформирующемся российском обществе.

Цель исследования: выявить тенденции интеграции и изоляции новых религиозных движений в процессе их распространения, функционирования и институционализации в трансформирующемся российском обществе.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:



  1. Сопоставить основные зарубежные и отечественные теоретические подходы к анализу деятельности новых религиозных движений.

  2. Сформулировать собственную исследовательскую концепцию новых религиозных движений.

  3. Охарактеризовать основные направления деятельности НРД на макросоциальном и микросоциальном уровнях.

  4. Систематизировать социокультурные факторы распространения новых религиозных движений.

  5. Провести контент-анализ публикаций новых религиозных движений для выявления основных ценностных ориентаций.

  6. Описать повседневные практики общин в рамках ряда новых религиозных движений в городе Казани.


Теоретико-методологическая база исследования. Методологическую базу исследования составляют теории социальных изменений ряда авторов, в первую очередь, концепция М. Вебера и его идеи связи религиозной сферы с другими сферами жизни общества, в частности, влияния ценностей исповедуемой религии на хозяйственную деятельность.

В диссертационном исследовании новое религиозное движение рассматривается как религия, обладающая своим набором верований и ритуалов, и как социальное движение, выступающее в качестве объекта и субъекта социальных изменений. Соответственно использованы методологические положения не только религиоведов и социологов религии, но и исследователей социальных движений, таким, как П. Штомпка, Э. Хоффер, М. Золд, Дж. МакКарти.

Для рассмотрения социальных изменений в контексте российских реалий с конца 1980-х гг. по настоящее время в диссертации использованы элементы концепции социальной трансформации Т.И. Заславской.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили работы отечественных и западных учёных (преимущественно социологов и религиоведов) Е.Г. Балагушкина, В.И. Гараджи, М.Ю. Смирнова, Ю.В. Рыжова, Г.В. Еремичевой, С.И. Иваненко, И.Я. Кантерова, А.И. Клибанова, М.Штерина, А. Баркер, У. Бейнбриджа, Р. Нибура, Р. Старка, Э. Трёльча, Б. Уилсона, Р. Флаше.


Эмпирическая база исследования. При работе над диссертацией проведено два социологических исследования:

1) «Ценностные ориентации в новых религиозных движениях: Свидетели Иеговы, Международное общество сознания Кришны». Использованы методы количественного и качественного контент-анализа, в январе-июне 2008 года (61 единица публикаций Свидетелей Иеговы, преимущественно журналов и 9 книг Международного общества сознания Кришны).

2) «Повседневное функционирование религиозной общины в рамках нового религиозного движения». Метод исследования: включенное (участвующее) наблюдение. Проводилось с ноября 2006 г. по декабрь 2009 в религиозных общинах Свидетелей Иеговы, Международного Общества сознания Кришны, Международного духовного университета Брахма Кумарис, Церкви Христа в Казани (более 70 часов наблюдений).

Использованы результаты исследований новых религиозных движений в контексте религиозной ситуации трансформирующегося российского общества, полученные А.А. Авраменко, С.Б. Филатовым и Р.Н. Лункиным, а также результаты исследований НРД, проведенных Г.В. Еремичевой, Я.В. Грусман, Ю.А. Яковлевой.



Научная новизна исследования заключается в следующем:

Предложена авторская концепция новых религиозных движений, в том числе уточнен подход к определению новых религиозных движений в контексте теории социальных изменений. НРД рассмотрены не только как религиозные общности, но и как социальные движения: объекты и потенциальные субъекты социальных изменений. Хронологические рамки возникновения религиозных движений, позволяющие классифицировать их как «новые» являются значимым, но относительным признаком. В качестве определяющих признаков автор выделяет идею «избранничества» в мировоззрении последователей НРД, преобладание верующих в первом поколении, харизматическое руководство.

Впервые проведён комплексный анализ на макро- и микросоциальном уровнях процессов интеграции и изоляции новых религиозных движений в трансформирующемся российском обществе. На макроуровне рассматриваются взаимные влияния новых религиозных движений и общества: «внешние» социальные процессы как факторы распространения НРД с одной стороны, и направления деятельности, ценностные ориентации движений, с другой. На микроуровне рассматриваются методы и факторы обращения индивидов, повседневное функционирование общин и влияние участия в них на стиль жизни последователей.

Произведен контент-анализ ранее не исследовавшихся публикаций НРД с целью определения ценностной направленности (на примере Свидетелей Иеговы и Международного общества сознания Кришны). Выявлена ориентация указанных движений на «избранничество»: представления об элитарности собственной группы и рассмотрения собственного учения, как единственно верного, разделение мира на приверженцев «истинной и ложной религии».




На защиту выносятся следующие положения:

  1. Новые религиозные движения являются разновидностью социальных движений и вовлечены в противоречивые процессы интеграции и изоляции по отношению к трансформирующемуся российскому обществу. Если процесс интеграции подразумевает не просто сосуществование, а «включение» новых религий в общественную систему, обмен ценностями, результатами деятельности, то процессы изоляции связаны с дистанцированием НРД на различных уровнях и взаимное неприятие. В последнем случае, участники НРД становятся как бы «вне общества» (хотя в полном смысле подобное невозможно).

  2. Процессы интеграции связаны с распространением, участием НРД в общественной деятельности, институционализацией с учетом влияния общества и его запросов. Распространение и институционализация НРД происходят под влиянием ряда социальных процессов: секуляризации, аномии и других. В то же время распространение является результатом миссионерской активности и совокупностью частных обращений. Обращение в новое религиозное движение не сводится исключительно к внушению идей, внешнему воздействию, но и не всегда является результатом взвешенного личностного выбора, являясь, двусторонним процессом, в котором важное значение имеют и влияние со стороны представителя НРД, и интерес «обращаемого».

  3. Социальная изоляция связана с взаимным дистанцированием общества и новых религиозных движений, обусловленным в том числе ценностными несоответствиями, критикой. Процессы изоляции протекают с различной степенью интенсивности и включают культивирование ценностей «избранничества» (представления об особой миссии собственной религиозной группы), наблюдаемых признаков отличия от других социальных групп (необычная одежда, прически, использование особого внутреннего сленга), ограничение внешних социальных связей и, в крайнем случае, территориальную удаленность и закрытость общин (физический параметр изоляции).


Теоретическая значимость исследования. В диссертации систематизированы существующие исследовательские подходы к изучению НРД и сформулирована авторская концепция, позволяющая дать адекватное объяснение интеграции и изоляции этих движений в современном российском обществе.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного анализа процессов обращения индивидов в новые религиозные движения и сопутствующих участию процессов социальной изоляции могут быть использованы для оказания информационной поддержки родственникам последователей НРД.

Полученные материалы и исследовательские выводы могут способствовать формированию адекватной оценки явления в средствах массовой информации.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке курса «Социология религии».
Апробация результатов исследования. Положения данного диссертационного исследования представлены в ходе конференций различного уровня, в том числе на международных, таких как, IX международная научно-практическая конференция молодых ученых «Векторы развития современной России: научное знание в контексте современности», Москва, МВШСЭН, 2010; XV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, МГУ, 2007; Международная научно-практическая конференция «Роль религии в становлении российской государственности: исторический опыт и современность» Магнитогорск – Челябинск, 2007; и всероссийских: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования», г. Пермь, ПГУ, 2009; Всероссийская научно-практическая конференция: «Теория и практика толерантности: этнокультурные и межконфессиональные аспекты», НФ ИЭУП, г. Нижнекамск, 2008; Всероссийская научная конференция «Современное российское общество: состояние и перспективы». (Первые Казанские социологические чтения), Казань, Институт государственной службы при Президенте РТ, 2005.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, содержащих по два параграфа, заключения, библиографии (136 источников, в том числе 15 на иностранных языках) и приложений. Общий объем диссертации – 156 страниц (без приложений).



скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции
465.68kb.
Время и место проведения
33.03kb.
Работа защищена
961.81kb.
Великие географические открытия. Эпоха Возрождения
98.7kb.
Микромодуль
11.55kb.
Объем по ремонту тепловой изоляции турбоагрегата пт-135/165-130/15
37.08kb.
Большова наталья Николаевна Институциональные уровни и практики интеграции инокультурных сообществ
439.6kb.
Отчет по результатам социологического исследования «Женщина в современном российском обществе»
763.89kb.
Коршакова Э. С. (Иркутск) Гендерные стереотипы или равенство полов?
67.33kb.
В последнюю четверть двадцатого века логистика и вся связанная с ней деятельность стала предметом активного изучения и исследований
436.9kb.
Д. В. Пилипишин Как жить в обществе и быть свободным от общества
2576.48kb.
«в мире сказок»
183.29kb.