takya.ru страница 1
скачать файл
Использование графических работ

Эрнста Неизвестного на уроках по роману

Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Нужно ли сегодня говорить с подростками о Достоевском и Раскольникове? Очень. Ещё более необходимо, чем вчера, в веке двадцатом. Потому что цена человеческой крови – грош. Как и жизни. А в виртуальном мире, населённом безликими существами, нет звуков человеческого голоса, стона или плача, у существ же нет человеческих лиц, нет глаз, нет слёз. Там есть преграды-люди, которых убирают с пути. На скорость. Чем выше темп, прицельнее выстрел – тем вернее шанс победить.

Как живёт в мире реальном «выныривающий» на некоторое время из своего «замониторья» подросток? Естественно, он проецирует виртуальное пространство на «свою реальность» и частично переносит из него подходы к решению жизненных задач, которые нашёл и усвоил там.

Иногда студенты, читая «Преступление и наказание», высказывают суждения, абсолютно логичные с точки зрения человека, сформированного современными цинично-прагматичными принципами. Всё так: есть «властелины» и «слабаки»; идёшь к цели не выбирая средств – и получаешь желаемое; случилось неожиданная преграда – переступай, ведь победителей не только не судят, но «ставят кумиры»…

Поэтому говорить надо так, чтобы услышали и прочувствовали, осмыслили, увидели и глазами, и сердцем. В этом помогают графические работы Эрнста Неизвестного. У студентов они вызывают неподдельный интерес и желание понять замысел художника, по-своему читающего Достоевского и открывающего для себя и для нас его правду.

Эти графические композиции не столько иллюстрации, сколько интерпретации и повод для размышлений. Работы художника представляют эпизод, идею героя либо идею романа. Они многогранны, многоаспектны, многолики, но при этом однозначно отвечают на вопросы о добре и зле, вине и искуплении. «Между крестом и топором» - одна из таких композиций.

Здесь изображены два состояния Раскольникова: до (слева) и после убийства. Переживания, страх, внутренние противоречия и мысли состарили его: на правом лице морщины. У левого лица вместо глаз – впадины: на путь «наполеонизма» он вступает как бы слепым. У «правого лица» есть глаза – к прозрению он приходит через раздумия и страдания. Два лица на картине символизируют противостояние в Раскольникове «властелина», разрешающего себе «кровь по совести», и человека, уяснившего, что любая из «тварей дрожащих» – «не вошь»… Через оба лица проходят едва заметные линии треугольника, в основе которого – страдальческое лицо Раскольникова. Выбор сделан: топор и крест (идея и кара, или же кровь, страдания и путь к прозрению, к Богу?).

Особую роль в романе играют «двойники» Раскольникова. К интерпретации этих образов и их функции в произведении Э.Неизвестный подходит удивительно неожиданно и лаконично.

Первый взгляд схватывает несколько размытое лицо-маску. Возможно, это Раскольников. Некая ось – столб, увенчанный узнаваемой всеми наполеоновской треуголкой. Где же глаза? Угадывается их место, но … там другие лица! Вот одно – с окладистой светлой бородой; вот второе – с такими знакомыми бакенбардами «в виде двух котлет». Они смотрят друг на друга, как в собственное отражение. А может, это Раскольников «заглянул в себя» и в позициях этих персонажей увидел деформированную копию созданной им «теории»? Ведь властелину всё разрешается, а после крошечного преступленьица можно сделать «тысячи добрых дел»! Спасли ли некоторые «добрые дела» Свидригайлова? Или к спасению и прозрению ведёт иной путь, и идти по нему придётся, неся свой «Груз убитых»?

Лица на этой композиции выполнены в двух цветах: чёрном и белом; даже серый, присутствующий на графических картинах, здесь лишний. Трудно говорить о конкретных образах. Это, скорее, работа, иллюстрирующая мнение, что каждый несёт свою ношу, свою меру содеянного зла. Этот груз давит на тех, кто так или иначе сеял, вершил зло или не противоречил ему. Душа «переступившего» ощущает непомерный груз, и каждый должен осознать: чем больше было «препятствий», тем меньше шансов поднять придавленную этим прессом голову с ничего не видящими глазами. Выхолощенная, пустая душа – вот цена «пробы» «Наполеоном сделаться».
С этой «Грузом убитых» перекликается композиция «Арифметика». Рука Раскольникова сжимает эти жизни: одну (старухи) или три (ещё Лизаветы и Миколки) – не так уже важно, если на другой чаше – «тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения…» Уверен ли герой в правильности решения сформулированного им неравенства? Тогда почему он опять оказывается под прессом ужасного груза, а не парит надо всей «арифметикой»?
Удивительно ёмкими, несмотря на их лаконизм, являются композиции «Соня» и «Открытый финал».

Ей есть о чём молиться. Её не в чём обвинить. Лицо, в молитве обращённное к небесам, выполнено несколькими непрерывными линиями, формирующими целостный двуобраз.


Возможно, «чёрный профиль» говорит о пути, который выбрала Соня, когда уже было «некуда больше идти»?

А может, это Раскольников, с которым они пойдут вместе?


И на этом пути их ждут река и небо над обрывом, и степь, и другая жизнь, и истины, открываемые тем, кто хочет их познать…



скачать файл



Смотрите также:
Нужно ли сегодня говорить с подростками о Достоевском и Раскольникове? Очень. Ещё более необходимо, чем вчера, в веке двадцатом. Потому что цена человеческой крови грош. Как и жизни
36.67kb.
Очень важно психологически настроить ребенка-первоклассника. Нужно говорить, что в школе очень интересно, что он там будет хорошо учиться, что у него будет много друзей
13.38kb.
На телевидении в течение полугода шла передача «Суд времени». Сама её идея, конечно же, заслуживает очень серьёзного внимания
70.95kb.
Классный час на тему "Россия Родина моя"
77.41kb.
Урок за уроком, но сейчас девочке было нечем заняться, и она мучилась от безделья. Ей казалось, что стрелки на часах совсем забыли, что им нужно торопиться вперёд, ровно отсчитывая часы и минуты
47.79kb.
Вот и подходит к концу учебный год Для кого-то он стал чем-то новым, для кого-то просто ещё одним годом сидения в школе, для кого-то огорчением Сразу хочу принести свои извинения за неправильную информацию
169.77kb.
«Нижнетавдинский район: вчера сегодня, завтра», посвященный 90-летию Нижнетавдинского района
170.74kb.
"Крест" Эльбруса(5642м) восхождение и траверс с Юга на Север
70.01kb.
Демократия по-украински: вчера, сегодня, завтра
67.18kb.
Чтобы понять святость, очень важно уяснить, что у неё два полюса: Бог и мир. Её источник, основа
178.11kb.
Лавренова И. Ещё раз о чёрных тополях, так и не открывших своей тайны // Кузнецкий рабочий. 2003. 26 августа. С
41.74kb.
Выпускной вечер 2011 года звучит песня «Школьные годы чудесные»
37.99kb.