takya.ru страница 1
скачать файл


247_0029620g.jpg
Выполнил ученик 7 класса

МКОУ Судайская средняя школа

Чулков Дмитрий
Судай 2013 год

«Любовь к родному краю, i:\кострома фото\05112009110.jpg

знание его истории – основа

на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»

Д.С.Лихачев


  • Обоснование выбора темы проекта:

Мне очень хотелось расширить свои знания об истории православной культуры Костромского края

  •   Цель:

Сбор материала о церкви Рождества Христова находящейся на территории Судайского сельского поселения в деревне Дорофейцево уроч.Починок

  •   Задачи работы:

- Узнать об истории церкви Рождества Христова;

- Выяснить, когда была построена данная церковь, кто в ней служил.




c:\documents and settings\галина\рабочий стол\церковь рождества христова\p2160141.jpg

c:\documents and settings\галина\рабочий стол\церковь рождества христова\247_0029619b.jpg

Дата основания: начало XIX века, 1802-1808г.г.

Обиходное название: Христорождественская церковь.

Местонахождение:Костромская область, Чухломский р-он,

с. Починок, Судайского сельского поселения, уроч.Починок

(0,6 км от дер.Дорофейцево)

Историческое исповедание: православная.

Входит в перечень культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Чухломского муниципального района, Костромской области.

Любили чухломичи ставить божьи храмы на родной земле.

К концу 19 века в уезде насчитывалось 49 церквей, но не было ни одной, посвященной празднованию Рождества Христова. И только после перестройки территории нашему району в подарок от Солигаличского, досталась церковь Рождества Христова, на истоке реки Костромы, приходского храма одной из ветвей Лермонтовского рода.

Церковь стоит в лесу, на склоне пологого холма, в полукилометре от д. Дорофейцево. В 1802году здесь, на высокой горе, взамен ветхой деревянной высоко вознеслась новая белокаменная церковь. Из окрестных деревень – Заполье, Княжево и Дорофейцево были видны купола храма.

Приходской храм в формах позднего классицизма, отличающийся своеобразием объемной композиции и фасадного декора. Кирпичный оштукатуринный храм с приделами Макария Унженского и Власия построен в 1802-08г.г. на средства прихожан. К нему была приписана утраченная ныне старинная деревянная церковь Владимирской Богоматери, обновленная в 1860-е годы. Последняя стояла на кладбище, расположенном в полуверсте от Христорождественского храма.c:\documents and settings\галина\рабочий стол\отсканировано 22.03.2013 17-02.bmp

Здание имеет продольно-осевую объемную композицию. Храм типа ротонда на четвереке усложнен четырьмя миниатюрными декоративными главками на углах, поднятыми на глухих кубических постаментах, тесно прижатых к цилиндру купольного барабана, увенчанного луковичной чешуйчатой главкой на низком круглом барабанчике. Полуциркульная апсида значительно уже и ниже четверика, а прямоугольная в плане, поперечно вытянутая трапезная, наоборот, значительно шире. Небольшая паперть-переход соединяет трапезную с колокольней. Над двумя нижними четвериками последней (средний - полуярус) поставлен цилиндрический ярус звона, купольная кровля которого была увенчана высоким шпилем. Объемы четверика, апсиды и трапезной связаны единым профидьным цоколем с узкой лентой поребрика, очень архаичного для данного времени и выдающего руку провинциального мастера. Под углы обхемов подложены валуны. Крупная арка с трехцентровой перемычкой объединяет на боковых фасадах четверика все проемы: вход с фланкирующими его окнами и тройное полукруглое окно второго света. В простенках между нижними проемами поставлены пилястры, в основнии окон второго света – массивная горизонталь карниза с мелкими сухариками, на которую опирается широкий гладкий архивольт, обрамляющий проемы второго света. Высокий трехчастный клинчатый замок в его вершине настолько укрупнен, что перекрывает гладкий фриз в основании венчающего карниза, декорированного расширяющимися кверху ступенчатыми консольками. Гладкую плоскость стен по сторонам архивольта оживляют маленькие круглые нишки. Постаменты малых глав расчленены полуциркульными нишами, имитирующими итальянское окно с полочкой в основании и тройным замком, достигающим карниза, в вершине. Единственным украшением гладкого барабана ротонды, прорезанного по сторонам света прямоугольными окнами, является несложный карниз. Столь же скуп декор алтаря и трапезной: прямоугольные окна окружены вдавленными рамками, а ступенчатый карниз дополнен гладким фризом. Двухоконные ризалиты в центрах боковых фасадов трапезной завершены пологими треугольными фронтонами с полуциркульным окном в тимпане и лежачей ромбовидной нишей под карнизом. Высокие арочные проемы в нижнем ярусе колокольни (на боковых фасадах ложные) оформлены двухпилястровыми портиками с треугольным фронтом. Маленькие прямоугольные окна в центре граней полуяруса вписаны в арочный архивольт, фланкированный ромбовидными нишами с круглыми углублениями в центре, в завершении

Этого четверика проходит карниз с удлиненными ступенчатыми консольками. Поднятый на гладком четырехгранном постаменте цилиндр верхнего яруса прорезан четырьмя высокими арками. В их простенках на фоне рустованных стен поставлены гладкие пилястры, несущие ступенчатый венчающий карниз.

Во внутреннем пространстве храма переход от четверика к световой ротонде осуществлен с помощью трехступенчатых тромпов. Широкие арки соединяют храм с алтарем, перекрытым конхой с распалубками над окнами, и трапезной, поперечное лотковое перекрытие которой усложнено щековыми распалубками над проемами. Перекрытия нижнего яруса колокольни и притвора - коробовые. В северной стене колокольни помещена лестница к звону, в южной устроено небольшое хозяйственное помещение с коробовым сводом.

На колокольне имелись в наличии семь колоколов, самый большой в 197 пудов.

В этом году исполнилось 211 лет с момента возведения и освящения Христорождественской церкви, но, не имея под рукой документальных свидетельств о событиях двухвековой давности, почти невозможно воссоздать правдивую картину жизни этого приходского храма.

Церковная территория была окружена кирпичной оградой с четырехгранными угловыми башнями. Небольшой западный притвор, соединяющий трапезную и колокольню, появился в конце 19 века.

Много лет священствовал здесь пользующийся значительной известностью в округе, иерей Елисей Павлович Софийский, родной дядя экзарха Грузии, архиепископа Никона, в миру Николая Андреевича Софийского, родина которого с. Озарникова.

С 1885 г. священником стал Николай Иванович Изюмов, а после смерти отца Николая с 1902 г. священником стал Николай Васильевич Стригалев. Вот что писал о нем знаменитый солигалический краевед Л.М.Белоруссов: «Мы, мальчишки, жившие рядом с храмом, бегали в Никольскую церковь и слушали спевки мужского хора. Тенором в нем пел молодой учитель начальной школы, только что окончивший Костромскую духовную семинарию, Стригалев. Я и сейчас его хорошо представляю. Худощавый, высокий блондин с маленьким личиком. Голос его был чудесный: чистый, грудной, без напряжения он звучал и на высоких тонах. Однако Стригалев недолго украшал и услаждал наш город Солигалич. Скудное учительское жалованье не обеспечивало его семью и он ушел в священники села Рождество Починок нашего уезда.»

В 1937 году отца Николая арестовали, за то, что он вместе со священником Георгиевского храма села Митино-Верховье И.А.Нарбековым, придя на почту в д. Дорофейцево говорили о политике в своем районе. Об этом вскоре было донесено в Судайскую милицию и очень скоро священников забрали и расстреляли в г.Буе. Стригалеву в ту пору исполнился 61 год. Реабилитировали обоих священников только в 1989 году, место же захоронения остается неизвестным.

Кроме Стригалева, в 30-е годы в храме служил В.М.Аретов, к сожалению полное имя и отчество неизвестны.

Эти сведения были взяты из акта, составленного инспектором госдоходов Судайского райфинотдела Кузнецовым, в присутствии председателя религиозной общины М.А.Орловой, счетовода Дорофейцевского сельсовета Н.В.Чистякова и казначея религиозной общины А.И.Аристова. В акте имеется полная опись имущества, находящегося в каменной и деревянной церквях в 1929 году, 1935 и 37-м годах. Так как церковная община исправно платила все налоги, из церкви не были изъяты даже серебряные вещи, на колокольне еще имелись в наличии семь колоколов, а всего в двух храмах значилось 180 предметов церковного имущества.

По воспоминаниям Александра Николаевича Крюкова , в 1943 году, когда он учился в Починковской сельской школе, то заглядывал в окна храма и храм поразил его мальчишеское воображение сверкающим убранством. В церкви был богатый иконостас и очень красивая люстра, которую в последствии отправили в исполком Судайского сельсовета, но правда это или нет никто не знает. Стены и потолок внутри церкви украшали росписи на евангельские темы, а большую церковную библиотеку взял в свой дом учитель К.П.Беляев, к сожалению, в дом ударила молния и он сгорел вместе с библиотекой.

При церкви находилась церковно-приходская школа – 2-этажное деревянное здание, просуществовавшее до 1979 года, а между школой и церковью – сад. Одичавшие яблони и вишни до сих пор дают плоды, а рядом шумят вековые ели, явно посаженные рукой человека.

По воспоминанием Апполинарии Ивановны Кузьминовой 1918 года рождения, проживающей в д.Дорофейцево, раньше кладбище было у алтарной части храма, в настоящее время оно располагается дальше и ниже по направлению к д.Княжево. В этом месте и стояла летняя деревянная церковь святого Макария Унженского, квадратной формы, с куполом, покрытым железом.

Одни сторожилы утверждают, что церковь сгорела сразу после войны, другие, что в 60-е годы, но число называют точно – 1 мая. В церкви хранилось зерно, и сыновья кладовщицы, чтобы скрыть недостачу семенного зерна перед посевной запалили церковь. А церковь эта была построена неспроста, рассказывают, что когда-то очень давно рядом с деревнями Заполье, Изыменово и Душкино было Чертого озеро, где часто пропадали залудившиеся люди и скот. Тогда решили гиблое место освятить, и народ во главе со священником пошел с крестным ходом и с иконой Макария Унженского чудотворца вокруг озера, прося святого о заступничестве. Вскоре озеро стало превращаться в болото, а рядом поставили деревянный храм в память о чудесном событии.

По словам сторожил известно, что все убранство Христрождественской сохранялось до начала 60-х годов. Люди из церковной двадцатки - это Павел Петрович Крюков, дядя краеведа А.Н.Крюкова и Е.В.Волкова – старейшая жительница д. Заполье. Долго жил один в церковном доме и последний дьячок Леонид Николаевич Соболев.

А несколько лет тому назад жители д Душкино видели, как во время летней грозы молния ударила в крест, и он загорелся как свечка, видимо был деревянным, просто снаружи обит железом. Упал крест с сильным грохотом, и на два метра вошел в землю.

В настоящее время, лишь продуваемые ветрами стены, некогда величественного храма села Починок стоят на высоком пригорке, церковная ограда разобрана, сняты кровли с ротонды и трапезной, исчезли западные малые главы храма и штиль колокольни, полностью утрачено убранство интерьеров.

Давно осиротела церковь у истоков реки Костромы, она умерла вместе с последним священником – отцом Николаем и возродится ли вновь – будет зависеть от тех, кому жить в 21 веке.

Церковь Рождества Христова, постановлением главы администрации Костромской области от 30 декабря 1993 года № 598 «О объявлении находящихся на территории Костромской области объектов имеющих историческую культурную и научную ценность памятниками истории и культуры» входит в перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Чухломского муниципального района костромской области.

Проведя свою исследовательскую работу, я понял одно, что эту работу надо было проводить как можно раньше, пока еще были живы те, кто располагал хоть какой-то информацией о данной церкви. На данный момент, к сожалению уже нет в живых краеведа Крюкова Александра Николаевича, человека, мечтающего восстановить церковь Рождества Христова.

Я бы очень хотел, чтобы церковь Рождества Христова обрела новую жизнь, радовала нас своим колокольным звоном и вела людей к Вере, Добру и Милосердию.

Свою работу я хочу закончить стихотворением, которое написала моя мама Чулкова Галина Леонидовна. Это стихотворение выражает всю боль и горечь того, что мы русские люди, новое поколение забыли свои корни, забыли свои традиции, потеряли веру в Бога. А так хочется, чтобы как можно больше людей заинтересовались историей родного края, смогли собрать и сохранить для потомков кусочки красоты и величия нашего русского наследия.

Как все весело грешили, незаметно

Позабыв, презрев божественный завет,

Как все превосходно заучили,

Что на свете Бога не было и нет.

Есть на свете Бог, вы мне поверьте,

Пусть не гаснет во руке свеча

И воздастся Богом непременно

Тем, кто в это верил иногда.

В храм войди без боязни, без страха

Прочитай молитву покаясь

И с души огромный черный камень,

Словно в бездну тихо сорвался.

У иконы ничего не бойся,

Плачь и смейся, Бог всегда простит

Если ты с открытою душою,

Пусть хоть раз в храм Божий заходил.

Пусть же над Россией звонко льется

Песнь молитвы, звон колоколов.

Пусть же нас ведет дорогой веры

Свет от золоченых куполов!

i:\церковь рождества христова\p2160135.jpg

Вид с юго-запада



i:\церковь рождества христова\p2160142.jpg

Южный фасад



i:\церковь рождества христова\p2160140.jpg

i:\церковь рождества христова\p2160137.jpg

i:\церковь рождества христова\p2160139.jpg

i:\церковь рождества христова\p2160146.jpg

i:\церковь рождества христова\p2160147.jpg

i:\церковь рождества христова\p2160155.jpg

i:\церковь рождества христова\p2160143.jpg

i:\церковь рождества христова\p2160145.jpg

i:\церковь рождества христова\p2160148.jpg

i:\церковь рождества христова\p2160152.jpg

Вид внутри



i:\церковь рождества христова\p2160151.jpg

i:\церковь рождества христова\p2160149.jpg

i:\церковь рождества христова\p2160157.jpg

  1. В.М.Рудченко, Г.К.Смирнов, П.Н.Шармин, Е.Г.Щербаков. Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск VI. Чухлома Чухломский район., Кострома 2004 г.

  2. Чухломская общественно-политическая газета «Вперёд». №110

26 сентября 2002г.
скачать файл



Смотрите также:
Обоснование выбора темы проекта
98.7kb.
А Обоснование выбора темы, цели и задачи; б Описание методики работы, полученные результаты
107.82kb.
Исследовательская работа на тему: "Заболевания в школе и травматизм, их профилактика"
16.96kb.
Iii. Раздел Обоснование выбора методики для проведения количественного анализа образца
130.49kb.
2. Обоснование для разработки проекта
74.35kb.
Обоснование экономической эффективности проекта
640.13kb.
Ii раздел. Образовательная программа Обоснование выбора программы, методики, методы, приемы и технологии
118.97kb.
«общая характеристика неметаллов. Водород»
87.29kb.
2. Обсуждение темы проекта. Выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп. Распределение заданий между членами группы, обсуждение плана проекта. Одному из обучающихся, например, поручают нарисовать плакат
28.69kb.
1. Обоснование актуальности проекта Самое непостижимое в мире то, что он постижим
108.45kb.
Название проекта: мир без насилия
147.87kb.
Темы вашего учебного проекта
78.7kb.