takya.ru страница 1
скачать файл
Образовательная программа

вокальной студии «Созвучие»



1.

Полное название

Образовательная программа вокальной студии «Созвучие».

2.

Дата создания

2011год

3.

Направление деятельности

музыкально-эстетическое

4.

Сроки реализации

5 лет.

5.

Возраст учащихся

10-17 лет

6.

Цель программы

1.Приобщение учащихся к вокальному искусству;

2. Обучение сольному и ансамблевому пению;

3.Развитие певческих способностей.


7.

Краткое содержание программы

5 ступеней обучения:

1. По музыкальной лесенке.

2. С песней дружить.

3. Твори, выдумывай, пробуй.

4. Постигая азы мастерства.

5. Волшебная страна музыки.



8.

Прогнозируемые результаты

Приобретение обучающимися основных знаний, умений и навыков, соответствующих пяти ступеням обучения.

9.

Особая информация

Победители районных, региональных, республиканских конкурсов, фестивалей.


ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ
В системе дополнительного образования детей педагогическим работникам предоставляется возможность творческого подхода к проектированию образовательного процесса, к созданию различных видов образовательных программ. Образовательная программа – основной рабочий документ педагога дополнительного образования, результат осмысления его деятельности, назначения, целесообразности, результативности и полезности. Состояние системы дополнительного образования в Алданском районе свидетельствует о том, что она достаточно развита, имеет достижения, на которые можно опираться при осуществлении модернизации образования, и может внести в этот процесс существенный вклад. Поэтому важно на сегодняшний день определить свою роль и место в этом процессе.

Работа над образовательной программой вокальной студии «Созвучие» предусматривает:



  • возможность поделиться опытом своей деятельности;

  • очертить круг проблем и противоречий, мешающих развитию самодеятельного пения;

  • внести конкретные предложения для эффективного решения этих проблем;

  • определить условия и факторы, необходимые для профессионального роста вокальной студии.

Музыкально-эстетическое образование учащихся – эффективное средство социализации при условии грамотного, внимательного педагогического руководства, когда обучение рассматривается в первую очередь как средство нравственного воспитания, при этом каждый обучающийся получает возможность понять, что сделанный им выбор в подростковом возрасте не препятствует в будущем продолжению образования в других областях.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В Республике и районе уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена и деятельность педагогов дополнительного образования гимназии.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование устойчивого интереса к пению

  • Обучение выразительному пению

  • Обучение певческим навыкам

  • Развитие слуха и голоса детей.

  • Формирование голосового аппарата.

  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества;

Программа предусматривает пять возрастных ступеней обучения, являющихся основной структурной единицей программы и позволяющих наиболее полно реализовать её цели и задачи. Каждая возрастная ступень рассчитана на один или два года обучения, сопровождающихся краткой мотивировкой возрастных особенностей слуха и голоса детей определённого возраста;
Структурно-функциональная модель программы


Волшебная страна музыки

  • 5год обучения

(возраст 15 -17 лет)


Музыкально-эстетическое образование в условиях вокальной студии «Созвучие»

Постигая азы мастерства

  • 4 год обучения

(возраст 13-15 лет)
V ступень

IV ступень

Твори, выдумывай, пробуй

  • 3год обучения

(возраст 12-14 лет)



С песней дружить

  • 2 год обучения (возраст 11-12 лет)


III ступень



  • По музыкальной лесенке

    • 1 год обучения (возраст 9-10 лет)
    II ступень


I ступень

Дети начинают заниматься в студии с 9-10 лет, заканчивают в 16-17 лет. По окончании учебного года обучающиеся переходят на новую ступень обучения, занимаясь по вышеуказанной системе.

Задача педагога не только заинтересовать ребёнка каким-либо делом, но и помочь ему достичь определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям обучающегося. Поэтому предусмотрено осуществление деятельности на 3 уровнях: массовом, групповом и индивидуальном. При планировании деятельности усилия направлены на соблюдение баланса между массовыми, групповыми и индивидуальными формами работы.

Динамика результативности деятельности вокальной студии в рамках образовательной программы тщательно отслеживается и анализируется.

Дальнейшая деятельность вокальной студии «Созвучие» предполагает продолжение и совершенствование работы по развитию детской одарённости, созданию условий для выхода на районный, республиканский, межрегиональный уровни.

Режим занятий вокальной студии «Созвучие»
Занятия вокальной студии «Созвучие» проводятся 3 раза в неделю: вторник, четверг, суббота.





Вторник

Четверг

Суббота

1 ступень

(10-11 лет)



17.00 – 17.30

Индивидуальные занятия




17.00- 17.30

Занятие вокальной студии

1 ступени


15.00 -15.30

Индивидуальные занятия

15.30 – 16.00

Индивидуальные занятия




2 ступень – 3 ступень (12-14 лет)


18.00-18.45

Занятие в дуэте

18.45 -19.30

Индивидуальные занятия



17.30- 18.00

Индивидуальные занятия





16.00 -16.45

Занятие вокальной студии

2-3 ступени



4 ступень – 5 ступень (15-17 лет)

17.30- 18.00

Занятие в дуэте



18.00 -18.45

Индивидуальные занятия

18.45 -19.30

Занятие с трио, квартетом




16.45-17.30

Занятие вокальной студии

4-5 ступени


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Этот раздел программы содержит описание форм и методов, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи. Особое внимание в ходе учебного процесса уделяется постановке голоса, развитию артикуляционного аппарата, музыкальных и творческих способностей. Обучающиеся учатся правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, обучаются правильной манере звукоизвлечения и звуковедения, знакомятся с музыкальными новинками, получают основы музыкальной грамоты. При организации образовательной деятельности с особым успехом используются инновационные технологии Б. Теплова, Б. Уткина, «дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой и др.


I ступень «По музыкальной лесенке»

Учебно-тематический план 1 года обучения

(возраст обучающихся 9-10 лет)

Голосовой аппарат ребёнка еще не до конца сформирован, голосовые связки достаточно короткие и тонкие, малая ёмкость лёгких. Гортань ребёнка более, чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, слаб, он усиливается в основном головным резонатором, т.к. грудной фактически не развит. Голос ребёнка слабый, дыхание поверхностное.



Дети этого возраста характеризуются недостаточной устойчивостью внимания, быстрой отвлекаемостью, излишней активностью, недостаточной вокально-слуховой координацией. Это определяет специфику занятий: быстрая смена заданий, частое переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой, использование подвижных игр, доброжелательная обстановка и пр.





Тема



Теория

Практика

Кол-во часов

Базовый уровень

Углубленный уровень

1.

Вводное занятие




2

-

2

2.

Певческая установка

Становление вокально-хоровых навыков

2

8

10

3.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой.

2

12

14

4.

Азбука вокалиста

Малообъемные песни и попевки в унисон (1-3 звука). Восходящие и нисходящие движения музыки.

2

22

24

5.

Дикция




2

10

12

6.

Темп




2

2

4

7.

Игровые образы

Речевые игры и упражнения по принципу педагогической концепции Карла Орфа

2

-

2

8.

Итоговое занятие




2

2

4




ИТОГО:

16

56

72



II ступень «С песней дружить»
Учебно-тематический план 2 года обучения

(возраст обучающихся 11-12 лет)
У детей этого возраста голосовой аппарат окреп, увеличился диапазон (до1 – си1), дыхание стало более организованным, хотя всё ещё поверхностное. Дети отличаются большой слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать звуки по высоте, слышать движение мелодии вверх и вниз, могут выделить вступление к песне, начинают петь согласованно с музыкальным инструментом. Этот период можно назвать периодом становления и воспитания правильных певческих навыков.




Тема


Теория

Практика

Кол-во часов

Базовый уровень

Углубленный уровень

1.

Певческая установка

Становление вокально-хоровых навыков

-

10

10

2.

Звук




7

4

11

3.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой.

2

26

28

4.

Азбука вокалиста

Малообъемные песни и попевки в унисон (3-6 звуков). Пение в унисон.

4

40

44

5.

Артикуляция




3

16

19

6.

Музыка, образ, движение

Создание сценического образа

1

9

10

7.

Сценическая хореография




-

12

12

8.

Разнообразие вокального творчества

Направления в вокальном искусстве

4

2

6

9.

Итоговое занятие




2

2

4




ИТОГО:

23

121

144


III ступень «Твори, выдумывай, пробуй»
Учебно-тематический план 3 года обучения

(возраст обучающихся 12-14 лет)

У ребят появляется в некоторой степени грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mp и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре преимущественно одно-двухголосные произведения, к концу учебного года появляются произведения с элементами трёхголосия.






Тема


Теория

Практика

Кол-во часов

Базовый уровень

Углубленный уровень

1.

Азбука вокалиста

Пение в унисон. Интонирование скачков на разные интервалы. Двухголосие. Расширение диапазона до октавы.

-

20

20

2.

Детские композиторы-песенники.




4

8

12

3.

Ансамбль и его виды

Трио, квартет, ансамбль.

8

18

26

4.

Музыкальный образ




6

6

12

5.

Трёхголосие.




1

34

35

6.

Музыкальная драматургия




6

4

10

7.

Современность в музыке

Изучение произведений современных авторов.

8

4

12

8.

Строй в ансамбле

Многоголосие.

2

16

18

9.

Современная эстрадная песня

Вокальное творчество зарубежной эстрады.

12

20

32

10.

Элементы эстрадного исполнительства




2

16

18

11.

Элементы музыкальной грамоты

Музыкальная система. Нотное письмо. Музыкальный строй.

4

10

14




ИТОГО:

53

156

209


IV ступень «Постигая азы мастерства»
Учебно-тематический план 4 года обучения

(возраст обучающихся 13-14 лет)

В этом возрасте в организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат. Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским. Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. У мальчиков 13-14 лет – наступает мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако, существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос мальчиков обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования.







Тема

Теория

Практика

Кол-во часов

Базовый уровень

Углубленный уровень

1.

Азбука вокалиста

Пение в унисон. Интонирование скачков на разные интервалы. Навыки различного звуковедения.

-

30

30

2.

Ритмический и дикционный ансамбль




2

10

12

3.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой.

4

18

22

4.

Вокальное творчество ровесников




3

-

3

5.

Трёхголосие.




-

25

25

6.

Музыкальная грамота

Метроритмическая организация в музыке

20

22

42

7.

Патриотическая и гражданская песня




10

6

16

8.

Современные молодежные тенденции

Молодежные тенденции российской эстрады и зарубежных стран.

2

24

26

9.

Русская народная песня

Приемы исполнения русской народной песни

4

13

17

10.

Военно-патриотическая тема

Военно-патриотическая песня как особый жанр Отечественной эстрады

2

8

10

11.

Итоговое занятие




1

12

13




ИТОГО:

48

168

216



V ступень «Волшебная страна музыки»

Учебно-тематический план 5 года обучения

(возраст обучающихся 15-17 лет)
15-17 лет –сформировавшиеся вокальные данные и вокальные навыки учащихся. У мальчиков - послемутационный период, соответствующий становлению и оформлению гортани и всего голосового аппарата.

К 18 годам (время завершения полового созревания) развитие голосового аппарата в основном заканчивается, т.е. он становится взрослым. Мужской голосовой аппарат продолжает формироваться, но интенсивность этого процесса незначительна.







Тема

Теория

Практика

Кол-во часов

Базовый уровень

Углубленный уровень

1.

Азбука вокалиста

Расширение диапазона до децимы. Элементы трехголосия.

-

24

24

2.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой.

4

18

22

3.

Музыкальная грамота

Интервалы.

14

16

30

4.

Виды вокализации

Навыки различного звуковедения.

2

26

28

5.

Мелодический и гармонический ансамбль

Уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле.

Равновесие хоровых партий в произведениях гармонического склада



4

15

19

6.

Знакомство с A, cappella

Техник вокала

3

25

28

7.

Современная эстрадная песня




1

24

25

8.

Техника речи, артикуляция и дикция




10

12

22

9.

Молодёжная субкультура




4

6

10

10.

Сценическое движение, сценический образ

Создание конкретного сценического образа.

1

7

8




ИТОГО:

43

173

216


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Результативность обучения, воспитания и развития обучающихся характеризуется расширением диапазона их знаний, осведомленностью об окружающем мире, эстетической и общей культурой; проявлением творческой активности в социально-ориентированной деятельности; уровнем и адекватностью самооценки и характером межличностных отношений.



Одним из наиболее важных ожидаемых результатов программы может быть самоопределение обучающихся – жизненное, социальное, личностное, профессиональное.

РЕПЕРТУАР ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ «СОЗВУЧИЕ»
Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Профессионально подобранный репертуар стимулирует рост исполнительского мастерства, способствует развитию художественного вкуса слушателей. Репертуарный список вокальной студии «СОЗВУЧИЕ» регулярно пополняется новыми произведениями, с учётом уровня подготовки обучающихся и задач предстоящих массовых мероприятий и концертных выступлений. Особое место отводится военно-патриотической и гражданской песне.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996.

  2. Апраксина О. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними / Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 10. – М., 1992.

  3. Васенина Р. Правильное произношение слова как важнейший фактор в пении. – М.: Музыка, 1962.

  4. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. – М., 1967.

  5. Внешкольник. 2004, №№ 7, 10.

  6. Дополнительное образование. 2000, № 3; 2001, № 10; 2004, № 11.

  7. Конорова Е., Андреева М. Первые шаги в музыке. – М.: «Советский композитор», 1991.

  8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997.

  9. Шмагина Т.С. Музыка в московских школах. – М.: МИРОС, 1993.

  10. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: Альманах (выпуск 14-й), 2000.
скачать файл



Смотрите также:
Образовательная программа вокальной студии
174.05kb.
Директор мбоу нош №11 О. Р. Явкина «01» сентября 2014г
12.25kb.
Образовательная программа «Новые информационные технологии»
238.95kb.
Образовательная программа начального общего образования
5475.83kb.
Образовательная программа «Фитнес аэробика»
463.95kb.
Петракова Татьяна Ивановна Понкин И. В., Соловьев А. А., Гребнев Р. Д., Понкина А. И. Юрист в области спорта, шоу-бизнеса и рекламы: образовательная программа
10687.2kb.
Бушманова Ирина Владимировна, педагог дополнительного образования г. Печора 2011 г пояснительная записка Дополнительная образовательная программа
124.74kb.
Образовательная
385.46kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «гимназия
67.27kb.
Основная образовательная программа мбоу кондрашовской сош иловлинского муниципального района Волгоградской области
4303.4kb.
Образовательная программа занятий кружка «Кукольный театр» для учащихся 1 класса а моу «Средняя образовательная школа №6»
156.83kb.
Б: Стандартная индивидуальная образовательная программа (individualized education program, iep) штата Орегон Следует использовать вместе с документом «Индивидуальная образовательная программа, часть A: Правила программы iep по заполнению»
260.9kb.